Скурлатов В.И. Философско-политический дневник Николай Кузанский и Виссарион Никейский
Николай Кузанский и Виссарион Никейский
Посмотрел замечательное документальное кино из серии «Ступени цивилизации – «Метрополии»», серия 5 «Миссия в Константинополь» (телеканал «Культура», 19.55 – 20.50). Год 1437-ой, и по поручению Папы Римского плывет из Рима через Крит в Константинополь молодой тогда Николай Кузанский (1401-1464) для переговоров с византийским императором Иоанном VIII Палеологом (1392-1448) о заключении унии между Католичеством и Православием и о совместном отпоре наступающим туркам-мусульманам. Уния была заключена
5 июля 1439 года в тогдашней «столице мира» Флоренции. А в фильме – прекрасный рассказ о Константинополе-Царьграде и его памятниках, о современном проекте компьютерно и реставрационно воссоздать город и его дворцы и храмы эпохи 1200-го года.
Несколько компетентных европейских профессоров комментируют события той эпохи, и я как патриот Православия подметил некоторую недооценку византийской духовности. Да, Виссарион Никейский известен и на Западе, поскольку после заключения Унии он стал вторым человеком
в Риме. Он – и православный митрополит, и католический кардинал, реальный претендент на папский престол. Но не забудем, что за ним и рядом с ним – его духовный наставник, загадочный по сей день правоверный православный эзотерик Гемист Георгий Плифон /Плетона/ (1355-1452), руководитель духовного центра в Мистре (Морея, Пелопонесс, в 8 км к западу от Спарты).
О Плифоне – ни слова, хотя отмечается, что Николай Кузанский нашел общий язык с Виссарионом Никейским, учеником духовного лидера Мистры. Между
тем не Николай и не Виссарион стали детонаторами духовного сверхвзрыва Возрождения в Италии, а именно Гемист Плифон, который в 1438 году увлёк флорентийского лидера Козимо Медичи Старшего (1389-1464) своим правоверием, и тот, приняв от православного мудреца списки сочинений Платона и других античных авторов, в 1462 году на вилле Кареджо под Флоренцией основал Платоновскую академию во главе с правоверным Марсилио Фичино (1433-1499). Так что у истоков Нового Времени (Модерна) - не только западные субъектники,
но и восточные православные учителя, прошедшие школу византийского исихазма.
Анна Васильевна Палеолог - большой саккос Фотия, Оружейная палата, вышивка
Не сказано ни слова и о России. Между тем византийский император Иоанн VIII Палеолог взял в жены московскую княжну Анну (1393-1417), дочь Великого князя Московского
Василия I Дмитриевича и Софьи Витовтовны, а братом его был родившийся в 1404 году в Мистре Константин Мануилович Палеолог, который 6 января 1449 года после смерти брата принял византийский престол и как император Константин XI Палеолог правил до роковой ночи 29 мая 1453 годы, когда погиб при отражении прорыва турок в Царьград. А его другой брат Фома Мануилович Палеолог после падения Конмстантинополя как деспот Мореи хранил духовные сокровища Православия в Мистре, где в 1448 (или 1451) году, судя по всему, родилась
его дочь Зоя Фоминична Палеолог. Возможно, её крестным отцом как раз и был морейский духовный лидер Гемист Плифон.
Под натиском турок семья морейского деспота Фомы Палеолога бежала на Корфу, а оттуда Зоя попала в Рим под покровительство Виссариона Никейского, который, подобно нынешнему местоблюстителю Московского патриаршего престола митрополиту Кириллу (Гундяеву), отличался дипломатическими способностями и стратегическим мышлением. И Виссарион Никейский организовал ключевой для судеб Православия
династический брак между Зоей Фоминичной Палеолог и Московским Великим князем Иваном III Васильевичем (1440-1505). И 12 ноября 1472 года прибывшая от папского престола Зоя, переименовавшаяся в Софию, сразу же после встречи с московским правителем пошла с ним под венец и далее в опочивальню. Таким образом, племянник московской княжны Анны Васильевны Палеолог – Иван III Васильевич, женился на племяннице её мужа – Софье (Зои) Фоминичне Палеолог, которая стала бабушкой первого Московского царя Ивана IV Васильевича
Грозного (1530-1584). Всё связано-переплетено в нашем мире, и прошлое живо в настоящем, и наши предки и ближние и дальние родичи двигают мировую и неразрывно с ней сопряженную отечественную историю. Мы – не на отшибе, а в Heartland, в сердце мира.