Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] Культ Путина

Власть в России внешне всё больше напоминает советскую модель: народ и партия
едины. Только вместо партии теперь один человек - Путин. Он сам и есть автор
этой концепции, утверждают близкие к Кремлю источники
В прошлый раз -- в 2005 году -- за статью <<Путин как фаллический символ России>>
пострадала ивановская областная газета <<Курсив>>. Было возбуждено дело по статье
<<Оскорбление представителя власти>>, и главного редактора приговорили к штрафу
в 20 000 руб. В сентябре уже за гораздо менее серьезный проступок куда более
суровая участь может постигнуть <<Саратовский репортер>>. На опубликованном в
газете коллаже Владимир Путин изображен Штирлицем в форме штандартенфюрера СС,
а Мюллер, депутат саратовской гордумы Михаил Исаев, просит Путина остаться на
третий срок: <<А вас, Штирлиц, я попрошу остаться. Еще...>> Теперь Росохранкультуры
на полном серьезе требует через суд закрыть газету за пропаганду нацизма и <<отождествление
Президента РФ В. В. Путина с офицером войск СС нацистской Германии>>.
Саратовская газета может поплатиться за то, что своей невинной шуткой -- только
ленивый не сравнивал Путина со Штирлицем, который, как известно, по основному
месту работы был вовсе не офицером войск СС нацистской Германии, -- нарушила
одно из основополагающих правил общественной жизни: Путина нельзя трогать. Социологи
продолжают утверждать, что как такового культа Путина не было и нет -- такие
ли культы бывали в советской истории! -- но чем дальше, тем отчетливее российский
президент предстает вождем, Лидером нации с большой буквы. Теперь он один, лично
-- автор всех достижений последних лет. Без него никак. С октября этот тезис
уже звучал с телеэкранов, в рекламных материалах <<Единой России>> и на партийном
съезде, где делегаты один за другим с трибуны уговаривали Путина остаться.
Для обычных людей Путин -- одновременно высшая власть, от которой они зависят,
и суперзвезда. Чтобы взглянуть на него, они готовы пойти на многое. В четверг
на 450-летии присоединения Башкирии к России Путин вышел к уфимцам у монумента
Дружбы. Граждане заранее пришли сюда с воздушными шариками, а также флажками
России, Башкирии и <<Единой России>> в руках. К подножию пускали только по спискам.
Списки составляли на предприятиях.
Граждан пустили к трем часам дня, Путина ждали к четырем, а приехал он к пяти.
На лестнице разыгрывали фрагмент из башкирской оперы. <<Великий царь, вот медвежья
шкура с подписями тысячи башкир. Прошу принять в состав России>>, -- пела Путину
и окружающим фонограмма.
На Путина смотрели, как на рок-звезду. Щелкали <<мыльницы>>. Президент возложил
корзину алых роз к монументу, выслушал кусок оперы, посмотрел на танец юношей
с копьями и на то, как башкирский пасечник забирается на сосну за диким медом
с помощью специальных приспособлений. Как только президентский кортеж отъехал,
к подножию монумента с двух сторон хлынула многотысячная толпа. <<Я готов целовать
песок, по которому вы ходили>>, -- ехидничали двое подростков, глядя, как люди
толкаются, чтобы сфотографироваться рядом с корзиной президентских роз. Но это
было исключение. Больше никто худого слова о Путине не сказал.
<<А Татьяна-то его за руку поймала>>, -- рассказывала подруге, когда Путин ушел,
про случай чудесного прикосновения к власти одна бюджетница. <<Да ты чё? Где?>>
-- не верила подруга. <<А вот тут она стояла, он мимо проходил>>, -- настаивала
бюджетница. <<Мыть не будет>>, -- решила подруга. <<Пойдем уже домой>>, -- канючила
еще одна женщина. <<Да стой ты. Проникнись ответственностью момента>>, -- шутили
над ней и не спешили уходить. Молодой рабочий Руслан с Уфимского агрегатного
объединения тем временем объяснил Newsweek, что глава республики Муртаза Рахимов,
конечно, <<круче Путина>> и это, в частности, проявилось в том, что Путин назначил
Рахимова президентом.
<<Культа личности я за ним не наблюдала, -- уверяла потом врач из уфимской больницы
No5 Рита Мозганова. -- Очень интеллигентный, скромный. У него же две девочки
-- мужчины, у которых девочки, они всегда добрые. Это уже доказано>>. Это всё,
конечно, далеко не культ личности. <<Для культа должна быть атмосфера страха
и обожания, -- говорит руководитель Левада-центра Лев Гудков. А у нас восхищаются
4-5% опрошенных, 28-30% симпатизируют, а остальные просто не против. Маловато
энергетики для культа>>.
Так что культ Путина, если он есть, формируется не снизу, а сверху. Звезду съезда
<<Единой России>> ткачиху Елену Лапшину, которая стала символом народной любви
к Путину, в день съезда ввели и в Высший совет партии. Власть в России внешне
всё больше напоминает советскую модель: народ и партия едины. Только вместо партии
теперь один человек--Путин. Он сам и есть автор этой концепции, утверждают близкие
к Кремлю источники. По сведениям Newsweek, единолично возглавить партийный список
-- его идея. А администрация президента, телеканалы или <<сторонники на общественных
началах>> эту концепцию воплощают в жизнь.
Одна из обязанностей элиты -- помогать формировать образ Путина. На его дне рождения,
который впервые Путин отмечал в Кремле с членами Совета безопасности и военным
руководством, премьер Виктор Зубков поднял тост <<за Путина -- лидера нации>>,
рассказывает близкий к Кремлю источник. И добавляет: еще совсем недавно -- при
премьере Фрадкове -- такие тосты звучать не могли. Именно <<выдающиеся личные
качества>> Путина, благодаря которым Россия якобы преодолела трудности 90-х и
вышла на путь развития, стали сквозной темой телефильма Никиты Михалкова <<55>>,
продемонстрированного в эфире РТР в день рождения Путина.
Эта же мысль проходит через фильм <<Групповой портрет президента>> журналиста
Леонида Млечина, показанного в тот же день на телеканале ТВЦ. <<Половина фильма
о личных качествах президента, половина -- о качестве общества, которому он так
нравится>>, -- пересказывает концепцию фильма Млечин. Он особо подчеркивает физическую
форму Путина и сравнивает его с последним Джеймсом Бондом в исполнении Дэниела
Крейга.
Образу Путина как раз не хватает человечности, чтобы он стал безусловно любимым
лидером, полагает культуролог Даниил Дондурей, но Путин держит личную жизнь в
секрете. Когда в сентябре -- тоже впервые -- появились фото Путина с голым торсом,
все удивились и стали ждать отмашки на позиционирование Путина как секс-символа,
рассказывает сотрудник одного из гостелеканалов. Отмашка так и не последовала.
Юбилей Лидера зашагал по стране. Питерский ландшафтный архитектор Владимир Верховых
встретил президентский праздник с лопатой и саженцем карельской березы в руках
в сквере между домами 151 и 155 по Приморскому проспекту. <<Мы решили поздравить
юбиляра и заложили в его честь Сад Владимира Путина>>, -- объясняет архитектор.
Заявление с просьбой закрепить за сквером официальный статус президентского сада
Верховых уже направил в заксобрание города. В заявлении, в частности, говорится:
<<На воскреснике единогласно было принято обращение жильцов... с просьбой о создании
скульптуры собаки Президента Кони Полгрейв: ``Лучшему другу Президента -- собаке
Кони''>>.
Верховых клянется, что не шутит. Но на самом деле у проявлений горячей любви
к Путину и его собаке со стороны жителей Приморского проспекта есть конкретная
меркантильная причина: по решению местных властей между домами 151-м и 155-м
в ближайшее время должен появиться 7-этажный бизнес-центр. Когда на площадке
появились первые рабочие, местные жители их скрутили и сдали в милицию. А когда
противостояние достигло апогея, подключили путинского лабрадора. <<Кони, установленная
в нашем дворе как представитель президента, будет охранять детскую площадку от
тех, кто хочет урвать клочок земли и возвести очередной небоскреб>>, -- пишет
депутатам заксобрания Владимир Верховых.
Вслед за питерскими садоводами образ Путина взяли на вооружение жители Самары.
На прошлой неделе группа граждан с улицы Осипенко обратились к губернатору с
аналогичным предложением разбить сквер имени В. В. Путина на месте предполагаемого
строительства двух элитных высоток в районе Волжского проспекта. А в центре сквера
-- увековечить главу государства. <<За восемь лет правления Путин заслужил, чтобы
ему при жизни поставили памятник>>, -- объясняет Newsweek одна из авторов идеи
Елена Колганова. Так юбиляр Путин в своей символической ипостаси уже превратился
в народного защитника.
В <<Единой России>> тоже норовят переборщить с чувствами. <<Ничего плохого в
том, что люди высказывают столько добрых слов в поддержку президента, нет. Почему
надо людей сдерживать? -- говорит замглавы фракции ``Единой России'' Валерий
Рязанский. -- А Конституция и президент -- лучшие гаранты того, что культа личности
не будет>>. Но у партийных активистов тоже практический интерес прославлять лично
Путина: он их ведет на выборы, и чем больше в народе любят президента, тем больше
у партии будет депутатских мандатов.
А вот в столице Марий Эл Йошкар-Оле отношение к Путину более бескорыстное: там
его имя -- уже исключительно в знак признательности -- может быть присвоено новой
улице в новом коттеджном поселке, где два трехэтажных дома будут выделены бюджетникам.
С идеей выступил главный архитектор Йошкар-Олы, но в пресс-службе обладминистрации
говорят, что вопрос на официальном уровне пока не рассматривался.
Вряд ли инициативам петербуржцев, самарцев и йошкаролинцев сегодня будет дан
ход. В Кремле следят, чтобы любовь к Путину не выходила за определяемые там рамки
приличий. И телевидение действует строго по инструкции. Они на ТВ поступают сверху:
руководители телеканалов в обязательном порядке посещают политические совещания
в Кремле. <<Есть формальные требования [как и сколько показывать Путина], и они
пока не менялись>>, -- говорит работник одного из телеканалов. Он полагает, что
ответственные за образ Путина еще не поняли, какая у него дальнейшая политическая
судьба, и боятся менять угол освещения. <<Есть люди, причастные к формированию
позитивного образа Путина, такие как Михалков, -- объясняет телевизионщик. --
Остальные, и мы в том числе, формируют, скорее, образы врагов>>.
Молодежное движение <<Наши>> в борьбе с врагами всегда было весьма активно, а
лидер <<Наших>> Василий Якеменко несколько лет назад одним из первых принялся
внедрять культ Путина -- но тогда только заработал репутацию политического маргинала.
А на прошлой неделе Якеменко перешел на госслужбу и возглавил госкомитет по делам
молодежи.
Самому Путину создание атмосферы его тотальной поддержки в обществе тоже необходимо
для решения конкретных политических задач. Через полгода он будет вынужден хотя
бы на время уступить президентское кресло, а в современной России, подчеркивает
социолог Лев Гудков, <<нет культа человека, а есть культ места>>. Чтобы не потерять
контроль и властные рычаги, Путин будет стремиться эту ситуацию изменить -- ему-то
придется перемещаться с одного места на другое. <<[Формирование] культа помогает
сохранить власть и полномочия>>, -- расшифровывает политолог Дмитрий Орешкин.
При этом исследования отношения элит к Путину показывают достаточно трезвое отношение,
подчеркивает Гудков: <<Чем [представитель элиты] ближе к власти, тем лучше его
отношение к президенту, как к барину. Дальше от власти -- критика его некомпетентной
команды: мол, люди держатся за власть и решают свои проблемы>>.
Петербургский экскурсовод Андрей Фролов уже третий год водит туристов по <<путинским
местам>>. <<Вот магазин ``Север'', где, вернувшись из Коми, из стройотряда, Володя
купил матери торт, а себе пальто, -- рассказывает экскурсовод. -- Путин вообще
красавец. Когда он учился в институте, у него одного было личное авто -- ушастый
``Запорожец'', выигранный родителями в лотерею>>. Кумирам нужны реликвии: <<Запорожец>>
Путина теперь в порядке частной инициативы выставлен на всеобщее обозрение на
территории Константиновского дворца в Стрельне.
Неудивительно, что при цене экскурсии 11 000 руб. их проводят только для иностранцев
-- соотечественники не проявляют интереса. К Путину в Петербурге относятся без
фанатизма, даже наоборот, поясняет Фролов. И искренне, от души добавляет: <<Лично
я школьников по ``путинским местам'' водить не буду. Скатываться до экскурсий
типа ``Ленин в Октябре'' не хочется>>.
"Известия" сняли колонку Ирины Петровской о фильме Михалкова к юбилею Путина
Редакция "Известий" сняла с публикации колонку Ирины Петровской о фильме Никиты
Михалкова "55" к юбилею президента Владимира Путина. Как сообщила Граням.Ру сама
Петровская, впервые за пять лет ее статья не появилась на страницах газеты. Как
пишет в своем блоге обозреватель "Эха Москвы" Ксения Ларина, материал Петровской
снят по распоряжению главного редактора Мамонтова.
Позднее Петровская заявила в эфире радио "Свобода", что Мамонтов сообщил ей,
что ее материал опубликуют на следующей неделе. "Я так понимаю, что редакция
решила публиковать не в колонке, а отдельно на полосе "Pro et contra", то есть
мнение мое, и, наверное, найдут какого-то человека, который оценит этот эпохальный
труд Никиты Сергеевича Михалкова со знаком "плюс".
Ксения Ларина поместила в своем блоге полный текст неопубликованной статьи Петровской.
В ней журналистка сравнивает фильм Никиты Михалкова "55", снятый к юбилею президента
Путина, с фильмом "Повесть о коммунисте", снятом к семидесятилетию генерального
секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева в 1976 году.[...]
[Статья была опубликована в понедельник 15.10 с примечанием редакции: "Вышедшая
7 октября в эфире телеканала <<Россия>> авторская программа Никиты Михалкова
<<55>> вызвала неоднозначную реакцию зрителей. Рецензия на эту программу телеобозревателя
<<Известий>> Ирины Петровской вызвала неоднозначную реакцию и в редакции. Было
принято решение отложить <<Теленеделю>> на день: чтобы дать возможность высказать
и иное мнение как о самой программе, так и о связанных с ней событиях в стране."-
врезка К.Ру]
* * *
Краткий курс истории ВВП
Никита Михалков своим телепоздравлением к 55-летию Владимира Путина подтвердил:
складывается культ. И показал - как именно его надо складывать и слагать
Поздравление в жанре 20-минутного тоста называлось <<55>> по аналогии с последним
михалковским фильмом <<12>> и заявлялось как <<авторская программа Никиты Михалкова>>.
После оговорки, что, может, <<не очень ловко говорить в лицо руководителю какие-то

Есть определенный сорт мемуаров: <<он вспоминает так, будто мы все уже умерли>>.
Никита Михалков предлагает: <<давайте просто проведем легкую экскурсию в те годы>>
и далее повествует о 90-х -- о <<времени лихих разбойников>>. Хотя не впервой
слышать, что предыдущее десятилетие -- это до нашей эры, до Пришествия и до Рождества,
но каждый раз оторопь берет: правда, ничего-ничего из 90-х не помогло успеху
2000-х? Ничего, если, по Михалкову, у Ельцина два главных поступка: передача
власти преемнику и выход из КПСС, а никак не сопротивление ГКЧП или что-то еще.
Если говорить про бедность 90-х и молчать про увеличение разрыва между бедными
и богатыми в 2000-х, если только в 90-х -- олигархи, будто в 2000-х они не стали
богаче в разы, -- это еще формат <<не совсем правды>>. Но когда единственное
наследие 90-х в 2000-м году -- это <<Курск>> (<<это всё то, к чему пришла страна>>
-- заключает Михалков), а потом в 2000-х нет ни <<Норд-Оста>>, ни Беслана (они
в телетосте вообще не упомянуты) -- это уже формат <<совсем не правды>>. Если
по допутинскому времени автор проводит <<легкую экскурсию>>, то по путинскому
уж до того облегченную, что и Родину не узнаёшь.
Это, конечно, экранное произведение, и то, как и где текст закрывает <<телекартинка>>,
-- вот уж действительно показательно. Семибанкирщину, <<когда рвалась страна
на части>>, поставленная <<на колени перед несколькими людьми>>, иллюстрирует
прием олигархов у Ельцина. Ради того, чтобы показать Гусинского, приходится <<палить>>
Фридмана (они в одном кадре), а рядом с Ходорковским стоят Алекперов, Чубайс
и Богданов.
Березовского в той съемке не видно, его приклеивают из другой отдельно, на слова
<<он здесь находится, вот только дерни за нитки>>. Кажется, телеканал этого человека,
воюя за Путина, громил Лужкова и Примакова на ближних подступах к Кремлю, а журналисты
издательского дома этого человека готовили с Путиным его первую книжку. Но не
время глупых вопросов: в следующем эпизоде автор умолкает -- и под патетическую
музыку Путин в летчицком снаряжении садится в Ту-160, показывает нам большой
палец, потом ведется прицельное бомбометание, а затем Путин в морской форме еще
утюжит пространство на крейсере. И понятно: 90-е были уничтожены дотла, и началось
новое летоисчисление. Поэтому <<можно делать всё, весь свой гешефт>> относится
к 90-м, и это мы все помним, а про <<Байкалфинансгрупп>> -- миллиардера из тверской
рюмочной, купившего в 2000-х <<Юганскнефтегаз>>, -- мы забыли, и публичную уже
драку трех спецслужб из-за <<Трех китов>> мы сейчас не замечаем.
У Михалкова это действительно получается ловко: речь течет с оттяжечкой, с раздуминкой.
Подложена музыка из михалковского же фильма <<Свой среди чужих, чужой среди своих>>
-- немного двусмысленно, но ведь и вся авторская программа идет под девизом <<к
черту подробности>>. Правда, порой начинают за кадром звучать явно задним числом
начитанные канцеляриты вроде <<по инициативе президента начато осуществление
национальных проектов>>, и с финальным абзацем <<президент уходит... это вопрос
решенный>> явно поторопились. Но два комплимента Путину даже по меркам тоста
все же перехлестывают через край.
Михалков рассказывает про мюнхенскую речь -- как Путин отчитывал Запад: <<Я чувствовал
потные ладошки, я видел людей, которые первый раз услышали, когда им сказали:
вы -- вор>>. Еще раз перечитываешь мюнхенскую речь -- много в ней чего нелестного
про Запад, но никаких воров там Путин вроде не разоблачает. Да и обоюдоостро
это -- слово <<откат>> все же не англосаксонского происхождения, и вообще прилично
ли ловить западных воров при нашей-то коррупции.
И про путинскую <<возможность на нескольких языках легко и непринужденно сказать
свою речь>> -- напрасно. Тем более что дальше к речи в рейхстаге (2001) приклеена
речь в Гватемале (2007): ну нет <<нескольких языков>>, легких и непринужденных;
ну плохой у Путина английский, а по-французски просто выучено несколько фраз.
Или это в расчете на телезрительниц-пенсионерок и на то, что молодая, почти сплошь
двуязычная Россия <<ящик>> не смотрит? Если на то пошло, гораздо большая заслуга,
что не легко и не непринужденно -- а то, что отмобилизовался Путин на пробивание
Олимпиады, не постеснялся своего произношения; какой он есть, таким на амбразуру
и бросился. Даже трогательно. Но, видать, стадия <<самый человечный человек>>
в лепке образа уже пройдена, пора из него еще и <<корифея языкознания>> по старой
памяти делать.
И еще пустячок: как-то потерялась Россия -- она, получается, лишь ждала своего
спасителя. И русскому народу в тосте места не нашлось. Не надеешься, конечно,
на какие-то современные пассажи про бизнес, интегрированный в мир, создавший
новые отрасли и выходивший из дефолта сам, не дожидаясь чудесных 2000-х. Но а
вообще народ-то -- он что, не только безмолвствует, но и бездействует? Нет, благотворные
перемены <<связаны с его именем и с его последовательным, поступательным, созидательным
движением во времени и пространстве>> -- это не про народ, и даже странно, что
в стенограмме тоста на сайте телеканала <<его>> пишется с маленькой буквы.
Глядя на абсолютную уверенность поздравителя, ни к чему пытаться доказывать,
что вроде не должно быть в XXI веке таких отношений общества и выборной власти,
страны и главы государства. А почему, собственно? Вот же они -- есть. Это говорит
и показывает Москва, а другого она про Путина не говорит и не показывает. Общество,
страна -- они же телезрители -- должны понимать: именно так теперь принято, именно
такие теперь отношения. А знаменитый деятель культуры как <<стилеобразующий фактор>>
эпохи, разумеется, первым подает пример, подбирая единственно верные слова про
то, как плохо было и как хорошо стало. В стихах получилось бы еще короче, тем
более что они давно написаны, надо только чуть подправить:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Путин великий нам путь озарил.
Четвертая михалковская версия Государственного гимна впервые прозвучала в эфире
в авторском исполнении.
* * *
Повесть о президенте
<<В трудные будни и шумные праздники умел он поднять людей на трудовой подвиг.
Замечательный дар у этого человека - увлечь за собой людей, поднять на выполнение
долга. Он выкован из крепкого металла. Велики и дерзновенны были планы молодого
руководителя - без устали созидать>>.
<<Огромное количество людей в нашей стране, доверивших ему свою жизнь, сегодня
могут честно сказать, что этот человек реально повлиял на их жизнь. Мы живем
в период, когда Россия сосредотачивается. И все эти перемены так или иначе связаны
с его именем и с его последовательным, поступательным, созидательным движением
во времени и пространстве>>.
Я не стану, дорогой читать, играть с тобой в угадайку : о ком эти дивные слова?
Сразу скажу, что между двумя цитатами, как и между двумя экранными произведениями,
в которых они прозвучали, - дистанция в 31 год. Первая - из документального фильма
<<Повесть о коммунисте>>, снятого к семидесятилетию генерального секретаря ЦК
КПСС Леонида Ильича Брежнева в 1976 году. Вторая - из авторской программы Никиты
Михалкова <<55>> , специально приготовленной к пятидесятипятилетию президента
России Владимира Владимировича Путина в году 2007.
Фильм <<Повесть о коммунисте>>, авторы которого, к слову, были удостоены Ленинской
премии, в конце прошлого года показал канал НТВ - к 100-летию со дня рождения
генсека. Это масштабное и эпохальное полотно, согретое теплой задушевной интонацией
выдающегося артиста Иннокентия Смоктуновского, читавшего текст за кадром.
Авторская программа Никита Михалкова, показанная в минувшее воскресенье телеканалом
<<Россия>> в рамках программы <<Вести недели>>, - творение более камерное, хотя
здесь, как и в <<Повести о коммунисте>>, на экране тоже колосятся хлеба, идут
по полю комбайны, летят самолеты, идут пароходы, а селяне и горожане радостными
криками готовы в нем - новом лидере нации - приветствовать Отца. (Видеоряд, кстати,
временами изумляет. Вот Путин, пилотируя военный самолет, за что-то там дергает,
а в следующем кадре бомба, стремительно летящая вниз, попадает ровнехонько в
здание, разнося его в клочья. Вроде наш президент пока ничего самолично не бомбил
и вообще не воевал - в отличие от героя Малой Земли своего предшественника-генсека?)
Но несмотря на стилистическое и концептуальное сходство двух экранных произведений,
нельзя не заметить того главного, что все же отличает <<Повесть о президенте>>
от <<Повести о коммунисте>>: глубоко личностного отношения к герою. Никита Михалков
не прячется за кадр, как Иннокентий Смоктуновский. И он, в отличие от Смоктуновского,
не читает чужой текст, а произносит свой, выстраданный, исполненный высочайшего
восхищения и нежнейшей любви, а потому трогающий самого автора буквально до слез.
Большому художнику и моральному авторитету нации решительно все равно, что <<у
кого-то может возникнуть ощущение: мол, не очень ловко говорить в лицо руководителю
какие-то слова... <<
Говорить в лицо руководителю <<какие-то слова>> и впрямь, наверное, неловко,
особенно в день полуюбилея. Но те слова, которые находит Никита Сергеевич, пытаясь
справиться со скупой мужской слезой, то и дело увлажняющей его лучистый взор,
никак не могут вызвать чувства неловкости. Это не просто слова - это цветистый
тост, или песнь, или даже гимн, дар сотворения коего, вероятно, передается по
наследству, от отца к сыну (генетикам на заметку!).
Перед мысленным взором автора проплывают ужасающие картины хаоса и разрухи, в
которые была ввергнута страна к моменту, когда в Кремль пришел Владимир Путин
(так, кстати, и в <<Повести о коммунисте>> прослежен тернистый путь страны от
лучины до Байконура). Опытный режиссер умело монтирует хронику начала 90-х с
хроникой конца столетия, так что, кажется, что все несчастья сконцентрировались
ровно тогда, когда Ельцин совершил второй, по мнению Михалкова, <<потрясающий
поступок>> за всю историю своего правления: добровольно оставил свой пост и передал
бразды правления Путину (первый потрясший Михалкова ельцинский поступок - отказ
от партбилета на 28 съезде КПСС).
Вспоминает Никита Сергеевич и <<время лихих разбойников>>, когда <<страна оказалась
поставленной на колени перед несколькими людьми>>. Вот они, на кадрах хроники
- хитрые и алчные, заклятые враги народа Гусинский, Смоленский, Ходорковский,
Березовский. Последний, впрочем, похоже, не сразу стал аспидом, коли за него
совсем, в сущности, недавно, как раз в конце <<лихих 90-х, агитировал ... тот
же Никита Сергеевич Михалков. Вот же проклятая память! Я как сейчас вижу зал,
набитый карачаевцами и черкесами, и нашего дорогого Никиту Сергеевича, горячо
убеждающего избирателей отдать свои голоса выдающемуся политику современности
Борису Абрамовичу, намылившемуся тогда в депутаты ГосДумы от Карачаево-Черкессии.
Но кто старое помянет - тому глаз вон. Сам Михалков и не поминает. Лишь радуется,
что пришел-таки к власти человек, решительно заявивший: <<Которые тут временные?
Слазь! Кончилось ваше время>>.
Автор-рассказчик пытается проникнуть в душу к президенту, размышляя о том, что
мог испытывать человек, на плечи которого лег тяжкий крест власти? <<Как выдержать
то, что на него свалилось? Как это перенести? Как включить в свое существование,
свое сердце, свою душу?>>
Хорошее подспорье в этих психологизмах - личная дружба, подаренная художнику
президентом: о, счастливчик! <<Я вспоминаю один наш разговор. Он говорит: <<Вот
смотри, вот кто я был? Вообще: кто я? И почему я оказался здесь?>> (Судя по контексту,
на вершине власти, а не на Николиной горе, в гостях у друга - И.П.)
Как ответил на эти судьбоносные вопросы <<доверитель>> Владимира Владимировича
или сам Владимир Владимирович - Михалков умалчивает. Просто признается со всей
откровенностью и прямотой: <<Эта фраза меня поразила. За ней я увидел очень серьезный
и ключевой вопрос жизни человека: не как жить, а зачем жить?>> Он еще не раз
сошлется на личные встречи с президентом - всякий раз потрясающие и поражающие
рассказчика до глубины души. Эти личные воспоминания окончательно убеждают: Михалкову
можно и нужно верить. Владимир Владимирович абы кого дружбой не подарит и на
<<ты>> не назовет. И уж тем более, не станет обсуждать ключевые вопросы жизни:
кто я? Где я? Зачем я?
В конце программы Михалков подводит итоги. Жизнь налаживается. Россия сосредотачивается.
В Чечне стабильность, а Грозный стал городом, которому завидует весь Северный
Кавказ. <<Затянулась кровоточащая рана в духовной жизни наших соотечественников>>
- произошло объединение церквей. Благодаря Путину пройдет Олимпиада в Сочи. Победно
и торжественно звучит папин гимн.
Кода. Глядя всем нам прямо глаза и давясь слезами, Никита Сергеевич произносит
финальный монолог: <<Путин уходит через четыре месяца. Это вопрос решенный и
оценивать его или обсуждать не имеет смысла. Но что мне кажется самым главным:
кем бы ни был и чем бы ни занимался наш президент, куда бы ни забросила его судьба,
в любом качестве своего существования - я хочу верить и, думаю, эту веру разделяет
большинство людей, живущих в нашей стране, - все это он будет делать с достоинством
мужчины и офицера.... Он выкован из крепкого металла. Замечательный дар у этого
человека - увлечь за собой людей. Поднять на выполнение долга. Мечта о БАМЕ стала
явью. Ведут бамовцы свои поезда в край далекий, край нашенский!>>
Ой, извините. В михалковский текст случайно вкрались слова из другой песни, то
есть, <<Повести>>. Но, в сущности, она не очень исказила смысл, не правда ли?
Это все о НЕМ. И про нас. А главное - про край НАШЕНСКИЙ!
Источник: "Компромат.ru"
http://informacia.ru/2007/news1538.htm

Ответить   Алексей Tue, 23 Oct 2007 23:33:45 +0400 (#703150)