При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКАЯ РЕСПУБЛИКА И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР Вряд ли лидирующий кандидат на должность Президента Карачаево-Черкесской Республики уважаемый Мустафа Азрет-Алиевич Батдыев сможет выполнить свои предвыборные обещания при существующих финансово-бюджетных расчетах Федерального Центра с регионами. Ведь бюджет Карачаево-Черкесии более чем на треть состоит из федеральных дотаций. Проблема регионов-доноров и регионов-реципиентов порождена искусственно запутанными и зачастую нелепыми межбюджетными отношениями, которые надо кардинально менять. Вот в понедельник 11 августа 2003 года состоялось совещание председателя Совета Федерации Сергея Миронова с представителями законодательных органов регионов, на котором обсуждалось формирование федерального и региональных бюджетов на следующий год. Да, вроде бы идет налоговая реформа и громогласно провозглашается цель – снижение налогового бремени. По словам заместителя министра финансов Антона Силуанова, снижение налогового бремени на 1% даст 0,3% роста валового внутреннего продукта (ВВП). Поэтому налог на добавленную стоимость (НДС) снижается с 20% до 18% и вообще отменяется налог с продаж. Предполагается, что на следующий год доходы консолидированного бюджета сократятся на 1,2% ВВП и составят 26,6% ВВП. При этом учтем, что снижение крайне выгодных для России нынешних высоких цен за баррель нефти всего на 1 доллар ведет к снижению ВВП на 0,3%. А грядущее поступление на мировой рынок той нефти, которая будет добываться в Ираке под контролем американских войск, неминуемо вызовет выгодное для США заметное падение цены на нефть, от которого пострадает Россия. Так что прогноз основных российских макроэкономических показателей, которые ввиду экспортно-сырьевой ориентации всей российской экономики увязаны с ценой на нефть на мировом рынке, выглядит отнюдь не радужным. Эту простую истину понимают в регионах, и поэтому неудивительна острая критика с их стороны в адрес бюджетно-налоговой политики Центра. На совещании в Совете Федерации в выступлениях региональных представителей констатировалось, что новая налоговая реформа проводится за счет региональных бюджетов. Особенно сильно пострадают регионы от отмены налога с продаж, который целиком поступал в региональный бюджет. Выиграют только торговцы и нефтяники, а цены для потребителя нисколько не упадут. После намеченного на октябрь 2003 года предвыборного повышения зарплат бюджетникам на 33% почти весь бюджет Карачаево-Черкесии будет уходить только на зарплату. Выпадающие доходы регионов практически никак не будут компенсированы. Что в этой ситуации намерен предпринять Мустафа Батдыев, если станет Президентом КЧР? А на предусматриваемые новым федеральным бюджетом суммы на ЖКХ или отселение людей из ветхого или пострадавшего от стихийных бедствий жилья – вообще в регионах могут не рассчитывать. И на дружбу Мустафы Батдыева с однокашником по студенческой скамье, а ныне председателем Комитета Государственной Думы РФ по бюджету и налогам Александром Жуковым тоже особо надеяться не приходится, ибо федеральный бюджет верстается ныне больше в небожительских кабинетах, чем в приземленном парламенте. Об уродливости бюджетно-налоговых взаимоотношений Центра с регионами свидетельствует вопиющее и нетерпимое неравенство в бюджетной обеспеченности. Расчеты бюджетных расходов показывают, отмечает председатель подкомитета Государственной Думы РФ по межбюджетным отношениям Максим Васильев, что если в Карачаево-Черкесии на каждого жителя приходится 4604,3 рубля в год, то в Москве – 29617,9 рубля, а в нефтяном Ямало-Ненецком Автономном Округе – 68445,4 рубля. Ясно, что такое безобразие так дальше продолжаться не может, надо дело менять в корне. Но из-за насаждения пресловутой путинской «вертикали власти» произошло недопустимое для федеративного государства умаление роли регионов. Финансовые потоки перенаправляются в Центр, происходит беззастенчивое ограбление республик, краев, областей, округов. Хотя в Бюджетном кодексе РФ четко прописано, что все налоговые отчисления, поступающие из регионов в Центр, должны распределяться поровну и эта пропорция не должна выходить за пределы 50% для любой из сторон, однако в 2002 году утвержденная схема 50:50 при почти полной покорности регионов поменялась на пропорцию 59:41, а в бюджете 2003 года – на пропорцию 57:43. Неисполнение принципа равного перераспределения налоговых доходов налицо, и такая ситуация давно стала характерной для «силовой» политики Центра. Более того, отвлекаясь от указанного откровенного грабежа регионов и от имитации-симуляции происходящей «налоговой реформы», зафиксируем основную «сверхзадачу» бюджетно-налоговой политики Центра. Она очевидна – Центр стремится держать регионы на коротком финансовом поводке, дабы не допустить их экономической самодостаточности и тем самым подрубить базис возможного сепаратизма, непослушания московским чиновникам. Считаю, что здесь в борьбе с «суверенизацией» явно перегнута палка, и благими пожеланиями снова оказалась вымощенной дорога в тупик. Каков же путь из тупика? Как отмечает Максим Васильев в последнем выпуске еженедельной «Родной газеты» (Москва, 8 – 14 августа 2003 года, № 15, стр. 3 http://www.rodgaz.ru ), если не изменить нынешнюю «силовую» практику Центра, «то в скором времени мы можем столкнуться с проблемой, когда регионы перестанут быть заинтересованы в пополнении собственной налоговой базы». Зачем привлекать инвестиции, ломать голову над экономическими показателями, когда Минфин и правительство все равно заберут львиную долю заработанных средств? Это происходит путем вольного изменения налоговых отчислений, изъятия у регионов части самых собираемых налогов. «Пока не прекратится эта практика и на законодательном уровне не будет четко прописано, какие налоги должны отчисляться в федеральный бюджет, а какие - оставаться за регионами и муниципальными образованиями, все разговоры о наведении порядка в межбюджетных отношениях останутся просто словами». Отмена налога с продаж, отмечает депутат, - это не единственная инициатива правительства, которое, действуя по сложившейся практике, решает свои проблемы за счет регионов. В этом году Краснодарский край, который и без того имеет низкий показатель бюджетной обеспеченности, потерял от отмены табачных акцизов порядка 2,4 млрд. рублей, а Московская область в связи с упразднением дорожных фондов лишилась 4,7 млрд. рублей. «Из-за того, что правительство бесконечно экспериментирует, - продолжает он, - проблемы в сфере межбюджетных отношений только накапливаются. Выпадающие доходы практически ничем не компенсируются, и налоговые уступки каждый раз приходится выбивать у правительства с боем. Так, при работе над проектом бюджета на 2004 год депутатам удалось взамен налога с продаж передать регионам дополнительные 25% акцизов на моторные масла, сохранить за ними налоги на малое предпринимательство и налог на имущество предприятий, увеличить до 80% акцизные сборы на ликероводочные изделия, ввести дополнительный 1% в части налога на прибыль. При этом ясных и четких расчетов, как регионам будут компенсироваться выпадающие доходы, Минфином до сих пор не представлено, и по этой причине говорить о прогнозируемом финансовом будущем субъектов пока не приходится. Законодательно должно быть не только закреплено четкое разграничение налоговых полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней, но также предусмотрена ответственность исполнительной власти любого уровня за неисполнение обязательств». Одна проблема тянет за собой другую. С начала 1990-х годов вообще не предпринимается никаких эффективных действий по выравниванию бюджетной обеспеченности регионов. Не предпринимается никаких мер по введению гибкой системы налогообложения и создания для таких регионов, как Карачаево-Черкесская Республика, особых экономических условий. И финансовая поддержка, о которой так много говорит правительство, никак не меняет положения дел в регионах. Оно умалчивает о том, что вместе с незначительными дотациями на места передаются и обязательства по исполнению основных социальных программ, расходы по обеспечению работы ЖКХ, школ, больниц и т.д. Все эти проблемы полностью ложатся на регионы, для которых наличие дефицита бюджета становится обычным делом. «Вывод очевиден, - подводит итог Максим Васильев, - если не решать самую болевую на сегодняшний день финансовую проблему государства - проблему межбюджетных отношений, положение большинства регионов в скором времени будет близко к критическому. Правительству следует кардинально изменить существующую систему налогообложения, четко разграничить полномочия Центра и регионов, перенести налоговое бремя с промышленного производства, среднего и малого предпринимательства на сырьевые отрасли, тем более что проблема природной ренты в нашей стране весьма актуальна». Здесь не надо изобретать велосипед. В мировой практике уже отработан оптимальный и справедливый механизм бюджетных расчетов между субъектами федерации и Федеральным Центром. Можно сослаться на опыт США, Швейцарии, Германии, Индии и той же Малайзии, которую мы приводили в пример в своем Обращении к Мустафе Батдыеву, а также на практику финансовых взаимоотношений Европейского Союза со своими членами-государствами. Учитывая же специфику очень кризисного и патологизированно-больного российского общества, сверхзабюрократизированного и сверхкоррумпированного, мы в нашей надпартийной платформе «Путь из тупика» в Пункте 7 на основе успешного мирового опыта предлагаем (http://panlog.com:8881/tupik.html): «7. Постиндустриальная модернизация современного государства и соответственно его конкурентоспособность основывается не только на раскрепощении экономическо-инновационной деятельности новых средних слоев, но и на финансово-экономической самодостаточности низовых ячеек общества и административно интегрирующих их регионов. Каждая низовая самостоятельно зарабатывающая производственная или территориальная ячейка общества должна иметь возможность сама себя экономически обеспечивать и через налоги и сборы содержать вышестоящие администрации с их региональными и федеральными расходами. Чтобы в финансовых отношениях между регионом и центром устранить региональных и федеральных посредников и тем самым подорвать базу коррупции и произвола и избавить регион от унизительной, расточительной и раздражающей зависимости от подачек центра, предлагается от плохо контролируемой налоговой “продразверстки” с региона перейти, как и при сборе поступлений в бюджет с предприятия, к фиксированному “продналогу”. Размер этого фиксированного поступления в федеральный бюджет определяется в зависимости от ВВП региона и может быть не меньше, чем взимается с региона ныне. Собранное в регионе свыше этой фиксированной суммы пойдет на развитие региона, что резко стимулирует экономическую предприимчивость региональной администрации. Центр помимо таможенных, акцизных, лицензионных и прочих общефедеральных сборов получит в федеральный бюджет больше поступлений из регионов, а понятия “дотационный регион” и “трансферт из центра в регион” потеряют смысл. Парламент утверждает и контролирует федеральные расходы, в том числе внешние займы. Тогда жизненным интересом и основной заботой муниципальных, региональных и федеральных властей станет обеспечение самодостаточности граждан и их ячеек на всех уровнях, и государство из дубины (как в РФ) превратится в партнера и даже в помощника (как на Западе). За ориентир можно взять (применительно к российским условиям) успешные модели федерализма и финансовых взаимоотношений центра и регионов в Евросоюзе или Швейцарии. Производители-потребители ресурсов, имея бесспорное право участвовать в их распределении, даже вынуждаются к этому предлагаемой системой экономического взаимодействия. Отсюда естественен эффективный контроль над администрациями и их расходами со стороны выборных органов, базис воздействует на надстройку». Само собой разумеется, что Федеральный Центр обязан из своего бюджета финансировать содержание и развитие федеральной собственности в той же Карачаево-Черкесской Республике, реализацию общефедеральных обязательств по пенсионным и социальным выплатам и по развитию инфраструктуры, а также осуществлять инвестиции в регион в соответствии с общефедеральными программами и проектами и по договоренности с властями и деловыми кругами данного субъекта Российской Федерации. Главная же цель наших предложений – обеспечить законодательные условия для достижения каждым регионом экономической самодостаточности и для выравнивания уровня доходов и качества жизни во всех субъектах Российской Федерации. Другого пути из тупика – не видно. Было бы замечательно, чтобы к такому выводу пришли и региональные элиты, которые в богатой по ресурсам и перспективной Карачаево-Черкесской Республике консолидируются ныне вокруг дельного и опытного уважаемого Мустафы Азрет-Алиевича Батдыева.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||