Скурлатов В.И. Философско-политический дневник Марксизм в нынешней КНР
Марксизм в нынешней КНР
Китайские философы-профессионалы довольно разнообразны, сужу об этом по журналу «Вопросы философии» (Москва, 2007, № 5, стр. 3-98), в котором опубликованы статьи ведущих современных китайским мыслителей. Среди них, на мой взгляд, компетентные марксистские тексты представили Ань Цинянь, И Цзэсюнь, Цзя Цзэлинь, Чэ Юйлинь, Ю Сюаньмэн и другие, но заметен также крен в сторону русской религиозной философии, которой китайские философы посвятили уже несколько научных симпозиумов (в журнале – четыре
китайские статьи о ней). В КНР перевели многие произведения Владимира Соловьева, Николая Федорова, Николая Бердяева, Сергея Булгакова, Льва Шестова, Семёна Франка, Николая Лосского, Георгия Флоровского и других. Переведены также книги Сергея Хоружего. И современных западных философов перевели. Параллельно развитию рыночно-капиталистических отношений в КНР и форсированному взращиванию китайской низовой субъектности, - идёт наступление буржуазной идеологии, и марксистская классика как-то постепенно оттесняется
на периферию, что побуждает часть китайской студенческой молодежи самостоятельно осваивать суть учения Карла Маркса.
Известный российский востоковед-кореевед Андрей Николаевич Ланьков рассказывает о некоторых марксистско-диссидентских явлениях, которые наблюдается в недрах китайского студенчества, в ЖЖ-посте http://tttkkk.livejournal.com/135761.html «Случайные заметки
Андрея Ланькова - дети играли в Сашу Ульянова, камни бросали в машину Романова»:
«Один их моих главных информаторов по китайским делам - это человек, сделавший такой же (вполне безумный по меркам нормального западного академического работника) финт, какой сделал и я сам: он отказался от позиции в хорошем западном университете
(правда, не от теньюрной, как я), чтобы жить и работать непосредственно в изучаемой стране. Для визы он преподаёт в университете, для дохода за большие деньги водит элитарные туристские группы и за приличные деньги учит английскому "новых китайцев", а в остальное время - пишет, выпуская по книге каждые 3-4 года. Он очень хорошо знает настроения китайской молодёжи, хотя его научные интересы - отчасти Мин, а отчасти гоминьдановский период и ранние коммунисты.
Так вот, он рассказал о любопытной
тенденции. В последние годы в китайских университетах стали появляться... марксистские кружки. Понятно, что марксизм там обязателен к изучению, но подавляющее большинство воспринимает его как обязательные упражнения в нудной и никому не нужной риторике. В этой связи вспоминаются слова вьетнамского профессора, декана одного из ведущих вузов страны: "мы хотели сделать нормальный факультет, и в общем преуспели, хотя эти козлы из ЦК всё равно заставили нас преподавать свой грёбаный марксизм" (цитата дословная,
сказано мне за чашкой замечательного ханойского кофе, словом "грёбаный" передано английское "f***ing").
Однако оказалось, что некоторая часть нынешних китайских студентов воспринимает эту марксистскую премудрость вполне всерьёз. Оно и понятно: в социальном отношении нынешний Китай слишком уж похож на те страны, в которых марксизм возник полтора столетия назад. "Юноши бледные со взором горящим" видят огромное имущественное неравенство, снижение возможностей для социальной
мобильности, дискриминацию низов, особенно рабочих-мигрантов, отсутствие каких-либо социальных гарантий, слабую юридическую защиту трудящихся. Понятно, что всё это им не нравится (точнее, не нравится самым неравнодушным из них). Однако те марксистские тексты, которые их заставляют учить, говорят именно об этих проблемах, а также и о способе их решения - через установление диктатуры пролетариата, как известно. С другой стороны, молодые люди, не испытавшие культурной революции и слышавшие о гражданской войне только
от бабушек с дедушками, не разделяют того страха перед нестабильностью и всякими "великими потрясениями", который в немалой степени определяет мировоззрение старших поколений.
Влияют на нео-марксистскую молодёжь и маоцзэдуновские идеи о единении с рабочим классом, "закалке в народной гуще". В результате некоторые из обязательных марксистских семинаров из формальных мероприятий превращаются в реальные, а молодёжь на каникулах даже отправляется революционизироваться и сливаться
с народом, устраиваясь на предприятия.
Всё это, кстати, очень напоминает Южную Корею семидесятых - вообще, дэновский Китай удивительно похож на Южную Корею времён Пак Чжон Хи. В те времена в Южной Корее студенты тоже читали марксистские книжки, а потом ходили в народ, так что владельцам предприятий пришлось научиться вычислять слишком умных и не брать их на работу - а то и до забастовки недалеко (а уж пара судебных исков просто гарантирована). Разница в том, однако, что в Южной Корее революционный
марксизм был идеологией запрещённой, а в нынешнем Китае он является идеологией официальной.
Понятно, что всё это властям сильно не нравится, и такие группы стараются прижимать. О посадках мой информант не слышал, но "профилактические беседы" и прочее вполне наличествует. Ситуацию запутывает то обстоятельство, что всё это движение часто разворачивается в рамках вполне официозных институтов, всяческих "семинаров по марксизму-ленинизму маоцзэдун-идеям".
Однако ситуация
презабавшейшая. Ультра-капиталистическое авторитарное государство в целях самолегитимизации вынуждено как-бы-исповедывать и как-бы-распространять идеологию, которая как раз против такого типа государств изначально и создавалась! Я не говорю, что эти кружки станут большой политической силой, и что сейчас где-то штудирует Энгельса новый Мао или, упаси господь, новый Пол Пот (в личном плане к мотивам этих ребят я отношусь с пониманием, но в крайне маловероятном случае их победы ничего хорошего для Китая вообще
и его трудящихся масс в особенности от этих идеалистов не жду). В целом правительству пока удаётся держать протестные настроения всех типов - и националистические, и эгалитаристские, и религиозные, и демократические - под контролем, хотя в условиях кризиса это может стать непростой задачей. Однако мой собеседник подчеркнул, что речь идёт о явлении довольно распространённом, хотя и не массовом».