Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

О марксизме как мировой религии

Любое насекомое заслуживает искреннего научного восхищения, а что уж говорить
о «измах», в которых фокусируются осмысления и откровения человечества. Лучше
относиться к марксизму, буддизму, исламизму с исследовательской любознательностью,
чем с брезгливой предвзятостью. Марксизм выразил глубинные устремления модернового
субъектного человечества, и потому стал «верой» многих миллионов стремящихся
к субъектности людей, особенно в домодерновых обществах Востока и Юга, где существовал
вакуум субъектной надстройки. 

Марксизм на Востоке стал руководством к революционному освободительному действию,
а на Западе, где вакуума субъектности не было, он стал таким же неотъемлемым
компонентом общественных наук, как уравнения Максвелла в физике. Все ведущие
интеллектуалы Запада восприняли марксизм как один из научных инструментов. 

На Востоке же и у нас в России марксизм чаще остается своеобразной атеистической
«мировой религией», каковой когда-то был буддизм. На самом деле Карл Маркс вышел
из классической немецкой философии, в центре которой, в том числе у Гегеля, стояла
проблема субъектности (««Субъектность» - центральная тема философии Гегеля» -
Быкова М.Ф. Мистерия логика и тайна субъективности: О замысле феноменологии и
логики у Гегеля. Москва: Наука, 1996, стр. 14). Поэтому отгадка влияния марксизма
– в указании пути к субъектности. Если первопроходец анархизма Макс Штирнер в
книге «Единственный и его собственность» (1845) обосновал и восславил субъектность
отдельного человека, то Карл Маркс в те же годы обосновал реалистическую возможность
стать субъектом для каждого человека.

Каждый мировой «изм» реализуется в реальной действительности по-разному, в том
числе и в неприглядных извращенных формах, что связано со многими факторами.
Недаром сложена поговорка «благими намерениями выложена дорога в ад». Существовали
буддийские, христианские, исламские и марксистские государства, в которых творились
ужасные бесчеловечности. Таков человек, такова жизнь. Репрессии, инквизиции,
гулаги – проходят, а «изм» остается. Не забудем, что ныне марксизм исповедуют
полтора миллиарда человек, в том числе КНР, которая на наших глазах выходит в
мировые лидеры.

Я бы не стал называть марксизм – мировой религией. Точнее подвести его под категорию
«философской веры», описанной Карлом Ясперсом. Мне кажется, не надо его абсолютизировать.
Карл Маркс отмежевывался от своих последователей, которые подменяли исходную
марксистскую субъектизацию – просвещенческо-утопической социализацией. Он говорил
– «если так, то я не марксист». Из-за недоразвитости производительных сил нельзя
было построить субъектный коммунизм, и получился солженицынский Соцгородок. Китайцы
вовремя благодаря Дэн Сяопину свернули с социализации на субъектизацию и ныне
исповедуют концепцию «трех представительств», надстроечно обосновывающую успешное
базисное строительство постиндустриального общества и постепенно демократизирующую
его.

Субъектизация – столбовой путь цивилизации. В отличие от глобализации, субъектизация
вбирает в себя и облагораживает традицию, сохраняет и развивает этнокультурное
наследие и, самое главное, возвышает «быдло» до «артели», где «свободное развитие
каждого есть условие свободного развитие всех». 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное