Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

А - первозвук

Как себя помню – с детства хотел создать Панлог. Мой отец после войны работал
замполитом Быковского аэропорта, а мать – там же бухгалтером, и я в конце
1940-х годов записался в Библиотеку аэропорта и стал самым прилежным её посетителем.
Особенно любил издававшиеся тогда толстенные книги русских путешественников с
описаниями их странствий по пустыням и горам Внутренней Азии, включая Северный
Китай и Тибет, а также красные кирпичики первого издания Большой Советской Энциклопедии.
Делал выписки, пытался систематизировать знания.

Через сорок лет, находясь под сильнейшим влиянием «Немецкого Словаря»
братьев Гримм, я решился приступить к составлению первых статей Панлога. Все
имеющиеся знания воспринимал я с точки зрения (или в системе координат) Правой
Веры и тем самым видел в каждом сущем отражение всего остального сущего, добивался
системности и глубины каждого своего постижения. Открыл сегодня свою газету «Российское
Возрождение» (Москва, 1992, № 1 /20/) и на странице 65 наткнулся
на рубрику «Русский толковый словарь» (так я называл тогда Панлог).
Оттуда перепечатываю свою ещё более раннюю статью о звуке А: 

«А – Божий, народный, человечий глас, первоначальный гласный, характеризующийся
по сравнению с другими смыслоносителями наибольшей гласностью, открытостью, истинностью,
чистотой, несвязанностью, максимальной нестесненностью и ненапряженностью произносимого
(артикулируемого) потока.

В любой системе осмысленной членораздельной речи обязательно наличие гласных
основного треугольника {a; i; u}, возглавляемого А и определяющего вокализм языка
(Бондарко Л.В.). 

«А является самым благородным, самым первоначальным из звуков, который
вольнее всех исторгается из груди и гортани, который в первую очередь и легче
всего научается произносить ребенок, который по праву возглавляет алфавиты большинства
языков (Grimm Jacob, Grimm Wilhelm. Deutsches Wörterbuch. Erster Band: A
– Biermolke. Leipzig: Verlag von S. Hirsel, 1854, S. 1).

ДЕМИУРГИЧЕСКИЙ А. Гласный А, порождаемый «образом и подобием Бога»
- человеком-микрокосмосом, имеет прообраз в космогоническом Первогласном А. Смыслоноситель
А благодаря максимальной нестесненности произнесения по сравнению с другими смыслоносителями
требует для своего порождения минимального волевого импульса и потому в целостности
Божественного Первослова и в системе звуков человеческой речи играет инициирующую,
творящую, демиургическую роль.

Соотношение человеческого (микрокосмического) акустическо-волнового гласного
А и божественного (космического) квантово-волнового Первогласного А проясняется
антропным принципом, согласно которому «один только человек из всего видимого
мира возсылает молитвы к Богу, получает откровения, изучает природу небесных
вещей и проникает даже в божественные тайны, и для него существует вся Земля,
Солнце и звезды, для него сотворены небеса» (Иоанн Златоуст).

Несомненна также способность человека после смерти РАЗГОВАРИВАТЬ в загробном
мире, наполненном светом, музыкой и любовью, со Светящимся Существом (Моуди Р.
Жизнь после жизни: Исследование феномена продолжения жизни после смерти тела.
Москва, 1990, стр. 32-35). 

Демиургический А присущ Имени Божьему, скрытому от человека, который жаждет узнать
Его, чтобы от «образа и подобия» возвыситься до всемогущества. Аллах
– это человеческое обозначение, а не собственное Имя Бога, и существует
ещё 98 «прекрасных имён» Господа (ал-асмā´ ал-хуснā).
Что касается величайшего Имени Бога (ал-исм ал-а’зам), якобы закодированного
в трех местах Корана (2:255/256; 3:1; 20:111/110), то среди мусульманских богословов,
особенно суфийских, продолжаются споры о самой возможности средствами человеческой
речи постичь Неизречимое. 

В начальной библейской Книге Бытия сообщается, что Бог на требование победившего
богоборца Иакова-Израиля назвать Свое Имя клончиво отвечает – «оно
чудно» (32:29).

В Откровении Иоанна, завершающем Библию, Бог как бы подсказывает: «Аз есть
Альфа /греческое название Первогласного А/ и Омега /Второгласный О/, Первый и
Последний, Начало и Конец» (22:13).

Моделируя Первогласный А в речи, молитве, музыке и, самое действенное, в жертвоприношении,
человек вступает в непосредственное общение с Богом, который, сотворив Адама
(Пурушу) по Своему образу и подобию, сразу же наделил его способностью понимать
Божественную Речь, быть собеседником и партнером Бога в его невыносимом демиургическом
одиночестве и тем самым соучаствовать в творении мира.

А самое главное: научась на алтаре не только языка или храма, но досотворенного
до состояния алтаря мироздания правильно произносить Первогласный А и вместе
с Ним Имя Божие, человек исполнит своё высочайшее предназначение, то, ради чего
и был сотворен – контрдемиургически и аннигиляционно избавить Бога от муки
вечно живым БЫТЬ, приобщить Его к временному смертному ЗА-БЫТЬ, принести Бога
в жертву Ему же Самому руками Его детей, людей (Великая Жертва). 

ПЕРВОГЛАСНЫЙ А И АРИЙСКИЙ БОГ АГНИ. Согласно древнейшей книге человечества арийской
Ригведе. Первогласный А исторгает Бытие Космоса (sát) из Небытия Хаоса
(ásat): Á/sat/→sát!

Первогласный А в уже сотворенном мире воплощается в космическую стихию Огня (арийский
бог Агни), которая в своей артикулируемой ипостаси предстает Божественной Речью
(vác) и персонифицируется арийской богиней Вач, несущей в себе остальных
богов и заполняющей собой Небо и Землю (Ригведа, X.125). Язык – сияющий
окнами А дом Бытия на холме Первослова. 

В системе арийско-ведических богов именно «Аз» божественного алфавита
стихий – «самый юный» и «прекрасноязыкий» Агни-Огонь
– играет такую же роль, какую в фонетической системе речи выполняет гласный
А. В гимнах Ригведы многократно акцентируются именно несвязанность, открытость,
истинность Агни – характеристики гласного А. Он «вырос в широкой
нестесненности» (III.1), «Он – Адити (несвязанность)»
(IV.1), «создает широту против узости» (I.58), «открывает врата»
(IV.4) и т.п.

Первогласный А, сопряженный со светом, порождается всеми тремя Божьими Лицами-Ипостасями
в трех соответствующих измерениях творимого Бытия – Небо, Земля, Вода:


Трижды происходят эти высшие, истинные,
Желанные рождения этого бога Агни.
Сокрытый внутри бесконечного мрака, он явился
Чистый, светлый, благородный, ярко сверкающий (IV.1).

В более позднем еврейском Пятикнижии (Моисеева Тора), записанном после столетий
господства ариев в Палестине и на всем Переднем Востоке, этот демиургический
акт передан так: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна
и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водами. И СКАЗАЛ Бог: да
будет свет. И стал свет» (Бытие, 1.1-3).

Так и в ротовой полости человека между твердым (и мягким) нёбом и «землей»
(спинкой и корнем языка) носится над слюнной влагой воздух, выталкиваемый демиургическим
импульсом Духа через гортань и голосовые связки, и самым энергетически-выгодным
и потому первым – испускается гласный А.

Новорожденный, появляясь на Свет Божий из врат материнской утробы вместе с потоками
вод материнского лона, ртом выкрикивает прежде всего А, извещая о начале своего
тут-бытия (Dasein) и одновременно требуя внимания и пищи (молока). По Ригведе,
Агни «родился сначала в водных потоках, на дне великого пространства, в
его лоне» (IV.1), и первый вскрик его – «яркая вспышка»
света (Горячая Вселенная, реликтовое фоновое излучение космоса). И Бог-Слово,
испуская ртом Бытия (Sein) огненный Первогласный А, сразу же требует молитв и
жертв.

Агни налаживает и речь, и питание. «При рождении он (сразу) нашел вымя
самого отца. Он выпустил течь его потоки, выпустил молочные струи» (III.1).
Так возник Млечный Путь. Агни «приглашает смертного к прославлению, чтобы
боги были всегда удовлетворены» (I.141). Он «знает толк в жертве
благодаря силе духа» (I.128). Его главная забота – наделив людей
земным богатством для питания небесных могуществ, правильным жертвоприношением
соединить смертных с богами, быть «вестником богов», «распорядителем
обрядов», чтобы «все приобщились к божественной сути, к имени бессмертному,
соблюдая по обычаю вселенский закон» (I.67).

Вот почему Ригведа, в которой А и Агни превалируют, начинается с музыкального
Альфа – со столь напоминающего по мелодике наши родные поморские песнопения
гимна к Агни, с обращения человека к нему: 

agním īļe purόhitam 
yajñásya devám ŗtvíjam
hόtāram ratnadhắtamam

Агни призываю я – во главе поставленного
Бога жертвы и жреца
Хотара обильнейшесокровищного

А – ИДЕАЛЬНОЕ И РЕАЛЬНОЕ (ФОНЕМА И ЗВУК). «Рот» Божественного
космоса, смоделированный в прообразе позднейших индуистских, буддистских, христианских
и мусульманских храмов – в арийско-кроманьонском алтаре-жертвенники Агни,
и рот человеческого микрокосмоса, который уникален по своему совершенству в человеческом
организме, - подобны друг другу и оба предназначены как испускать благотворный
демиургический гласный А, так и принимать аннигилируемую жертву. Чтобы «чисто»
принести жертву и произнести А и тем самым попасть в резонанс с Первогласным
А, надо правильно приготовить приносительно-произносительный аппарат (алтарь)
и затем свершить, как призывает и Будда, - правильную речь, правильный обряд.

В ротовых полостях и звездного космоса, и человеческого микрокосмоса возбуждаются
разнообразные колебания, вроде бы соответствующие А. Однако истинный, значимый
А, за который ответственен Агни в речи и в жертве, - только смыслонесущий (смыслоразличательный,
опознавательный) А в целостности Слова, в системе языка.

А можно произносить весьма по-разному – не на выдохе, а на вдохе; без участия
голосовых связок (глухой А); шепотом; при различных артикуляциях органов речи
(полиморфизм); при различных конструкциях звукопроизводящих аппаратов, и т.д.
Звук речи А разнится от языка к языку, от индивида к индивиду, от произнесения
к произнесению. Но целостность-системность языка фильтрует хаос возможных звуковых
оболочек А и порождает смыслонесущий А или фонему [A], которая в свою очередь,
будучи первоначальным гласным, во многом нормирует и формирует систему всех фонем
и саму суть данного языка.

Фонема [А], реализуясь в системе всех фонем данного языка и в целостности осмысленной
«правильной речи», воплощается конкретным оттенком (аллофоном) в
каждой конкретной позиции. В русском языке фонема [А] имеет, например, четыре
разных оттенка в зависимости от того, стоит ли она между двумя мягкими согласными
(сядь), между двумя твердыми (сад), между твердым и мягким (мать) или между мягким
и твердым (ряд) (Зиндер Л.Р. Общая фонетика. Москва, 1979, стр. 14). Фонеме [А]
в любом слове, «в слове ад например, в произношении вовсе не соответствует
нечто однородное – наоборот, гласный элемент по качеству представлет некоторую
кривую, которая начинается [А] (неударенной гласный, например в слове мена),
проходит через всевозможные оттенки А и кончается открытым е» (Щерба Л.В.
Русские гласные в качественном и количественном отношении. Санкт-Петербург, 1912,
стр. 12-13).

Один из аллофонов – самый типичный, находящийся «в наименьшей зависимости
от окружающих условий» (Щерба Л.В.). Надо уметь так «протянуть звук»,
чтобы выявить типичный аллофон [А] в «чистом» виде. Это лучше всего
достигается в пении или в чтении нараспев, в ритмической молитве.

АЛТАРЬ – СЛОВОСТРЕЛ А. Молитва помогает произносить «правильное»
А в оптимальном фонетическом окружении, прежде всего в соседстве с фонемой [М],
и тем самым удостаиваться внимания Бога. Духовная убежденность и здесь важнее
фонетического формализма, ибо «даже если она идет окольными путями, молитва
достигает цели» (Ригведа, I.141). Поэтому небезрезультатно для молящихся
катапультируются с кончика языка в Небеса арийско-буддийский словозаряд «Аум
мани падме хум», иудео-христианский «Аминь», арабо-мусульманский
«Аль илахе иль Алла Мухаммад ресул Алла».

Ещё эффективнее возносит к Первогласному А очищенная от многих случайностей произношения
музыка, через которую душа микрокосмоса достигает резонанса с Гласом Космоса.
Дело в том, что Агни устанавливает симфонию на Небе, «чтобы Боги радовались
музыке (вселенского) закона (Ригведа, I.147), а на земле, свидетельствует жрец,
«знающий тайное слово, Агни открыл мне могучий напев и поэтическое вдохновение»
(Ригведа, IV.5). Александр Скрябин в «Поэме Огня» («Прометей»,
1908) попытался воспроизвести Первогласный А в «прометеевском шестизвучии»
- аккорде Fis-His-e-ais-dis’-gis’ (в тональности Fis). Об интервальном
составе этого шестизвучия можно судить по собственным скрябинским словам о первом
аккорде "Прометея" g - dis - а - сis - fis - h, который он относил к ладотональности
"А". В виде звукоряда, изложенного от основного тона, он выглядит так: а - h
- cis - dis - fis - g (Ванечкина И. Партия  "LUCE" /= «свет»/ как
ключ к поздней гармонии Скрябина // Советская музыка, Москва, 1977, № 4,
стр.100-103  http://prometheus.kai.ru/luce2_r.htm). 

Артур Кларк в научно-фантастическом рассказе «Девять миллиардов имен»
описывает тибетских лам, которые с помощью изобретенной ими азбуки из 9 букв
/ecriture и Archi-Ecriture - Жак Деррида!/ и современного компьютера /братья
Вачкански – кинотрилогия «Матрица»!/ распечатывают девять миллиардов
всевозможных буквосочетаний начиная с ААААААААА в надежде наткнуться на истинное
Имя Божье и тем самым «завершить то, ради чего был сотворен род человеческий»
/Сергей Михайлович Половинкин – наши «имябожники» могут отдыхать!/.
Идея такого механического перебора смыслоносителей известна по историям Раймонда
Луллия, свифтовского Гулливера, андерсоновского Кая и других, но она является
скорее пародией на главенствующую для каждого из нас проблему диалога, любви
и взаимоаннигиляции между «Я» (человек о себе – «Я Убивец!»)
и «Ты» (человек о Боге – «Ты Творец!»).

Алтарь для А – не мертвая машина, а живая душа. И катапультируется человеческое
А к своему Первообразу не столько языком человеческого рта, сколько языком пламени
жертвенного костра Агни, возгорающегося Священной Птицей на Алтаре в экстазе
саможертвенной Общины.

И Иисус Христос, который по версии ахмадийцев и по мнению ряда ученых действительно
причастился в Индии ИСТИНЕ и ЖИЗНИ арийского Агни-Огня, недвусмысленно восклицал
(Лука 12:49): 

«Огонь пришел Я принести на землю, и как хочу Я, чтобы он уже возгорелся»».

Перечитал я сейчас эту свою давнишнюю статью, вспомнил свои тексты конца 1950
– начала 1960-х годов и задумался – одни и те же слова и мысли, нет
развития. В чем дело, ведь мир меняется? Почему же я зациклился? К какой бы актуальной
новой вроде бы теме ни обращаюсь – а всё сводится к одному и тому же знаменателю
Правой Веры. 

Перепечатка данной статьи о Первозвуке А в моей газете 1992 года (есть более
ранние версии, но я не помню, где напечатано) сопровождается двумя рисунками.
На одном изображена схема человеческого рта при исторжении звука А после твёрдого
согласного и после мягкого согласного. С данной схемой рифмуется чертеж древнеарийского
жертвенника Агни (по работам профессора Калифорнийского университета в Беркли
Йохана Фрица Стааля http://philosophy.berkeley.edu/staal/index.html , особенно:
Staal J.F. /with C.V.Somayajipad and Itti Ravi Nambudiri/. AGNI - The Vedic Ritual
of the Fire Altar I-II. Berkeley: Asian Humanities Press, 1983; о его взглядах
и о связях с кришнаитами смотри  http://www.krishna.org/Articles/2000/09/00122.html).
Сам алтарь сооружался из 10800 кирпичей, на рисунке он дан в проекции сверху
в виде собирающейся взмыть Птицы. 

По данной теме (о Первозвуке А) можно написать многотомное сочинение. Если бы
я составлял текст сегодня, то широко задействовал бы недавно переведенную у нас
книгу: Джонатан Голдмен (Goldman J.). Целительные звуки. Перевела с английского
Александрова Е. - Москва: Издательский дом «София», 2003. –
224 стр. Довольно компетентно разобрана в книге сопряженность первогласного А
с чакрами (Глава 8 «Гласные звуки в составе мантр», стр. 148-165).
Я сейчас листаю эту книгу и вижу, что имеет смысл посвятить ей несколько заметок.
А пока для введения в круг ключевых проблем Правой Веры, Словострела и «прикладной
эсхатологии» достаточно вышеприведенного текста и соответствующих заметок
моего «Философско-политического дневника».


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное