Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Завтрак на Ниле с Дискавери

Просто великолепными являются часто передачи «Завтрак с Дискавери»
в 9.00 на ТНТ. Вчера не вник в первую серию сюжета «Нил – река богов»,
а сегодня смотрел вторую серию не отрываясь и восхитился. Шедевр! 

В этом совершенно изумительном фильме – стандартная, но художественно-исторически
изложенная философия «вечного возвращения», смерти и бессмертия.
Надо перезаписывать подобные сюжеты. Венчают рассказ слова Томаса Элиота –
«мы возвращаемся к своему Началу, и в Конце своих скитаний возвращаемся
в то место, откуда вышли, и видим это место как будто в первый раз». Прозрения
«вечного возвращения» Томаса Элиота и других лауреатов Нобелевской
премии по литературе рассмотрены, кстати, в статье Андерса Калхеда (Anders Cullhed)
«Круг Времени: К 100-летию Нобелевских премий», которую я перевел
и опубликовал в своем журнале «Круг Времени» (Москва, 2002, №
1, стр. 15-16).

Субъектность древних египтян озадачивает. Что бы сказал Мартин Хайдеггер, если
он норовил даже древним грекам отказать в субъектности (против чего негодовал
мой учитель Алексей Фёдорович Лосев, когда я читал ему хайдеггеровский двухтомник
о Ницше)? Но это факт, убедительно подчеркиваемый создателями фильма. Портретная
скульптура и любовная лирика за два с половиной тысячелетия до Иисуса Христа
– с этим же не поспоришь! В чем дело?

Мне вслед за Максом Вебером кажется, в Древнем Египте, как и в Древней Греции,
Древней Месопотамии,  Древнем Китае или в доарийской Древней Индии, не произошло
развития буржуазных отношений из-за верхушечного, а не низового взращивания «критической
массы» экономически-самодостаточных и потому граждански-субъектных людей.
Да, верхний слой (нобилитет) обычно состоял из материально-свободных и политически
сравнительно независимых если не субъектников, то протосубъектников, однако необходимость
управлять страной с натуральным или полунатуральным аграрным хозяйством консервировала
как надстройку, так и базис. Поэтому то или иное древнее субъектное проявление
оставалось, говоря словами Мартина Хайдеггера из лекции «Время мирообраза»
(1938), «очень рано посланной, издалека потаенно и опосредованно правящей
 предпосылкой того, что миру предстоит стать образом» (die weit vorausgeschickte,
lang im Verborgenen mittelbar waltende Voraussetzung dafür, daß die
Welt zum Bild werden muß). 

Древнее эфиопское Православие сохранило многие исходные интенции Правой Веры,
и первозданные обряды находят полный резонанс в душе. Особенно впечатляет праздник
духовного обновления Типкат в верхненильском городе Гандер к северу от озера
Тана, когда символически переживается крещения Иисуса Христа в Иордани и  выносится
«ковчег завета». Дрожь пронимает моё существо. 

Глубоко раскрыта суть христианского монашества на примере верхненильского монастыря
Дебра Лебанах. Подчеркивается, что природа для православного монаха – это
книга, написанная Богом, и к ней надо относиться благоговейно. Африка –
это первозданная природа. Боги Нила – это боги единства человека и природы.
В эфиопском христианстве культивировалось почитание природы и животных задолго
до того, как в западном христианстве сходное богооткровение через природу открыл
Франциск Ассизский.

Наглядно показывается преемственность между Древним Египтом и современным через
религии христианства и ислама – через символику храмов и семантику орнаментов,
а также через обычаи. Особенно выделяется соборный характер ислама, который почитает
всех пророков и все религии. В исламе проглядывает вечное – ещё мерцавшее
в религиях Древнего Египта, до Моисея и Христа. Ежеутренне приветствуется восход
Солнца, как во времена Эхнатона. Войти в мечеть (в фильме – каирская мечеть
султана Хасана, воздвигнутая в XIII веке) – значит предстать перед Аллахом,
который один и единственный Бог на все времена и для всех народов. Абстрактная
орнаментика мечети резонирует с геометрией и топологией природы, традиционный
волнистый орнамент символизирует самую важную природно-бытийную стихию –
воду, которую приносит людям Нил.

Издревле главное в религии Египта – вход в вечную жизнь. Все религии зовут
к вечной жизни, но египтяне, пожалуй, острее других понимали, как ужасно и как
легко потерять вечность. Умерший египтянин брал с собой на тот свет всё, что
необходимо для новой жизни. Хоронили его лицом на запад. Но одной лишь надлежащей
экипировки недостаточно, чтобы обрести вечность. Со времен фараонов египтянам
известно, что нынешняя жизнь определяет будущую. В древнеегипетской «Книге
мертвых» перечисляется 28 врат, которые надлежит миновать, чтобы попасть
в рай (в терминологии Правой Веры – Царствие Небесное, программируемое-творимое
Сплотом Правоверных). Каждые врата охраняются своим богом-ангелом. Умершему надо
знать код-заклинание, чтобы врата открылись. Он с чистым сердцем должен доложить,
что прожил жизнь достойно, что не мучил людей, не осквернял вод, и т.п. На загробных
«весах справедливости» определялось, можно ли допустить умершего
в сонм правоверных или нет. Счастье, если он попадал в рай, возвращался в Эдемский
Сад.

Много ещё интересного показано в этом замечательном фильме – оскудение
природы и животного мира, повседневные хозяйственные заботы египтян, африканцев
и эфиопов, трогательные обычаи и обряды. Удивил факт – население Эфиопии
растет очень быстро, сейчас в стране живет больше 60 миллионов человек, а в Египте
– более 70 миллионов. В Египте вроде дела идут нормально, а как быть с
такими странами, как Эфиопия?

Как давний африканист, не могу не держать в голове проблему преодоления бедности
в глобальном масштабе. С бедностью в нынешней России всё ясно – её не преодолеть,
пока у власти находятся шкурники-компрадоры, но русское население сломлено и
рассыпано и потому само не в состоянии обрести таких правителей, которые бы о
нем заботились. Вообще при нынешней правящей «элите» мы, русские,
обречены на деградацию и вымирание. Но вот народы других отсталых стран, прежде
всего африканских, потребовали от мирового сообщества, чтобы оно компенсировало
века колониального господства и помогло материально и политически победить бедность,
вывести ныне отсталые и в то же время быстро размножающиеся народы на достойный
уровень жизни, модернизировать их. Короче говоря, прогрессивная мировая общественность
и здоровые силы отсталых народов требуют, чтобы в глобальном масштабе была осуществлена
«программа аффирмативных действий».

Как известно, такая «программа аффирмативных действий» была реализована
в США на наших глазах (в основном в 1970-е годы) и позволила подтянуть к среднеамериканскому
стандарту - афроамериканцев и испаноязычных. Иногда проводят аналогию между американской
«программой аффирмативных действий» и советской «ленинской
национальной политикой». Но между этими двумя грандиозными программами
есть принципиальная разница. В СССР акцент делался на социализацию, а в США –
на субъектизацию. «Аффирмативные действия» отнюдь не сводятся к «басингу»
(детей из гетто развозили на автобусах в школы «белых» районов) или
к пресловутой «политкорректности» (сама по себе она хороша, но желательно
без профанации). Самое главное в «аффирмативных действиях» - целеустремленное
адресное взращивание «критической массы» низовой субъектности среди
афроамериканцев, испаноязычных и других этнических меньшинств благодаря выделению
беспроцентных или низкопроцентных кредитов, установлению квот в учебных заведениях,
в госучреждениях и в компаниях, в предоставлении всевозможных грантов и льгот
и т.п. В США или в трехконфессиональной Малайзии подобный подход сработал блестяще,
и теперь на повестке дня – не просто продовольственная или образовательная
помощь бедным странам со стороны богатых стран, а именно целенаправленное взращивание
«критической массы» низовых экономически-самодостаточных субъектников
на всей мировой периферии (кроме России).

Я критически отношусь к председателю Коллегии Совета по внешней и оборонной политике
России Сергею Александровичу Караганову из-за его конформизма и вторичности суждений,
но в воскресенье в одной из аналитических телепрограмм он неожиданно высказал
здравые мысли. Он оторвал свой завороженный взгляд от Запада и глянул окрест
на наших южных и восточных соседей и констатировал, что ввиду несомненных экономических
успехов КНР и Индии уже через 20 лет станет богатых стран в мире больше, чем
бедных, и «золотой миллиард» превратится в «четыре золотых
миллиарда» минимум (естественно, Россия остается за бортом мирового развития,
поскольку её руководство блокирует постиндустриальную модернизацию). Значит,
мировое богатство возрастет, и у мирового сообщества появятся возможности помочь
отсталым странам преодолеть отставание.

Вроде пока всё логично. Однако Караганов, будучи по своей социальной сути, мне
кажется, глобалистом-мондиалистом, вместо демократического решения  проблемы,
предложенного на Всемирной конференции ООН против расизма в Дурбане (ЮАР) 31
августа – 8 сентября 2001 года, стал проповедывать «новый империализм»,
Мол, пусть развитые успешные страны возьмут под свою опеку бедные страны и помогут
им развиться. Нет, глобалистов подпускать к «помощи» нельзя. Зато
их можно принудить вносить взносы во Всемирный фонд развития, за контроль над
которым надо демократическим национально-освободительным силам вести решительную
борьбу, требуя принятия в ООН и внутри стран-реципиентов Программ постиндустриальной
модернизации типа Программы «Путь из тупика», которую мы разработали
применительно к России.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное