Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Иоганнес Брамс и Правая Вера

Близкие и знакомые зовут меня на различные культурные мероприятия, которые и
меня весьма интересуют, но из-за цейтнота я многое теряю в переживаниях Бога.
Приходится общаться с высшей силой наедине с собой, а это – эмоциональный недобор.
На выставке или концерте или даже на конференции – усиливаются все чувства, обостряется
мысль. Вот и сейчас в Москве проходит Международный фестиваль «Иоганнес Брамс»
- а я остался в стороне, хотя Правая Вера звучит совсем рядом от меня, в часе
езды. Брамс, как и ряд других
композиторов, - орган Правой Веры, её пифагорейской «музыки сфер».

С завистью читаю впечатления Натальи Зимяниной «Лютеру не снилось» в подборке
«Брамс соединяет навсегда» в газете «Вечерняя Москва» (25 января 2005, № 11 /24056/,
стр. 5):

«Вероятно, открытие в Доме музыки международного фестиваля «Иоганнес Брамс» войдет
в историю Светлановского зала лучшим пока у нас исполнением его «Немецкого реквиема».

Однажды студенты Академии хорового искусства Виктора Попова уже исполняли его
с дирижером Томасом Зандерлингом. Но маэстро тогда, видимо, больше всего следил
за чистотой немецкого произношения, оставив равнодушными исполнителей, а следовательно,
и публику.

На этот раз воспитанники Попова (сам он сидел во втором ряду партера Светлановского
зала), уже усвоившие тонкости умлаутов, счастливо попали под дирижерскую палочку
Владимира Федосеева. Все же Владимир Иванович, как и Попов, единственный в своем
роде и неповторимый. Не помню ни одного средненького концерта его Большого симфонического
оркестра!

А искренность немногословного обычно дирижера на пресс-конференции накануне фестиваля
просто поразила. Так, ничуть не стесняясь снобов, он на вопрос, какие требования
к исполнению Брамса он предъявляет к венскому и российскому оркестрам, отвечает:

- Одинаковые. Брамса к нам надо приблизить, он соответствует нашей нации. Может,
наш более глубокий, выстраданный. А венский чуть легче.

Эта предварительная искренность дирижера и музыку заставила слушать иначе. Качество?
Фантастическое! Когда на пианиссимо (тишайше) вступает в начале хор, ты не понимаешь
- может, это звучит орган? Невероятными были тутти - общие звукомасштабные кульминации
своим объемом создавали великий невидимый храм. «Подзвучка!» -гуляло и такое
мнение по залу. Специально поинтересовалась: все многочисленные микрофоны работали
на запись.

Весь вечер жаль было одного: на руках не было текста. Ведь «немецким» реквием
Брамса называется потому, что это уже не просто заупокойная месса на канонической
латыни, а крупное сочинение о смерти и скорби на библейские тексты в переводе
на немецкий язык Лютера! Правда, Федосеев вложил в музыку столько силы, столько
пафоса (как направленности смысла), что и самого тупого пробьет. Не оторваться
было ни от Брамса (слухом), ни от Федосеева (глазами). Ведь многие полагают,
что дирижерское искусство - это более-менее
махание руками, как крылами, с целью удержать темп. Ну так посмотрите на Федосеева!
Правой рукой воодушевляя хор, левой он рисует, низводя до затишья, всю фигуру
скрипичной линии. Или левой показывает изыск ритма, а правой подает знак вступить
солисту. Левой сметает звук у струнных, правой вытаскивает духовые... И так все
полтора часа, с уважением к каждой ноте. Редко когда обе руки у него работают
симметрично.

Потом, идя по улице, я пыталась одновременно нарисовать в воздухе одной рукой
одно, другой - другое, так, что-нибудь фантазийное. Ничего не вышло. Прохожие
только оборачивались. На таком простом примере начинаешь понимать, что дирижеру
это «просто», потому что, будь у него десять рук - всегда есть о чем напомнить
музыкантам, пусть даже подробно натасканным на репетициях, и вся сложная координация
движений идет от головы. Да и душу в симфоническое сочинение в конце концов вдыхает
дирижер.

Владимир Иванович и сам долго объяснял на пресс-конференции, какие потери несет
симфоническое и оперное искусство, оттого что за пульт становятся солисты-исполнители
(хотя и Тоска-нини, оговорил он, когда-то начинал как виолончелист). Федосеев
считает, что публику испортили, что она потеряла ориентиры во вкусе. Кроме того,
сегодняшние оркестры меняют дирижера каждые 2-3 года. А, по его мнению, слава
коллектива тянется годами только в том случае, если высшие планки оркестра и
дирижера надолго совпадают.

У Большого симфонического оркестра имени Чайковского, возглавляемого Федосеевым,
как и у хора Академии Виктора Попова, слава сейчас наивысшая. А уж когда сходятся
два таких титана… Лютеру и не снилось, что через 500 лет в России перетолмаченное
им на немецкий «Они успокоятся от трудов своих, и труды их идут вслед за ними»
прозвучит с такой мощью и с такой душой».

http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: culture.people.skurlatovdaily
Отписаться

В избранное