КРУГОВОРОТ ЭЛИТ ПО-АМЕРИКАНСКИ И ПО-КИТАЙСКИ
Ночью первый канал показал американский фильм «Никсон» (режиссер Оливер Стоун,
1995), который произвел на меня большое впечатление. Американское общество выработало
много подстраховок против произвола исполнительной власти. Хотя меня иногда упрекают
за моё американофильство, но что поделать, если я воспринимаю историю эстетически
и с упоением дегустирую сильные режимы и такие шедевры исторического творчества,
как США или СССР.
Как неотвратимо надвигался импичмент на Никсона, как сопротивлялся президент
изо всех сил! Но он имел дело не с холуями, зависимыми от самодержавной власти
и от собственной коррупции, как у нас, а с самодостаточными субъектами, с критической
массой субъектности. И он со своим беззаконием вынужден был сдаться перед свободой
граждан.
Механизмы вытеснения и отставки недостойных людей с властных должностей продуманы
в США почти идеально, а демократические процедуры позволяют очищать верхи, осуществлять
круговорот элит.
А как чистить верхи от неизбежного загнивания в недемократическом обществе, во
главе которого стоит нешкурный ответственный лидер? В таких обществах нет «критической
массы» экономически самодостаточных граждан и потому невозможны демократические
процедуры «круговорота элиты», необходимо что-то другое для предотвращения ошкуривания
руководителей и идеологов. Приходится применять Террор, Большую Чистку.
Гегель в гениальной «Феноменологии духа» (1806) исследовал фактически именно
общество, не достигшее «критической массы» самодостаточных. Исследование его
настолько проникновенно и беспощадно в выводах, что у меня, например, при чтении
раздела «Абсолютная свобода и ужас» до сих пор кожа покрывается мурашками.
В досубъектном обществе, как в слаборазвитых странах, или в десубъектизированном
обществе, как ныне в России, «для того чтобы всеобщее могло осуществляться в
некотором действии, оно должно сосредоточиться в «одно» индивидуальности и поставить
во главе единичное самосознание, ибо всеобщая воля есть действительная воля только
в некоторой самости, которая есть «одно»» (Гегель. Система наук. Часть первая:
Феноменология духа. Перевод Г. Шпета \\ Гегель. Сочинения. Том IV. Москва, 1959,
с. 317).
Другими словами, авторитаризм и «культ личности» - не от врожденной ментальности
того или иного народа, а от его временной исторической недосубъектности. Круговорот
элиты в недосубъектном обществе, предотвращение шкурности верхов в нём – через
войну, через террор, через чистку, через смерть.
Как говорит Гегель в параграфе «Правительство, война, негативная власть», неизбежно
люди в обществе склонны рассыпаться на «изолирующиеся системы» «для осуществления
прежде всего единичных целей – приобретения и наслаждения». «Для того, - делает
вывод Гегель, - чтобы последние не укоренились и не укрепились в этом изолировании,
благодаря чему целое могло бы распасться и дух улетучился бы, правительство должно
время от времени внутренне потрясать их посредством войн, нарушать этим и расстраивать
наладившийся порядок и право независимости; индивидам же, которые, углубляясь
в это, отрываются от целого и неуклонно стремятся к неприкосновенному для-себя-бытию
и личной безопасности, дать почувствовать в указанной работе, возложенной на
них, их господина – смерть» (Там же, с. 241-242).
Шкурные человеческие устремления должны быть подавлены святым террором ради блага
целого, и, теоретически моделируя практику ГУЛАГа и других подобных «чистилищ»,
«эта смерть, следовательно, есть самая холодная, самая пошлая смерть, имеющая
значение не больше, чем если разрубить кочан капусты или проглотить глоток воды»
(Там же, с. 318).
Я тут же сравнил «круговорот элиты» в США в годы отставки Никсона и «круговорот
элиты» в КНР в те же начальные 1970-е годы, когда строгий пастырь Мао Цзэдун
избавлял своих соратников от ошкуривания, от «буржуазного перерождения». Вот
в воспоминаниях дочери Дэн Сяопина о её отце вычитал, что Мао, почти как врач,
очень дозировано и дифференцированно прописывал террор руководителям партии и
государства. Судя по всему, Дэн понимал правила игры и предугадывал приговор
себе по тем «мелочам», в которых таится дьявол.
Поразителен рассказ о том, как работала «группа по особому делу Дэн Сяопина»,
как внимательно Мао Цзэдун относился к опальному сотоварищу, который в ссылке
вынужден был работать на одном из заводов провинции Цзянси. «Что же касается
меня самого, - сообщал в одном из писем Дэн Сяопин в 1972 году, - то я по-прежнему
спокойно жду указаний Председателя, благодаря которым смогу снова поработать
несколько лет» (Маомао. Мой отец Дэн Сяопин. Культурная революция: годы испытангий.
Москва: Издательский дом «Муравей-Гайд», 2001, с. 204).
В результате «Великой пролетарской культурной революции» Китай получил самоотверженных
новых руководителей и вылеченных от шкурничества старых. Аналогично Советский
Союз после Великой Чистки получил поколение молодых саможертвенных сталинских
«выдвиженцев», которые победили в Великой Войне, обеспечили стремительное послевоенное
восстановление народного хозяйства, вывели нашу страну в космос, добились лидирующей
роли нашей Родины в мире.
Прививка от шкурности, полученная советским руководством в 1937 году, действовала
почти два десятилетия. По моим оценкам, «круговорот элиты», осуществленный в
Коммунистическом Китае при Мао Цзэдуне и затем упорядоченный, гуманизированный
и систематизированный при Дэн Сяопине, почти гарантирует жизнеспособность китайского
общества чуть ли не до 2020 года.
Поскольку же Китай взял государственно-партийный курс на создание «критической
массы» самодостаточных граждан, то не исключено, что он плавно перейдет к демократическим
процедурам «круговорота элиты» и тем самым, в отличие от своего северного соседа,
избежит распада и деградации.
О РУССКОЙ ЖЕНСКОЙ КРАСОТЕ
Подходя вчера днем к переулку Маяковского по Марксистской улице, невольно загляделся
на красивую высокую роскошно одетую женщину. Вдруг она подошла ко мне – «Валера,
ты что, меня не узнаешь?».
Я с недоумением на неё уставился.
В конце концов, после её подсказок, выяснилось, что она – моя очень давняя знакомая
Марина. Прошло четверть века, как мы виделись последний раз. Ей было лет семнадцать,
когда я её знал, а сейчас у ней есть шестнадцатилетний сын, она случайно оказалась
на Марксистской, шла из Префектуры ЦАО.
После кончины матери в 1975 году и после того, как отец снова женился и переехал
к новой жене в Городок Космонавтов, я обосновался в двухкомнатной люберецкой
квартирке родителей. Годы брежневского застоя видятся сегодня как утраченный
рай. Народ расслабился, сплошной праздник, застолья, встречи. Мой образ жизни
был абсолютно типичный для моего круга. Я жил так же, как мой друг тоже философ
и физик Сергей Хоружий, как мой друг и наставник ныне академик и бизнесмен Владимир
Лисичкин, как другие мои многочисленные друзья. И красивые девушки, естественно,
украшали наше пребывание на этой земле.
Но и мы им, я помню, были в большую радость.
Сейчас по ТВС слушаю концерт памяти Леонида Петровича Дербенева «Я вернусь…»
- это про нас в те годы, отзвук наших счастливых дней.
Но вот что меня вчера поразило. Как хорошо смотрятся наши русские красавицы!
Годы и переживания над ними как бы не властны. Народу русскому сказочно повезло
с женщинами. Честно говоря, на них – надежда. Когда девочка молоденькая – она
часто сама себя не ценит, становится объектом наслаждения. Но если она поняла
свою цену, осознала свою красоту – у ней неизбежно возникает чувство уверенности
в себе, она обретает самодостаточность и субъектность.
И свою субьектность она может передать своим детям, которые, через поколение
составив некую критическую массу самодостаточных, смогут (если успеют) возродить
самодостаточность своей опущенной ныне Родины.
МИЛИЦИЯ ПОЧТИ НА ВЫСОТЕ
Шел вчера по Красной Пресне, надо было срочно найти нотариальную контору.
Никто ничего вразумительного не может сказать, люди обычно мало что знают окрест.
Увидел дежурных милиционеров, пять человек. Обратился к ним. Они с жаром стали
мне объяснять, как пройти на улицу Заморенова, как зайти во двор дома 6\9 и там
найти искомое учреждение.
Проводили до перехода, произнесли благожелательные напутствия, и я было возрадовался
– наконец-то наткнулся на компетентных службистов.
Увы – радость оказалась преждевременной. Контора из того дома давно съехала.
Пришлось мне, потеряв час, направиться в родные места на Парк Культуры.
Дом 6 по улице Заморёнова расположен наискосок от Киноцентра, с которым у меня
связано много воспоминаний. В Киноцентре часто собирался демократический актив
со всего Советского Союза в 1989-1991 гг. Я же с конца 1988 года сотрудничал
с Ельциным, варился в демократической кухне. В связи с Киноцентром вспомнился
Николай Травкин. Когда я первый раз встретился с Ельциным в его апартаментах
в Госстрое, где сейчас располагается Совет Федерации РФ, и мы выпили с ним в
«комнате отдыха» за его кабинетом, то обаятельный в ту пору Борис Николаевич,
в частности, так выразился о Травкине, я хорошо запомнил, – «За Колю я в огонь
и в воду».
И вот, кажется, то ли 22, то ли 26 апреля 1990 года проходил актив в Киноцентре,
несколько слов сказал Ельцин, а среди нас сложилась незадолго до того инициативная
группа по созданию Демократической партии, и мы в перерыве собрались в углу,
обговорили процедуру и сценарий провозглашения новой объединительной ударной
политической организации. Моторный Хаценков должен был сделать объявление, шустрый
Вдовин – изобразить восторг демократической общественности, а на мою долю досталось
поднять руку, чтобы Хамицев дал мне слово, и я бы предложил избрать лидером
партии Николая Травкина.
А 3 октября 1993 году моему отряду Партии Возрождения поручили возвести две баррикады
у Киноцентра и держать на этом участке оборону. Я только что вернулся из боя
в Останкино, и мы с Николаем Кудакиным и безвременно ушедшим Володей Гурьевым
(светлая ему память, виноват я перед ним, ибо что имел, то не хранил, а потерявши
– плачу) организовали людей, пригнали троллейбус, навалили бетонные блоки…