Читаю апрельский выпуск журнала «Человек без границ» (Москва, 2008, № 4, стр. 1-64) с вынесенным на обложку темой номера «Гений Леонардо». Содержательно, интересно. Но в Интернете – только начальные строки статей, придется кое-что сканировать. Флоренция и Леонардо – глубинно, неисчерпанно. На обороте обложки – заместитель главного редактора журнала Дмитрий Зубов под рубрикой «От редакции» написал вводку «Между шкафом и гением»:
Восемнадцатилетний Леонардо да Винчи, изваянный Вероккьо в виде божественного Давида, поразившего гиганта Голиафа и отрубившего ему голову
Нет, не может современный человек прожить без тайн и загадок! Вот и Леонардо не дает нам покоя: не проходит недели, чтобы очередная сенсация не всколыхнула мир. Сколько монографий о его творчестве написано, сколько альбомов, книг издано, а вопросов меньше не становится. Чего только не придумывают дотошные исследователи,
чтобы разгадать «код да Винчи»: и зеркала к его картинам прикладывают, и справа налево книги прочитывают, и золотой пропорцией рисунки расчерчивают… А воз и ныне там. Вот, например, про Джоконду, кажется, всё уже раскопали, а она по-прежнему загадочно улыбается посетителям Лувра и тайны свои раскрывать не спешит.
Парадоксальная ситуация складывается: знаем о Леонардо все больше, а понимаем его все меньше. Целая отрасль науки уже существует — «леонардоведение», а сам Леонардо все дальше от нас отодвигается,
как в перевернутом бинокле. Что-то мы упустили, похоже…
Мне это одну забавную историю из жизни русского физика Лебедева напомнило. Однажды Петр Николаевич хвастливого всезнайку-студента на место поставил, сказав ему: «Молодой человек, мой книжный шкаф знает гораздо больше, чем я, однако физик я, а не он». Объяснить любому человеку, как, подражая Леонардо, правильно рисовать, думать, изобретать, наверное, можно… Но как при этом сделать, чтобы человек в очередной «книжный шкаф» или ходячую энциклопедию
не превратился, — задача потруднее.
Рецепт самого Леонардо краток и категоричен: «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства». Не в знаниях и не в навыках кроется сила мастера, и тем более не в кодах и шифрах, она — в мудрости и чистоте его сердца, открывающей путь божественному присутствию, или, проще говоря, Гению. Кто понял и научился этому, тот подошел к разгадке Леонардо ближе, чем даже самый начитанный эрудит.
Кстати говоря, у древних римлян Гений — это дух-покровитель, который
от рождения дается каждому человеку. Каждому, а не одному лишь да Винчи! Может быть, мы тогда по-настоящему Леонардо поймем, когда, любуясь его Гением, своего слушать научимся? Хочется верить, что так. Желаю тебе удачи, читатель, в этом нелегком, но благородном деле!
Ключевую статью «Гений Леонардо» написал Дмитрий Петров (стр. 4-23). Начало её гласит – «Признаюсь, к существованию Леонардо да Винчи я отношусь как к существованию богов или мифических героев. Зевс, Аполлон, Геракл, Дедал, Леонардо -
для меня это фигуры одного порядка. Но, если верить книгам, он действительно жил. Вот даты. Родился 15 апреля 1452 года в селении Винчи у подножия Албанских гор между Флоренцией и Пизой. Умер 2 мая 1519 года в замке Клу французского города Амбуаза. Между этими двумя предложениями - жизнь. Странная, непостижимая, не поддающаяся анализу. Жизнь человека, о котором написано более трех тысяч книг. Но даже если мы прочитаем все эти книги, Леонардо останется далеким и странным, потому что он совсем не похож на нас,
людей, живущих в XXI веке».
Да, он «титан Возрождения», почти полубог. Но он – не миф безвозвратного прошлого, а прообраз уже надвинувшегося эсхатологического будущего. Кто сотворит Словострел как алтарь Богосаможертвоприношения, кто будет жрецом-хотаром в этом Высшем Акте?
Сознательная жизнь Леонардо началась во Флоренции. Отец сменил тишину и покой полей и дубрав Винчи на шум города. С собой он привез сына, которому было тогда десять лет. Флоренция же была «столицей мира», эпицентром
того взрыва Сверхновой звезды низовой субъектности, который породил Новое Время (модерн) и в вихре которого мир живёт по сей день. «Флоренция XV века! – восклицает Дмитрий Петров. – Сердце и душа итальянского Возрождения. Тогда здесь работали все, кому эта эпоха обязана своим великолепием: Донателло, Брунеллески, Фра Филиппо Липпи, Росселлино, Микелоццо, паоло Уччелло, братья Поллайоло, Лука дела Роббиа, Мино де Фьезоле…» (стр. 7).
И в 1469 году семнадцатилетний Леонардо оказался в мастерской знаменитого
Верроккьо.
«Мастерская художника времен Возрождения была совсем не похожа на современную мастерскую. Те, кто работал в ней, часто были одновременно художниками и скульпторами, кузнецами и строителями, столярами и архитекторами. Ученики жили одной семьей с маэстро, вместе ели, спали под одной крышей. Они были единым товариществом, братством, в котором, тем не менее, права и обязанности были строго регламентированы. Общим правилом было доверие, открытость и взаимовыручка. Деньги хранились в сумке,
привязанной веревкой к потолочной балке, и любой брал оттуда столько, сколько ему было нужно.
Так же было заведено и в мастерской Андреа ди Чьоне, прозванного Верроккьо. Ученики сами распределяли между собой обязанности - от самых скромных (уборки мастерской и покупок) до более сложных и почетных, например приготовления штукатурки и красок и даже росписи какой-нибудь фигуры, всегда в строжайшем соответствии с рисунком на картоне самого маэстро.
В мастерской Верроккьо было несколько помещений.
Одно - с очень высоким по¬толком; здесь с одной стороны стояли кузнечный горн, мехи и наковальня для обработки молотом металла, а с другой - огромные подмости для ваяния величественных статуй. В других, еще более просторных помещениях стояли печи для плавки, столярные столы. Здесь же был склад мела, воска, других материалов.
Учитель Леонардо был скульптором и ювелирных дел мастером, резчиком, художником и музыкантом. В юности он занимался точными науками, особенно глубоко - геометрией, геологией и
астрономией.
В его мастерской работало много молодых художников, но особенно выделялись своим талантом двое: Пьетро Ваннуччи да Перуджа, прозванный Перуджино, и Алессандро Филипепи, прозванный Боттичелли.
Ученики всех времен похожи друг на друга. И те, кого учил Верроккьо, не исключение. Они были молодыми людьми, полными жизни, веселыми, скорыми на руку, острыми на язык. И всех их объединяла безумная, сумасшедшая любовь к искусству.
Каждый точно знал свои обязанности, и каждый
трудился, уважая другого и не мешая ему. Оценивали друг друга без высокомерия. Многие работы они выполняли или завершали всей группой, и в таком случае стояла подпись не Андреа Верроккьо, а его школы-мастерской» (стр. 8).
Внесу одно уточнение. На стр. 7 Дмитрий Петров отмечает, что «Флоренцию охватила страсть к античности и гуманитарным наукам», и «Джорджо Джемисто Плетоне основал в городе Академию по примеру платоновской, афинской». Но здесь под именем «Джорджо Джемисто Плетоне» имеется в виду великий
деятель византийского православия и глава духовного центра Мистрa в Морее (Пелопонесс) Георгий Гемист Плетон (Плифон) (около 1355 – 1452). Именно он разработал проект политических реформ, призванных вывести Византию из кризиса, а также создал один из первых набросков Правой Веры – высшей религиозной системы, подводящей под общий знаменатель христианство, зороастризм, ислам и греко-римское язычество. Именно Плетон являлся инициатором Флорентийской унии между православными и католиками, заключенной 5 июля 1439
года во Флоренции в церкви Санта Мария Новелла (её подписал и Киевский митрополит Исидор, резиденция которого располагалась в Москве). И именно Плетон крестил Зою, дочь деспота Мореи Фомы Палеолога, которая 12 ноября 1472 года стала супругой Великого Князя Московского Ивана III Васильевича - Софией Палеолог - и являлась бабушкой Ивана Васильевича Грозного.
Вот в этом горниле «сверхвзрыва» низовой субъектности и выплавилось чудо Леонардо и осуществился прорыв к высшей Программе, отразившейся в «коде
да Винчи».