Портрет и автопортрет, или почему Боттичелли и Рафаэль изображали себя в «картине
мира»
Казалось бы, философов много, и каждый говорит что-то своё, и голова пойдет кругом
– кто прав, кому верить? На самом деле философствование – это всегда попытка
ответить на одно и то же вопрошание, которое присуще человеку как Дабыть (Dasein)
перед лицом Быть (Sein) в окружении бытийствующего /сущего/ (Seiende). И всё
вместе – целостность, всё сопряжено друг с другом и отражается друг в друге.
«Тат твам аси» («всё ты еси») – гласит первоарийская мудрость. И Гёте заканчивает
«Фауст» констатацией - Alle Vergaеngliche
Ist nur ein Gleichnis («Всё преходящее Есть лишь уподобление»). Искусство – выражает
это Единство.
Это самоочевидно для искусства досубъектных эпох, но не внесла ли субъектность,
взорвавшаяся в Италии в эпоху Кватроченто (XV век), некую субъективность и тем
самым произвол в отношения Бога, человека и мира? Нет, наоборот. Вспомним споры
православных и католических богословов о Filioque, вспомним Абеляра и вообще
яростные диспуты схоластов– первозданного единства не было и в помине. Возникшие
противоречия мог «снять» лишь прорыв вверх к субъектности человека - то есть
к его равнобожию. Православный грек Гемист
Плетон и его итальянский последователь Марсилио Фичино, эти пророки и учителя
субъектности, - задали контур Правой Веры, который затем воссиял в русской «философии
всеединства», а их ученики в живописи представили разнообразие богословских и
философских школ и мнений в цельном мирообразе, в который ввели и себя, тем самым
сомкнув небесное и земное. Художник Кватроченто осознал себя подобным Творцу.
Однажды Илья Сергеевич Глазунов слушал в тесной кухоньке своей обширной квартиры
на последнем этаже Моссельпромовской башни у истока Арбата мои рассуждения о
гениальном шедевре Рафаэля «Афинская школа». Ему понравилось, и он предложил
прочесть на эту тему лекции студентам его Академии живописи, ваяния и зодчества,
которых специально возил в Рим посмотреть в Ватикане на стене Станца делла Сеньятура
эту загадочную во многом фреску. «Я приглашу преподавателей и вообще знатоков,
- сказал он. – Пусть послушают тоже!».
Сказано – сделано. На лекциях подчеркивалась главная мысль– «Афинская школа»
Рафаэля представляет целостное «миропредставление», в котором изображенные философы
всех времен и народов в окружении «небесных сфер-эр» и «земных вещей-произведений»
не являются разрозненными персонами, а композиционно относятся к одной «школе»
любви к мудрости, к одной Истине. Вот плечом к плечу шествуют к Истине Платон
и Аристотель и вот мыслители античности и Востока композиционно продолжают и
дополняют друг друга в стремлении
постичь то, что лежит в основе всякого разнообразия мира, людей, мнений. С разных
точек зрения, под разными ракурсами – постигается единая Истина или то Первослово,
которое и есть Бог. Эту единую для всех людей Истину, возбуждающую прирожденное
всем людям вопрошание и вроде бы разные ответы, можно вслед за Рафаэлем вместить
в одну для всего человечество «афинскую школу» и в согласии с теми же Плетоном
и Фичино назвать универсальной и общезначимой, словно 2х2=4, - «философской верой»
(такой термин предложил
Карл Ясперс). Я называю её Правой Верой.
И справа на картине «Афинская школа» Рафаэль нарисовал самого себя, глядящего
на нас, зрителей, и как бы приглашающего-вводящего каждого из нас в эту свою
«картину мира» или «мирообраз» (Weltbild), если воспользоваться здесь термином
Мартина Хайдеггера. Автопортрет Творца доводит субъектность сотворенной им картины
до логического восклицательного знака. По образу и подобию Своему творит Творец
человека и помещает в сотворенный Им мир. Автопортрет – это воспроизведение ситуации
Творца, воплощающего свой образ
и подобие на Земле. В случае Художника выполняет роль Земли или полотно, или
стена. В обоих случаях необходима подгрунтовка - приготовление «земли» к приятию
образа.
Рафаэль творил фреску «Афинская школа» в 1509-1511 годах. Сандро Боттичелли,
который вырос в поле влияния Гемиста Плетона, считающегося со слов Марсилио Фичино
основоположником Платоновской академии в «столице Нового Времени» Флоренции,
приоткрыл своё лицо в великой картине «Поклонение волхвов» в 1475 году. «Картина,
- отмечают искусствоведы, - была заказана менялой Джованни ди Дзаноби дель Лама
и в качестве алтарного образа предназначалась для церкви Санта Мария Новелла.
Композиция словно бы заключает в себе
два разных мира – легенду поклонения евангельских волхвов новорожденному младенцу
Христу и групповой портрет правящей верхушки города Флоренции. Уже давно, а особенно
с первой половины XV века, портреты современников – наиболее состоятельных или
доблестных граждан, членов уважаемых буржуазно-патрицианских семей – довольно
смело включались в традиционные религиозные сюжеты. Но те были маленькими одинокими
островками в море церковной живописи, тогда как в картине Боттичелли портретные
образы приобретают ведущее
значение» (Петрочук О.К. Сандро Боттичелли. Москва: ТЕРРА– Книжный клуб, 2001,
стр.11).
Вспомним, какой фурор в 1469 году произвел портрет Зои Палеолог, доставленный
итальянцем Иваном Фрязиным из Ватикана в Москву для Великого князя Ивана III
(смотри мою недавнюю заметку о первом «субъектотрясении» на Руси).
И справа на картине Боттичелли «Поклонение волхвов», как и на картине Рафаэля
«Афинская школа», изображен образ Творца-Художника, несколько иронически, я бы
сказал, глядящего на нас, зрителей, и как бы приглашающего-вводящего нас в сотворенный
Им мир. Автопортрет и здесь играет ключевую смысловую роль, сплачивая небесное
и земное, вечное и преходящее. Скажу даже больше – никакой портрет другого человека
не получится верным, если Художник не держит в уме «опорный образ» Своего собственного
автопортрета. Как
выразить другого, если не можешь самоосознать и выразить самого себя Сам.
Через автопортрет свершается «эстетическая евхаристия» - причащение через творчество
самого себя к саможертвоприношению Божьему.
Боттичелли и Рафаэль осознавали свою субъектность и потому должны были изобразить
себя в «картине мира», которую творили, как Бог. Вряд ли можно отрицать, что
обе гениальные картины – и «Поклонение волхвов» Боттичелли, и «Афинская школа»
Рафаэля – воплощения субъектности Нового Времени и его возвещения Правой Веры,
отнюдь не подменяющей Бога человеком, а, напротив, возвышающей человека до образа
и подобия Бога и тем самым открывающей путь к Богочеловечеству, к Великому Жертвоприношению
Бога руками Его детей.
Естественен вывод – человек в сотворенном мире является автопортретом Творца.
А в системе Мартина Хайдеггера разве Дабыть (Dasein) не является автопортретом
и носителем и источником и даже уничтожителем Быть (Sein), потому что есть «пастух
Бытия» и «заместитель Ничто» ? Разве в Библии не говорит Бог человеку – «Я сказал
– вы боги, и сыны Всевышнего – все вы» (Псалтирь 81:6)? И разве Иисус Христос
не подтверждает эту истину (Евангелие от Иоанна 10:34)?
Боттичелли и Рафаэль – не просто «титаны Возрождения». Они – провозвестники Сверхчеловека
Конца, программирующего Бога Начала.