[Blind-Unlimited] ПУТЕШЕСТВИЕ В УТРАЧЕННЫЙ МИР НАЧАЛА ЦИВИЛИЗАЦИИ
Открытие, что цивилизация гораздо древнее и шире распространена,
чем
считалось доныне, вызвало к жизни множество новых научных трудов. Но самое
удивительное-то, что в этих цивилизациях идеология была гиноцентрической, -
не "вызывало особого интереса ни у кого, кроме ученых-феминистов. Другие
упоминают об этом только вскользь. Даже те, кто, как Меллаарт, не обходят
вниманием это обстоятельство, не придают ему, однако, никакого культурного и
социального значения, рассматривая его только с точки зрения искусства и
религии.
В самом деле, все еще преобладает точка зрения, что мужское господство
вместе с частной собственностью и рабством были побочными продуктами
сельскохозяйственной революции. И это мнение существует вопреки
свидетельствам о том, что, напротив, при неолите нормой было равенство
полов, и - шире - равенство всех людей.
В следующих главах мы обратимся к этим удивительным свидетельствам, но
прежде рассмотрим область, где традиционные археологические понятия
вынуждены меняться в свете новых находок.
Древняя Европа
Существенная часть наиболее достоверных свидетельств о жизни в доселе
неизвестные тысячелетия пришла к нам из совершенно неожиданного источника. В
соответствии с общепринятой теорией, объявлявшей колыбелью цивилизации гак
называемый Плодородный Полумесяц (равнины, протянувшиеся от Персии до
Сирии), Древняя Европа долгое время считалась лишь культурным болотом, в
котором, расцвели ненадолго минойская и греческая цивилизации, да и то лишь
под влиянием Востока. Сейчас, однако, проявляется совершенно иная картина.
"Мы вводим новое определение "цивилизация Древней Европы" для
обозначения совокупности свойств и достижений различных культурных групп
юго-восточной Европы в период неолита-энеолита", - пишет археолог
Калифорнийского университета Мария Гимбутас в своей книге "Богини и боги
Древней Европы". В этой поистине революционной работе автор систематизирует
и анализирует сотни археологических находок, сделанных на территории от
Эгейского и Адриатического морей (включая острова), до Чехословакии, Польши
и Западной Украины.
Хозяйство обитателей юго-восточной Европы семь тысяч лет назад отнюдь
не было примитивным. "На протяжении двух тысячелетий аграрной стабильности
их материальное благосостояние постоянно росло благодаря эффективной
эксплуатации плодородных речных равнин, -говорит М. Гимбутас. - Выращивались
пшеница, ячмень, вика, горох и другие бобовые, разводились все домашние
животные, существующие сейчас на Балканах, кроме лошадей. Были хорошо:
развиты гончарная техника, резьба по камню и кости, и к 5500-м гг. до н. э.
в восточной Европе началась обработка меди. Торговые связи, по всей
вероятности, прекрасно стимулировали культурное развитие... Рисунки,
выгравированные на керамике, доказывают использование лодок, наличия с
шестого тысячелетия".
Приблизительно между 7000 и 3500 гг. до н. э. у древних европейцев
развилась сложная социальная структура, включавшая ремесленную
специализацию. Сложились институты религии и управления. Для производства
инструментов и украшений использовались медь и золото. Существовали даже
зачатки письма. По словам Гимбутас, "если определить цивилизацию как умение
данных людей приспособиться к окружающей среде и развить соответствующие
искусства, технику, письмо и общественные отношения, то очевидно, что
Древняя Европа достигла значительного успеха".
Мы традиционно представляем себе древних европейцев как варварские
племена, которые, настойчиво продвигаясь на юг, превзошли своей жестокостью
даже римлян, разорив в конце концов Рим. Поэтому столь неожиданны и
удивительны оказались добытые ' лопатой археолога доказательства того, что
древнеевропейское общество имело по существу мирный характер. "Древние
европейцы никогда не пытались жить в
-неудобных местах, на крутых возвышенностях, как что делали позднее
индоевропейцы, которые сооружали на
холмах неприступные крепости,- пишет Гимбутас.- Древние европейцы
предпочитали красивые места, с хорошей водой и почвой, с доступными
пастбищами. Типичное отсутствие сильных крепостей и колющего оружия говорит
о мирном характере большинства эчих творческих народов".
Более того, здесь, как и в Чатал-Хююке и Хаджи-ларе, где не наблюдалось
никаких следов военных разрушений более чем за 5 тысяч лет, археологические
свидетельства указывают, что мужское господство на было нормой.
"Существовало разделение труда между полами, но не господство одного над
другим,- пишет Гимбутас. - На кладбище Винчи, насчитывающем 53 могилы,
мужские и женские захоронения практически не отличаются по богатству
убранства... С точки зрения положения женщины свидетельства Винчи указывают
на равноправное и явно непатриархальное общество. То же можно сказать и о
Варне: я не вижу никакой субординации, присущей патриархальной
мужской-женской шкале ценностей". Гимбутас подчеркивает то, что многие
стараются не замечать: в этих обществах нет неравенства полов, которое лежит
"в природе человека".
"Равноправие мужчин и женщин демонстрируется убранством могил
практически на всех известных кладбищах древней Европы", - пишет Гимбутас.
Она также отмечает многочисленные указания на то, что это было матрилинейное
общество - общество, в котором родство и наследование велось по линии
матери. Более того, она замечает, что судя по археологическим
свидетельствам, женщины играли ведущие роли во всех аспектах
древнеевропейской жизни.
"В моделях домов-святилищ и храмов и в останках настоящих храмов,-
пишет Гимбутас,- женщины изображены возглавляющими подготовку и исполнение
ритуалов, посвященных различным аспектам и функциям Богини. Огромные силы
тратились на создание предметов культа и ритуальных даров. В храмовых
мастерских женщины изготавливали и украшали множество сосудов для различных
ритуалов. Рядом с алтарем храма - вертикальный ткацкий станок, на котором,
возможно, ткались священные одежды и храмовые аксесуары. Наиболее изощренные
из дошедших до нас творений Древней Европы - изысканные вазы, скульптуры и
т. д. были созданы женщиной".
Художественное наследие, оставленное нам этими древнейшими
сообществами, где культ Богини был центром всей жизни, - все еще извлекается
из земли лопатой археолога. К 1974 году, когда Гимбутас впервые опубликовала
компендиум находок из ее собственных раскопок и раскопок других трех тысяч
поселений, было обнаружено не менее тридцати тысяч миниатюрных скульптур из
глины, мрамора, кости, меди и золота, в дополнение к огромному количеству
ритуальных ваз, алтарей, храмов и рисунков как на вазах, так и на стенах
святилищ.
И самыми красноречивыми из этих свидетельств культуры европейского
неолита оказываются скульптуры. Они дают археологу информацию, которую иначе
получить невозможно, например, о фасонах одежды, даже о прическах. Они
рассказывают о мифологических образах религиозных обрядов этого периода. И
эти скульптуры показывают-здесь, как и в пещерах палеолита, а позднее в
Анатолии ив других Ближне- и Средневосточных неолитических поселениях - эти
фигуры и символы занимают центральное место.
Более того: мы имеем удивительные свидетельства, указывающие на
следующую ступень в эстетической и социальной эволюции этих утраченных
древних цивилизаций. Ибо по стилю и тематике многие эти фигурки и символы
поразительно напоминают те, на которые приезжают взглянуть сотни тысяч
туристов, не зная, на что они в действительности смотрят: на цивилизацию
Бронзового века, которая позднее расцвела на легендарном острове Крит.
Но прежде чем мы перейдем к Криту - единственной известной "высокой"
цивилизации, где культ Богини сохранился и в исторические времена,-
ознакомимся подробнее с тем, что дают археологические находки для понимания
начал западной культурной эволюции, а также сегодняшнего и завтрашнего дня.
всех вам благ и до скорых встреч в недрах всемирной паутины,
успехов и удачи вашей фамилии,и всему вашему роду! с уважением: Василий! город:
"старый оскол"! Skype: drakon543
подписчиков на данный момент 94