Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИЯ ПЕРЕД ВЫБОРОМ ПРЕЗИДЕНТА

В нашей большой многонациональной стране невозможно и не нужно выстраивать жесткую
«вертикаль власти», десубъектизирующую субъекты федерации и подавляющую исконный
и гарантированный действующей Конституцией российский федерализм. Регионы должны
иметь возможность, опираясь на местное самоуправление и низовое предпринимательство,
самим распоряжаться зарабатываемыми средствами и принимать решения, оптимальные
для развития  экономики и благосостояния населения. Так делается во всех нормальных
и сильных странах, от США, Швейцарии или Германии до Индии или Малайзии.

С этих общих позиций следует оценивать выборы руководителей регионов, отдавая
предпочтение тем кандидатам, которые способны отстаивать интересы доверившихся
им избирателей и проводить твердый и осмысленный политический курс. Даже при
нынешнем засилье оглядывающегося на Кремль пресловутого «административного ресурса»
и грязных политтехнологий вполне возможна победа здравого смысла, гражданской
честности и политической воли, в том числе в кавказских республиках, где традиционно
имеется более широкий выбор субъектных политических деятелей. 

Через неделю в воскресенье 17 августа состоится первый тур президентских выборов
в Карачаево-Черкесской республике (КЧР). На пост главы республики претендуют
следующие шесть кандидатов (по алфавиту): 

1. БАТДЫЕВ Мустафа Азрет-Алиевич, председатель Национального банка КЧР с 1997
года, руководил в 2000 году предвыборным республиканским штабом кандидата в Президенты
РФ Владимира Владимировича Путина, при «досеменовском» Президенте КЧР Владимире
Хубиеве занимал должность председателя Комитета по управлению имуществом, был
заместителем председателя Правительства республики. 

2. БАТЧАЕВ Борис Сафарович, руководитель Совета безопасности КЧР. 

3. БУРЛАКОВ Ислам Шах-Буранович, председатель Верховного Суда КЧР. 

4. НАУРУЗОВ Иссали, генеральный директор ОАО «Недра», бывший министр финансов
КЧР. 

5. СЕМЕНОВ Владимир Магомедович, Президент КЧР (срок полномочий истек 16 мая
2003 года), до избрания Президентом был Главнокомандующим Сухопутными войсками
РФ. 

6. ТЕКЕЕВ Магомет Абдул-Халимович, депутат Государственной Думы РФ, член фракции
«Отечество – вся Россия», до избрания депутатом работал шеф-редактором газеты
«Горские ведомости».

По мнению многих аналитиков и журналистов из КЧР, вряд ли удастся Владимиру Семенову
сохранить за собой президентское кресло. И дело не в том, что прошла мода на
генералов и вообще на силовиков, обещавших навести порядок и стабильность. Дело
в том, что перезрели острейшие и непосильные силовикам и спецслужбистам экономические
и социальные  проблемы, для решения которых требуются уже другие люди. Если говорить
о “слабых местах” политики Владимира Семенова, проводившейся им в КЧР на протяжении
четырех лет, можно сказать, что в данном случае все места - слабые. Единственный
ресурс, который есть у президента КЧР (как и у президента РФ) - его харизма.
Однако в нынешних условиях, когда фактически не удовлетворены первичные потребности
населения, личное обаяние - не самая твердая валюта.

Слабые стороны все же превалируют. Во-первых, отсутствие позитивных изменений
в жизни населения республики вызывает разочарование у избирателей, поддержавших
Владимира Семенова на прошлых выборах. Во-вторых, хроническая неспособность Владимира
Семенова "договариваться" и идти на компромисс привела к тому, что на сегодняшний
день практически все представители региональных элит (национальной, политической,
экономической) настроены против Семенова, причем заявляют об этом во всеуслышание.
Много сказано и написано и о конфликте нынешнего президента КЧР с Казанцевым,
полномочным представителем Президента РФ в Южном Федеральном Округе, а также
о его непростых отношениях с Кремлем. Не может нынешний президент опереться и
на пресловутый административный ресурс: из-за отсутствия организаторских способностей
и сколько-нибудь внятной кадровой политики, Семенов фактически утратил рычаги
управления республиканской административной системой. Главы районных администраций
сегодня работают преимущественно "на себя" и с большой вероятностью обратят свой
властный ресурс на поддержку того кандидата, чьи шансы будут выглядеть наиболее
предпочтительными. 

На протяжении последнего года рейтинг Владимира Магомедовича Семенова неуклонно
падал, а список претензий к нему – рос. Многие жители республики винят его в
бездействии по ключевым вопросам: восстановление экономики, социальная защита
населения, вопросы межнациональных отношений. Но главное - это коррупция, достигшая
в период его правления чудовищных размеров. Кстати, аналогичные претензии можно
выдвинуть и к другому бывшему погононосителю - общероссийскому президенту Владимиру
Путину, рейтинг которого, однако, пока продолжает оставаться незаслуженно высоким.

Бесспорным лидером в предвыборной борьбе является Мустафа Батдыев, выпускник
экономического факультета Московского Государственного университета, однокашник
авторитетных политиков федерального уровня  председателя Комитета Государственной
Думы РФ Александра Дмитриевича Жукова и председателя Комитета Совета Федерации
РФ по делам Федерации и региональной политике Александра Ивановича Казакова,
которые уже обратились к народу Карачаево-Черкесии с призывом поддержать Мустафу
Азрет-Алиевича.

Главу Национального банка КЧР Мустафу Батдыева и в самом деле поддерживают многие
общественные организации республики от национальных общин, включая казачьи, до
ветеранов Афганистана, Съезда женщин, движения «Молодежь КЧР: экономическая инициатива».
Мустафа Батдыев разработал программу «Двадцать шагов по возрождению Республики».
Выступая 18 июля 2003 года в газете «Я – РусичЪ» (№ 15), он заявил: «Я твердо
уверен, люди должны работать и хорошо зарабатывать, только тогда жизнь в республике
наладится. У Карачаево-Черкесии есть всё для успеха. Нужна комплексная программа
возрождения экономики, и у меня такая программа есть. Через несколько лет республики
будет не узнать – мы совершим здесь экономический прорыв».

Впечатляет системный организованный характер действий объединенной оппозиции.
За две недели активисты общественных объединений, составляющих костяк оппозиции,
собрали более 24 тысячи подписей жителей республики под обращением национальных
лидеров к Батдыеву. Несложно подсчитать, что это - почти 9 процентов избирателей
(!). Таким образом, можно констатировать, во-первых, широкую поддержку объединительной
инициативы среди населения, во-вторых - существенный организационный ресурс,
которым располагает оппозиция.

Рассмотрим позиции других кандидатов. Это люди уважаемые и достойные, честь им
и хвала за то, что они вступили в борьбу, проявили политическую волю и ответственность.
Только в настоящей острой конкуренции, если в ней преобладают не шкурные, а народные
интересы, - вырабатываются оптимальные решения. Из спорта мы знаем – если у лидера
нет сильных конкурентов, он показывает заведомо более низкий результат по сравнению
с тем, на который способен. И остается надеяться, что проигравшие – не проиграют,
а завоюют уважение зрителей за честное соперничество, сами испытают радость участия,
приобретут политический опыт, достигнут благодаря этому дальнейших жизненных
успехов.

Некоторые карачаево-черкесские аналитики полагают, что Борис Батчаев и Иссали
Наурузов, вероятно, выдвинуты основными кандидатами в президенты в качестве кандидатов-дублеров.
Об этом свидетельствует тот факт, что они практически не ведут своих избирательных
кампаний, а в редких выступлениях в рамках бесплатного эфира фактически агитируют
соответственно за Семенова и Батдыева. 

Что касается Магомета Текеева, то перед ним стоит задача победить на парламентских
выборах 7 декабря 2003 года, а участие в избирательной кампании  по выборам президента
республики предоставляет ему возможность напомнить о себе. Свою кампанию он строит
на критике всех прочих кандидатов, особенно же Ислама Бурлакова, который может
стать ему серьезным конкурентом на выборах в Государственную Думу РФ. 

Ислам Шах-Буранович Бурлаков представляется сильной политической фигурой. Он
заручился поддержкой лидера республиканского КПРФ - авторитетного главы администрации
города Черкесск Михаила Михайловича Якуша, а его заместителя Петра Коротченко
взял напарником как кандидата в вице-президенты. Говорят, что Ислам Бурлаков
обладает значительными личными финансовыми средствами и внушительными амбициями.
Поддерживают его и другие левые, которые сохранили лояльность рескому КПРФ. «При
этом очевидно, считают некоторые карачаево-черкесские аналитики, что именно Бурлаков
подмял под себя руководство республиканского КПРФ, а не компартия использовала
Бурлакова в качестве «предвыборного тарана»». 

Сам Михаил Михайлович Якуш, с одной стороны, являясь традиционным лидером левых
республиканских сил, а с другой стороны – главой администрации республиканского
центра (в котором сосредоточена треть избирателей республики), вполне мог бы
рассчитывать на 15-20 процентов голосов избирателей, даже не проводя сколько-нибудь
затратной кампании. Даже несмотря на значительный финансовый ресурс, Ислам Бурлаков,
по оценкам экспертов и по данным социологических опросов, не сможет рассчитывать
более чем на 10-12 процентов. Причины, по которым Бурлакову удалось убедить республиканских
коммунистов (и в первую очередь – Якуша) оказать ему поддержку на президентских
выборах, некоторые местные эксперты описывают следующим образом: 

Вариант первый. Бурлаков, будучи верховным судьей КЧР, собрал значительный компромат
на Якуша и его родственников, и предложил главному коммунисту республики простую
сделку: «я не даю ход уголовным делам против тебя, а ты – обеспечиваешь мою поддержку
на выборах». Такая вот нехитрая комбинация. Правда, остается не совсем понятным,
как подобная сделка сочетается с имиджем коммуниста и с должностью главного судьи
республики. 

Вариант второй. Сделка между Бурлаковым и Якушем носит не юридический, а финансово-политический
характер. Возможно, Якуш и КПРФ оказывают политическую поддержку Бурлакову в
обмен на финансовую поддержку, которую тот окажет партии на предстоящих выборах
в Госдуму.  

Не будем увлекаться предположениями, ведь на каждой политической кухне есть свои
рецепты и секреты приготовления политических блюд, а считать деньги в чужих карманах
– вообще моветон. Важнее личностные качества кандидата, его программные обещания
и его способность реально выполнить обещанное. Кстати, это касается всех кандидатов.

Сосредоточимся на главной интриге предстоящих выборов - на противостоянии «Семенов
– Батдыев». 

Примечательно, что оба основных претендента на высший республиканский пост  выдвинулись
в один и тот же день: 11 июня, около полудня, поступило заявление от Мустафы
Батдыева, а сразу вслед за этим - от Владимира Семенова. Возможно, это - простое
совпадение. Однако это совпадение очень красноречиво иллюстрирует тенденцию,
сложившуюся в последнее время: инициатива - за объединенными силами, поддерживающими
Мустафу Батдыева, а Владимир Семенов идет в кильватере их инициатив.

Так было уже в апреле 2003 года, когда руководители тринадцати региональных партий
и  семь национальных общественно-политических движений, представляющих основные
этносы, проживающие на территории Карачаево-Черкесии, высказались в поддержку
кандидатуры Батдыева. В ответ на это просеменовские силы созвали съезд организации
“Алан”, который  был призван объединить горские народы Северного Кавказа. Данная
инициатива не имела особого успеха. Более того, по имеющейся информации, формальный
руководитель “Алана” бывший вице-премьер КЧР Ахмад Катчиев стал публично высказываться
в поддержку другого кандидата. 

Теперь посмотрим, кто на сегодняшний день “в доме хозяин” и реально управляет
политическими процессами, протекающими в республике. Традиционно, различаются
три ветви власти: исполнительная (в случае КЧР - президент и Правительство республики),
законодательная (Народное собрание - Парламент КЧР), и судебная власть. Кроме
того, средства массовой информации называют “четвертой властью”. В Российской
Федерации сложилась такая форма правления, как “президентская республика”, то
есть ведущая роль - именно за исполнительной властью. Та же схема практикуется
и в регионах РФ. Грамотные руководители регионов стремятся организовать максимально
эффективное взаимодействие всех ветвей власти, ибо только при условии их согласованных
действий возможно эффективное руководство. 

Что же наблюдается в КЧР? Очевидно, ни о какой консолидации ветвей власти говорить
не приходится. Конфликт между президентом и Народным собранием длится ни один
месяц, и апофеозом этого противостояния стала обструкция, которой в конце мая
подвергли народные избранники Послание президента к Парламенту КЧР. Сессия Народного
Собрания, на которой Владимир Семенов предполагал огласить свое Послание, не
собрала кворума. То, что произошло на Сессии - еще одно свидетельство глубокого
кризиса республиканской власти. Депутаты открыто продемонстрировали нелояльность
нынешней власти. И их можно понять. Не за горами - новые выборы Народного собрания,
и мало кто из народных избранников хочет публично связывать себя с теряющим популярность
нынешним президентом. Кроме того, депутаты, в отличие от большинства представителей
исполнительной власти, постоянно общаются с избирателями и, таким образом, способны
уловить, в какую сторону склоняется маятник общественного мнения. В силу этого,
можно рассматривать их открытый конфликт с Семеновым как отражение мнения населения
о руководителе республики. 

Ранее Народное собрание “прокатило” предложение Семенова о переносе выборов президента
республики на весну 2004-го года. Что касается судебной власти, то Владимир Семенов
не сумел выиграть ни одного судебного дела, касающегося выборов. 21 апреля судья
С. Чимова приняла решение о назначении даты президентских выборов в КЧР на 17
августа 2003 года. Несмотря на протесты и заявления ряда сторонников Владимира
Семенова, в том числе руководителя республиканского отделения Союза Правых Сил
Асият Хабичевой, Верховный Суд РФ подтвердил это решение Верховного Суда КЧР.
Более того, председатель Верховного Суда КЧР Ислам Бурлаков сам выдвинул свою
кандидатуру на выборы президента республики.  Таким образом, о конструктивном
диалоге и взаимодействии ветвей власти при нынешнем республиканском руководстве
говорить не приходится. 

Более того, большинство народных депутатов открыто симпатизируют Мустафе Батдыеву
и высказываются в его поддержку. Поговаривают также, что председатель республиканского
Верховного суда Ислам Бурлаков координирует свои действия с Мустафой Батдыевым.
Таким образом, республиканская власть уже сейчас реально объединилась вокруг
Мустафы Батдыева. 

Между тем позиция элит - это своеобразный барометр, по которому можно судить
о политическом климате в регионе. В демократических государствах, как правило,
борьба за власть идет между несколькими группировками. Силы этих группировок
могут быть примерно равны, как, например, в США, где существуют две реальные
политические силы: Демократическая и Республиканская партии. Или же существенно
различаться: например, в Японии сложилась политическая система с доминирующей
партией (Либерально-демократическая партия Японии), однако оппозиция, в принципе,
имеет шанс отнять власть у лидера. 

Если говорить о Карачаево-Черкесии, то можно четко констатировать, что  действующая
власть утратила поддержку большей части внутриреспубликанских элит. Центром кристаллизации
стал Мустафа Батдыев. В основном, окружение Батдыева - это люди по-настоящему
авторитетные и пользующиеся влиянием, прежде всего руководители наиболее авторитетных
в республике национальных организаций (“Джамагъат”, “Адыге-Хасэ”, Союз Баталпашинских
казаков, “Абаза”, “РОСС”, “Ногай-Эль”, “Фарн”, “Масис”, и др.), а также лидеры
бизнеса региона А. Каитов (ОАО “Кавказцемент”), В. Молдованова (ПШО “Ине”), С.
Дерев (фирма “Меркурий”), и многие другие. 

Так, генеральный директор производственного швейного объединения АО «Ине» Вера
Молдованова идет напарницей Мустафы Батдыева как кандидат в вице-президенты КЧР.


Показательна также апрельская отставка вице-президента Александра Ляшова. Интересен
комментарий, высказанный самим Ляшовым по поводу смены работы: "Сегодня перед
республикой встали совсем другие задачи - задачи экономического роста и благосостояния
наших людей… Я возвращаюсь в "Карачаево-Черкесскгаз", заниматься экономикой республики,
социальным положением, безопасным газоснабжением жителей нашей республики". Таким
образом, делают вывод аналитики, центральное руководство "Газпрома" и ЮФО продемонстрировало,
"кто в доме хозяин": грамотный специалист способен принести больше пользы для
экономики республики в должности руководителя предприятия, а не на посту второго
лица исполнительной власти. Фактически, продолжает аналитик, здесь имеет место
прямое указание федеральной власти на тот факт, что "Белый дом" (резиденция Президента
и Правительства КЧР) сейчас не влияет на экономическую ситуацию в республике.

На пользу сторонников Мустафы Батдыева пошло и увольнение с поста министра здравоохранения
КЧР известного республиканского хирурга Исрафиля Назбиевича Чаушева, который
ныне активно выступает с разоблачениями ошибок республиканской администрации
и лично Владимира Магомедовича Семенова.

Причины, по которой поддерживают Батдыева лидеры общественных организаций, коренятся,
во-первых, в той во многом искусственной конфронтации, которой сопровождался
приход Владимира Семенова к власти в 1999 году. Это по сей день  существенно
осложняет работу этих организаций. Вместо того, чтобы сосредоточиться на проблемах
языка, культуры, сохранения и возрождения национальных традиций, общественно-политические
организации вынуждены заниматься “выбиванием” денег для особо нуждающихся, а
таких в КЧР - 80 процентов населения. Мустафа Батдыев обещает создать более благоприятные
условия для развития бизнеса и через это гармонизировать межэтнические отношения,
как это на наших глазах удалось сделать малайзийскому лидеру премьер-министру
доктору Мохаммаду Махатхиру. 

Во-вторых, большинство ответственных представителей республиканской элиты  понимает,
что ни в коем случае на выборах нельзя разыгрывать национальную карту, как это
было в противостоянии 1999 года. Да, все согласны, что президентом республики
может быть только карачаевец, ибо  карачаевцы составляют около 40 процентов населения
республики, и карачаевский этнос является более сплоченным и электорально активным.
Если проанализировать итоги выборов, которые проходили в республике в последние
несколько лет, то именно представители карачаевской национальности составили
более половины всех избирателей, приходивших на избирательные участки. Однако
русские, черкесы, абазины, ногайцы - также составляют около пятидесяти процентов
активного электората. Таким образом, если делать ставку только на национальную
принадлежность кандидата, победа ни в первом, ни во втором туре ни для одного
из кандидатов не очевидна. Соответственно, на реальную победу может рассчитывать
только кандидат, который во главу угла ставит не национальную принадлежность,
а делающий акцент на “наднациональных” вопросах. 

Решение общих для всех жгучих «наднациональных» вопросов поможет сгладить и «национальный
вопрос», состояние которого во время президентства Владимира Магомедовича Семенова
никак нельзя считать благополучным. Так, год назад в июле-сентябре 2002 года
Карачаево-Черкесским региональным центром гуманитарных и политических-исследований
проводилось изучение состояния межнациональных отношений в республике, и 62%
опрашиваемых оценили их как непредсказуемые. Роль Президента КЧР в кадровой политике
неудовлетворительной назвали 53% опрошенных. 

Около 66% опрошенных указали на существование "русского вопроса". И в самом деле,
русские, составлявшие 42,4% населения Карачаево-Черкесии и выполнявшие функцию
своеобразного  "межэтнического буфера", постепенно выезжают из республики, социально
разобщены (начиная с 1998 года, ежегодно русское население уменьшается на 1300
- 1400 человек, однако действенных мер по исправлению этого положения правительством
республики не предпринимается).

Однако по инициативе Юрия Казанцева принят новый избирательный закон, согласно
которому при выборах Президента КЧР предусматривается, чтобы каждый кандидат
в президенты шел в паре с вице-президентом, русским по национальности. Эта административная
мера призвана обеспечить представительство рассыпавшихся русских в верхнем эшелоне
исполнительной власти республики.

В рамках данного опроса действующего тогда президента республики поддержали 39%
абазинов, 26% карачаевцев, 75% ногайцев, 22% русских, 31% черкесов, 40,4% респондентов
других национальностей. Между тем за прошедший с тех пор год в республике росло
 недовольство межэтнической ситуацией. Недовольными карачаевцем Владимиром Семеновым
оказались даже карачаевские «знатные роды», особенно «хубиевского призыва". Люди
чувствовали, что протекающие латентно социальные конфликты могут при продолжении
проводимой при Семенове политике принять острую межэтническую форму. Отсюда –
привлекательность «наднационального» подхода Мустафы Батдыева к развязыванию
накопившихся экономических и социальных проблем КЧР.

Таких «наднациональных» вопросов в современной Карачаево-Черкесии хватает.  Это,
во-первых, продолжающийся развал экономики. Вторая проблема, тесно связанная
с первой - повальная безработица. Так повелось, что коррупция - непременный спутник
нищеты. Чем беднее живет население, тем более развращено чиновничество (или наоборот).
Налаживание экономической сферы, повышение прозрачности движения финансов бьет
по корешкам коррупции, и одних  репрессивных мер для наведения порядка в вершках
- недостаточно. 

И на федеральном, и на республиканском уровнях фактически все жизненные проблемы
ныне упираются в экономику. Поэтому в масштабах как РФ, так и КЧР наиболее широкая
электоральная база может быть не у очередного силовика или спецслужбиста, а у
кандидата, который предлагает конкретные экономические меры по выходу из кризиса.
Таким образом, делают вывод республиканские аналитики, и с ними нельзя не согласиться,
и этот вывод справедлив и на общероссийском уровне, тем более в связи с приближающимися
выборами Президента РФ, - лозунг борьбы за возрождение экономики способен привлечь
под свои знамена представителей всех национальностей и, тем самым, обеспечить
самую широкую поддержку кандидату, способному предложить и реализовать реальную
и грамотную экономическую программу. 

Суммируя все вышесказанное, говорят карачаево-черкесские эксперты (http://www.kchr.info/pages/analitika.htm),
«можно сделать единственный вывод: оптимальный президент республики должен сочетать
в себе ряд наиболее востребованных сегодня качеств. Во-первых, способность объединить
и сплотить различные национальные, экономические и политические группы республики.
Во-вторых, возможность предложить реальную и квалифицированную программу восстановления
экономики республики и подъема уровня жизни населения. В-третьих, способность
наладить конструктивный диалог с Федеральным центром». 

Какова же роль и каковы позиции политических партий на предстоящих в КЧР президентских
выборах, ведь здесь обкатываются новые правила избирательных кампаний, значимые
и на федеральном уровне. 

Тенденция последнего времени - повышение роли партий в политической и общественной
жизни России. Именно под эту задачу “заточен” новый закон “Об основных гарантиях
избирательных прав…” - как известно, в соответствии с этим законом органы законодательной
власти ВСЕХ регионов должны избираться по смешанной системе: половина - в одномандатных
округах, другая половина - по партийным спискам. Кроме того, в соответствии с
тем же законом, кандидат на пост главы исполнительной власти (в случае КЧР -
кандидат на пост президента республики), выдвигаемый партийной организацией,
не должен собирать подписи или вносить залог для того, чтобы быть зарегистрированным.
Очевидно, такого кандидата практически невозможно не пустить на выборы; в данной
части у него, фактически, “иммунитет” к административному и судебному давлению.
 Разумеется, это нововведение также резко повышает авторитет партийных структур.


Итак, когда новый закон о выборах вступит в силу в полной мере, роль партий резко
возрастет, возрастет их значимость и полномочия. Уже очередные выборы Народного
Собрания КЧР пройдут по новому закону. 

Каков же “партийный расклад” в республике на данный момент, накануне выборов
президента КЧР. 

В первую очередь - о “партии власти”. До последнего времени республика была единственным
регионом России, в котором не было сформировано региональное отделение партии
“Единая Россия”. Тяжба по этому вопросу разворачивалась между Магометом Текеевым
и Эммой Кардановой. Были и другие желающие “порулить” республиканской “Единой
Россией”. Назир Хапсироков, долго проработавший в Генеральной прокуратуре РФ,
а ныне являющийся влиятельным сотрудником Администрации Президента РФ, даже пытался
“выхлопотать” это место для Владимира Семенова. 

Центральное руководство “Единой России”, занятое собственными внутренними разборками,
здесь несколько замешкалось, и 27 мая 2003 года городской суд Черкесска вынес
решение в пользу Эммы Кардановой, которая возглавляет республиканское отделение
лужковско-шаймиевского движения «Отечество – вся Россия». Решение знаковое, учитывая
к тому же, что Эмма Карданова входит в группу, поддерживающую выдвижение кандидатуры
Мустафы Батдыева на пост президента КЧР. Республиканская элита КЧР в определенном
смысле взяла в этом случае верх над федеральным центром, как, впрочем, все чаще
происходит в аналогичных обстоятельствах и в других регионах РФ.

Спохватившись, инициативу за установление контроля над карачаево-черкесским отделением
партии «Единая Россия» пытается взять известный в республике ректор Карачаево-Черкесского
Государственного Технологического института Юрий Кривобоков, которого Владимир
Семенов взял напарником в качестве кандидата в вице-президенты. По-моему, конфликт
между Юрием Кривобоковым и Эммой Кардановой за лидерство в «Единой России» пока
далек от развязки, наиболее вероятен окончательный раскол.

Перегруппировка происходит и на левом политическом фланге. Республиканское бюро
КПРФ высказалось в поддержку кандидатуры Ислама Бурлакова, хотя, казалось бы,
белорус Михаил Якуш имел больше шансов на выборах Президента КЧР, чем он. К тому
же, как известно, в нищих странах, в том числе в России, голосуют не за политическую
платформу партии, а за личность лидера. Бурлаков же гораздо менее известен, чем
Якуш. Очевидно, Бурлаков не сможет рассчитывать на те голоса, которые смог бы
собрать на выборах Якуш. Так, на президентских выборах в 1999 году Михаил Якуш
был третьим, получив 20% голосов. В качестве причин, которые могут сказаться
на рейтинге Михаила Михайловича Якуша, аналитики указывают на отсутствие единства
русскоязычного населения и сравнительно слабые финансовые возможности. Ряд местных
политиков отмечают, что Михаил Якуш при поддержке мог бы сыграть интегрирующую
роль, объединить представителей всех этнических групп: карачаевцев, черкесов
и русских. 

Теперь о правом крыле республиканского политического сообщества. Оно разделилось
между Семеновым и Батдыевым. Региональная организация партии «Яблоко» решила
поддержать Мустафу Батдыева, а местное отделение Союза Правых Сил во главе с
амбициозной Асият Хабичевой выступает на стороне Владимира Семенова. Безымянный
аналитик Интернет-портала «Вся Карачаево-Черкесия» (http://www.kchr.info) отмечает,
что  озвученная Борисом Березовским инициатива насчет политического союза подконтрольной
ему “Либеральной России” и СПС, то есть фактически  “небывалое единение” Березовского
и Чубайса - для Карачаево-Черкесии давно свершившийся факт. «Можно долго полемизировать,
- пишет аналитик, - для чего вышеназванные персоны совместными усилиями поддерживают
нынешнего президента республики. Разговоры на эту тему не утихают с 1999 года,
когда БАБ фактически посадил Семенова в президентское кресло. Новый всплеск интереса
к теме произошел в начале апреля этого года. Напомним, тогда практически одновременно
произошли два события: первое - в СМИ появились сообщения о переговорах Березовского
с Семеновым, и второе - местное отделение СПС открыто выступило в поддержку нынешнего
президента республики. Может быть, это - простое совпадение, но возможно также,
что именно на политическом поле нашей республики обкатывается новый союз, разговоры
о котором появились на федеральном уровне только в конце мая».

Напомним, что Борис Абрамович Березовский избирался по одномандатному округу
от Карачаево-Черкесии в депутаты Государственной Думы РФ нынешнего созыва (сдал
мандат в июле 2000 года в знак протеста против вполне обозначившейся к тому времени
авторитарно-полицейской политики Путина и поддерживающего её парламентского большинства).


Итак, до выборов – считанные дни. Судьбу их (в частности, быть или не быть второму
туру) решат голоса тех, кто до сих пор не определился, за кого голосовать: в
конце июля не определившихся – почти двадцать процентов. Если Мустафе Батдыеву
удастся привлечь на свою сторону большую часть не определившихся, он победит
уже в первом туре, если же нет – избирателям республики придется приходить на
избирательные участки еще раз (31 августа). 

Уже невозможно судебное решение исхода выборов – за неделю до них суд бессилен,
хотя в республиканском избиркоме находится порядка двух десятков жалоб на нарушения
выборного законодательства, допущенные Владимиром Семеновым.  

Во всяком случае, избирательная ситуация в КЧР весьма поучительна для остальных
регионов РФ и для федеральных выборов вообще. Там, где оппозиции удается объединиться
вокруг разумной программы выхода из тупика – там вполне возможна победа над нынешней
властью, которой явно не по силам, хотя она норовит то и дело прибегать к силе
администрирования,  решать назревшие экономические и социальные проблемы.
 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное