Где есть некое духовное течение («изм»), там есть и горизонт смысла, это течение направляющее-определяющее, и когда самоoсознание этого течения достигает некоторого «критического порога», то неизбежна попытка заглянуть за горизонт, и возникает новая компонента или ипостась данного «изма» – «постизм». Примерно так Жан-Франсуа Лиотар объясняет, кстати, суть постмодернизма в классическом трактате «Состояние
постмодерна». И если сейчас при наступлении эпохи Последние Времена на первый план выходит эсхатологизм, то неизбежно осознание эсхатологического горизонта и заглядывание за
Точку Омега – к Точке Альфа, то есть неизбежна ипостась постапокалиптизма в апокалиптизме.
Фиксирую факт – увлекаюсь переводной литературой и читаю её взахлёб, потому что в ней нахожу созвучия своему апокалиптизму. Возможно, просто под руку попадают именно зарубежные тексты, а современных отечественных авторов плохо знаю и мало читаю. Некоторые прекрасные художественные произведения читаю урывками в наших журналах, но системы пока в голове не сложилось, да и авторитетного для меня критика-литературоведа
пока не обнаружил вокруг, приходится осваивать самому текущий российский литературный процесс. Есть сильные в художественном и смысловом плане литературные тексты с антиутопической компонентой (Виктор Пелевин, Владимир Сорокин) и должны быть тексты эсхатологические, ведь нынешняя Россия оказалась в эпицентре сатанизма.
Ночью читал «постапокалиптический роман» - Крис Сэкнуссемм. Зейнсвилл /Zanesville/. Перевела с английского Комаринец А. Москва: АСТ, 2007 (серия «Альтернатива. Фантастика»). Автор –
американо-австралиец Kris Saknussemm. Он очень начитан
и умен. Эпиграф к роману по духу правоверно-эсхатологичен: «Человек – бог в руинах» (Ральф Уолдо Эмерсон). Ключевой мессидж главного героя - в духе хайдеггеровской сопряженности Dasein и Sein: «Стремись воссоединить бога в себе с Божеством во Вселенной».