Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Уважаемые подписчики, высылаю заметку по "прикладной эсхатологии" за 14 июля 2003 года, когда у меня не работала выделенка: Грехопадение человека как необходимая предпосылка Боготворения В изучаемой нами модели «вечного возвращения» остается фундаментальный вопрос о этапах «разархивирования» изначальной информации сущего и о хронологических моментах реализации проекта «человек». Для ответа на этот вопрос имеет смысл ещё раз уяснить необходимость сотворения внутри сущего особого сопряженного с Вездесущим существа, которое благодаря созидаемому им в сущем Алтарю-Поставу осуществляет грядущее обновление Вездесущего. Философски вопрос о сотворении человека и о смысле его существования в мире глубоко исследовал черкасский мыслитель Олег Освальдович Сифер-Седов в книге «Объективный смысл жизни в набросках новой философии» (Киев: Издательство «АртЭк», 2001), о которой я уже рассказывал в заметке «Стратегия осмысления мышления» (http://panlog.com:8881/cgi-bin/dd.cgi?year=2003&time=2003-6-29). Напомню логику его размышлений. Если бы человек благодаря своей свободной воле мог выходить за пределы ему дозволенного, то в мире царил бы полный произвол, он разрушился бы. Значит, пределы дозволенного должны быть заранее обозначены в Исходной Программе и защищены некой подпрограммой безопасности. Посредником между миром и «вещью, вышедшей за пределы дозволенного», должна выступать некая вездесущая субстанция (=Бог), страхующая мир соответственно «той логике существования целого, которая препятствует возможности изменения мира со стороны стихийно властвующей вещи (если таковая окажется в нем)» (стр. 84). «На тот случай, - указывает О.О. Сифер-Седов, - если вышедшая за пределы дозволенного вещь, переставшая быть вещью, вдруг впадет, по каким-либо причинам, в стихийность изменений и попытается вновь на новом, уже «властном» уровне (то есть с возможностью изменить окружающий мир), остаться вещью. Ведь если бы она сама могла непосредственно быть абсолютно вездесущей, а, значит, со способностью изменять, - видимо, абсолютно всемогущей, - то в случае каких-либо отклонений от заданного смысла уже не было бы никакой возможности объективному ходу событий вернуть её на правильный путь, или назад, в состояние простой и пассивной вещи. Мир бы просто подчинился такой стихийной вещи и разрушился, так же, как и она сама, в гигантском вихре абсолютной стихийности и сплошного хаоса» (стр. 84). Другими словами, сам по себе человек, будучи частью мира (целого сущего), не может изнутри мира перезагрузить-переформатировать матрицу сущего, для этого необходимо сопряжение человека (Дабыть) с «вездесущей субстанцией» (= Бог, Быть). Теперь рассмотрим вариант «своеволия» - попытку человека уничтожить мир лишь усилиями своих научно-технических сил, без участия Самого Бога. «Допустим, - говорит Олег Сифер-Седов, - вещь, являющаяся субъектом Духа и связанная со всей мировой информацией, захочет вдруг, по каким-либо причинам, отклониться от «заданного курса» и выйдет в своей активности за рамки своего предназначения в мире. Что тогда произойдет? Представляется, что в этом случае произойдет следующее: нарушится её связь с вездесущей субстанцией и просто произойдет утеря качеств субъекта Духа в смысле полного видения мира, и, следовательно, своего места в нем. Потеря видения места неминуемо приведет к фактической потере этого места, к потере состояния пребывания в нем. И это будет потеря места, которое в силу предназначенности именно для данного объекта гарантирует ему гармоничное и безопасное существование в мире. Таким образом, целостная устойчивость мира благодаря этому сохранится. Поскольку утрата объектом полной информации о мире, даже если (даже если!) будет сохранена способность как-то его изменять (но это будет уже, естественно, не та способность), сделает такой объект все равно подвластным разрушению со стороны мировых сил. И даже при наличии какой-то самостоятельной способности познавать эти силы (самостоятельной, без пребывания в Духе – значит, в любом случае частичной, не дающей полного объема знаний), а значит и возможности как-то Тим противостоять – все это не спасет такой объект, поскольку при таком положении дел всегда будет огромный процент неизвестных, непредсказуемых и неучтенных воздействий извне, опережающих возможность противодействия им. Получится, что сначала из-за потери полного знания и всей информации объект потеряет свое место и встанет на путь дисгармонии и саморазрушения, а затем, опять же из-за отсутствия информации (как минимум), не сможет полноценно противостоять разрушению, идущему извне, если у него вообще будет возможность как-либо активно противостоять внешним воздействиям. Вполне вероятно, что это как раз то, что в свое время и произошло с человеком, - почему он сейчас со способностью самостоятельно познавать и определенным образом активно противостоять мировым стихиям все же подвластен им» (стр. 84-85). Момент Грехопадения тем самым обозначен. Вкусив от Древа познания добра и зла, наши прародители преждевременно приблизились к «пределам дозволенного». Сработала программы защиты, и человек был удален из Райского Сада Вездесущего, чтобы в косном сущем заняться тяжким трудом обретения Постава. Относительно райского состояния до Грехопадения может сложиться мнение, будто «вездесущая субстанция» является сознанием субъекта Духа (человека) и даже как бы ему принадлежит. «На самом деле это не так, - здраво указывает Олег Сифер-Седов. – Вернее так, но лишь наполовину. В том смысле, что на момент своей связи с субъектом Духа вездесущая субстанция, по идее, действительно является как бы его сознанием, но ему при этом не принадлежит. Из соображений той же безопасности мирового устройства и находящегося в нем объекта. Из-за принципа, называемого нами принципом сохранения целостности, эта субстанция какой-то своей частью всегда будет недоступна для субъекта Духа, и поэтому всегда будет существовать по своим собственным незыблемым и независимым от субъекта Духа законам» (стр. 85-86). Соображение это очень уместное, чтобы чувствовать границу между человеком и Богом. Да, человек создан по образу и подобию Бога, но человек почему-то не введен в сонм ангелов, а нацелен на «возделывание земли, из которой он взят», то есть на создание Постава. И до вечной жизни он не допущен, изгнан из Рая смертным, чтобы потом «смертью смерть попрать». Значит, при реализации программы «человек» необходим некий временный и пространственный «зазор» между человеком и Богом, некоторая отстраненность человека от Вездесущего. Пророчествуется, что лишь в Конце этот зазор будет преодолен, и Сын Человеческий воссядет одесную Отца Небесного. А до главного момента-свершения Перезагрузки работает «антивирусная» защита в образе Херувима: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Бытие 3:22-24). Следует только иметь в виду, что «зазор» между человеком и «вездесущей субстанцией» может носить лишь временный характер и тем самым сокращаться в ходе эволюции человечества. «Недоступная часть» вездесущей субстанции («дерево жизни», охраняемое ангелами от человека) – не является недоступной человеку принципиально, но лишь временно, пока человек занят сооружением Постава («возделывает сущее, из которого взят»). Когда Постав будет готов, а до этого момента нас, возможно, отделяет пара-тройка десятилетий, - человек будет готов к Богосаможертвоприношению и к обретению Древа Жизни. Защита Древа Жизни от человека пока действует, безопасность сущего (мира) соблюдается. «И общая безопасность зависит от устройства этой субстанции в том смысле, что она не должна быть подвластна субъекту духа. Не то чтобы вообще не должна, но в случае каких-то его отклонений от нормы, - не должна обязательно. А как она может быть неподвластна ему, если составляет с ним единое целое? Существует лишь одна возможность, не противоречащая идее безопасности и сохранения целостности мира в данной ситуации – это если субстанция не полностью будет принадлежать субъекту Духа, если она в случае взаимодействия с субъектом не полностью отождествляется с ним, а лишь частично, если всегда будет какая-то недоступная субъекту Духа часть субстанции, за которой остается решающее слово, и которая будет хранить в себе тайну механизма поведения всей субстанции на случай отхода от субъекта Духа или разрыва с ним, если тот вдруг встанет на путь отклонения от своего предназначения и впадет в вещественную стихийность проявлений» (стр. 86). Насчет «всегда» (о «зазоре» между человеком и Богом) надо поостеречься, ибо экстаз слияния вполне возможен в Конце, а в целом логика железная. Мы приближаемся к тайне, которую пока скрывает от нас Херувим и «пламенный меч обращающийся» при нашем «вечном возвращении» в Едемский Сад. С учетом очевидного требования принципа сохранения целостности, логика выводит О.О. Сифер-Седова на тот факт, что, в целом, по своей сути, вездесущая субстанция шире и больше мира. Эта тема, впрочем, избитая – Программа составляется Программистом и существует вне программируемого, хотя предназначена для удовлетворения Программиста и даже может касаться Его жизни и смерти; или, говоря на богословском языке, «вездесущая субстанция» (=Бог) трансцендентна миру, а не только имманентна ему: «Охватывая мир, она включает в себя всю информацию о нем, то есть себя, ту свою часть, что постоянно присутствует в мире, с которой может отождествляться субъект Духа, плюс недоступная часть, не принадлежащая к той части, что находится в мире. Отсюда же закономерно следует вывод, что и вся эта субстанция, в целом, не от мира, если не от мира и вне мира даже не просто какая-то её часть, а часть главная. А если не от мира, то, значит, эта субстанция имеет свой собственный, не мировой, источник существования. Все это говорит о том, что вездесущая субстанция или Дух не является какой-то, скажем, «душой» мира или его информационным полем, то есть каким-то образованием, имеющим мир или часть его источником своего существования, а является образованием, частично отдельным от мира и полностью от него самостоятельным. Эта субстанция по своему происхождению – не из мира, но по местонахождению – частично в мире и функционально – для него, по крайней мере в плане поддержки его целостности» (стр. 87). Выводы известны из Священных Писаний, изгнание из Рая описано однотипно почти во всех первозданных мифологиях. Не будем пока углубляться в понимание судьбы человека, соответствия его своему «намету» или программе-предназначению, обретения им благодати и наказания за грехи. «Из всех вышеприведенных соображений следует, что если субъект Духа нарушает какие-то правила соответствия своему предназначению, то вопрос о лишении его оберегающей и гармонизирующей его существование связи с духовной субстанцией, после чего уже и мир сможет на него влиять по своему усмотрению, решает эта вездесущая субстанция (=Программа), а именно, та её часть, которая всегда недоступна пониманию, видению и обладанию со стороны субъекта Духа. Также очевидно, что эта недосягаемая часть включает в себя не только источник поведения субстанции, который решает, быть ли ей с субъектом Духа, но и источник вообще существования данной субстанции, источник её энергетической подпитки или нечто подобное» (стр. 87-88). С оговоркой насчет «всегда» и «недосягаемой части», которые снимаются в экстатический момент Конца принятой нами модели «вечного возвращения», здесь изложена стандартная схема взаимоотношений между Программистом, Программой (Духом) и программируемым сущим (Телом Программиста). Соответственно проясняется роль субъекта Духа, то есть богоподобного и пока небогоравного человека, ставшего после Грехопадения конечным и смертным. «По поводу общих отношений между субъектом Духа, миром и /вездесущей/ субстанцией, - продолжает Олег Сифер, - можно добавить следующее: если человек мог обладать всей информацией о мире, а значит мог быть (и, очевидно, был) в чем-то равен миру, хотя бы даже в информативном смысле, значит его высшая цель заключалась не в выполнении какой-то узкой функции в мире, только в нем и только для него, хотя это «для него» наверняка входило в высшую цель – предназначение. Если бы он выполнял только лишь функцию в мире, тогда было бы достаточно жесткого коридора обстоятельств. А поскольку этого коридора не было и было определенное равенство с миром, получается, что эта цель была совместно с миром, но соответствовала планам чего-то ещё большего, чем мир, которое не мир. Понятие мира здесь включает в себя все понятия и объекты своего рода, которые, будучи связаны друг с другом, и образуют единое целое – мир, - значит, если есть ещё что-то большее, чем мир, то это уже не мир. Если какая-то малая система может выполнять некоторую функцию в большей системе и только лишь для нее, то это малое не может быть равно хоть как-то этому большему. А если оно равно хоть в чем-то, то оно выполняет ещё и функцию совместно с ним. А совместно – это уже означает вместе относительно чего-то ещё большего, которое, следовательно, существует» (стр. 88). Конечно, у Мартина Хайдеггера всё это сказано раньше и детальнее в трактате «Бытие и Время» (1927), но нелишне воспроизвести однотипную мысль своими словами. Олег Освальдович тут же приводит пример из жизни, хотя пример с Самопрограммистом был бы, наверное, ещё более уместен: «Тут можно привести тот же пример с активно изменяющим ответственным работником на производстве. Если он изменяет производство, зная о нем всё, то, хотя он изменяет его, в первую очередь, в интересах производства и своих собственных, которые зависят от производства, в то же время, эти изменения работник обязательно соотносит ещё и с интересами большей системы, в которую это производство и он сам входят и от которой зависят» (стр. 88). Выводы Олега Сифера соотносимы с Правой Верой. «То, что изначальный смысл существования субъекта Духа (и, в частности, человека) подразумевает некую цель-предназначение совместно с миром относительно или в интересах чего-то большего, и тот факт, что субъекту дается возможность изменять мир, уточняет общий характер этого смысла. То есть, речь идет не о том, чтобы субъекту просто вычислить свое место в мире, как-то пробиться к нему, попутно производя необходимые для этого изменения, занять его и, комфортно обустроившись, спокойно пребывать в нем. Речь идет, видимо, о возможности и даже необходимости некоторого творчества в мире, предусмотренного совместным предназначением, ведь поскольку возможность изменять мир сочетается с какой-то совместной с миром дальней целью, то это подразумевает совместное движение к чему-то, - цели или какой-то модели, в процессе чего нужно изменять мир. И в этом творчестве, получается, должен быть некий мировой смысл – для мира, но исходящий от чего-то большего, вытекающий из его интересов, по его замыслу. В чем смысл всего этого совместного творческого движения мира и субъекта в целом – пока не ясно. Но то, что он есть, - несомненно» (стр. 88-89). Согласно Правой Вере, смысл в том, чтобы возвратить надмировое Быть в исходное состояние через Дабыть (человека), который благодаря превращению внутримирового сущего в Алтарь-Постав получает возможность перезагрузить-переформатировать матрицу сущего и обновить Быть в Забыть, свершить Богосаможертвоприношение. Тотальное абсолютное уничтожение старого мира подразумевается само собой. Тем самым, в частности, снимается следующий довод Олега Сифера: «Постижение источника Духа субъектом, пребывающим в Духе, означает возможность полного отождествления субъекта со всей вездесущей субстанцией, а это уже, как говорилось, будет устранением гарантий безопасности существования целого, а также и отдельного в нем, отчего мир может разрушиться так же, как, возможно, и находящийся в нем субъект Духа» (стр. 89-90). Но это как раз то, на чем основывается Правая Вера, отождествляя человеческого Программиста Конца с божественным Творцом Начала.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||