[svoboda] Россия преуспевает. Или нет? ("The International Herald Tribune", США)

всем привет.
Если взглянуть попристальнее, понимаешь, что не все так хорошо в этом королевстве
Юджин Румер (Eugene Rumer)
Приближаясь к окончанию своего второго президентского срока, Владимир Путин,
вне всяких сомнений, гордится своими достижениями. К ним относятся внутренняя
стабильность, экономическое процветание и рост признания за рубежом. Но если
взглянуть попристальнее, понимаешь, что не все так хорошо в этом королевстве.
Во-первых, внутренняя стабильность. Мало что известно о делах внутри Кремля,
но одно понятно даже людям посторонним: Кремль в муках переживает кризис преемственности.
Силовики - представители спецслужб, либералы-технократы и прочие, кого не могут
идентифицировать даже самые проницательные кремлеведы, давно уже проводят хитрые
маневры с целью получения преимуществ во внутренней борьбе за власть.
Во-вторых, экономика. Центральное место в экономическом возрождении России занимает
приток нефтедолларов. Две трети российского экспорта составляют нефть, топливо
и газ. На начальном этапе восстановления экономики в стране углеводороды должны
были стать 'затравкой' для экономической диверсификации - как и подобает крупной
мировой державе с такими традициями и амбициями, как у России.
Но прошло почти десять лет, а Россия по-прежнему использует свое возрождение
на сырьевой основе для финансирования все того же сырьевого сектора. В 2006 году
менее двадцати процентов прямых иностранных инвестиций пошло в сферу обрабатывающей
промышленности, и даже эти средства были в основном потрачены на относительно
низкотехнологичную металлургическую и пищевую промышленность, продукция которой
используется главным образом на внутреннем рынке.
В сфере внутренних инвестиций картина еще более мрачная. Правительство Путина
провозгласило крупную инвестиционную программу (почти на 5 миллиардов долларов)
в области нанотехнологий. Но пока она больше похожа на казенную кормушку, чем
на двигатель, приводящий в движение российские исследования и разработки.
Нефтяные и газовые месторождения, питающие это процветание, иссякают. Добыча
газа в России стабилизировалась, а добыча нефти должна достигнуть максимума в
2010 году. Газ и нефть у России есть, но ее энергетическому сектору для освоения
новых запасов необходимо принимать верные решения, причем прямо сейчас. Западные
энергетические компании, чей капитал и технологии просто необходимы для поддержания
добычи нефти и газа на нужном уровне, чувствуют себя в путинской России довольно
неуютно, а перспективы энергетики, все больше попадающей под контроль Кремля,
не вызывают оптимизма.
Являясь крупным экспортером нефти, Россия пока не сумела стать мощной силой на
мировом рынке. Она плывет по воле ценовых волн и вынуждена соглашаться с предлагаемой
ценой, а не определять ее, поскольку на рынке господствует Организация стран-экспортеров
нефти. У России нет дополнительных добывающих мощностей, чтобы влиять на нефтяные
цены.
Все более активное участие в энергетическом секторе государственных чиновников
- в ущерб долгосрочным частным инвесторам - вносит свой вклад в создание менталитета
временщиков и искателей прибыли. Это уменьшает шансы на то, что российские экспортеры
будут продолжать добывать нефть в случае снижения цен на нее. А такая ситуация
будет приводить к дальнейшему падению цен. Хорошие новости для импортеров, но
не для России.
В-третьих, военная и внешняя политика. Среди прочих мнимых достижений Путина
наибольшее внимание в последнее время привлекает к себе восстановление военной
мощи России. Патрульные полеты российских стратегических бомбардировщиков дальней
авиации, а также угрозы российских военачальников нацелить ракеты на европейские
города в ответ на их участие в проектах противоракетной обороны возродили страхи
по поводу начала новой 'холодной войны'.
Но достижения путинской эпохи в этой области создают несколько ложное впечатление.
Российские вооруженные силы сегодня в четыре раза меньше своего советского предшественника.
Военная реформа в России длится уже почти два десятилетия и, как сказал недавно
начальник Генерального штаба, продолжаться она будет неопределенно долго. Основными
проблемами армии остаются низкая боеготовность войск и плохая техническая оснащенность.
Российская оборонная промышленность уже много лет находится на голодном пайке,
выживая только за счет иностранных заказов, в то время как закупки для нужд вооруженных
сил внутри страны близки к нулю. За период с 2000 по 2007 годы российские военно-воздушные
силы получили на вооружение три новых боевых самолета - один бомбардировщик Ту-160
и два истребителя-бомбардировщика Су-34. Бомбардировщики Ту-95, возобновившие
в последнее время дальнее патрулирование, начали поступать на вооружение еще
в 1952 году.
Еще одно мнимое достижение Путина на посту президента - это российская победа
в Чечне. Действительно, война закончилась. Но ни один уважающий себя российский
или иностранный обозреватель не назовет обстановку в Чечне и в соседних районах
Северного Кавказа мирной.
Столкновения враждующих кланов и группировок, похищения людей, убийства, взрывы
бомб стали повседневной реальностью. Этот регион далеко не мирный, и по данным
недавнего опроса, 70 процентов россиян называют обстановку на Кавказе 'напряженной'
и 'взрывоопасной'.
Напряженными остаются и отношения России со многими странами, как в ближнем,
так и в дальнем зарубежье. Напряженность - именно этим словом лучше всего можно
охарактеризовать внешние отношения страны в момент завершения второго президентского
срока Путина. Трубопроводная дипломатия Кремля, его стремление использовать торговлю
энергоресурсами для достижения политических выгод настроили большую часть ближайших
соседей России против нее.
Украина, Грузия, Азербайджан, Армения, Молдавия и даже Белоруссия получают угрозы
оказаться отрезанными от поставок топлива, им грозят повышением цен на энергоресурсы.
При этом Россия ставит данные страны перед жестким выбором, а это лишь усиливает
центробежные тенденции со стороны российских соседей, многие из которых стремятся
к сближению с НАТО и Европейским Союзом, чтобы получить гарантии защиты от усиливающейся
Москвы.
Да и за пределами ближнего зарубежья российские позиции тоже ухудшаются. Российское
бряцание ракетами в ответ на планы США по развертыванию компонентов ПРО в Европе
мало кого остановило по обе стороны Атлантики. Эта агрессивность лишь усилила
трансатлантическую солидарность.
Тот же самый эффект российская политика произвела и в Европе, где ее ракетные
угрозы вкупе с трубопроводной дипломатией помогли преодолеть разногласия между
'старой' и 'новой' Европой и привели к тому, что ЕС стал более внимательно и
осторожно относиться к действиям Москвы.
Тот факт, что отличающийся своим спокойствием и бесцветностью саммит Россия-ЕС
в мае 2007 года завершился открытым разладом между Путиным и лидерами Евросоюза,
говорит сам за себя.
Сегодня все выглядит прекрасно, но преемник Путина - он сам или кто-то еще -
унаследует массу проблем во внутренней и внешней политике, для решения которых
придется делать трудный выбор.
Юджин Румер - научный сотрудник Института национальных стратегических исследований
(Institute for National Strategic Studies) Университета национальной обороны
(National Defense University). Его статья "Russian Foreign Policy Beyond Putin"
(Российская внешняя политика после Путина) недавно опубликована лондонским Международным
институтом стратегических исследований (International Institute for Strategic
Studies). Здесь изложены его личные взгляды.
Евгений Еремин
http://inosmi.ru/stories/07/01/05/3499/237373.html