Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
О программах нынешних российских партий: анализ экономических предложений. 7. Выборы прошли, я в своих прогнозах был слишком оптимистичен. КПРФ я давал 13-15% и надеялся, что будет выше. Увы, КПРФ потерпела сокрушительное поражение, хотя я голосовал за эту партию как за крупнейшую оппозиционную силу. Видимо, КПРФ нужно серьезно реорганизоваться, чтобы на что-то надеяться в дальнейшем. Неожиданно для меня много набрал блок «Родина», которому я давал «не менее 5%». И совершенный сюрприз – провал СПС. Впрочем, подробнее проанализирую случившееся потом, а сейчас рассмотрю экономические предложения последних по списку 6 участвовавших в выборах партий и блоков, приведенных в алфавитном порядке: Аграрная партия России (АПР) Великая Россия - Евразийский Союз Демократическая партия России (ДПР) Единая Россия (ЕР) За Русь Святую Истинные патриоты России Коммунистическая партия РФ (КПРФ) Концептуальная партия Единение (КПЕ) Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) Народная партия РФ (НПРФ) Народно-республиканская партия России (НРПР) Новый курс - Автомобильная Россия Объединенная российская партия Русь Партия возрождения России - Российская Партия Жизни (ПВР-РПЖ) Партия Мира и Единства (ПМЕ) Развитие предпринимательства Родина (народно-патриотический союз) Российская конституционно-демократическая партия (РКДП) Российская партия пенсионеров и Партия социальной справедливости (РПП-ПСС) Российская экологическая партия Зеленые Союз людей образования и науки (СЛОН) Союз правых сил (СПС) Яблоко Российская демократическая партия РОССИЙСКАЯ КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (РКДП) Нет яркого лидера-говоруна, нет честности (забыли кадетов Михаила Астафьева и самозвано провозгласили себя чуть ли не правопреемниками старых кадетов), нет системы четких предложений по модернизации России. Есть общеизвестные констатации: «В нашей стране абсолютно ненормальная ситуация с малым и средним предпринимательством. Его практически нет в сфере производства товаров, комплектующих, промышленной продукции – это в полной мере относится и к успешной Москве. Наше малое предпринимательство работает исключительно в сфере услуг: магазины, рестораны, парикмахерские. В нынешних условиях заниматься малым и средним предпринимательством в сфере производства товаров, комплектующих, промышленной продукции практически невозможно, особенно при существующих процентах по кредитам – вернуть деньги практически невозможно. Вместе с тем, в экономически развитых странах малое и среднее предпринимательство в сфере производства обеспечивает до 60-70 % объемов производства, крупные предприятия размещают заказы на комплектующие на совершенно не зависящих от него малых и средних предприятиях. И это делается для снижения себестоимости конечной продукции. Малые предприятия гибкие, накладные расходы на них малы. Норма прибыли на них достигает 15-17%, в то время, как на гигантах норма прибыли не превышает 3-5% – слишком высоки накладные расходы. Активное развитие малого и среднего предпринимательства в сфере производства товаров, комплектующих, промышленной продукции поможет Российской экономике преодолеть сырьевой характер. Однако, для этого мало всего лишь устранить диктат чиновников. Необходима помощь государства, его регулирующая роль. Вместе с тем, вмешиваться в происходящие процессы государство должно лишь экономическими рычагами. Как заставить государство на деле помогать становлению малого и среднего предпринимательства в сфере производства? Наиболее действенный способ – начать вводить в бюджет объем минимальных налоговых поступлений, получаемых от малого и среднего предпринимательства. Причем, правительство должно знать, что объем этих поступлений будет год от года нарастать. Правительству поневоле придется уделять самое пристальное внимание малому и среднему предпринимательству. Оно вынуждено будет снять диктат чиновников, милиции, криминалитета, укреплять правовое поле, решить вопрос дешевых кредитов, ввести налоговые льготы. В этом случае экономика станет терять преимущественно сырьевой характер. И лишь в этом случае превратится в реальность быстрое увеличение внутреннего валового продукта. Следует подчеркнуть – гражданское общество невозможно в России при нынешнем состоянии политической, правовой культуры, при нынешнем низком уровне общественной активности граждан, не только не поощряемой, но и подавляемой властью». Как видим, кадеты уповают на государство и тешатся благими пожеланиями. На выборах они получили доли процента, как я и предсказывал. РОССИЙСКАЯ ПАРТИЯ ПЕНСИОНЕРОВ – ПАРТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ Сильно выступал в предвыборных теледебатах Владимир Сидорович Пономаренко, президент Российского фонда поддержки военной реформы. Основной здравый тезис – поступления от природной ренты должны поступать не в бюджет и не в какие-то внебюджетные фонды, а непосредственно в карман каждого гражданина. Партия социальной справедливости исходит из следующих правильных установок: «пересмотр научно-технической политики, расширение фронта фундаментальных и прикладных исследований и разработок, ориентированных на модернизацию отечественной промышленности, создание новых видов продукции и производств, конкурентоспособных на мировом рынке. У России нет иной альтернативы кроме ускоренного создания передовой экономики знаний, позволяющей в полной мере использовать человеческий потенциал и природные ресурсы страны для решения социальных проблем граждан; существенное укрепление позиций отечественного капитала как внутри страны, так и в мировой экономике, государственная поддержка ускоренного развития тех отраслей, производств и предприятий (включая авиационную и атомную промышленность, военно-промышленный комплекс, добычу и переработку природного сырья и энергоносителей и др.), продукция и услуги которых выходят на мировой рынок. Без участия в международном разделении труда, без создания сравнимых с лидерами мировой экономики финансово-промышленных групп и корпораций Россия не сможет удержать свои политические позиции, отстаивать свои интересы в меняющемся мире». Особое место в своей деятельности Партия социальной справедливости намерена отводить сотрудничеству с государствами-членами СНГ – «Необходимы политическая воля и усилия по созданию новой системы взаимоотношений стран, государств и народов с общей исторической судьбой». Российская партия пенсионеров в целом правильно констатирует (но не доходит до сопоставления с другими схожими обществами периферийного зависимого капитализма латиноамериканского типа), что «к концу ХХ века первая в современной России схватка гражданского общества с номенклатурным государством была проиграна». «Номенклатурная «зачистка» состоялась. В России сложилась ситуация, когда при формальном наличии демократических институтов и официально провозглашенной либеральной идеологии реальная власть остается в руках номенклатуры, а все настоящие (не имитированные) ростки гражданского общества продолжают подавляться». ««Свободное предпринимательство» сверху донизу опутано административными рогатками. Предприниматель может выжить, только постоянно «отстегивая» чиновникам. Весь так называемый крупный капитал имеет чисто номенклатурное происхождение: в России не деньги дают власть, а власть приносит деньги. Власть используется как основное оружие при разделе и переделе собственности. Утрата контакта с властью грозит «свободным предпринимателям» разорением и тюрьмой. Все разговоры о федерализме и самоуправлении так и остались разговорами. Происходит обратный процесс: восстанавливается жесткая номенклатурная вертикаль с центром в Кремле. Чиновники на местах вновь обрели полную независимость от населения, и чтобы обеспечить свои жизненные нужды, граждане вновь должны ходить на поклон в Москву. Руководство парламентских партий стало неотъемлемой частью новой номенклатуры. Оно с энтузиазмом играет свою роль в режиме управляемой демократии, изображая «политический плюрализм», в надежде на получение награды в виде министерских постов. На рядовых членов своих партий они обращают внимание не больше, чем в свое время номенклатура КПСС на рядовых коммунистов. А новое законодательство о партиях во многом поставило их уже и под прямой контроль государственных чиновников. Имитированные еще в советское время официальные профсоюзы, женские, молодежные, ветеранские и другие «общественные» структуры продолжают существовать и перекрывают дорогу новым, живым организациям, которые могли бы стать реальными структурами гражданского общества. «Свободная пресса» попала в полную зависимость от государства. Ее основным занятием стала не информирование населения, а идеологическое обслуживание номенклатуры и пропаганда ее политики. Никакие демократические законы и институты власти не могут сами по себе обеспечить ни истинной демократии и прав человека, ни правового государства, ни экономической свободы и процветания, если в стране отсутствует гражданское общество, способное воспользоваться этими правами и свободами и постоянно отстаивать их в противоборстве с государственно-бюрократической машиной. Следующий этап активного противостояния между государственной номенклатурой и гражданским обществом неизбежен. Это противостояние идет уже сейчас и проявляется в борьбе общественных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан за обеспечение своих прав, гарантированных Конституцией и законами. Права пенсионеров могут быть надежно обеспечены лишь развитым гражданским обществом. Поэтому любые законные формы самодеятельности и самоорганизации российских граждан всех слоев и социальных групп, которые направлены на отстаивание интересов их против номенклатурного режима, всегда будут поддерживаться Российской партией пенсионеров. Своими естественными союзниками в борьбе за построение гражданского общества мы считаем неполитические общественные объединения: профсоюзы, корпоративные, женские и молодежные организации, конфессии; движения за гражданские права. При непременном условии: такие организации должны реально защищать интересы своих членов, а не служить интересам номенклатурной имитации структур гражданского общества. Стратегической целью экономической политики государства должен быть запуск в России механизма роста отечественного производства товаров и услуг, основанного на устойчивом платежеспособном спросе населения. Неотъемлемой составляющей экономической политики является социальная поддержка населения, в том числе пенсионеров и пожилых граждан. Она необходима не только для реализации принципа социальной защиты, но и для поддержания и наращивания платежеспособного спроса. Ту же цель (обеспечение платежеспособного спроса) преследует и полное восстановление вкладов населения начиная с 1991 года». Комментарий: Со всеми этими соображениями нельзя не согласиться. Желательно только понимать, что любой здравый шаг к улучшению жизни наших сограждан и к вытаскиванию их из болота нищеты требует не выпрашивания у враждебного народу государству, а выигрывания у государства, переигрывания его. Для запуска механизма экономического роста, говорится в программе Российской партии пенсионеров, необходимо обозначить локомотивные отрасли российской экономики, определить методы и сроки их форсированного развития, а также организационные и финансовые схемы привлечения ресурсов в эти отрасли. «В качестве приоритетных локомотивных отраслей целесообразно определить оборонную, аэрокосмическую, авиационную и автомобильную промышленность. Одной из приоритетных отраслей должно стать капитальное строительство, в первую очередь строительство современного высококачественного жилья, что позволит решить жилищную проблему для пенсионеров. Важнейшим приоритетом экономической политики мы считаем ликвидацию разрыва между уровнем цен и средним уровнем заработной платы. Сегодня цены на товары и услуги в России близки к мировым, размер же официальной заработной платы отстает в несколько раз. Это говорит не о том, что в стране нет денег (как нас уверяет номенклатурная власть), а о господстве теневой экономики и запредельном паразитизме и воровстве номенклатуры, присваивающей львиную часть национального дохода. Для преодоления разрыва между ценами и трудовыми доходами необходимо в несколько раз поднять минимальную заработную плату. Для старшего поколения россиян это автоматически даст такое же увеличение пенсий (поскольку в России средства Пенсионного фонда формируются за счет 29% отчислений от фонда заработной платы). Налоговая система должна быть органически связана с общей экономической политикой. Ее необходимо развивать в направлении смягчения налогового бремени, упрощения схем налогообложения и стимулирования быстрейшего развития локомотивных отраслей экономики. Недопустимо введение новых налогов, ухудшающих положение старшего поколения россиян; в частности, налогов на лекарства, медицинские услуги и медицинское оборудование. Российская партия пенсионеров в принципе поддерживает дальнейшую приватизацию государственных предприятий, поскольку эта мера объективно усиливает гражданское общество. Но при этом мы выступаем против номенклатурной приватизации: передачи за бесценок общенародной собственности коррумпированным чиновникам. Приватизация должна осуществляться только гласно, на конкурсной основе и по реальной рыночной стоимости предприятий. Там, где приватизация была проведена с нарушением этих условий, ее результаты должны быть пересмотрены. Аналогично Российская партия пенсионеров не возражает против введения частной собственности на землю. Однако мы считаем, что практическая реализация этой меры должна быть отложена до тех пор, пока гражданское общество не наберет достаточно сил, чтобы пресечь коррупцию и злоупотребления в земельном вопросе. Особое беспокойство вызывает угроза быстрой приватизации земли в городах. Недопустимо, чтобы в ее результате граждане оказались отстранены от распоряжения землей, на которой стоят их дома. Иначе добрую половину населения России ждет со временем превращение в бомжей. Особое значение имеет для России вопрос о собственности на природные ресурсы. Парадоксально, но богатейшие недра России сослужили ей дурную службу. Доходы от добычи нефти, газа и других полезных ископаемых позволяют номенклатуре поддерживать видимость экономического благополучия, ничего не меняя в экономике. Эти доходы, которые следовало бы сохранять в интересах будущих поколений, бездумно проедаются и растаскиваются. Последние десятилетия российской истории показали, что власть не способна разумно распорядиться доходами от добычи природных ресурсов. Российская партия пенсионеров предлагает вернуть эти доходы их истинному хозяину – народу России. Для этого, по примеру большинства ресурсодобывающих регионов мира, на каждого гражданина России необходимо открыть именной счет и ежегодно зачислять на него долю доходов от добычи природных ресурсов на территории России. Земля должна на территории страны сдаваться в аренду. Доходы, полученные от сдачи земли в аренду, ежемесячно начисляются каждому жителю России на его личный именной счет. Мы против передачи того, что может каждый месяц каждому человеку давать деньги. На эти же именные счета следует начислять долю каждого гражданина от приватизации государственных предприятий и продажи государственной земли». Комментарий: Со всем можно согласиться, только насчет сдачи земли в аренду лучше поосторожничать. Целесообразнее ради освоения наших огромных пустующих или деградирующих территорий создавать стимулы для их освоения налогонеоблагаемыми «инициативными группами» поселенцев, как делали американцы (особенно в эпоху «хомстед-акта» 1862 года), казаки, евреи при колонизации Палестины, столыпинские переселенцы. Достойны обсуждения и в основном взятия на вооружение следующие предложения РПП по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в России: а) пенсия – это законная отложенная заработная плата пенсионера за прошлый труд, результаты которого используются сегодня. В этом плане ее никоим образом нельзя рассматривать как пособие по старости, как это часто делается сегодня. б) пенсия является одним из главных стимулов к честному и добросовестному труду. Несправедливая (в частности, уравнительная) пенсионная система означает исчезновение этого стимула и, следовательно, самой основы, на которой только и может строиться здоровая экономика. в) размеры пенсий должны быть таковы, чтобы обеспечивать устойчивый платежеспособный спрос пенсионеров на товары и услуги. Невыполнение этого принципа подрывает основу для экономического роста в стране. Сегодня в России нарушены эти принципы. Для выправления ситуации необходима пенсионная реформа, удовлетворяющая следующим критериям: а) принятие на территории России единого Федерального Закона о государственном пенсионном обеспечении, сделав базовым законом для расчета величины пенсии Федеральный Закон №166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении”, отменив Федеральный Закон №173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”; б) пенсии должны быть пропорциональны трудовому стажу и заработной плате пенсионера (т.е. его трудовому вкладу в общественное производство). При этом минимальный размер пенсий не может быть меньше официально установленного прожиточного минимума; в) размеры пенсий должны регулярно индексироваться пропорционально средней заработной плате в стране; г) при достижении пенсионного возраста пенсии должны выплачиваться независимо от того, продолжает ли пенсионер работать или нет; д) пенсионная система должна носить преимущественно накопительный характер. Пенсии следует выплачивать в основном из накопленных отчислений от заработной платы, которые делал пенсионер в течение всей своей жизни; а не из текущих отчислений из зарплаты ныне работающих граждан, как это делается сегодня; е) пенсионная система должна носить адресный характер и быть прозрачной. Каждый работающий гражданин должен знать размеры накопленного лично им пенсионного вклада и иметь возможность (при желании) увеличить эти накопления путем дополнительных отчислений в пенсионные фонды; ж) наконец, пенсионная система должна быть конкурентной. Гражданам должна быть предоставлена возможность выбора между несколькими пенсионными фондами, в которых они могут накапливать свои вклады, и возможность перевода этих вкладов в зависимости от условий, предоставляемых тем или иным фондом. Разумными и приемлемыми представляются предложения РПП в части реформы политической системы. Прежде всего, РПП считает необходимым немедленно реализовать на деле конституционный принцип разделения властей, без которого гражданское общество становится бессильным перед государством. «Правительство должно формироваться на основе парламентского большинства и быть ответственным перед парламентом. Федеральное собрание России необходимо наделить контрольными полномочиями и предоставить ему право парламентского расследования. Для поднятия авторитета Федерального собрания мы считаем целесообразным ввести прямые выборы членов Совета федерации населением. Суды должны стать полностью независимыми от исполнительной власти, для чего необходимо увеличить их финансирование минимум в три раза. Необходимо немедленное введение суда присяжных. Гарантами конституции и прав человека должны стать Закон и судебная система, а не президент». Для становления гражданского общества в России особое значение имеет развитие местного самоуправления. Этот уровень власти наиболее близок людям и в наибольшей степени поддается контролю гражданского общества. «Необходимо радикально расширить права местного самоуправления. Одновременно с этим следует в несколько раз увеличить его финансовую базу». Комментарий: Чтобы данное пожелание не превратилось в пустышку, мы в надпартийной Программе постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика» предлагаем методы самофинансирования самоуправляемых общин. Блок РПП-ПСС успешно выступил на выборах, набрав более 3% голосов. Поскольку его установки почти полностью совпадают с нашими, входящие в него партии РПП и ПСС после выборов могли бы взять на себя инициативу создания более широкой коалиции патриотическо-антикомпрадорских сил. РОССИЙСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ «ЗЕЛЕНЫЕ» В предвыборных теледебатах эта партия не участвовала, листовок не распространяла, агитации не вела. Ярких фигур в ней я не знаю. Она обречена на выборах получить лишь доли процента голосов избирателей. А программу её я прочитал и кое-что взял на заметку. Совершенно справедливо выдвигается требование гармонизации экологического законодательства и приведения его в соответствие с международными экологическими нормами и межгосударственными соглашениями, заключенными Российской Федерацией, а также требование экологизации всех отраслей российского законодательства и приведение их в соответствие с экологическими нормативно-правовыми актами, обязательный учет природоохранных интересов при принятии новых законов и подзаконных актов. В программе «зеленых» - преимущественно отраслевые вопросы, которые, конечно, следует принять во внимание. Например, выдвигаются обоснованнейшие требования воссоздания, модернизации и реструктуризации системы централизованного государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием, а также ведомственного разделения и разграничения полномочий между природоохранными и природоресурсными государственными органами, не говоря уж о восстановлении, сохранении и укреплении отраслевых направлений государственной природоохранной деятельности, в особенности в лесной и водной сферах. Подчеркивается необходимость сохранения биологического разнообразия, создания и развития особо охраняемых природных территорий (заповедников, национальных парков, заказников и т.п.), совершенствования и усиления механизмов их охраны, развития заповедного дела, разработки и осуществления системы мероприятий, направленных на сохранение редких и исчезающих видов живых организмов, типов экосистем и ландшафтов. Конечно, предлагается финансово-экономическое стимулирование, льготное налогообложение и всемерное поощрение перевода производств на менее опасные и безопасные технологии, производства экологически чистой продукции, рационального и экологически безопасного землепользования. Важное и перспективное предложение – «Обеспечение приоритета взимания экологического налога (природно-ресурсной ренты) перед другими видами налогообложения». Из других конструктивных предложений партии «зеленых» отмечу следующие: «- Формирование и последовательное применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой переработки. - Создание и последовательное применение системы налогообложения, обеспечивающей снижение в городах уровня загрязнения от эксплуатации автомобильного транспорта. - Развитие системы перераспределения бюджетных средств в целях сохранения ненарушенных экосистем, в том числе используемых малочисленными народами для традиционного хозяйствования. - Содействие развитию экологического аудита действующих предприятий. - Содействие развитию и внедрению различных форм экологического страхования. - Создание законодательных и организационных условий для внедрения залогово-возвратных экономических механизмов, стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров. - Создание законодательных и организационных условий для внедрения системы лизинга промышленных товаров длительного пользования. - Проведение инвентаризации основных фондов и номенклатуры продукции, товаров, технологий, предприятий всех отраслей народного хозяйства, промышленности и транспорта с целью определения экологически опасной их составляющей, а также потенциальной опасности техногенных и технологических аварий и катастроф. - Определение и отслеживание реальной потребности страны в разных видах энергоносителей с учетом экологического фактора. - Экологически приемлемое и эффективное развитие энергетики - Приоритет поддержки программ энергосбережения в производстве, жилищно-коммунальном и других секторах экономики при возрастающем уровне и качестве услуг. - Снижение энергоемкости внутреннего валового продукта. - Сокращение потерь энергии при ее производстве и транспортировке. - Приоритет государственных инвестиций в производство энергии с использованием возобновляемых источников. - Разработка и внедрение принципиально новых экологичных способов получения электроэнергии. - Максимальное повышение ядерной и радиационной безопасности при эксплуатации АЭС. - Экологически приемлемое развитие промышленности - Поддержка разработки и внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий. - Приоритетное развитие отраслей (производств) с высокой степенью переработки сырья, автоматизацией и преимущественным использованием интеллектуального труда. - Формирование производственных комплексов, обеспечивающих безотходное или малоотходное использование природных ресурсов, поддержка применения малоотходных технологий на действующих предприятиях. - Стимулирование широкого использования вторичных ресурсов с целью создания замкнутых циклов использования веществ; развитие производств по переработке отходов предыдущей хозяйственной деятельности. - Приоритетное развитие производства товаров, рассчитанных на долговременное использование и модернизацию во время периода эксплуатации, и в процессе создания, применения и утилизации которых минимизируется загрязнение окружающей среды, расход энергии и материалов. - Конструктивное и научно-обоснованное приспособление и снижение потенциального вреда, либо отказ на основании отрицательных результатов экспертизы от размещения на территории страны производств и технологий, угрожающих безопасности граждан и экосистем. - Внедрение принципа ответственности производителя за произведенный продукт в течение всего цикла его существования от производства до утилизации. - Последовательное и обязательное использование принципа хранения и переработки опасных отходов производства и потребления в местах их образования. - Экологически приемлемое развитие сельского хозяйства - Повышение рентабельности и значимости отечественной сельскохозяйственной сферы с учетом современных экологических факторов и тенденций. - Усиленные инвестиции, взвешенная система льгот и государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств. - Грамотная и справедливая государственная земельная политика в интересах работников и предприятий сельского хозяйства с учетом природоохранных нужд. - Экологически приемлемое и рациональное природопользование - Обеспечение равенства условий в использовании природных ресурсов для ныне живущего и будущих поколений. - Обеспечение расширенного воспроизводства возобновимых природных ресурсов. - Поддержка производств по извлечению полезных компонентов из отвалов и отходов, образовавшихся в процессе производственной деятельности прошлых лет. - Поддержка экологически чистых форм ведения сельского хозяйства. - Поддержание естественного плодородия почв; развитие поле- и почвозащитного лесоразведения. - Сохранение и увеличение разнообразия отечественных сортов и пород культурных растений и домашних животных, полученных путем традиционной селекции. - Поддержка экологически приемлемых традиционных форм природопользования. - Поддержка перехода от промысла и добычи к организованному хозяйствованию по все большему числу объектов в охотничьем, лесном и рыбном хозяйстве. -Создание (воссоздание) условий для естественного воспроизводства промысловых видов живых организмов, сокращающих свою численность и исчезающих в результате чрезмерного промысла и изменения условий обитания». В программе «зеленых» намечена разумная территориальная экологическая политика, предполагающая эффективное и обоснованное разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными органами в экологической, экономической и других сферах. Так, предлагается: - Уточнение и детализация распределения функций в области природопользования и охраны окружающей среды между специально уполномоченными органами власти каждого уровня. - Размещение и сосредоточение имеющихся и вновь формируемых производственных мощностей прежде всего на уже измененных человеческой деятельностью землях и в районах с развитой инфраструктурой. - Резервирование, в том числе исключение из непосредственного хозяйственного использования, территорий, пока еще неосвоенных или мало затронутых хозяйственной деятельностью. - Существенное усиление контроля и санкций за превышение экологической емкости экосистем при строительстве предприятий и других объектов на неосвоенных территориях. Заслуживает одобрения и созвучна Предложению 5 нашей Программы «Путь из тупика» («Образование и воспитание нации») также намеченная «зелеными» молодежная политика, которая предполагает «усиление, развитие и поддержку взаимодействия с молодежью и вовлечения ее в общественную, в том числе природоохранную, деятельность, организацию молодежного экологического движения в рамках Партии, разработку и внедрение программ политической, экономической, социальной и экологической адаптации молодежи и выработку экологически ориентированной молодежной идеологии». Хотя «зеленые» не добились электорального успеха на прошедших парламентских выборах, тем не менее они сохраняют организационный и программный потенциал и готовы к «позитивному и конструктивному сотрудничеству со всеми организациями и гражданами, разделяющими наши взгляды и действующими на благо общества, государства и природы». Возможно, у нас с «зелеными» наладится сотрудничество в рамках более широкого политически-действенного объединения патриотических граждан (Народного Фронта). СОЮЗ ЛЮДЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ (СЛОН) Хорошо задумана была эта партия, и лидер её авторитетный и вроде бы порядочный – депутат Государственной Думы РФ Вячеслав Владимирович Игрунов. Но на раскрутку не нашлось сил, и от предвыборных теледебатов партия почему-то отказалась, что и обрекло её на жестокое поражение (доли процента). А программа партии СЛОН – азбучно справедлива, но больше напоминает челобитную к начальству (государству, Путину), чем план боевых действий: «Уже много лет, - констатируется в ней, - страна не имеет ясной стратегии национального развития. Мы видим острое несоответствие между уровнем интеллектуальных возможностей России и невостребованностью инновационного потенциала в нашей экономике. Такая ситуация находится в противоречии с основными тенденциями мирового развития, где роль знаний как основного фактора общественного прогресса и повышения уровня жизни является в настоящее время общепризнанной. Наша страна стоит перед выбором: сохранить свою науку и образование, вывести их на качественно новые рубежи, обеспечить использование наукоемких технологий и стабильный подъем экономики - или постепенно превратиться в сырьевой придаток развитых стран, с деградирующей средой обитания и характерной для такого «придатка» интеллектуальной отсталостью и политической беспомощностью. Партия СЛОН предлагает стратегию развития России, основанную на эффективном использовании высокого творческого потенциала россиян, стратегию кардинального изменения места и роли науки, культуры и образования в материальном производстве, духовной жизни страны. Целями партии СЛОН являются: 1) переход России к новому типу развития, основанному на инновационной экономике с использованием всего интеллектуального потенциала и научно-технического комплекса страны; 2) обеспечение высокого качества жизни общества и каждого отдельного человека. 3) формирование гражданского общества и укрепление правового государства. 4) приход во власть нового поколения руководителей, способных компетентно, профессионально и честно решать стоящие перед Россией проблемы на основе их научного анализа; 5) повышение роли России на международной арене. Для достижения этих целей партия СЛОН будет решать следующие задачи: 1) увеличение финансирования образования, фундаментальной и прикладной науки; 2) принятие социальных, экономических и иных программ, способствующих росту здоровья, культуры и образования россиян; 3) развитие инновационного сектора и использование нововведений во всех отраслях экономики; 4) внедрение экологического сознания во все сферы общественной жизни и экономики; 5) борьба с коррупцией как одним из основных факторов, препятствующих развитию страны. Конкретные направления наших действий В сфере экономики задача состоит в том, чтобы с помощью активной государственной политики превратить инновации в основной фактор роста. Именно от них в первую очередь зависит повышение конкурентоспособности, структурная перестройка всей экономики. Для осуществления инноваций первостепенное значение имеет наличие образованных, инициативных людей. Поэтому финансирование образования, науки, культуры следует рассматривать не как непроизводительные затраты, а как высокодоходные инвестиции. Утечка умов наносит России намного больший ущерб, чем отток капитала. СЛОН намерен предотвратить дальнейшее падение качества образования и уровня научных исследований, связанное с их недофинансированием и отъездом за границу ученых и квалифицированных преподавателей. Развитие «экономики знаний», государственная поддержка науки, образования и наукоемких технологий должны стать основными приоритетами государственной политики, если мы хотим ослабить зависимость всей экономики от сырьевых отраслей. Необходимое для этого увеличение бюджетных доходов может быть получено как посредством создания благоприятных условий для развития бизнеса и соответствующим увеличением налогооблагаемой базы, так и совершенствованием механизма взимания природной ренты. В кратчайшие сроки надо создать условия для ускорения передачи знаний и технологий из научных лабораторий и конструкторских бюро в реальный сектор экономики, обеспечить государственную поддержку инновационного бизнеса. Государство призвано обеспечить равные условия конкуренции с тем, чтобы инвестор не опасался потери средств в результате захвата предприятия конкурентами с использованием незаконных методов. Необходимо устранить бюрократические и коррупционные барьеры на пути развития малого и среднего бизнеса, как более гибкого и лучше приспособленного к реализации небольших инновационных проектов». Как говорится, съест-то он съест, да кто ему даст. Впрочем, на Бога надейся, а сам не плошай, и партия СЛОН намерена взять на себя: «1) разработку региональных программ развития в опоре на интеллектуальный потенциал страны; 2) разработку программ институциональных преобразований для продвижения знаний и технологий из научного и инженерного сектора в производство; 3) выработку мероприятий, способствующих массовому привлечению иностранных студентов в ВУЗы России и притоку ресурсов в эту важнейшую сферу экономики». «В области взаимоотношений гражданского общества и государства партия СЛОН выступает за то, чтобы изменить тенденцию отчуждения общества от государства, населения от власти. Укрепление власти - это прежде всего повышение доверия к ней со стороны общества, расширение ее социальной базы, рационализация всей государственной деятельности на базе научного подхода к процессу принятия и реализации решений. Партия считает неприемлемым принцип так называемой «управляемой демократии», который парализует инициативу и делает неэффективным государственное управление, неизбежно ведя к застою. Важнейшей задачей является укрепление правовых начал общественной и политической жизни. СЛОН будет добиваться того, чтобы правоохранительная система основывала свою деятельность на строгом соблюдении прав человека. Партия выступает за общественную поддержку становления в стране подлинно независимой судебной системы. В области государственного управления СЛОН выступает за изменение технологии принятия управленческих решений путем повышения роли экспертного сообщества, а также обеспечение максимально возможной прозрачности процесса принятия решений для реального осуществления общественного контроля над чиновниками. Это создаст предпосылки для ограничения коррупции, которая стала хронической болезнью государственного аппарата. Коррупция снижает конкурентоспособность экономики, ухудшает инвестиционной климат, ведет к деморализации общества. Партия полагает, что уменьшение коррупции требует не столько ужесточения репрессивных мер, сколько устранения социальных и экономических причин ее порождающих. Приоритетным направлением совершенствования управления СЛОН считает развитие местного самоуправления. Местное самоуправление как институт публичный власти, наиболее приближенный к населению, обеспечивает не только условия для участия граждан в управления делами государства и общества, но и является школой воспитания гражданской ответственности. В области экологии СЛОН выдвигает на первый план изменение массового сознания, воспитание экологической культуры как части общей культуры человека. Вместе с тем партия считает необходимым преодолеть наблюдавшееся в последние годы противодействие правительственных чиновников принятию ряда новых экологических законов. Важно осознать, что решение экономических задач не может достигаться ценой дальнейшего ухудшения окружающей среды, и признанный во всем мире принцип «загрязнитель платит» должен в полной мере реализовываться в нашей стране. Во внешней политике СЛОН является партией защиты российских национальных интересов. Мы исходим из убеждения, что внешняя политика страны должна формироваться на основе максимально возможного согласия всех ответственных политических сил. Партия уверена в том, что создание благоприятных внешнеполитических условий для ускоренной модернизации экономики и общественно-политического устройства России должно являться абсолютным приоритетом в выстраивании двусторонних и многосторонних отношений с государствами мира и международными организациями. Партия придает первостепенное значение развитию взаимовыгодного сотрудничества с передовыми странами. Наряду с этим, она считает необходимым развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве, которое является одним из наиболее реальных путей ускорения экономического развития России и ее традиционных партнеров. Вместе с тем, Россия является одной из ведущих держав, и ей принадлежит важная роль в формировании безопасного и открытого мира в сотрудничестве с другими государствами, в борьбе с международным терроризмом и укреплением режима нераспространения оружия массового уничтожения». Стиль и вкус и запах «Яблока» налицо – в меру критично и в меру конформистски, зато интеллигентно.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||