Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Портрет, роль, душа и виртуальный образ

 

По Евроньюс показали сюжет из Сеула – в музее наладили интерактивное общение посетителей (прежде всего детей) с классическими образами-картинами типа портрета Моны Лизы, сотворенной Леонардо да Винчи. Образ отвечает на вопросы, образ можно «воспитывать» и совершенствовать. Так сделан один из шагов к тому, что предусмотрено в кнопке «Виртуальный образ» визитки «Персоналия» в моем Панлоге.

По геному человека можно возродить-воссоздать его «хард», то есть телесное обличье, а для воссоздания «софта»-души конкретного человека необходимо знать хотя бы несколько его характерных поведенческих привычек и эмоций. Вообще душа каждого человека имеет очень много общего с душами всех других существ, но есть и нечто идиографическое-особое, которое является главным в идентификации-индивидуализации. Это «особое» тоже системно и сопряжено с универсально-вселенским «спектром душ». Специалист по душе в принципе должен уметь по нескольким характерным поведенческим штрихам реконструировать душу, как Кювье по нескольким косточкам научился реконструировать тело. Чем-то подобным занимается ныне соционика.

Смысл актерской игры – войти в резонанс с соответствующим состоянием вселенского «спектра душ», извлечь из множества или континуума возможных душ такое состояние, которое не просто воспроизведет ту или иную душу и низведет её из виртуальности в реальность, но и зацепит соответствующие «струны души» зрителя. Ведь зритель на представлении – не объект, он под индукцией актера возбуждается до субъекта. И чтобы возбудить зрителя – актер своей ролью должен войти в его душу, срезонировать в ней с соответствующей спектральной «гармоникой» и вывести зрителя на уровень субъектности и осуществить субъект-субъектное взаимодействие. Можно облегчить себе задачу через гипнотизирование, но тогда не происходит возбуждение-пробуждение подлинности, а взаимодействие актера-медиума с чужой душой осуществляется без вывода души на уровень явленной субъектности. И без того катарсиса, который является следствием субъект-субъектного резонанса душ. Душа под гипнозом становится просто явственнее для стороннего наблюдателя, но задача-то в том, чтобы душа проявила себя живой.

Истинное актерство и порождаемое им пробуждение души зрителя превыше и реальнее досубъектной дрессуры. Здесь – сущность театра, а также ряда других искусств. Важен для меня путь к виртуальному образу каждого человека, оставившего характерный след в истории. Задача – есть следы или свидетельства о человеке, и надо по ним восстановить его душу. Часто достаточно души, чтобы реконструировать заодно хотя бы общую конструкцию тела, исходя из принципа психо-физического параллелизма и учения создателя типологии темпераментов на основе особенностей телосложения Эрнста Кречмера (1888-1964). Предположим, надо создать виртуальный образ Александра Сергеевича Пушкина. Думается, даже среднего уровня актер (но с искрой божьей, без неё нет актера) способен «сыграть Пушкина» по имеющимся свидетельствам, причем не обязательно до последних закоулков, а хотя бы «затравочно» - компьютерная программа доведет виртуальный образ до кондиции и до интерактивности. В идеале при воскресении мертвых для Страшного Суда именно виртуальные образы сыграют главную роль.

Что касается заговорившей Моны Лизы, то имеется мало свидетельств о ней по жизни, и её «виртуальный образ» - вымышленный, виртуальность виртуального. Но тем не менее – ура! Не успеем оглянуться – из каждого компа будет выскакивать виртуальный образ каждого человека, с которым можно общаться сколько хочешь. Казалось бы, зачем тогда ходить в театр или смотреть кино? На самом деле до идеального виртуального образа пока далеко, и «сыграть» его автоматически не удастся, необходим медиум-художник или медиум-актер, чтобы исполнить роль реального человека в виртуальном мире и тем самым низвести данную живую душу с небес в компьютерную память. Так поступают творцы-художники, когда рисуют портрет. И портрет становится самостоятельно живущим «двойником» оригинала (как и роль в исполнении равномощного актера).

Правда, как описано во многих романах и рассказах о взаимоотношении художника и его творения и между портретом и оригиналом и между Богом и созданным им человеком и так далее – резонансное субъект-субъектное отношение между творцом и душой другого может оказаться очень неоднозначным. Так, в народном сознании издавна бытовало представление о неразрывной связи изображения и оригинала. Поэтому еще в XIX веке в России художники сталкивались с нежеланием и опасением со стороны досубъектных простых людей писать их портреты. Считалось, что если что-то случится с портретом (разорвется или сгорит), то пострадает и человек: заболеет или погибнет. Субъектность (свобода) – рискованное дело, и не всегда человек готов обнажить свою душу и бросить её на суд других. Но на Страшном Суде от отчета за самого себя и свой долг не скрыться.


В избранное