Художник пытается выразить суть и смысл мира и потому пересекается и даже иногда сопрягается с философом, а через поэта, как и через пророка, прорывается чуть ли не Глас Божий, во всяком случае более-менее адекватно считывается тот или иной фрагмент Программы (Слова) сущего. Все эти вопросы почти до последних постигаемых мыслью глубин рассмотрены в трактате Мартина Хайдеггера Исток художественного
творения (Der Ursprung der Kunstwerkes /1935-1936/). Конечно, философская системность фундированнее литературно-художественной интуиции, но отрадно, что ряд современных
писателей задумываются над основолежащими смыслами и осознают, что кроме хвоста, хобота, ноги или экскрементов слона, есть все же и слон в целом, и что над сущим (Seiende) царит-парит бытие (Sein), домом которого является язык, а пастухом – человек (точнее – Dasein).
«Александр Викторович Иличевский – прозаик, поэт. Родился в 1970 году в Сумгаите. Окончил физматшколу имени Колмогорова при МГУ, Московский физико-технический институт (МФТИ). Занимался наукой в США и Израиле, работает редактором на московском Радио «Свобода». Автор поэтических книг
«Случай», «Не-зрение», романов «Дом в Мещере», «Ай-Петри», «Матисс» и других. Лауреат премии Юрия Казакова (2005), Русского Букера (2007) и др. Финалист Бунинской премии (2006) и Национальной литературной премии «Большая книга» (2006, 2007).
Физик и лирик Иличевский – один из самых успешных писателей поколения тех, кому за тридцать. Благодаря «Матиссу» снискал лавры лучшего романиста 2007 года, а недавно выпустил сборник рассказов «Пение известняка», который считает главной литературной удачей.
– Александр, ваши литературные достижения – книги, премии – известны. А в области теоретической физики успехи были?
– В 12 лет поступил в заочную физико-техническую школу при МФТИ, потом – в знаменитый интернат Колмогорова, потом в МФТИ… В институте попал в теоретическую группу академика Льва Петровича Горькова при Институте теоретической физики имени Ландау в Черноголовке. Горьков любил повторять: «Вы все хотите заниматься теорией поля. Но прежде надо научиться зарабатывать деньги. А их
вы сможете зарабатывать, если будете хорошо знать физику твердого тела». Только сейчас понимаю, насколько Лев Петрович был прав: все достижения цивилизации основываются на физике твердого тела… Что касается научных результатов, особо выдающихся открытий не было – статьи, публикации… Мне как ученому не повезло: интерес к науке стал убывать по мере нарастания интереса к литературе.
- Научная картина мира тоже по-своему поэтична, чем же «взяла» литература?
– Я недавно написал на эту тему
коротенькое эссе «Хвала теории», посвященное 100-летию Ландау. Когда люди создают научные модели и «сон разума» отражает реально существующие свойства мироздания, это кажется совершенно невообразимым. Первое, что приходит в голову: если человек создан по образу и подобию Творца, есть обратная связь, и Вселенная отражается в нашем разуме. Литература на самом деле та же теория. Создавая модель мироздания в виде художественного произведения, мы точно так же (или очень похоже) «вскрываем» в данном произведении какие-то
фундаментальные законы. Если повезет.
/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Очень сильная, хотя и не новая мысль, но её необходимо постоянно напоминать/
– То есть ваша проза – это проза физика и математика?
– По большому счету, я бы не разделял физиков и лириков. Если человек занимается развитием цивилизации, он должен изучить фундаментальную науку, а уже потом переходить к гуманитарным областям. Примат науки очевиден, и Бога в ней гораздо больше, чем в любой другой области, включая религию. Наступает
пора ортодоксального модернизма – в том понимании, что все сферы человеческой деятельности должны включать достижения науки.
/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Тоже верная мысль, я бы назвал её правоверной/
– Почему же вы не стали совмещать научные занятия и писательство? Одной литературой не проживешь, и вы все равно вынуждены заниматься журналистикой. Или это дает больше впечатлений, «жизненного материала»?
– Наука забирает и ум, и душу ничуть не меньше, чем литература. Да и невозможно писать
и ничего не знать о жизни – сначала нужно пройти какие-то «университеты». Как Горький или Бабель, хотя не дай Бог никому отправиться в «университет» под названием «Первая конармия», почерпнуть там весь этот ужас, а потом извлекать из него высшие смыслы… Я, к сожалению, не могу выдумывать – это большой недостаток для писателя. Поэтому мне нужно путешествовать, ездить, смотреть… Сейчас заканчиваю роман, и местность, в нем описанная, мне хорошо знакома: бывал там неоднократно – более того, там родился… Хочется
туда вернуться, чтобы завершить роман непосредственно «на натуре».
– То есть все странствия ваших героев автобиографичны?
– Долю вымысла трудно вычленить, поскольку все-таки это художественный текст, но персонажи не высосаны из пальца.
– Вам никогда не приходило в голову поучиться на писателя – поступить, например, в Литературный институт?
– Когда я был студентом Физтеха, одна моя сокурсница параллельно училась в Литинституте. Я смотрел на нее и думал: «Вот это
опыт, надо и мне попробовать». И попробовал: взял свои стихи, поместил в конверт и отправил в литинститутскую приемную комиссию. Пришел ответ, что мое творчество интереса не представляет. Но обиды не было, наоборот: стало понятно, что если не двигаться против течения, ничего не получится.
– А был в вашей жизни человек, которого можете назвать своим «литературным папой» (или «мамой»)?
– Мне чрезвычайно повезло: более десяти лет назад я начал переписываться с поэтом Алексеем Парщиковым
и обрел в нашем общении настоящую опору и полноценное ученичество, которое продолжается до сих пор. И, надеюсь, не иссякнет.
/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Увы, Алексея Парщикова и его творчество пока не знаю, но теперь возьму на заметку/
– Когда вышел сборник «Пение известняка», вы заявили, что тем самым бросаете вызов книжному рынку, на котором рассказы не так популярны, как романы. Но ведь это странно: сегодня у людей очень мало времени на чтение, и, по идее, востребован должен быть именно рассказ
– как жанр более короткий.
– Сначала объясню, откуда взялся такой пыл – «бросить рынку вызов» и прочее. Это следствие нашей бурной дискуссии с Алексеем Слаповским, который в Живом Журнале посетовал, что сейчас не пишет рассказы, поскольку они не имеют коммерческой ценности. Я задумался: почему романный жанр коммерчески так раздут? Очевидно, что написать толстый роман гораздо проще, чем толстый сборник рассказов – это раз. Во-вторых, роман – это жанр, который не то чтобы растлевает читателя, но делает
его более ленивым. Когда начинаешь читать рассказ, отложить его уже невозможно, а роман можно мусолить и месяц, и два, и всю жизнь (если он того стоит). Хотя, если рассказ удачный, то с экзистенциальной точки зрения в жизни читателя что-то должно измениться, как и после чтения толстого романа. Это касается и стихов, которые еще короче рассказов и в этом смысле очень выгодный жанр – выгодный для Бога… То есть мой запал на самом деле происходит из тех же запасников, которыми питался Бродский: будучи поэтом-лауреатом
США, он предлагал заняться выпуском поэтических антологий, которые раскладывались бы во всех гостиничных номерах и продавались во всех супермаркетах. Может быть, я много на себя беру, сосредотачиваясь на собственной книжке, но я отношусь к ней как лучшему из того, что сделал, она мне дико нравится.
/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Пока не читал, не берусь судить, но угодить мне трудно, мне кажется, ибо я много чего прочел и мне есть с чем сравнивать/
– Если бы вам предоставили возможность, чьим критическим
отзывом (в качестве предисловия или послесловия) вы бы снабдили свой последний сборник?
– Был бы абсолютно счастлив, если бы это сделала Алла Николаевна Латынина. Или Сергей Беляков. Или Ирина Бенционовна Роднянская. Или Алексей Парщиков. Или Владимир Губайловский. Или Михаил Бутов. Или Михаил Эдельштейн. К счастью, можно продолжить.
/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Алла Латынина или Ирина Роднянская действительно сильные и компетентные, а об остальных пока не имею представления. Современная российская
литература и критика пока мною не освоены, ждут своей очереди у меня под ногами/
– Складывается впечатление, что вы обласканы критикой…
– Я?! Обласкан?! Критикой?! На самом деле столько злопыхателей… Хотя мне важно не то, положительный отзыв или отрицательный, а то, насколько он глубокий. И таких откликов я могу насчитать штук семь – не больше. Но меня это не особенно волнует, потому что у нас вообще очень мало талантливых критиков. В лучшем случае это люди, которые добротно знают свое
дело, в худшем – те, кто с помощью критики решает не относящиеся к литературе задачи.
– А «простые читатели» отозвались на «Матисса» и другие книги?
– Да, и это счастье большое. Выяснилось, что «Матисс» реально продается, а недавно я выступал на радио «Культура» – и даже поговорить толком не удалось: не хочу хвастаться, но была куча звонков и хороших слов. Радостное недоумение вызывает тот факт, что «Матисса» читают люди от 22 до 60 лет. Серьезный вес молодежи среди моих читателей – это
чудо совершеннейшее: я не понимаю, как 20–25-летние могут находить что-то интересное в романе, в котором речь идет о тех годах, когда они были младенцами… И не просто читают – например, в ЖЖ я встретил чрезвычайно глубокий разбор «Ай-Петри»: человек (не профессиональный критик) всерьез рассматривает проблему главного героя и повествователя, говорит о неудачах... Это чрезвычайно полезно мне как писателю.
/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Надо и мне тоже прочесть и написать отзыв в своем ЖЖ/
– А насколько
полезно писателю участие в различных литературных конкурсах?
– Как ни глупо звучит, но я пожелал бы всем получить хотя бы одну премию. Если человек что-то делает, он должен за это отвечать. На Западе, мне кажется, премии не особенно важны, а у нас в отсутствие должного экспертного сообщества они играют отчетливую роль.
– Как известно, у литераторов есть такой обычай – в круг сойдясь, оплевывать друг друга. У вас не наступило разочарование от «изнанки» литературной жизни?
–
Литературную жизнь устранить невозможно, иначе устранятся и сами литераторы, и литература как таковая. Разочаровывает не «изнанка» сама по себе, а странный, смутный механизм возникновения мнений. Придя в литературу из науки, я поначалу сильно раздражался, поскольку в науке оценка происходит по ясным критериям: решил задачу – молодец, нет – иди и работай дальше. А в литературе нет того алгоритма, по которому можно поставить писателю оценку. Но у меня сложился свой круг общения – и немалый. И это означает, что
и среди писателей есть приличное количество приличных людей, которые способны различать литературу и литературную жизнь.
– Ваша коллега по перу и соперница по литературным конкурсам Людмила Улицкая как-то обмолвилась, что считает себя дилетантом: мол, попишу-попишу – и пойду заниматься чем-нибудь другим. Вас подобные мысли не посещают?
– Подождите, я в литературе только начал, я еще ничего не успел! Да и не было никогда возможности просто сидеть на даче, где многократно увеличивается
работоспособность, писать и получать за это деньги. Хотя замыслов хоть отбавляй – и все они романного свойства. И рассказы постоянно возникают, но я их блокирую, потому что в ближайшее время нужно закончить роман. В «Пении известняка» есть рассказы, которые являются главами недописанного романа «Суббота Апшеронского полка», который вряд ли будет опубликован. А если и будет, то очень не скоро.
– Многие писатели скрывают названия своих неоконченных вещей – боятся сглазить…
– В Бога надо
верить, а не в приметы!»
Насчет недописанного и притом непубликабельного романа «Суббота Апшеронского полка» заинтриговал, надо почитать «Пение известняка» и «Матисс». И вообще хотя бы на месяц погрузиться в современную отечественную художественную литературу и приобрести в этой сфере некую хотя бы минимальную компетентность. Наверняка много интересного здесь, как и в современной российской философии и отчасти в историософии. Художник способен непосредственно прорываться к сути и смыслу происходящего,
как удалось, на мой взгляд, Виктору Пелевину и Владимиру Сорокину, и другие наши авторы-творцы тоже наверняка смогли обрести бытийно-правоверное понимание тех или иных аспектов нашего прошлого, нынешнего и будущего отечественного эсхатологического сущего.