При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
ПРЕОДОЛЕНИЕ СПОРА О FILIOQUE ЧЕРЕЗ МОДЕЛЬ «ВЕЧНОГО ВОЗВРАЩЕНИЯ» И ОБРАЩЕНИЕ К СВИДЕТЕЛЬСТВУ ИИСУСА ХРИСТА Вчера пошел купаться, но снова зарядил дождь, и ноги сами привели меня на Люберецкую книжную ярмарку, где я нагрузился книгами по искусству, истории и богословию под завязку. Листая одну из богословских книг, я возмутился попыткой автора объявить известные слова Иисуса Христа из Евангелия Иоанна «Я и Отец – одно» (10:30) якобы позднейшей вставкой. Не могут многие люди воспринять, что Сын Человеческий и есть Отец Небесный. Это – полное непонимание главного в христианстве, в свидетельстве Иисуса Христа. Во многих предшествующих заметках, особенно по прикладной эсхатологии, я систематизировал учение Иисуса Христа и вроде бы неопровержимо показал, что Сплот Правоверных Конца выныривает из Забыть как Царство Божье Начала. А Иисус Христос, телом Которого является Сплот Правоверных (= Истинная Церковь), есть не только Посланник, но и Кокон Отца. «Я в Отце Моем, а вы во Мне, и Я в вас» (14:20), - постоянно обращается Он к правоверным. И ещё: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его» (14:6-7). Как можно объявлять чьей-то суетной позднейшей вставкой эту сердцевину Благой Вести – «И видящей Меня видит Пославшего Меня» (12:45), «Я в Отце и Отец во Мне» (14:11), и т.д. Вот если ученые обнаружат, что во Вселенной, кроме Рода Человеческого, существуют другие экзистирующие существа, - тогда можно бесцеремонно относиться к мифам и пророкам как к продуктам фантазирующего мозга. Но из модели «вечного возвращения» вытекает, что поскольку мир пока существует, значит, мы единственные люди в этом мире, ибо если бы какие-то экзистирующие существа возникли раньше нас, то они раньше нас уничтожили бы мир сей, который во зле лежит, и сотворили бы «новое небо» и «новую землю», ради чего человек с его Поставом (научно-техническим субъектным порывом) и запрограммирован появиться на этом свете. Разумеется, Иисус Христос, посланный в сей длящийся мир для организации и приуготовления Сплота Правоверных к конечному Богосаможертвоприношению и обновлению цикла Священной Истории («перезагрузки матрицы сущего), не тождественен Богу-Отцу - «Отец Мой более Меня» (14:28). Но в модели «вечного возвращения» взаимоотношения Бога-Отца и Бога-Сына существенно глубже, чем подразумевает примитивная модель «прямого времени», и напоминают взаимоотношения курицы и яйца. Кстати, отличный образ такой «вечновозвращающейся» ситуации – в известной миниатюре индийской школы Кангра, на которой в самозамкнутой круговой композиции изображена корова с теленком, сосущим её вымя (комментарий – в моей написанной под редактурой и присмотром Льва Николаевича Гумилева книге «Искусство стран Востока»). Поэтому нетривиальные взаимоотношения между Богом-Отцом и Богом-Сыном и соответственно глубиннейший спор между католичеством и православием об исхождении Духа Святого следует рассматривать с двух взаимопредполагающих точек зрения – с точек зрения Вечности и Времени. Посланный в мир сей Бог-Сын – это как бы, говоря словами Бориса Пастернака, «Вечности заложник у Времени в плену». Штудирую сейчас купленную вчера книгу Владимира Николаевича Лосского (1903-1958) «Боговидение» (Москва: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 759 /9/ стр.), работы «Исхождение Святого Духа в православном учении о Троице» (стр. 607-632) и «Искупление и обожение» (стр. 632-645). Конечно, Владимир Николаевич – классик, и истинный православный есть прежде всего правоверный, и поэтому работа «Искупление и обожение» открывается глубокими словами Отцов Церкви (Иринея, Афанасия, Григория Богослова, Григория Нисского) – «Бог соделался человеком, дабы человек смог стать Богом». Меня привлекла тонкая трактовка спора о Filioque. Исходит ли Дух Святой, который в заметках о «прикладной эсхатологии» сопрягается с составляемой правоверными Программой перезагрузки-бутстрепа сущего, «от Отца через Сына», как настаивают православные, или «от Отца и Сына», на чем упорствуют католики? Владимир Николаевич Лосский, опираясь на патристику и на «латинствующих греков», четко различает прежде всего аспект бытия (Вечности) и аспект проявления (Времени), модус бытия ипостасного и модус бытия проявляющего. «От Отца, - учит Василий Великий, - происходит Сын, Которым все получило бытие и с Которым всегда неразлучно представляется нашему уму Святой Дух, ибо невозможно помыслить о Сыне, не будучи просвещенным Духом Святым. Таким образом, с одной стороны, Дух Святый, Источник всех подаваемых миру благ, связан с Сыном, с Которым Он представляется неразлучно; с другой стороны, Его бытие зависит от Отца, от Которого Он исходит. Следовательно, отличительной причиной ипостасного Его свойства есть то, что Он проявляется после Сына и с Сыном, а бытие имеет от Отца. Что касается Сына, Который Собою и вместе с Собою дает познавать Духа, исходящего от Отца, только Он сияет от нерожденного Света, как единственный Сын; это Его собственный признак, который отличает Его от Отца и от Святого Духа и обозначает Его как личность. А Сей над всеми Бог один имеет тот пресущественный признак Своей ипостаси, что только Он есть Отец, и не происходит ни из какого начала; именно по этому признаку Он познается как Личность». К сожалению, В.Н. Лосский несколько упрощает причины, по которым западное христианство приняло догму Filioque («и от Сына»). При обсуждении полемики на Ферраро-Флорентийском соборе 1438 года я неделю назад показал, что ведущий византийский мыслитель Гемист Плетон (основатель и руководитель духовного центра в Мистре) и его ученик Виссарион Никейский вместе с Марком Ефесским и Московским митрополитом Исидором столкнулись с ученостью и убежденностью католических богословов, прежде всего Андрея Родосского и Иоанна Рагусского, и не смогли их переспорить. Гемист Плетон и Марк Ефесский не стали подписывать Унию, а Виссарион Никейский и Исидор Московский, скрепя сердце, ради обещания католического Запада спасти православную Византию от натиска турок согласились с тем, что Filioque имеет право на существование в христианской догматике. За это ревностные противники Filioque в Москве согнали Исидора с митрополичьего престола, и он был вынужден бежать в Рим к своему другу Виссариону, которому тоже пришлось покинуть Константинополь из-за возмущения православных. Не в недопонимании дело, а в гордыне. Сказано же Иисусом Христом – «Я и Отец – одно» (Иоанн 10:30). Значит, полагают западные богословы, Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына, забывая при этом христологическую аксиому, неоднократно подчеркиваемую Иисусом Христом – «Я исшел от Бога. Я исшел от Отца и пришел в мир» (Иоанн 16:27-28). Filioque стало средством искусственных родов субъектности Запада с его чреватыми сатанизмом Гуманизмом, Реформацией, Просвещением и научно-техническим материализмом. А Владимир Лосский чуть ли не сводит принятие Filioque к невежеству западных богословов. «Легко можно себе представить, - пишет он, - как трудно было грубым, богословски непросвещенным умам западных людей эпохи Каролингов уловить разницу между ипостасным бытием Духа Святого и превечным.проявлением Божественной природы в Его Лице. Можно предположить, что именно истину этого различия и должны были выразить - до IX века - первые формулировки учения о Филиокве в Испании и других местах» (стр. 631). Более того, считает В.Н. Лосский, даже учение о Филиокве блаженного Августина можно якобы толковать в этом именно смысле, «но здесь вопрос более тонкий, и само собой напрашивается богословское исследование его трактата De trinitate, чего еще до сих пор православные не сделали». Здесь русский богослов прав, и меня данный трактат Августина тоже очень интересует, я уже попытался подступиться к нему в заметках «Аврелий Августин, стрела времени и вечное возвращение» от 26 июля 2003 года и «О эстетической теодиции, номогенезе и «семенах вещей»» от 30 июля 2003 года. Накал страстей из-за Filioque между католиками и протестантами не ослабевает по сей день, препятствует приезду Папы Римского в Москву, ломает души слабых. Учение о Филиокве, то есть ипостасном исхождении Духа Святого от Отца и Сына, как от Единого Начала, обретает свое точное и окончательное выражение в великую эпоху схоластики. «После Соборов Лионского и Флорентийского, - констатирует Владимир Николаевич Лосский, - уже невозможно было толковать латинскую формулу похождения Духа Святого как превечное проявние Божества. Поэтому римско-католическое богословие не могло уже принимать энергийных проявлений Троицы: оно нанесло бы этим урон Божественной «простоте». В Троице больше не остается места и для энергий вне Божественной сущности: они только тварные эффекты, только акты воли, подобные акту сотворения» (стр. 631). В сущности, Владимир Лосский и почти всё православное богословие предлагает католичеству смирить гордыню и отказаться от Filioque. Мол, иначе «западные богословы должны будут преподавать учение о тварном характере славы, о тварности всеосвящающей благодати, они должны будут отказаться от обожения и в этом окажутся очень последовательными: это первые плоды их триадологии» (стр. 631-632). Владимиру Николаевичу кажется, что западное человекобожие ничего общего не имеет с православным (особенно исихастским) пониманием обожения и богочеловечества. Действительно, можно сослаться на Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера и на их трактовку нигилизма и обезбоживания как судьбы Запада. Можно возразить, что ницшеанский «сверхчеловек», вооруженный познанием законов и программ сущего, на самом деле способен играть роль Бога-Отца. Разве религиозно воспринимаемый коммунизм не подразумевал «штурма Неба», сотворение райского «Царства Божьего» на земле? В западном христианстве есть некий верный бытийный акцент, выраженный фактически как отождествление Отца Небесного и Сына Человеческого в догме Filioque. Поэтому призывать западных христианских богословов отказаться от полуторатысячелетней догмы - это утопия, поскольку Filioque есть сама суть западной цивилизации. Примирение между православными и католиками может произойти, обтекаемо формулирует Владимир Николаевич Лосский, и «Филиокве» не будет больше irnpedimenturn dirimeus («решающим препятствием к догматическому примирению») «только с того момента, как застывший в своей доктринальной изоляции Запад перестанет принимать византийское богословие за абсолютное новшество и признает, что оно есть выражение одних только истин Предания, тех же, что находим мы в менее разработанной форме у отцов Церкви первых веков». «Тогда мы поймем, что все, кажущееся абсурдным для богословия, в котором вера прибегает к методам философским, не является абсурдом для ума, открытого полному приятию Откровения, к разумению «смысла Писания», слова которого были когда-то «безумием» для эллинских философов. Эллины же, став сынами Церкви, перестали быть эллинами. Поэтому и смогли они облечь христианскую веру в нетленную богословскую броню. Пусть, в свою очередь, и латиняне не остаются только латинянами в своем богословии. Тогда мы вместе будем исповедовать нашу.кафолическую веру в Пресвятую Троицу, Которая живет и царствует в вечном сиянии Своей славы» (стр. 632). Это – типичная благая декларация. Не откажутся католики от Filioque, поскольку эта догма, повторяю, выражает самое нутро Запада. Другое дело – превзойти эту догму и это догматическое разделение западной и восточной церквей через Правую Веру, в которой благодаря осознанию и принятию кажущегося абсурда «вечного возвращения» гармонизируется соотношение между Вечностью и её «подвижным образом» (Время), между модусом бытия ипостасного и модусом бытия проявляющегося. Примем свидетельства Иисуса Христа и его четкие слова о том, что «Я и Отец – одно», в буквальном смысле, и разведем их по двум ракурсам – с точки зрения Вечности и с точки зрения Времени. Если имеем перед глазами извечный «Круг Времени», то оба ракурса – едины. Возвышаемся мы субъектно-господски sub speciem aeternitas («с точки зрения вечности») над этим Кругом Времени – и абсолютно правоверна догма Filioque. Включены мы саможертвенно-исихастски в умное со-творение («программирование») этого Круга Времени и следуем сквозь вьюги и тьмы лежащего во зле мира за Иисусом Христом, идущим впереди нас в «белом венчике из роз», - и абсолютно правоверно Православие. Одно без другого – бессмысленно.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||