Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Читая Аркадия Аверченко

 

Добротно издает еженедельный журнал «Огонёк» свои литературные приложения, вообще уровень "Огонька" снова стал высоким, с нетерпением жду очередного номера, расцвет жанра, слава Богу. Под рукой – «Собрание сочинений» Аркадия Тимофеевича Аверченко (1881-1925). Шесть томов. Ночью читал Том 3 (Составил, подготовил текст, комментировал Станислав Степанович Никоненко. – Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 2007. – 528 стр.). В Том 3 вошли сборники – «Рассказы для выздоравливающих» (1912), «Черным по белому» (1913), «О хороших, в сущности, людях» (1914), а также рассказы из «Дешевой юмористической библиотеки «Сатирикона» и «Нового Сатирикона»» (1910-1914).

Читал-читал, а радости от прочитанного не получил. Главное – нет новой информации. Описаны типовые житейские ситуации на все времена, которые легко классифицируются и заранее известны и потому малоинтересны. Герой Аверченко – хайдеггеровский Das Man, а интересны мне субъектники, то есть те, кто делают историю. А объектники Аверченко – жертвы обстоятельств, в пределе «чарли чаплины» со смешными попытками по-обезьянски самоутвердиться. Утомительно одолевать рассказы о перипетиях их жизни. Уставали глаза и тянуло в сон. И быстро забывалось прочитанное.

Достойно ли писать историю Das Man, «маленьких людей»? Французские историки в ХХ-ом веке очень продвинулись в этом направлении. Как ни занудны бывают их труды, но они сумели проследить изменения способа, моды и стиля жизни простонародья или «маленьких людей» или обслуги или объектников. Употребляю слово «изменение», а не «эволюция», ибо несубъектное Das Man не эволюционирует по определению, но склонно к переменам и к подражаниям субъектникам и иногда даже испытывает мутации. Как и отправление естественных надобностей, так и жизнедеятельность Das Man изменяется в ходе прогресса, порождаемого деятельностью субъектников, но остается неизменной по сути. Блюда жизни меняются от подножного корма до высших гастрономических изысков и наоборот, но конечный результат испражняется примерно одинаково. Школа «Анналов» весьма респектабельна, и если бы кто-то из наших историков захотел по её методике выявить стереотипы социального поведения и типы бытового или производственного или политического предпочтения дореволюционного и пореволюционного населения страны – произведения Аркадия Аверченко получше социологических обобщений и реконструкций послужили бы набором идеал-типически понимаемых case в духе сase study method или современной «социальной этнографии» (Романов Павел Васильевич. Процедуры, стратегии, подходы «социальной этнографии» // Социологический журнал, Москва, 1996, № 3-4).

А мне-то какой интерес читать case-наблюдения Аркадия Тимофеевича? Времени трачу много, обрабатывать весь этот обширный «полевой материал» у меня нет возможности, пусть социологи-историки проведут такую работу, а я лучше возьму их аналитическое обобщение и уже на основании сформулированных итогов научного исследования сделаю для себя выводы и включу в свою картину отечественного исторического процесса.

Впрочем, полезно читать художественное бытописательство давних эпох, как и газеты и журналы прошлого, чтобы проникнуться атмосферой и предохраниться от односторонних исторических реконструкций. А на всякий случай case-паноптикум Аркадия Аверченко полезно иметь под рукой, чтобы использовать какой-нибудь подходящий пример-иллюстрацию в собственном тексте или в полемике.


В избранное