Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
А - первозвук Как себя помню – с детства хотел создать Панлог. Мой отец после войны работал замполитом Быковского аэропорта, а мать – там же бухгалтером, и я в конце 1940-х годов записался в Библиотеку аэропорта и стал самым прилежным её посетителем. Особенно любил издававшиеся тогда толстенные книги русских путешественников с описаниями их странствий по пустыням и горам Внутренней Азии, включая Северный Китай и Тибет, а также красные кирпичики первого издания Большой Советской Энциклопедии. Делал выписки, пытался систематизировать знания. Через сорок лет, находясь под сильнейшим влиянием «Немецкого Словаря» братьев Гримм, я решился приступить к составлению первых статей Панлога. Все имеющиеся знания воспринимал я с точки зрения (или в системе координат) Правой Веры и тем самым видел в каждом сущем отражение всего остального сущего, добивался системности и глубины каждого своего постижения. Открыл сегодня свою газету «Российское Возрождение» (Москва, 1992, № 1 /20/) и на странице 65 наткнулся на рубрику «Русский толковый словарь» (так я называл тогда Панлог). Оттуда перепечатываю свою ещё более раннюю статью о звуке А: «А – Божий, народный, человечий глас, первоначальный гласный, характеризующийся по сравнению с другими смыслоносителями наибольшей гласностью, открытостью, истинностью, чистотой, несвязанностью, максимальной нестесненностью и ненапряженностью произносимого (артикулируемого) потока. В любой системе осмысленной членораздельной речи обязательно наличие гласных основного треугольника {a; i; u}, возглавляемого А и определяющего вокализм языка (Бондарко Л.В.). «А является самым благородным, самым первоначальным из звуков, который вольнее всех исторгается из груди и гортани, который в первую очередь и легче всего научается произносить ребенок, который по праву возглавляет алфавиты большинства языков (Grimm Jacob, Grimm Wilhelm. Deutsches Wörterbuch. Erster Band: A – Biermolke. Leipzig: Verlag von S. Hirsel, 1854, S. 1). ДЕМИУРГИЧЕСКИЙ А. Гласный А, порождаемый «образом и подобием Бога» - человеком-микрокосмосом, имеет прообраз в космогоническом Первогласном А. Смыслоноситель А благодаря максимальной нестесненности произнесения по сравнению с другими смыслоносителями требует для своего порождения минимального волевого импульса и потому в целостности Божественного Первослова и в системе звуков человеческой речи играет инициирующую, творящую, демиургическую роль. Соотношение человеческого (микрокосмического) акустическо-волнового гласного А и божественного (космического) квантово-волнового Первогласного А проясняется антропным принципом, согласно которому «один только человек из всего видимого мира возсылает молитвы к Богу, получает откровения, изучает природу небесных вещей и проникает даже в божественные тайны, и для него существует вся Земля, Солнце и звезды, для него сотворены небеса» (Иоанн Златоуст). Несомненна также способность человека после смерти РАЗГОВАРИВАТЬ в загробном мире, наполненном светом, музыкой и любовью, со Светящимся Существом (Моуди Р. Жизнь после жизни: Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела. Москва, 1990, стр. 32-35). Демиургический А присущ Имени Божьему, скрытому от человека, который жаждет узнать Его, чтобы от «образа и подобия» возвыситься до всемогущества. Аллах – это человеческое обозначение, а не собственное Имя Бога, и существует ещё 98 «прекрасных имён» Господа (ал-асмā´ ал-хуснā). Что касается величайшего Имени Бога (ал-исм ал-а’зам), якобы закодированного в трех местах Корана (2:255/256; 3:1; 20:111/110), то среди мусульманских богословов, особенно суфийских, продолжаются споры о самой возможности средствами человеческой речи постичь Неизречимое. В начальной библейской Книге Бытия сообщается, что Бог на требование победившего богоборца Иакова-Израиля назвать Свое Имя клончиво отвечает – «оно чудно» (32:29). В Откровении Иоанна, завершающем Библию, Бог как бы подсказывает: «Аз есть Альфа /греческое название Первогласного А/ и Омега /Второгласный О/, Первый и Последний, Начало и Конец» (22:13). Моделируя Первогласный А в речи, молитве, музыке и, самое действенное, в жертвоприношении, человек вступает в непосредственное общение с Богом, который, сотворив Адама (Пурушу) по Своему образу и подобию, сразу же наделил его способностью понимать Божественную Речь, быть собеседником и партнером Бога в его невыносимом демиургическом одиночестве и тем самым соучаствовать в творении мира. А самое главное: научась на алтаре не только языка или храма, но досотворенного до состояния алтаря мироздания правильно произносить Первогласный А и вместе с Ним Имя Божие, человек исполнит своё высочайшее предназначение, то, ради чего и был сотворен – контрдемиургически и аннигиляционно избавить Бога от муки вечно живым БЫТЬ, приобщить Его к временному смертному ЗА-БЫТЬ, принести Бога в жертву Ему же Самому руками Его детей, людей (Великая Жертва). ПЕРВОГЛАСНЫЙ А И АРИЙСКИЙ БОГ АГНИ. Согласно древнейшей книге человечества арийской Ригведе. Первогласный А исторгает Бытие Космоса (sát) из Небытия Хаоса (ásat): Á/sat/→sát! Первогласный А в уже сотворенном мире воплощается в космическую стихию Огня (арийский бог Агни), которая в своей артикулируемой ипостаси предстает Божественной Речью (vác) и персонифицируется арийской богиней Вач, несущей в себе остальных богов и заполняющей собой Небо и Землю (Ригведа, X.125). Язык – сияющий окнами А дом Бытия на холме Первослова. В системе арийско-ведических богов именно «Аз» божественного алфавита стихий – «самый юный» и «прекрасноязыкий» Агни-Огонь – играет такую же роль, какую в фонетической системе речи выполняет гласный А. В гимнах Ригведы многократно акцентируются именно несвязанность, открытость, истинность Агни – характеристики гласного А. Он «вырос в широкой нестесненности» (III.1), «Он – Адити (несвязанность)» (IV.1), «создает широту против узости» (I.58), «открывает врата» (IV.4) и т.п. Первогласный А, сопряженный со светом, порождается всеми тремя Божьими Лицами-Ипостасями в трех соответствующих измерениях творимого Бытия – Небо, Земля, Вода: Трижды происходят эти высшие, истинные, Желанные рождения этого бога Агни. Сокрытый внутри бесконечного мрака, он явился Чистый, светлый, благородный, ярко сверкающий (IV.1). В более позднем еврейском Пятикнижии (Моисеева Тора), записанном после столетий господства ариев в Палестине и на всем Переднем Востоке, этот демиургический акт передан так: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами. И СКАЗАЛ Бог: да будет свет. И стал свет» (Бытие, 1.1-3). Так и в ротовой полости человека между твердым (и мягким) нёбом и «землей» (спинкой и корнем языка) носится над слюнной влагой воздух, выталкиваемый демиургическим импульсом Духа через гортань и голосовые связки, и самым энергетически-выгодным и потому первым – испускается гласный А. Новорожденный, появляясь на Свет Божий из врат материнской утробы вместе с потоками вод материнского лона, ртом выкрикивает прежде всего А, извещая о начале своего тут-бытия (Dasein) и одновременно требуя внимания и пищи (молока). По Ригведе, Агни «родился сначала в водных потоках, на дне великого пространства, в его лоне» (IV.1), и первый вскрик его – «яркая вспышка» света (Горячая Вселенная, реликтовое фоновое излучение космоса). И Бог-Слово, испуская ртом Бытия (Sein) огненный Первогласный А, сразу же требует молитв и жертв. Агни налаживает и речь, и питание. «При рождении он (сразу) нашел вымя самого отца. Он выпустил течь его потоки, выпустил молочные струи» (III.1). Так возник Млечный Путь. Агни «приглашает смертного к прославлению, чтобы боги были всегда удовлетворены» (I.141). Он «знает толк в жертве благодаря силе духа» (I.128). Его главная забота – наделив людей земным богатством для питания небесных могуществ, правильным жертвоприношением соединить смертных с богами, быть «вестником богов», «распорядителем обрядов», чтобы «все приобщились к божественной сути, к имени бессмертному, соблюдая по обычаю вселенский закон» (I.67). Вот почему Ригведа, в которой А и Агни превалируют, начинается с музыкального Альфа – со столь напоминающего по мелодике наши родные поморские песнопения гимна к Агни, с обращения человека к нему: agním īļe purόhitam yajñásya devám ŗtvíjam hόtāram ratnadhắtamam Агни призываю я – во главе поставленного Бога жертвы и жреца Хотара обильнейшесокровищного А – ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ (ФОНЕМА И ЗВУК). «Рот» Божественного космоса, смоделированный в прообразе позднейших индуистских, буддистских, христианских и мусульманских храмов – в арийско-кроманьонском алтаре-жертвенники Агни, и рот человеческого микрокосмоса, который уникален по своему совершенству в человеческом организме, - подобны друг другу и оба предназначены как испускать благотворный демиургический гласный А, так и принимать аннигилируемую жертву. Чтобы «чисто» принести жертву и произнести А и тем самым попасть в резонанс с Первогласным А, надо правильно приготовить приносительно-произносительный аппарат (алтарь) и затем свершить, как призывает и Будда, - правильную речь, правильный обряд. В ротовых полостях и звездного космоса, и человеческого микрокосмоса возбуждаются разнообразные колебания, вроде бы соответствующие А. Однако истинный, значимый А, за который ответственен Агни в речи и в жертве, - только смыслонесущий (смыслоразличательный, опознавательный) А в целостности Слова, в системе языка. А можно произносить весьма по-разному – не на выдохе, а на вдохе; без участия голосовых связок (глухой А); шепотом; при различных артикуляциях органов речи (полиморфизм); при различных конструкциях звукопроизводящих аппаратов, и т.д. Звук речи А разнится от языка к языку, от индивида к индивиду, от произнесения к произнесению. Но целостность-системность языка фильтрует хаос возможных звуковых оболочек А и порождает смыслонесущий А или фонему [A], которая в свою очередь, будучи первоначальным гласным, во многом нормирует и формирует систему всех фонем и саму суть данного языка. Фонема [А], реализуясь в системе всех фонем данного языка и в целостности осмысленной «правильной речи», воплощается конкретным оттенком (аллофоном) в каждой конкретной позиции. В русском языке фонема [А] имеет, например, четыре разных оттенка в зависимости от того, стоит ли она между двумя мягкими согласными (сядь), между двумя твердыми (сад), между твердым и мягким (мать) или между мягким и твердым (ряд) (Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Москва, 1979, стр. 14). Фонеме [А] в любом слове, «в слове ад например, в произношении вовсе не соответствует нечто однородное – наоборот, гласный элемент по качеству представлет некоторую кривую, которая начинается [А] (неударенной гласный, например в слове мена), проходит через всевозможные оттенки А и кончается открытым е» (Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении. Санкт-Петербург, 1912, стр. 12-13). Один из аллофонов – самый типичный, находящийся «в наименьшей зависимости от окружающих условий» (Щерба Л.В.). Надо уметь так «протянуть звук», чтобы выявить типичный аллофон [А] в «чистом» виде. Это лучше всего достигается в пении или в чтении нараспев, в ритмической молитве. АЛТАРЬ – СЛОВОСТРЕЛ А. Молитва помогает произносить «правильное» А в оптимальном фонетическом окружении, прежде всего в соседстве с фонемой [М], и тем самым удостаиваться внимания Бога. Духовная убежденность и здесь важнее фонетического формализма, ибо «даже если она идет окольными путями, молитва достигает цели» (Ригведа, I.141). Поэтому небезрезультатно для молящихся катапультируются с кончика языка в Небеса арийско-буддийский словозаряд «Аум мани падме хум», иудео-христианский «Аминь», арабо-мусульманский «Аль илахе иль Алла Мухаммад ресул Алла». Ещё эффективнее возносит к Первогласному А очищенная от многих случайностей произношения музыка, через которую душа микрокосмоса достигает резонанса с Гласом Космоса. Дело в том, что Агни устанавливает симфонию на Небе, «чтобы Боги радовались музыке (вселенского) закона (Ригведа, I.147), а на земле, свидетельствует жрец, «знающий тайное слово, Агни открыл мне могучий напев и поэтическое вдохновение» (Ригведа, IV.5). Александр Скрябин в «Поэме Огня» («Прометей», 1908) попытался воспроизвести Первогласный А в «прометеевском шестизвучии» - аккорде Fis-His-e-ais-dis’-gis’ (в тональности Fis). Об интервальном составе этого шестизвучия можно судить по собственным скрябинским словам о первом аккорде "Прометея" g - dis - а - сis - fis - h, который он относил к ладотональности "А". В виде звукоряда, изложенного от основного тона, он выглядит так: а - h - cis - dis - fis - g (Ванечкина И. Партия "LUCE" /= «свет»/ как ключ к поздней гармонии Скрябина // Советская музыка, Москва, 1977, № 4, стр.100-103 http://prometheus.kai.ru/luce2_r.htm). Артур Кларк в научно-фантастическом рассказе «Девять миллиардов имен» описывает тибетских лам, которые с помощью изобретенной ими азбуки из 9 букв /ecriture и Archi-Ecriture - Жак Деррида!/ и современного компьютера /братья Вачкански – кинотрилогия «Матрица»!/ распечатывают девять миллиардов всевозможных буквосочетаний начиная с ААААААААА в надежде наткнуться на истинное Имя Божье и тем самым «завершить то, ради чего был сотворен род человеческий» /Сергей Михайлович Половинкин – наши «имябожники» могут отдыхать!/. Идея такого механического перебора смыслоносителей известна по историям Раймонда Луллия, свифтовского Гулливера, андерсоновского Кая и других, но она является скорее пародией на главенствующую для каждого из нас проблему диалога, любви и взаимоаннигиляции между «Я» (человек о себе – «Я Убивец!») и «Ты» (человек о Боге – «Ты Творец!»). Алтарь для А – не мертвая машина, а живая душа. И катапультируется человеческое А к своему Первообразу не столько языком человеческого рта, сколько языком пламени жертвенного костра Агни, возгорающегося Священной Птицей на Алтаре в экстазе саможертвенной Общины. И Иисус Христос, который по версии ахмадийцев и по мнению ряда ученых действительно причастился в Индии ИСТИНЕ и ЖИЗНИ арийского Агни-Огня, недвусмысленно восклицал (Лука 12:49): «Огонь пришел Я принести на землю, и как хочу Я, чтобы он уже возгорелся»». Перечитал я сейчас эту свою давнишнюю статью, вспомнил свои тексты конца 1950 – начала 1960-х годов и задумался – одни и те же слова и мысли, нет развития. В чем дело, ведь мир меняется? Почему же я зациклился? К какой бы актуальной новой вроде бы теме ни обращаюсь – а всё сводится к одному и тому же знаменателю Правой Веры. Перепечатка данной статьи о Первозвуке А в моей газете 1992 года (есть более ранние версии, но я не помню, где напечатано) сопровождается двумя рисунками. На одном изображена схема человеческого рта при исторжении звука А после твёрдого согласного и после мягкого согласного. С данной схемой рифмуется чертеж древнеарийского жертвенника Агни (по работам профессора Калифорнийского университета в Беркли Йохана Фрица Стааля http://philosophy.berkeley.edu/staal/index.html , особенно: Staal J.F. /with C.V.Somayajipad and Itti Ravi Nambudiri/. AGNI - The Vedic Ritual of the Fire Altar I-II. Berkeley: Asian Humanities Press, 1983; о его взглядах и о связях с кришнаитами смотри http://www.krishna.org/Articles/2000/09/00122.html). Сам алтарь сооружался из 10800 кирпичей, на рисунке он дан в проекции сверху в виде собирающейся взмыть Птицы. По данной теме (о Первозвуке А) можно написать многотомное сочинение. Если бы я составлял текст сегодня, то широко задействовал бы недавно переведенную у нас книгу: Джонатан Голдмен (Goldman J.). Целительные звуки. Перевела с английского Александрова Е. - Москва: Издательский дом «София», 2003. – 224 стр. Довольно компетентно разобрана в книге сопряженность первогласного А с чакрами (Глава 8 «Гласные звуки в составе мантр», стр. 148-165). Я сейчас листаю эту книгу и вижу, что имеет смысл посвятить ей несколько заметок. А пока для введения в круг ключевых проблем Правой Веры, Словострела и «прикладной эсхатологии» достаточно вышеприведенного текста и соответствующих заметок моего «Философско-политического дневника».
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||