Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

СУБКОМАНДАНТЕ МАРКОС ДЕЙСТВУЕТ МАКСИМАЛЬНО ОПТИМАЛЬНО 

Не скрою своего восхищения перед Субкоманданте Маркосом и преклонения перед интеллектуальностью
его работ, которые мне довелось переводить (особенно  блестящую статью «Оксюморон!
– Интеллектуальные Правые и Либеральный Фашизм» http://www.sunpoint.net/~solidkom/kirjasto/Marcos-Oxymoron.htm).
Поскольку я чувствую себя в своей стране индейцем и негром, находящимся под властью
компрадоров и их полицаев, то мне чрезвычайно близки мысли и деяния великого
борца за субъектность низовых людей.

Вчера в газете «КоммерсантЪ» (27 августа 2003 года, № 153, стр. 9-10) опубликована
информация о его последних действиях. Михаил Зыгарь в статье «Мексика вступила
в эпоху развитого сапатизма» и Геннадий Сысоев в комментарии «Цена вопроса» исходят
во многом из примитивных либеральных установок и потому то и дело впадают в ерничество,
однако приводимые ими факты говорят сами за себя. К сожалению, редакция газеты
решила нажиться на любопытстве рунетчиков и сделала архив прошлых номеров платным,
так что мне придется пересказать бумажную версию.

О личности лидера сапатистов практически ничего не известно — он всегда скрывал
свое имя, возраст и происхождение. Следуя принятым в утопической Касталии правилам
духовно-братского Ордена, описанного Германом Гессе в романе «Игра в бисер»,
он культивирует собственную обезличенность. Имя Маркос он взял в честь погибшего
друга, звание субкоманданте (то есть подкомандир) — чтобы подчеркнуть, что считает
себя ниже, чем великие команданте Че Гевара или мексиканский народный герой Эмилиано
Салата (1879-1919), который возглавлял восставших мексиканских крестьян. Его
лицо всегда скрыто под черной маской. Он даже утверждает, что вовсе не является
лидером повстанцев, а лишь их представителем, которому они доверяют говорить
от их имени. При этом странности поведения Субкоманданте Маркоса воспринимаются
интеллектуалами во всем мире с пониманием и уважением. Его сочинения и выступления,
в том числе книга «Другая революция», опубликованы почти во всех странах и принесли
ему славу самого прогрессивного мыслителя в мире и живой иконы антиглобалистского
движения. Взять интервью у Субкоманданте приезжал Габриэль Гарсиа Маркес — живая
легенда мировой литературы. Субкоманданте проводил многотысячные митинги на главной
площади Мехико. Во время его пребывания в Мехико на встречи с ним собирались
виднейшие мексиканские и американские «властители дум».

Подзаголовок статьи гласит – «Повстанцы создали в штате Чьяпас «добрые правительства»».
«В Мексике, - говорится в резюме, - неожиданно закончилась самая странная гражданская
война, происходившая в мире в последнее десятилетие. Повстанцы-сапатисты, почти
десять лет боровшиеся с правительством, создали в контролируемом ими штате Чьяпас
собственные органы власти — «добрые правительства» — и сложили оружие. А их командир,
гуру мирового антиглобализма субкомандантее Маркос, просто исчез, оставив после
себя только пятиминутное видеообращение». 

Это случилось в середине августа, когда сапатисты снова вышли из джунглей. Восставшие
индейцы, борющиеся за свои права, около двух лет скрывались в горах и джунглях
штата Чьяпас, лишь изредка посылая представителей в другие части страны. Однако
неделю назад повстанцы вернулись для того, чтобы провести грандиозный индейский
фестиваль. На протяжении трех дней в местечке Овентик на юго-западе Мексики прошли
народные гулянья местных индейцев, а также съехавшихся со всего мира антиглобалистов.
В празднике, переросшем в политическую манифестацию, приняло участие более ста
тысяч человек. 

Открыла фестиваль группа командиров сапатистской армии в традиционных черных
масках. Они объявили, что фестиваль олицетворяет новую стратегию, с помощью которой
они собираются более эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Выступали
ансамбли этнической музыки, собравшиеся играли в баскетбол, журналистов свободно
пропускали везде, но просили не брать интервью у руководителей. Не хватало лишь
символа мирового антиглобализма и героя романтического Интернета - самого Субкоманданте
Маркоса.  Впрочем, он сделал пятиминутное видеообращение к собравшимся. «Сапатистская
армия, - сказал он, - представляет народ, является его сердцем и кровью. Мы отойдем
в сторону и будем готовы защитить его. Мы стражи, и мы всегда в сердце народа.
Отныне я больше не буду говорить от имени сапатистской автономии. Теперь народ
сможет сам выражать свои интересы».  

Лет пятнадцать назад Субкоманданте Маркос и его друзья, возрождая дух Эмилиано
Сапата, отправились в населенный индейцами самый бедный мексиканский штат Чьяпас,
чтобы просветить местное население и научить его бороться за свои права. На протяжении
нескольких лет он с группой единомышленников жил в лесах Чьяпаса, проводя идеологическое
воспитание местных жителей.  

Мировая известность к сапатистам пришла 1 января 1994 года. До этого сапатисты
открыто выступали против властей, однако противостояние было мирным. Но в первый
день 1994 года Мексика присоединялась к американо-канадскому соглашению о свободной
торговле (NAFTA). В рамках этого соглашения должно было начаться освоение земель
в Чьяпасе и разработка нефтяных месторождений. И тогда Сапатистская армия народного
освобождения (САНО) вышла из джунглей и заняла столицу штата город.Сан-Кристобаль-де-лас-Касас.


Это стало шоком для мексиканских властей. На подавление восстания были отправлены
войска. Федеральные силы наверняка довольно быстро справились бы с плохо вооруженными
сапатистами. Однако Субкоманданте Маркос развернул против компрадорствующего
правительства Мехико второй фронт — в Интернете. Он стал рассылать единомышленникам
во всем мире и журналистам сообщения о событиях в Чьяпасе. Удивительным образом
бедный, затерянный в горах мексиканский штат в считанные месяцы оказался в самом
центре Всемирной Сети, а начавшееся там восстание индейцев — главной новостью
для мировых СМИ. 

Не правда ли, нестандартный ход, который очень хочется позаимствовать, но мои
попытки вести пропаганду своих идей через порталы panlog.com и put-iz-tupika.ru
пока не вызывают особого интереса, что, впрочем, объяснимо сломленностью и пофигизмом
моих соотечественников. Просто нынешние русские не столь пассионарны, как европейцы
или американцы.

Отметим, правда, что далеко не все местные жители поддержали мятежников, поскольку
бедность обычно ломает людей и делает их политически-пассивными, и бои между
сапатистами и федералами продолжались всего десять дней. В столкновениях погибло
около 150 человек. Затем начались затяжные переговоры.

Стороны договорились о том, что индейскому населению будет предоставлена широкая
автономия. Было решено ввести не индивидуальную, а коллективную (общественную)
собственность на землю как базис самофинансируемого территориального самоуправления.


Однако дальше обещаний дело не пошло — власти не стали принимать соответствующие
законы. Тогдашний лидер оппозиции Висенте Фок хвастался, что, будь он у власти,
он бы решил проблемы сапатистов за 15 минут. И вот в 2000 году он выиграл президентские
выборы, и теперь уже вести диалог с повстанцами пришлось ему.  

Висенте Фокс вроде бы искренне стремился проводить политику в интересах национального
капитала, а не компрадорского. Взаимоотношения его с сапатистами поначалу складывались
обнадеживающе. Президент Фокс сразу же отправил достигнутые соглашения на утверждение
в конгресс. Однако парламентарии, многие из которых представляли компрадоров
и олигархов, прежде чем принять новый закон, всерьез взялись за его исправление.
Многие депутаты говорили, что если принять его в первоначальном виде, то индейцы
получат больше привилегий, чем другие граждане Мексики, а это, по их мнению,
означало бы победу сапатистов и открывало путь к развалу страны. 

В итоге в каждый пункт законопроекта было внесено по поправке, а статьи, гарантирующие
автономию индейцев, вообще вычеркнули. Закон и пять поправок к конституции.были
утверждены парламентом, но теперь признавать закон отказались индейцы, заявляя,
что, согласно ему, их положение становится еще хуже. «Мы вернулись к испанской
колониальной системе»,— говорил один индеец-правозащитник. Из 31 штата Мексики,
где преобладает индейское население, не ратифицировали изменения в законодательстве
14 штатов.

Сапатисты немедленно прервали переговоры. Субкоманданте Маркос объявил, что новый
закон защищает не права индейцев, а права землевладельцев. Повстанцы вернулись
к себе в Чьяпас, отказываясь от каких-либо контактов с правительством. Более
того, сапатисты надолго замолчали – если до этого Субкоманданте Маркос постоянно
вывешивал свои воззвания в Интернете, и новости о сапатистском движении немедленно
распространялись по всему миру, то после провала переговоров лидер повстанцев
взял затяжную паузу. 

Власти всерьез опасались возобновления войны, и 20 тысяч солдат мексиканской
армии остались в Чьяпасе. «Мы никуда не спешим. Пятьсот лет власти не слушали
нас. А сейчас вдруг они хотят знать, о чем мы думаем. Это их проблема. Время
на нашей стороне», - заявлял один из представителей сапатистов. 

Сапатисты последовательно отвергали все предложения президента Фокса вернуться
за стол переговоров, заявив, что от этого не будет никакой пользы. Вместо этого
они организовал масштабное рекламное мероприятие в Овентик, в ходе которого и
объявили свою новую программу действий. Приглашая всех желающих принять участие
в слете, Субкоманданте Маркос говорил, что это будет «гипермегасупердуперконцерт
без всякой иной причины, кроме радости от того, что мы живы и восстаем». 

Праздничная манифесцщия в Овентике, вынужден сделать вывод Михаил Зыгарь, стала
не только напоминанием, но и констатацией факта, что сапатисты вовсе не отказались
от своих целей. Наоборот, они преуспели в их достижении за два года изоляции
намного больше, чем за время открытого противостояния с правительством. Всё это
время они посвятили формированию самоуправления в контролируемой ими части штата.Чьяпас.
На прошедшем собрании было торжественно провозглашено, что на юге Мексики де-факто
существует индейская автономия. 

Это в самом деле – прорывный ход. Только через низовое территориальное самофинансируемое
выборное самоуправление – путь к субъектизации низов, к вовлечению низов в гражданско-политическую
жизнь страны. В нашей надпартийной платформе «Путь из тупика» соответствующий
Пункт 4 – тоже один из ключевых. Вообще я думаю, что в предстоящие десятилетия
борьба за низовое самоуправление станет чуть ли не главным направлением всечеловеческой
борьбы с людоедским мондиализмом-глобализмом и с региональным этатизмом-авторитаризмом.


В 30 муниципалитетах, которые находятся;под контролем сапатистов, созданы новые
народные органы самоуправления. Сапатисты назвали их «добрые правительства» или
«караколи» («морские раковины» — метафора, придуманная Субкоманданте Маркосом).
В их состав вошли местные индейские вожди, старейшины и известные общественные
деятели.

Опыт интересный. Мне кажется, формировать органы самофинансируемого территориального
самоуправления можно по-разному, исходя из соображений оптимальности и максимальной
эффективности. В городах, особенно крупных, целесообразнее выборные органы, в
сельской местности и в малых городах можно, как сделал Субкоманданте Маркос,
принять предусматриваемый и нами метод «трехсторонности» (администрация, общественность,
выборные лица).

Самопровозглашенные «добрые правительства» будут собирать средства, чтобы использовать
их на общественные нужды, и разрешать гражданские и бытовые споры. Короче, на
них возложены обязанности коммунального хозяйствования, социального обеспечения
и общественного правопорядка. Командование же сапатистов отказалось от какой-либо
власти, передав все полномочия гражданским лицам. «САНО не может быть голосом
тех, кто правит. САНО представляет тех, кем управляют. Военные не должны входить
во власти автономии. Армии не должны править»,-заявил в видеообращении Субкоманданте
Маркос. 

Кроме того, было объявлено, что сапатисты ликвидируют все свои блокпосты, которые
были выставлены на дорогах, ведущих в контролирует ими часть штата. 

Официальный Мехико был явно обескуражен таким развитием событий. Глава МВД Мексики
Сантьяго Креель заявил, что правительство с уважением отнесется к инициативе
сапатистов. «Давайте воспользуемся этой возможностью, чтобы вернуться за стол
переговоров»,— предложил он, заявив, что создание органов самодостаточного местного
самоуправления вовсе не противоречит мексиканской конституции. И как горячая
сторонница действий сапатистов выступила уполномоченная по делам индейцев при
мексиканском правительстве Хочитль Гальвес. Она заявила, что инициатива САНО
дарит Мексике надежду. По ее мнению, даже если кто-то в правительстве объявит,
что создание «добрых правительств», не подчиняющихся властям в Мехико, противозаконно,
то «разве не менее противозаконно то, что делает правительство, ущемляя права
индейцев?» Госпожа Гальвес также предположила, что мирное соглашение между сапатистами
и федеральными частями будет подписано уже к 2006 году.

Я очень рад, что Субкоманданте Маркос сумел реализовать модель низового территориального
самоуправления, которая совершенно необходима и для России, в которой из-за невыносимого
гнета государственной бюрократии пустеют и деградируют огромные территории. С
помощью оружия удалось убедить отчужденную от низов власть пойти на уступки.
Социальная инженерия Субкоманданте Маркоса на самом деле служит не архаизации,
а модернизации деградирующих общин. Нельзя бросать многие миллионы людей под
колеса Золотому Тельцу нынешней мондиалистской глобализации даже не для «золотого
миллиарда», а для «золотой сотни миллионов» избранных, процветающих за счет остального
подавляющего большинства человенчества. Низовая модернизация является средством
демократической, а не олигархической глобализации. Субкоманданте Маркос в Мексике,
как и наша надпартийная Инициативная группа «Путь из тупика» в России, действуем
ради демократизации глобализации во всем мире вообще и в наших бедных странах
особенно. Интернет, «зеленая революция», биотехнология и другие хайтековские
«точки роста» очень удобны для субъектизации низов, для обеспечения их самоуправленческой
самодостаточности. 

Не все люди способны в одиночку преуспеть как фермер или предприниматель, но
самоуправляемая территориальная община, распоряжаясь землей, природными ресурсами
и экономической инфраструктурой на правах общественной собственности, вполне
в состоянии обеспечить финансово-экономическую и гражданско-политическую субъектность
каждому своему члену. Я это видел на примере колхоза Якова Геринга в Павлодарской
области Казахстана в начале 1980-х годов. И я уже не раз писал про пока вроде
не разгромленную самодостаточную «неоказачью станицу» Ивана Ивановича Жабина
в оренбургской Софиевке. Кстати, сейчас Иван Иванович, которому исполнится 50
лет через полгода - 20 марта 2004 года, возглавляет Софиевский сельсовет Пономаревского
района Оренбургской области (его телефон 8-257 -24131 и 24130).

Напомню также, что есть образцовые артельные «производственные бригады» в Китае
(аналоги – во всей Юго-Восточной и Восточной Азии), земледельческие кооперативы
в Индии, те же кибуцы в Израиле. За подобными самоуправляемыми самофинансируемыми
низовыми сообществами – будущее. Только надо соединенными усилиями защитить низовые
«анархии» от этатистских хищников, и не обязательно только вооруженным путем,
как вынужден был делать Субкоманданте Маркос, но и солидарными прямыми «акциями
поддержки» со стороны мирового антимондиализма-антисатанизма.

Слава Богу, мы благодаря святому подвижничеству таких современных героев, как
Субкоманданте Маркос, можем надеяться победить людоедов. И боевым нашим плацдармом
в схватке за реальную территорию – стало виртуальное пространство, в которое
ныне удалился легендарный рыцарь Ордена «братьев-самотворцев».


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное