Существующее множество конфессий уступает множеству культур и языков, однако церквей и сект тоже немало, и у каждой свой набор обрядов, святых, начальников. Каждая конфессия старается блюсти свою «каноническую» территорию материально-финансовой и кадрово-организационной подпитки. Все конфессии, даже протестантские, отстали от духовных запросов времени. Некоторые фрустрировались и впали в реакцию и терроризм.
Правоверное отношение к конфессиям такое же, как и к культурам и языкам.
Конфессии достойны уважения и изучения, они же передают давний духовный опыт, традицию. Однако всерьёз исповедывать их обрядоверия – увольте. Смешно носить лапти и зипуны, хотя дома или на даче почему бы не надеть, и смешно в обязаловку посещать храм и креститься или обрезаться и молиться и держать свечку и выполнять сотни обрядов, постов, суеверий. Сегодня любая конфессия – это этнография, музей. Другое дело – Правая Вера как интеграция откровений религий, постижений мудрецов и открытий ученых. Правоверный
не принимает на веру никакой обряд и тем более суеверие, а старается понять их суть. Понимая же суть или смысл обрядов той или иной конфессии, он неимоверно превосходит иерархов и мирян этой конфессии. Поэтому правоверный православный, например, более православен, чем православный обрядоверец. И т.д.
Тем не менее предлагают ввести обряды посвящения и правоверную символику для входящих в Сплот Правоверных. Ссылаются на масонов и сайентологов. На этом пути есть опасность выглядеть со стороны как секта
или партия. Вероятно, какой-то дресс-код в конце концов появится, да и товарные знаки и другие символы отличия необходимы. Но как избежать их фетишизации? Ведь люди так слабы и так легко цепляются за авторитет!
Субъектность каждого правоверного – лучшее противоядие против какой-либо версии «правоверного обрядоверия». К собственным символам надо относиться как бы извне – с пониманием их происхождения и смысла. Тогда возможна подстраховка от окостенения.