Что сделать с Панбуком?
Год назад я запатентовал карманный компьютер «Панбук», который похож на обычную
бумажную книгу формата А5.
Когда «Панбук» раскрывается, то вместо двух страниц – два экрана, один из которых
сенсорный.
Если держать «Панбук» как раскрытую книгу, то с помощью кнопки пролистывания
можно листать электронные страницы, читать роман или учебник с рисунками и другими
мультимедийными возможностями.
А если повернуть «Панбук» на 90 градусов, то он становится обычным «ноутбуком»
со стандартной диагональю «верхнего» экрана 8,9 дюйма, а «нижний» сенсорный экран
превращается в стандартную сенсорную компьютерную клавиатуру.
Кроме всех возможностей мощного ноутбука, в «Панбуке» предусмотрена также спутниковая
видеотелефония, встроенная цифровая видеокамера и т.п.
Используется операционная система Линукс, составлена программа эргономичного
электронного «книгоиздания», на жестком диске размещается моя универсальная информационно-поисковая
система и база данных «Панлог», и т.д.
«Панбук» собирается из стандартных комплектующих, за исключением блока разводки
сигнала на два экрана, который надо или делать самим, или заказывать на одном
из тайваньских заводов.
Сборка нехитрая, дороже всего обходятся матрицы экранов, а в целом стандартная
конфигурация по себестоимости пока достигает около 1000 у.е.
Но будущее – за такой универсальной машиной. Она компактнее ноутбука и крупнее
наладонника, а главное – удобнее их, нисколько не уступая им в функциональности,
но несопоставимо превосходя в эргономичности.
Казалось бы, остается отработать «ноу-хау», отладить демонстрационный образец
и запустить в серию.
Но в условиях нынешней России, где низовое предпринимательство совершенно не
защищено, это оказывается очень проблематичным делом.
Даже солидные известные зарубежные фирмы типа корпорации «Нокия», сталкиваясь
с творящимся произволом даже не столько чиновников, сколько «правоохранителей»
(особенно налоговой полиции, которая вытворяла нечто немыслимое, докатившись
до презумпции виновности любого бизнесмена, применения детектора лжи и допроса
детей с целью заставить их донести на родителей), - не решались развертывать
здесь сборочное производство и предпочла с потерей на таможенных сборах все
же организовать его в Эстонии, а не в Питере.
Ведь производить – на порядке опаснее, чем спекулировать. За финансово-банковскими
делами труднее уследить, а производитель – как на ладони, на него может наехать
всяк, кому не лень.
Налоговые, таможенные и прочие сборы – нарочно предусмотрены для того, чтобы
в зародыше задушить отечественное высокотехнологичное конкурентоспособное производство.
Пример с сознательным изничтожением отечественного самолетостроения – один из
ряда других, не менее вопиющих, предательских (смотри передачи Андрея Караулова
«Момент истины» на «третьей кнопке» ТВЦ).
Замечу, что мне не нужно ни копейки от государства, но мне нужно, чтобы государство
не забивало меня чуть ли не до смерти своей репрессивной «дубиной», как оно год
назад сделало так с моей дочерью, которая одна растит двух малолетних (2 и 4
года) детей.
Малайзийский посол г-н Датук Яхья Баба не раз предлагал мне переехать в Куала-Лумпур
и там заняться предпринимательством, обещая помочь с маркетингом. Однако мне
хочется жить и работать здесь, где моя страна, мое законное достояние. Приходится
проблемы решать на месте, занимаюсь этим. Увы, знающие люди не советуют пробивать
стенку лбом, предлагают продать лицензию и договориться о роялти, и пусть наладят
выпуск моих «Панбуков» за рубежом, а сюда их будут привозить и продавать. «А
будешь рыпаться – тебя посадят», - говорят умудренные предприниматели, уже прошедшие
через допросы, аресты и разорения.
Но вот что поражает – крайне агрессивная позиции в отношении моих планов со стороны
многих соотечественников. На днях разговорился с одним менеджером вышесреднего
калибра и посетовал, что у нас не сняты налоги с экспорториентированных высокотехнологичных
товаров. «Ведь это азбука экономики, - сказал я, - если уж в мире наступила эра
высоких технологий, то для выхода на мировой рынок надо освободить от налогов
высокотехнологичные производства, как это делают все преуспевающие страны, возьмем
мы Малайзию или Южную Корею на Востоке или ту же Ирландию на Западе, которая
лет десять назад применила этот рецепт постиндустриальной модернизации и сегодня
развивается быстрее всех в Европе».
Как только менеджер услыхал про Ирландию – его перекорежило, он взорвался. «Хватит
нам жить чужим умом, - закричал он, - мы должны находить свои российские решения».
Я возразил ему и сказал, что как арифметическое 2х2=4 верно во всех странах,
будь это Малайзия, Ирландия или Россия, так и в экономике есть свои «2х2=4»,
которые срабатывают безотносительно к национальному менталитету и прочему надстроечному
антуражу. Ведь все люди болеют примерно от одних и тех же болезней и лечатся
одними и теми же лекарствами, - привел я вроде бы неотразимый аргумент. И добавил,
что Эстония благодаря Марту Лаару взяла на вооружение кое-что из ирландского
опыта и потому сегодня выглядит предпочтительнее всех остальных постсоветских
республик. «Дело не в менталитете, - закончил я, - а в градусе ошкуривания политического
руководства».
Мои слова были восприняты как смертельная обида, как покушение на «наше всё»
- на самого Путина. Расстались мы с этим менеджером – лютыми врагами.
И когда в Пункте 1 нашей надпартийной платформы «Путь из тупика» предлагается
освобождение российского экспорториентированного хайтека, включая производство
программного обеспечения, от всех платежей и поборов, - особого энтузиазма это
предложения не вызывает. Людям в голову не приходит, как с помощью одной только
налоговой политики, не трогая бюджет, можно управлять инвестиционной и структурной
политикой, осуществлять привлечение капитала в постиндустриальные точки роста
и добиваться прорывных результатов не менее впечатляющих, чем в Малайзии, Ирландии
или Эстонии.
Консерватизм многолик, только если он не догматичен
Вчерашний выпуск еженедельника «Консерватор» (№ 15, 25 апреля – 1 мая 2003 года)
несколько уступает предшествующему. На первой полосе Дмитрий Ольшанский и Дмитрий
Быков сымитировали полемику по Лукашенко. Ни одной свежей мысли! Дмитрий Ольшанский
изложил стандартную национал-патриотическую характеристику Александра Григорьевича,
а Дмитрий Быков – стандартную западническо-либеральную. Получилось недоумение,
а не синтез. И никакого консерватизма.
Зато на первой полосе удачен коллаж – Ходорковский и Абрамович в рабочих робах
качают нефть на буровой.
Что касается А.Г. Лукашенко, то более взвешенного взгляда на него, мне кажется,
можно достичь, если учитывать патологичность всех постсоветских обществ.
Ведь когда на наших глазах стремительно рухнул могущественнейший Советский Союз,
то всех нас зашкалило. Не верилось, что такое произошло. Население во всех республиках
испытало шок.
И тут каждой республике объявили, что они отныне самостийны. К власти ринулись
наиболее подготовленные к разразившейся катастрофе – прежде всего те, кто её
сознательно готовил, а также самые нахальные и многие просто неадекватные. Основная
же масса растерянного населения, не осознавая собственного интереса и потому
не заглядывая далеко вперед, увлеклась за демагогами, предателями и психами.
В результате получили соответствующие всенародно избранные органы власти – от
низовых депутатов до президентов.
Общество заслуживает такую власть, которую само избирает, и поскольку ни одного
здорового постсоветского общества не было, то везде возникли патологизированные
режимы. Даже в «культурной» Прибалтике тут же скатились в апартеид, а о Российской
Федерации или о Украине или о южных республиках что уж говорить. И на фоне сплошного
шкурничества и предательства показался светочем Александр Григорьевич Лукашенко.
Помню, как утром 24 мая 1994 года я встречал его на перроне Белорусского вокзала.
Он, выдвинувшись кандидатом в президенты Республики Беларусь, приехал в Москву,
чтобы заручиться поддержкой Государственной Думы РФ, и попросил меня помочь установить
связи с лидерами думских фракций. Впоследствии я расскажу подробности, но задачу
я выполнил по максимуму, и уже на следующее утро молодой и энергичный белорусский
политик смог блестяще выступить на пленарном заседании российского парламента.
Впрочем, оценку белорусского президента отложу до следующего раза.
Пролистал все 32 полосы прекрасно оформленного еженедельника «Консерватор», зацепило
несколько интересных статей, вечером и завтра почитаю.
Шопенгауэр и Хайдеггер.
Пошел гулять, замерз, снег. Увидел новый книжный магазин, зашел, не удержался
и разорился на 2100 рублей, купил книги по истории и философии, в том числе шеститомник
Артура Шопенгауэра (Собрание сочинений. В 6 томах. Москва: ТЕРРА-Книжный клуб;
Республика, 2001). На Люберецкой книжной ярмарке обошлось бы дешевле, но по закону
подлости там этих книг наверняка бы не нашлось, проверено миллион раз.
Пока стоял у полок, начал читать переписку Шопенгауэра с Гёте. Ну почему Хайдеггер
так уничижительно отзывался о Шопенгауэре? Конечно, Хайдеггер глубже постиг суть
душевных движений человека, его экзистенциальную структуру. Соответственно он
новыми глазами взглянул на предшествующие прорывы мысли - на античную философию
и на кантианство. Но разве Шопенгауэр не прояснил ряд нюансов поведения-настроенности,
не дал пищу для дальнейших постижений.
Возможно, Хайдеггеру претил натуралистическо-позитивистский дух времени, в которое
творил Шопенгауэр, но натуралистом в какой-то мере были и Кант, и Платон, а также
Гегель и Шеллинг. Система Шопенгауэра охватывала своеобразный аспект сущего,
сопряженный с волей, и открыла новый горизонт философствования. Уже одно это
определяет заметное место Шопенгауэра в истории философии.
И он оказал значительное влияние на мыслителей, которые в свою очередь повлияли
на Хайдеггера. Достаточно вспомнить, как высоко ценил Шопенгауэра один из хайдеггеровских
предшественников Фридрих Ницше.
Однако Хайдеггер иногда допускал пристрастность в суждениях. Может быть, он ревновал
Ницше к Шопенгауэру. «Главное произведение Шопенгауэра «Мир как воля и представление»,
- пишет он в извлечении под названием «Европейский нигилизм» (1967) из отрецензированного
мной в 1962 году двухтомника «Ницше», - заодно с очень поверхностным и плоским
истолкованием платоновской и кантовской философии подытоживает все основные направления
западной интерпретации сущего в целом, причем всё отрывается от своих корней
и уминается в плоскость нрекой общепонятности, клонящуюся в сторону восходящего
позитивизма. Главное шопенгауэровское произведение стало для Ницше настоящим
источником «чеканки» и правки его мысли. И све же Ницше не извлек проект сущего
как «воли» из шопенгауэровских «книжек». Шопенгауэр мог «приковать» к себе молодого
Ницше только потому, что основные интуиции пробуждающегося мыслителя нашли сепбе
в этой метафизике первую и необходимую поддержку» (Хайдеггер М. Время и бытие.
Москва: Республика, 1993, с. 167).
Мнение Хайдеггера о Шопенгауэре надо учитывать, но стараться смотреть на историю
философии непредвзято.