ЯСПЕРС О ХАЙДЕГГЕРЕ
Много времени трачу на суету, связанную с последними весьма болезненными предательствами.
Парализована работа по нескольким направлениям. Впереди – тревожащая неприятная
неопределенность.
Мимоходом купил антологию современной философии «Фауст и Заратустра» и сборник
работ митрополита Антония (Храповицкого). По дороге домой на одном дыхании прочел
воспоминания Карла Ясперса (1883-1969) о Мартине Хайдеггере (1889-1976) и статью
Антония Храповицкого (1863-1937) «Лазарь приточный и Лазарь четверодневный».
Ясперс тактично не включал главу о Хайдеггере в свою «Философскую автобиографию»,
пока был жив Хайдеггер, и эта глава была опубликована в посмертном расширенном
переиздании Philosophische Autobiographie в 1977 году, через год после кончины
Хайдеггера. Раньше я с этим текстом не был знаком.
Оба великих немецких мыслителя оказали на меня в молодости колоссальное воздействие.
Особенно интенсивно я осваивал их труды сорок лет назад, в начале 1960-х годов.
В частности, очень меня впечатлила статья Карла Ясперса о свободе университета,
напечатанная в штуттгартском журнале Universitas, и я для души даже перевел её,
но не могу найти отпечатанного на машинке текста перевода.
Вообще очень многое пропало у меня из написанного в те годы. Тогда, как и сейчас,
жил под ударом властей, при обысках КГБ изымались мои бумаги, в преддверии очередного
наезда приходилось рассовывать свои рукописи по знакомым. Так, помню, что через
несколько месяцев после ввода советских войск в Чехословакию (ровно тридцать
пять лет назад 22 августа 1968 года) я часть рукописей, в том числе важную концептуальную
работу «След Чингисхана» и обзор журнала Universitas вместе с переводом статьи
Ясперса, передал на хранение своему товарищу Олегу Горбачевскому, а он вскоре
умер, концов уже не найти. Сейчас спешно размещаю свои тексты в Интернете, но
они вряд ли в ближайшее время будут востребованы, а до издания своей работы «Постигая
Хайдеггера» и текущего «Философско-политического дневника» руки не доходят, заедает
суета.
«Философская вера» Карла Ясперса и его интуиция «Всеохватывающего» повлияли на
мое понимание Правой Веры и соответствует моей соборной («либеральной») ипостаси,
а учение Мартина Хайдеггера о сопряженности Быть (Sein) и Дабыть (Dasein) определяет
мое понимание Круга Времени и «прикладной эсхатологии» и соответствует моей родовой
(«патриотической») ипостаси. По-моему, оба мыслителя взаимодополняют друг друга.
Ясперс охватывал цветущую целостность, а Хайдеггер окучивал корень. Без корня
не постичь целостности, а без целостности не понять корень. В работе «Постигая
Хайдеггера» я попытался соединить корень и целостность через хайдеггеровское
истолкование учения Канта о воображении и Таблицу трансценденций (http://panlog.com:8881/heidegger.html).
Честная глава получилась у Карла Ясперса, такое складывается впечатление. Проблема
жгучая – добиться конгениального взаимопонимания с другим, почувствовать духовный
резонанс и тем самым раствориться друг в друге, стать одним целым. Но так – лишь
в избранническом Сплоте Правоверных. «Не о всем мире молю, - говорит Иисус Христос,
- но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое;
и Я прославился в них… Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе,
так и они да будут в Нас едино» (Иоанн 17:9-11, 21). Великое дело – Сплот. «Истинно
также говорю вам, - провозглашает Иисус Христос, - что если двое из вас согласятся
на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего
Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матфей
18:19-20).
Кстати, здесь же - ясное указание Иисуса Христа о «прикладной эсхатологии» и
о предназначенности правоверных стать, говоря словами Эммануила Сведенборга,
«рассадником небес», программировать конечную гибель и последующее первоисходное
воскресение сущего: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано
на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матфей 18:18).
Но Ясперса с Хайдеггером не объединяла духовная сплотность, и отсюда неизбежен
внутренний дискомфорт их общения. Вроде бы близки к взаимопониманию, а вот «короткого
замыкания» братской (= сплотской) любви не происходит. Говоря словами Фёдора
Тютчева: «Как сердцу выразить себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем
ты живешь? Мысль изреченная есть ложь». Легка и помехоустойчива коммуникация
единоверцев и взаимолюбящих, но тяжко взаимообщение разноверцев и эгоцентриков.
Эффективно общение учителя с учениками, которые верят учителю (тренеру, наставнику,
пастырю). Получается вздор, когда недоучка начинает на равных спорить с ученым,
как это сплошь и рядом наблюдаем на различных Интернет-форумах. Такие ситуации
– прозрачны, и здесь помогает рецепт не ввязываться в дискуссию с графоманами
и дилетантами. Смешно, если профессор на лекции по высшей математике начнет отвечать
на вопросы человека, освоившего всего лишь школьную арифметику. Профессор порекомендует
этому человеку сначала пройти курс высшей математики, чтобы овладеть языком и
проблематикой дисциплины и научиться задавать осмысленные вопросы. Так и в философии.
Чтобы понять философские дискуссии и компетентно участвовать в них, необходимо
сначала освоить некий «философский минимум», а это требует упорных усилий.
Это необходимо, но не достаточно. Философствование – это вершина субъектности.
Для взаимопонимания между двумя философствующими важно примерное равенство их
«весовых категорий». И даже в случае примерного равенства «мыслительной силы»
и примерной её однонаправленности, как в ситуации общения Ясперса и Хайдеггера,
существеннейшим является именно «духовный резонанс», а он возможен только между
единоверцами.
Типовая ситуация для каждого из нас при общении с примерно «равномощным» собеседником
– есть взаимокомпетентность, но нет однонаправленности, или есть взаимокомпетентность
плюс однонаправленность, а вот духовного резонанса не получается, потому что
один углубился в зерно небесное, а другой постигает колос земной (вспомним картину
Рафаэля «Афинская школа», на которой жест Платона – к небу, а жест идущего рядом
Аристотеля – к земле). Как в древности Аристотель так и не смог резонировать
с Платоном, так в наши дни Ясперс в конце концов духовно не сопрягся с Хайдеггером.
Как это происходило, добросовестно и поучительно прослежено в главе «Философской
автобиографии» Карла Ясперса, опубликованной через 18 лет после смерти автора
и через год после смерти Мартина Хайдеггера.