Скурлатов В.И. Философско-политический дневник Когда родился Иисус Христос
Когда родился Иисус Христос
По Российскому историческому телеканалу «365 дней ТВ» рассказал доктор
исторических наук заместитель директора Института всеобщей истории Российской Академии наук Игорь Николаевич Данилевский
в передаче «Час истины: Мир монастырей» о выдающемся русском математике правоверном Кирике Новгородце (1110-1158 гг.). Его труд «Учение о числах» считается древнейшим русским научным — математическим и астрономическим — трактатом. Он посвящен проблемам летосчисления. Кирик Новгородец систематизировал известные ему способы подсчёта лет, месяцев, дней и часов, привёл теоретические основы для календарного счёта. Считается, что Кирик точнее всех средневековых математиков приблизился к вычислению отрезка времени, который
человеческий мозг воспринимает как «настоящее». Это связано, как полагают, с его музыкальной деятельностью. Особое место в его трактате занимает раздел о «поновлениях», в котором содержатся сведения о циклах обновления неба, земли, моря и воды. Таким образом, в трактате Кирика циклизм из области хронологии переносится в сферу натурфилософского толкования бытия. Автор выходит за рамки строгой христианской ортодоксии, одновременно обнаруживая склонность к восприятию античного, возможно пифагорейского, наследия.
Замечательный рассказ Игоря Данилевского! Можно не ходить на лекции и конференции, а уткнуться в этот телеканал «365 дней» и черпать добротную историческую информацию – но историком-профессионалом не станешь. Ведь обучение на истфаке приучает к методу и определенной методологии изучения прошлого, и надо освоить, помимо минимального массива исторических знаний, также основы социально-экономического анализа, познать азы источниковедения, палеографии и других вспомогательных исторических дисциплин.
Я же пытаюсь продолжить традиции Кирика Новгородца - и в уходящем году написал несколько текстов о новом подходе к определению даты рождения Иисуса Христа. Поскольку сегодня зимний коловорот, с которым по изначальной сути должно сопрягаться рождение Бога, то напомню об этом своём постижении.
Тема избитая, а повод к новому подступу появился в 2000 году, когда у меня состоялся разговор с известным богословом и доктором исторических наук заместителем председателя Императорского Православного Палестинского
Общества о праздновании 2000-летия дня Рождества Христова. Когда праздновать по действующему на сей день в Русской Православной Церкви юлианскому календарю (старому стилю) – 7 января 2000 года по григорианскому календарю (новому стилю) или 7 января 2001 года? Конечно, я считаю «старый стиль» сугубо обрядоверческим анахронизмом и воспринимаю недавнее предложение Сергея Бабурина перейти всей РФ на юлианский календарь как шутку. Надо Рождество праздновать ближе к дню зимнего солнцеворота, как тысячелетиями со времен
палеолита делали наши предки, и григорианский календарь для РПЦ – давно назрел. А что касается празднования «двухтысячелетия» Рождества Христова, то юбилейный сбор православных иерархов и глав православных стран в Иерусалиме был приурочен к 7 января 2000 года. Итак, отсчёт идёт с 7 января 1-го года новой эры. Один год исполнился Иисусу Христу 7 января 2-го года? Значит, 7 января 2000 года – не 2000 лет было бы Иисусу Христу, а 1999. Уже неувязка!
Далее – от года на «0» или на «1» отсчитывать декады, века и тысячелетия. Например, «лихие» 1990-ые годы – с «1990 по 1999» (до воцарения
Путина) или с «1991 по 2000 включительно»? Соответственно «подлые» или «нулевые» или «путинские» годы – с «2000 по 2009 включительно» или с «2001 по 2010»? И так далее. Николай задумался…
Решил ввести «нулевой год» - между 1 годом до новой эры и 1 годом новой эры. Скажут – но ведь вся «общепризнанная» хронология выстроена без «нулевого года». Ответ – веками было «общепризнанно», что Солнце вращается вокруг Земли, а не наоборот. Логика выше мнения. Хронология с «нулевым годом» логичнее, чем без оного. Я тогда ещё не знал, что астрономы НАСА, рассчитывая солнечные и лунные циклы на тысячелетия
назад, тоже были вынуждены ввести «нулевой год» (смотри ниже).
Далее задумался о возрасте Иисуса Христа на Голгофе. Мнение – «тридцать три года». А Иудеи, согласно Евангелию от Иоанна, говорят Иисусу – «Тебе нет ещё пятидесяти лет» (8:57). Святой Иоанн Богослов ближе к Иисусу Христу и компетентнее в оценке телесного возраста Его, чем «мнение». И на Туринской Плащанице запечатлён мужчина не тридцати трёх, а скорее сорока пяти лет. Казнили Иисуса Христа, согласно подсчётам авторов Католической энциклопедии, вероятнее всего 7 апреля 30 года или 3 апреля 33 года (в пятницу,
в 14-й день еврейского месяца нисана). Значит, если Иисусу Христу ещё не было пятидесяти лет, но где-то около сорока пяти, он телесно должен был родиться между 15 и 12-ым годами до новой эры.
Всякие версии об истинном годе рождения Иисуса, исходящие из астрономических (типа Вифлеемской звезды) или исторических данных, - интересны, но слабо аргументированы. Год назад занялся этой темой основательнее. За основу взял Евангелие от Луки, поскольку евангелист опирался, как говорится, на первоисточники (Глава
1) – «/1/ Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, /2/ как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, /3/ то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, /4/ чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен».
Вникнув в Евангелие от Луки, увидел очевидное (странно, неужто никто раньше не заметил?) - близнечность Иоанна Крестителя и Иисуса
Христа. А «божественные близнецы» - индийские Ашвины, греческие Диоскуры, римские Кастор и Поллукс и так далее – первозданны и сопряжены с солнечным циклом зимнего и летнего коловратов и осеннего и весеннего равноденствий. От зачатия до рождения – 9 месяцев, и зачатый в то или иное равноденствие рождается в соответствующий коловорот. Близнечность чётко подчеркивается евангелистом Лукой – ведь Отец у обоих один (зачатие обоих от Святого Духа – 1:15, 1:35), и матери кровнородственны («Елисавета /мать Иоанна/,
родственница Твоя /Марии/» - 1:36), и срок беременности Елисаветы к моменту зачатия Иисуса «уже шестой месяц» (1:36), и полугодовалый «младенец /Иоанн/ взыграл радостно во чреве» Елисаветы, когда мать «услышала приветствие» Марии, только что забеременевшей Иисусом (1:41, 44).
В какой же день по лунному календарю и соответственно менструального цикла вошел Святой Дух в Елисавету и Марию и оплодотворил их? Ясно, что в полнолуние, на 14-ый день цикла.
По логике «божественных близнецов», зачатие каждого из них должно происходить в день, когда полнолуние совпадает с
равноденствием – одно в осеннее, другое в весеннее. Смотрим в соответствующие таблицы НАСА,
рассчитанные американским астрономом Фредом Эспенаком (Fred Espenak) и предусматривающие
«нулевой год», и отыскиваем годы и дни зачатия нужной «близнечной пары». Подходящая пара - единственная в интервале от 100-го года до новой эры до 100-ого года новой эры. Это – 25 сентября 13-го года до новой эры и 22 марта 12-го года до новой эры. Соответственно Иоанн Креститель родился в летний солнцеворот 12-го года до новой эры, а Иисус Христос – в зимний солнцеворот этого же года.
И день 1 января тоже становится сакральным и означает начало Нового Года, ибо в этот день (на восьмой день после
Рождества) свершается таинство богоизбраннического обрезания Иисуса Христа – «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Евангелие от Луки 2:21).
Через 12 лет, в 0-ой год, отрок Иисус Христос испытал духовное «второе рождение». «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник. Когда же, по окончании дней праздника,
возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его… Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увмдев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! Что ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов» (Евангелие
от Луки 2:41-43, 46-50).
Таким образом, если Иисус Христос испытал, как и его современник кесарь Август Октавиан, «второе» или «духовное» рождение в двенадцатилетнем возрасте, то, при дате его рождения в интервале от 21 до 25 декабря 12-го года до новой эры, именно 0-ой год приобретает сакральный смысл, и с этого 0-го года можно отсчитывать «новую эру» - и соответственно декады, века и тысячелетия начинать отсчитывать с годов, оканчивающихся не на "1", а на «0».
Подробности (в
том числе соответствия изложенной концепции с историческими сведениями об Ироде и об упоминаемых в Евангелиях римских деятелях с 30-го года до новой эры по 30-ый год новой эры) - в предшествующих моих текстах.