Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

О программах нынешних российских партий: анализ экономических предложений. 8.

Из 23 партий и блоков, принявших участие во вчерашних парламентских выборах в
России, я сегодня рассмотрю программы двух партий, которые неожиданно для меня
обе не преодолели пятипроцентный барьев, - Союза Правых Сил (СПС) и Общероссийской
демократической партии «Яблоко». 

СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ (СПС)

Мне казалось, что СПС в предвыборных теледебатах набрала достаточно очков, чтобы
набрать около 7%. Сильно выступал Борис Немцов, и отличным полемистом показал
себя Анатолий Чубайс. Я разделял их озабоченность разгулом и произволом  полицейщины
и явным сползанием страны в гнусноватый авторитаризм. И вдруг – электоральный
провал!

Программа СПС в литературном плане превосходит остальные. Она достаточно содержательна,
и кое-какие оценки и предложения имеет смысл взять на заметку: 

«Мы сознаем, что такая ситуация стала результатом беспрецедентного по масштабу
слияния власти и капитала, и потому «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» против огосударствления
бизнеса и приватизации чиновничества. Мы не приемлем коммерциализации государства
и усиления его вмешательства в экономику. 

Уния власти и капитала одним из своих следствий имеет фактическое введение цензуры
в СМИ. Потому что бизнесмены – владельцы газет, радиостанций и телеканалов целиком
зависят от государства и высших чиновников, и тем самым превращаются в государственных
служащих. Мы против наступления на свободу СМИ. 

Мы против коррупции, против разрастания бюрократии и клерикализации власти. 

Нас не устраивает отсутствие реальной демократии. Нас не устраивает неправый
и зависимый суд. Нас не устраивает и формирование фактически однопартийной системы.
Свобода волеизъявления на выборах открыто отнимается у народа под циничные разговоры
о так называемом «административном ресурсе». Мы против «управляемой демократии»,
режима, при котором демократические институты и процедуры служат декорациями
для реального авторитаризма.

Наша задача – не допустить экспансии государственного, полицейско-бюрократического
капитализма, «латиноамериканизации» России».

Комментарий: Хочу надеяться, что словечко «латиноамериканизация» здесь - не художественный
образ, а научное определение. 

«Полицейско-бюрократический капитализм - это тотальная «спецслужбизация» власти,
отсутствие реальной свободы, демократии, прав и безопасности граждан, это национальная
нетерпимость и лжепатриотический угар. 

Даже при сохранении частной собственности как формального института, при военно-бюрократическом
капитализме реальный собственник будет существовать только до тех пор, пока он
устраивает государство в лице чиновника в погонах. Уже сейчас Россия по степени
экономической свободы отстает от стран экваториальной Африки».

Комментарий: Всё по делу! Оценки совпадают с моими. 

«Ничто не коррумпируется так быстро и необратимо и не дается нам так дорого,
как генералитет, дорвавшийся до власти. Главным сюжетом внутренней политики окажутся
дворцовые интриги и передел собственности. Такие признаки есть уже сейчас. Этого
допускать нельзя».

Комментарий: Полностью согласен! А вот образ будущей России, который тоже совпадает
с моими мечтами:

«Это страна, куда возвращаются и откуда не уезжают и не утекают люди, мозги,
капиталы, где главным национальным продуктом станут знания, а самым важным ресурсом
на внутреннем и внешнем рынках – не сырье и нефть, а образование и наука. 

Такая Россия может стать в новом столетии не просто конкурентоспособной страной
с высокими уровнем экономической свободы и индексом развития человеческого капитала,
а реальным лидером постиндустриальной эпохи, лидером XXI века, основным мировым
производителем интеллектуальных продуктов, поставщиком наиболее перспективных
идей. 

Великая Россия – это страна, где интерес частного человека совпадает с интересами
общества и государства и превращается в реальный, а не вымышленный национальный
интерес».

Комментарий: Еще раз отмечаю сущностные и терминологические совпадения между
моими представлениями и программными установками СПС. Среди конкретных предложений
СПС отмечу следующие:

«Цель: модернизация российской науки в соответствии с требованиями постиндустриальной
эпохи, возвращение российской науке лидерских позиций в мире 

- определение приоритетных направлений научно-технологического развития страны;

- реформирование государственных академий наук и приведение их статуса и уставов
в соответствие с действующим законодательством; 
- увеличение роли государственных научных фондов в государственном финансировании
науки; 
- обеспечение защиты и распределения прав на интеллектуальную собственность и
разработка механизмов ее коммерциализации для привлечения частного финансирования
научно-инновационной сферы; 
- развитие связи между научно-технологичной сферой и образованием; разрешение
высшим учебным заведениям проходить двойную аттестацию в качестве образовательных
учреждений и научных организаций - это позволит вузам полноправно участвовать
в научно-исследовательской деятельности; 
- обеспечение кадрового потенциала науки и повышение привлекательности научной
деятельности путем: 

объединения дополнительной материальной поддержки молодых ученых и аспирантов
в одну программу для достижения большего кумулятивного эффекта; 
обеспечения ротации кадров и распространение контрактной системы найма в научно-технической
сфере; 
развития программ сотрудничества с российской диаспорой за рубежом (реализация
совместных исследований, приглашение в Россию для чтения лекций и проведения
семинаров, осуществление совместных инновационных проектов с привлечением организаций
малого бизнеса); 
внедрения программы привлечения способной молодежи и квалифицированных кадров
из стран СНГ; введение облегченного порядка оформления разрешения на работу для
научных работников и предоставления им государственных стипендий; 
модернизации материально-технической базы научных исследований путем: выделения
средств на обновление приборной базы на основе конкурса в привязке к реализации
целевых программ, финансирования центров коллективного пользования оборудованием,
реализуемого через РФФИ». 

Рациональное зерно есть и в предложениях СПС по реформированию ЖКХ: 

«Цель: формирование эффективно работающей системы предоставления жилищно-коммунальных
услуг населению, удовлетворительных по качеству и цене 

- перевести ЖКХ на рыночные принципы функционирования; 
- сформировать предпосылки развития немуниципальных форм управления в многоквартирном
жилищном фонде; 
- превратить управление и обслуживание жилищного фонда в рынок для частного бизнеса,
минимизировав присутствие и административное воздействие муниципальных властей
на этот рынок; 
- создать условия для привлечения частных инвестиций в сферу коммунальных услуг,
в первую очередь по тепло- и водоснабжению; 
- прекратить дотирование монополий, дотировать бедных». 

Комментарий: Насчет «дотирования бедных» - надо поосторожнее. Лучше обойтись
без всякого дотирования и сосредоточиться на самофинансируемом территориальном
самоуправлении по образцу того, что делали в «территориальной общине» московского
района Пресненский члены СПС и мои друзья супруги Калгановы (Надя и Коля).

Интересны также предложения СПС по банковской реформе:

«Цель: формирование эффективной банковской системы, способствующей росту и модернизации
экономики 

- увязка реформы банковского сектора со структурными реформами реального сектора,
выработка кодекса поведения кредиторов и должников; 
- переход к консолидированной финансовой отчетности промышленных, финансовых,
банковских групп и холдингов на основе международных стандартов финансовой отчетности
и бухгалтерского учета; 
- стимулирование укрупнения кредитных организаций путем их объединения и слияния
с учетом необходимости поддержания конкурентной среды в банковском секторе, в
том числе на локальных рынках; 
- создание равных условий для функционирования на рынке банков, независимо от
формы собственности; решение «проблемы Сбербанка», концентрация рисков в котором
может в случае ухудшения макроэкономической ситуации привести к серьезным проблемам
во всей банковской системе; постепенная трансформация Сбербанка в банк, специализирующийся
на кредитовании малого бизнеса и потребительском кредитовании; 
- организация компании по управлению недействующими банковскими активами, введение
системы страхования вкладов как необходимых элементов мер косвенного регулирования
банковской системы; 
- объединение усилий с другими мировыми финансовыми центрами, поддерживающими
борьбу с отмыванием грязных денег и ограничением оборота теневых капиталов».


По судебной реформе – «джентльменский набор»: создание суда, основанного на уважении
к личности и ее правам; расширение состязательности на досудебной части уголовного
судопроизводства; переход от правосудия без оправдания к справедливому правосудию;
введение суда присяжных на всей территории РФ, расширение подсудности суда присяжных.


Увы, предложения СПС по налогам вроде бы разумны, но несколько разочаровывают
своей «скромностью»:

«- снижение ставок НДС до 15%; сокращение перечня товаров (работ, услуг), реализация
которых освобождается от налогообложения НДС, до перечня «стандартных» освобождений
от налогообложения, применяемых в мировой практике, куда входят медицинские и
финансовые услуги, услуги в области культуры и искусства, благотворительная деятельность,
операции с недвижимостью; отмена льготной 10-процентной налоговой ставки; 

либерализация предоставления права на вычет уплаченного налога при осуществлении
строительно-монтажных работ для собственного потребления – переход к предоставлению
права на вычет сумм уплаченного НДС в общем порядке; 

создание базы данных налогоплательщиков НДС, внедрение системы электронных счетов-фактур;


либерализация порядка возмещения НДС при налогообложении по нулевой ставке при
экспорте товаров – главным основанием для возмещения налога должно являться подтверждение
пересечения товаров таможенной границы Российской Федерации (без подтверждения
поступления валютной выручки на расчетный счет налогоплательщика)».

По подоходному налогу совсем скучно:

«- сохранение плоской ставки подоходного налога; 
- увеличение налоговых вычетов на образование и медицинские расходы; 
- гармонизация налогообложения государственных и частных пенсионных и страховых
схем (предоставление вычетов по взносам в частные специализированные организации);
это позволит расширить частный рынок пенсионных и страховых услуг». 

По единому социальному налогу ничего существенного: 

«- снижение эффективной ставки и отмена ограничений доступа к регрессивной шкале
налога; 
- установление вычетов по налогу на сумму взносов в системы добровольного страхования
в рамках реформы в области медицинского и социального страхования». 

По налогообложению малого бизнеса несколько интереснее, но тоже существенных
адресных послаблений маловато: 

«- совершенствование процедур отнесения амортизационных отчислений при переходе
малыми предприятиями на общераспространенную систему уплаты налога; 
- свободный выбор системы налогообложения; 
- снижение ставки налога на вмененный доход; 
- либерализация режима перенесения убытков на будущее; 
- распространение обязанности декларирования доходов на аффилированные лица».


По налогу на добычу полезных ископаемых предусматривается его повышение в сфере
добычи углеводородного сырья в сочетании со стабилизацией отношений собственности
в сфере использования природных ресурсов. 

Целью аграрной политики ставится возрождение российского сельского хозяйства
и российского крестьянства на новой, рыночной, основе. Среди вполне здравых краткосрочных
мероприятий: 

«- принятие комплекса нормативных актов, необходимых для реализации закона об
обороте сельскохозяйственных угодий; 
- пересмотр закона о финансовом оздоровлении сельского хозяйства: закон должен
предусматривать процедуры предотвращения негативных социальных последствий банкротства
селообразующих предприятий, но не должен поддерживать неэффективных производителей;

- пересмотр переговорной позиции по ВТО в части присоединения к Соглашению по
сельскому хозяйству: России выгодна либерализации торгового режима в агропродовольственной
сфере; 
- пересмотр бюджетного процесса в сфере АПК: осуществление программного подхода,
изменение бюджетного классификатора, повышение прозрачности использования бюджетных
средств на нужды АПК; 
- принятие программы поддержки страхования посевов в сельском хозяйстве». 

Среди мер долгосрочного развития сельского хозяйства -  принятие закона о кредитной
кооперации, дающей финансовую основу для развития сельской местности и альтернативной
сельской занятости. 

Совершенно правильно СПС требует законодательного обеспечения принципа абсолютной
защиты частной собственности и вообще сужения зоны неопределенности в сфере прав
собственности, а именно: 

«- предоставление государством политических, налоговых и законодательных гарантий
от необоснованного передела собственности; 
- сокращение сроков исковой давности по приватизационным сделкам до 3-х лет;

- закрепление двуединого подхода к рассмотрению нарушений в ходе приватизационных
сделок: 1) бессрочное применение правовых санкций за выявленные и доказанные
в суде правонарушения должностных лиц и их контрагентов, 2) обеспечение абсолютного
принципа неприкосновенности собственности; 
- совершенствование и развитие национальной модели корпоративного управления,
рынка корпоративных ценных бумаг, правоприменения прав собственности контрактных
обязательств, процедуры банкротств и иные меры».

Неизвестно, выживет ли СПС, однако в любом случае часть его программных наработок
имеет смысл взять в нашу либерально-патриотическую копилку.

ОБЩЕРОССИЙСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «ЯБЛОКО»

Григорий Явлинский выглядел вялым в предвыборных теледебатах. В то же время я
полагал, что стабильный «яблочный» электорат может обеспечить прохождение этой
либеральной партии в парламент, хотя оставались сомнения. Не прошла!

Из программы «Яблока» тоже имеет смысл кое-что заимствовать для нашей Инициативной
группы, разрабатывающей надпартийную Программу постиндустриальной модернизации
России «Путь из тупика».

Анализ и диагноз у идеологов «Яблока» - не особенно блещут. Ни слова о параллелях
между компрадорской РФ и компрадорской «латиноамериканщиной». Клеймятся «олигархи»,
и именно в них, а не в предателях-шкурниках усматривается корень зла:

«1. От олигархической системы - к государству благосостояния граждан 

Экономикой России сегодня управляют олигархические группы, присвоившие национальные
богатства страны. Их интересы обслуживает Правительство. В результате большинство
граждан оказывается на грани выживания, а Россия лишается перспектив. Наша задача
- заставить власть служить обществу, а не олигархам. Надо: 

ввести справедливые налоги для всех; 
принять законы, защищающие всех предпринимателей от произвола власти и поборов;

принять законы, защищающие власть от коррупции со стороны олигархов; 
ввести жесткий государственный и общественный контроль над монополиями. 

Установим контроль общества над правительством - получим деньги на решение социальных
проблем. 

2. Ликвидация нищеты, преодоление бедности 

Россия превратилась в страну массовой нищеты и показной роскоши. Мы добиваемся
уменьшения социального неравенства. Мы за общество равных возможностей. Для этого
надо: 

- повысить минимальную зарплату до прожиточного минимума; 
- немедленно ввести единое социальное пособие для всех, чьи доходы ниже прожиточного
минимума; 
- существенно увеличить детские пособия; 
- способствовать воспитанию детей-сирот в семьях; в стране не должно быть беспризорников;

- гарантировать каждому судебную защиту его социальных прав; 
- гарантировать каждому защиту его имущественных прав».

Комментарий: Хиловато и абстрактно! Столь же благие пожелания – по подъему  производства:


«Нужно обеспечить экономическую свободу, низкие налоги и незыблемость прав частной
собственности: 

- освободить малое и среднее предпринимательство от бюрократического и налогового
гнета; 
- стимулировать развитие семейного бизнеса, освободив его от всех налогов, кроме
подоходного /Комментарий: Списано у американцев, а у нас надо адреснее/; 
- сделать фермерство выгодным и безопасным».

Выражается надежда, что «эти меры обеспечат полноценной работой около 40 миллионов
граждан, перебивающихся сегодня случайными заработками». 

Для снижения налогов предлагается «поощрять вложения в производство;  уменьшить
единый социальный налог, чтобы работники получали зарплату в кассе, а не «в конвертах»;
снижать налоги для экспортеров готовой продукции.  Важнейшая задача - защитить
права собственников, не только крупных, но и, особенно, мелких, владельцев квартир,
автомобилей, дачных участков».

Комментарий; Поразительная скудость мысли! Нельзя объять необъятное. Надо мыслить
системно, то есть найти ключевое звено или ту ниточку, за которую можно вытянуть
всю веревочку позитивных перемен и выйти из тупика. 

Предлагаются «достойные пенсии всем, а не только чиновникам и депутатам». Да,
«в России деньги есть, а пенсии мизерны потому, что власть презирает пенсионеров».
«Даже в странах Восточной Европы доля ВВП, идущая на пенсии, в два раза выше.
У нас же размер гарантированной трудовой пенсии не может обеспечить права пенсионера
на жизнь. Чиновники с депутатами установили для себя особую систему высоких государственных
пенсий. Надо устранить эту несправедливость!» Для восстановления социальной справедливости
необходимо: 

«- вернуть в расчет пенсионного стажа время по уходу за ребенком, обучения в
высших и средних специальных учебных заведениях; 
- вернуться к единой пенсионной системе; 
- выплаты и индексацию проводить для всех пенсионеров; 
- увеличить расходы на пенсионное обеспечение с 5% до 10-12% ВВП за счет средств
от природных ресурсов». 

Комментарий: Зачем процент! Целесообразнее и понятнее установить фиксированную
ежемесячную выплату в 50 у.е., как предусмотрено в нашей Программе «Путь из тупика»
- Предложение 2 «К экономической самодостаточности граждан России. 

Интересны предложения «Яблока» по возрождению малых городов, которые якобы «позволят
им решать все жизненно важные проблемы»:  

«За годы реформ малые города России оказались обескровленными. Их возрождение
- возрождение страны. Необходимо: 

- закрепить за местными бюджетами 70% подоходного налога, 50% налога на прибыль
и 100% налогов с малого бизнеса и на имущество; 
- обязать градообразующие предприятия уплачивать налоги по месту нахождения;

- выделять не менее трети региональных вложений на развитие малых городов; 
- ввести в федеральный бюджет финансирование программы развития малых городов».

Бессистемность программы «Яблока» удручает, и «рациональных зерен» в ней удивительно
мало. Увы, таково состояние нашей интеллигенции и таково слабоватое волевое начало
лидера интеллигентской партии. 

Тем не менее надо попытаться проинтегрировать всё дельное, что содержится в рассмотренных
23 программах, и вобрать в нашу надпартийную Программу постиндустриальной модернизации
России «Путь из тупика».


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное