О российской нации
Многих ошибок можно избежать, если использовать правильные слова. Увы, совсем
чудовищная путаница – там, где имеется в виду этнос, говорят о нации. А нация
– совсем не этнос. Этнос – это традиционная досубъектная природно-культурная
общность людей, а нация – совсем недавно возникшая субъектная социально-историческая
общность, необходимым условием формирования которой является наличие «критической
массой» экономически-самодостаточных и тем самым политически-субъектных низовых
хозяев, или «третьего сословия» («среднего класса», а не «класса обслуги»). Нация
состоит из людей самого разного этнического происхождения. Примеры многоэтнических
современных наций (и соответственно многоэтнических национальных государств)
– американцы, канадцы, австралийцы, южноафриканцы, индийцы, почти все латиноамериканские
нации, швейцарцы, бельгийцы, малайзийцы, сингапурцы, иранцы, афганцы и так далее.
Иногда большинство нации состоит из людей одинакового этнического происхождения
– поляки, французы, норвежцы, шведы, японцы, чехи и
во многом китайцы. Иногда люди одного этнического происхождения составляют основу
нескольких наций, являются гражданами нескольких национальных государств – так,
арабы образовали ряд арабских наций, этнические немцы составляют большинство
германской, австрийской, лихтенштейнской и в заметной мере швейцарской и люксембургской
и отчасти ряда других наций мира, и так далее.
В России – много этносов, а нация может быть только одна! Многоэтническая нация!
Хотя, как в США или в Малайзии, один из этносов является становым и, можно сказать,
государствообразующим, - ибо субъектная социально-историческая деятельность людей
данного природно-этнического происхождения сформировала данную нацию, данное
национальное государство. В США – это «уоспы» («белые англоязычные протестанты»),
а в трехэтнической Малайзии – малайцы. Право нации на самоопределение – свято
и незыблемо, ибо его отсутствие означает десубъектизацию нации, её конец. А право
этноса на самоопределение – абсурд, оксюморон! Только в результате распада многоэтнического
национального государства возможен вариант, когда инициативная группа людей одного
(преимущественно) этнического происхождения, взрастившись как «критическая масса»
низовой субъектности, формирует новую нацию и новое национальное государство.
Исторических примеров – сколько угодно. Так, на наших глазах одна инициативная
группа субъектных людей (сионисты) создала израильскую
нацию, а другая (галичане-униаты) - создают украинскую нацию.
Пока совсем нет условий для создания российской нации и тем самым российского
многоэтнического национального государства, потому что пока в помине нет «критической
массы» экономически-самодостаточного и потому политически-субъектного низового
предпринимательства. Напротив, компрадорски-шкурный режим РФ, особенно при Путине,
умышленно и целеустремленно душит низовых хозяев, особенно русских. Правящая
«русская сомоса» понимает, что могильщиком её станет не мифические «рабочий класс»
и «трудовое крестьянство» и тем более не ограбленные, обездоленные и сломленные
бабульки и пенсионеры, а именно российское «третье сословие» и прежде всего идущая
в авангарде российского порыва к субъектности радикальная молодежь. Идет жесткая
массированная десубъектизация России, и Путин предстал как идеальный десубъектизатор.
Российская или русская нация сможет сформироваться только в процессе бескомпромиссной
ликвидации режима «русской сомосы», в ходе национально-освободительной и одновременно
народно-демократической революции.
Тем не менее пребывающие вблизи нынешней власти теоретики и законодатели снова
обезьяннически копируют надстроечные формы национального государства, существующие
в субъектных странах. Об этом – статья, которую опубликовала во вторник 7 декабря
2004 года газета «Новые Известия» (Александр Колесниченко. Новая историческая
общность: Всех граждан нашей страны скоро объявят единым российским народом.
№ 226 /1625/, стр. 2 http://www.newizv.ru/news/?id_news=16633&date=2004-12-07):
«Граждане России скоро станут российским народом. Это будет зафиксировано в новом
законе «Об основах государственной национальной политики», который сейчас разрабатывает
Госдума. В ходе вчерашнего обсуждения его положений представителям репрессированных
народов депутаты пообещали реабилитацию, но отказались предоставить территории
для компактного проживания.
О «предпосылках для образования единого российского народа» президент Путин заявил
еще полгода назад. Вчера председатель Комитета Госдумы по делам национальностей
Евгений Трофимов на встрече с представителями диаспор и национальных меньшинств
сообщил, что проекты законов «О русском народе» и «Об уполномоченных по правам
народов» будут сняты с рассмотрения из-за их «высокопарности и декларативности».
Такая же судьба постигнет внесенный в Госдуму закон «О татарском народе», потому
что в случае его принятия «остальные 159 народов также потребуют для себя законы».
Вместо этого Госдума поработает над другим документом – «Об основах государственной
национальной политики». Его концепцию изложил один из разработчиков закона, профессор
Николай Михайлов. В нем появится понятие «российский народ как гражданская нация».
Российское государство будет определено как «многонациональная федерация» с перечислением
либо всех населяющих Россию народов (таких, согласно переписи 2002 года, 160),
либо только тех народов, численность которых превышает 10 тыс. человек (их набирается
около 80). Еще в законе будут установлены права народов на самоопределение и
формы этого самоопределения, такие, как образование национально-культурных автономий.
При Госдуме появится общественная палата по делам национальностей. В нее войдут
лидеры диаспор, общественные деятели, писатели, ученые. Однако никаких особых
прав представители национальных меньшинств не получат. Как заявила вчера первый
вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, «мы живем в одной стране, и не могут данные
Конституцией России права подкрепляться еще какими-то правами нацменьшинств».
Присутствовавший на встрече президент автономии российских немцев Иван Келлер
попросил восстановить немецкую автономию, ликвидированную еще в 1941 году. Внесенный
в Госдуму проект закона о реабилитации российских немцев предполагает предоставление
им территории для компактного проживания. На этой территории российские немцы
обещают на инвестиции из Германии развернуть производство автомобилей и развить
сельское хозяйство.
Однако Евгений Трофимов заявил, что в такой форме закон не будет принят никогда,
потому что подразумевает «создание республики в республике». Реабилитация российских
немцев, равно как и других 15 еще не реабилитированных народов, намечена на годовщину
60-летия победы, но никаких территорий никто не получит. А представитель чеченской
диаспоры г-н Апаев, пользуясь случаем, предложил немцам создать свою автономию
на территории Чечни, так как «соседство с ними украсит любую землю». Завершила
дискуссию Любовь Слиска словами, что «за бугром только и ждут, чтобы мы все самоопределились
и развалили Россию»».
Само словосочетание «многонациональная федерация», используемое профессором Николаем
Михайловым, свидетельствует об уровне разработчиков закона и вообще об отсутствии
понимания сути дела. Не может быть в жизни «многонационального государства» -
бывает лишь «многоэтническое национальное государство» или – «многоэтническая
федерация»! Полная путаница, и притом вредоносная, в словах Слиски. Да, не может
быть «самоопределения наций» в едином многоэтническом национальном государстве.
Тогда надо отказаться от употребления словосочетания «национальная республика»
применительно к «республикам» - субъектам РФ. И от термина «национальное меньшинство»
-в виду имеется «этническое меньшинство». Никакой национальной политики у Путина
нет. А есть – политика временщика.
По закону или декрету нацию не сотворить. Любое многоэтническое национальное
государство и вообще нация формируются социально-экономической политикой, направленной
на взращивание «критической массы» низовой субъектности, что исключено в России
при Путине. Вспомним – современная американская нация создавалась в ходе ярой
недавней борьбы за гражданские права и осуществления грандиозной общенациональной
«программы аффирмативных действий», когда форсированно взращивался афро-американский
и испаноязычный «средний класс». Да, наблюдаются издержки «политкорректности»,
и многое делается в ущерб интересов «уоспов», но нация приняла эту программу
и консолидировалась и больше выиграла в целом, чем проиграла в частностях. Аналогичные
программы в ходе «nation-building» имели потрясающий успех в трехэтничных Малайзии
и Сингапуре, где совсем недавно кипели межэтнические кровавые разборки. Весь
этот демиургический процесс сотворения современных наций детально и полно описан
в известных классических книгах сингапурского лидера
Ли Куан Ю «Сингапруская история 1965-1990: Из третьего мира в первый» и малайзийского
лидера Махатхира Мохамада «Путь вперед» (смотри мои предыдущие заметки).
И в США, и в других странах, где на наших глазах создавались современные постиндустриальные
многоэтнические нации, не просто следовали ленинским принципам национальной политике
(прежде всего опережающего развития ранее отсталых этносов), а исходили из фундаментального
субъектного принципа, не принимаемый во внимание и даже подавляемый в Советском
Союзе – «низовое предпринимательство есть лучшее средство исцеления межэтнических
конфликтов – ибо порождает низовую субъектность и субъектные интересы, доминирующие
над традиционными межэтническими объект-объектными отношениями».
Подобные увлекательные и вдохновляющие преображения этнической гусеницы в национальную
бабочку ожидают, будем надеяться, и нашу Россию.