При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭСХАТОЛОГИИ Российская богословская мысль в последние два десятилетия, на мой взгляд, догнала западную по глубине эсхатологического постижения. Если в конце 1960-х и в начале 1970-х годов для нас с Николаем Николаевичем Лисовым, работавшими тогда в Редакционно-издательском отделе Московской патриархии в Новодевичьем монастыре под руководством безвременно ушедшего отца Иннокентия (Анатолия Ивановича Просвирнина 1940-1994), затрагивание эсхатологических проблем в тогдашних публикациях казались редкой радостью, то сейчас, после Русской Катастрофы, эти проблемы в издаваемой русской богословской литературе вышли чуть ли не на первый план. Я уже на примере Льва Платоновича Карсавина отмечал (http://panlog.com:8881/cgi-bin/dd.cgi?year=2003&time=2003-6-28), что столетие назад в эпоху Русской Революции нельзя было не обратиться к эсхатологии, и от тех десятилетий до нас дошли глубокие и стимулирующие отечественные эсхатологические толкования. Однако, с позиций современной Правой Веры, в этих толкованиях все же ощущался некий тормоз, некая робость. Не хватало радикализма. У Карсавина это проявилось в традиционном подходе к проблеме теодиции, происхождения и роли зла. Думается, на Л.П. Карсавина и других русских светских и церковных богословов начала прошлого века повлияла принятая в российских духовных школах и академиях догматика, отчеканенная в основном знаменитым Митрополитом Макарием (Михаилом Петровичем Булгаковым 1816-1882). Авторитет Митрополита Макария – чрезвычайно высок. Помню, отец Иннокентий благоговейно давал нам с Николаем Лисовым читать и изучать тома его «Истории Русской Церкви», переизданные за рубежом, и мы жадно их постигали. И классический учебник Митрополита Макария «Православно-догматическое богословие» представлялся одной из вершин русской духовности. Правда, ещё в 1950-х годах, то есть полвека назад, я обрел Правую Веру и соответственно такое понимание смерти и воскресения, которое непосредственно сопрягалось с новозаветным откровением и выходило за рамки принятого школьного православного богословия. Это мое не совсем традиционно-школярское понимание христианства откристаллизовалось в том числе и под влиянием исследования известного немецкого богослова Германа Гункеля о сопряженности последних глав иоаннового Апокалипсиса с первыми главами Книги Бытие (Gunkel H. Schoepfung und Chaos in Urzeit und Endzeit: eine religionsgeschichtliche Untersuchung ueber Gen 1 und Ap Joh 12. - Goettingen: Vanderhoeck und Ruprecht, 1895. - XIV, 431 S.). В начале 1960-х годов я изложил свою правоверную версию эсхатологии в статье «Смерть», написанную по заказу философа Юрия Николаевича Давыдова для редактируемой им многотомной «Философской энциклопедии». Статья не была опубликована, но разошлась в Самиздате и стала основой моего духовного общения с Николаем Владимировичем Тимофеевым-Ресовским, Леонидом Максимовичем Леоновым, Ильей Сергеевичем Глазуновым, Львом Николаевичем Гумилевым и другими. Однако в последующие годы мне не сподобилось дерзнуть пересматривать устоявшуюся макариевскую эсхатологическую версию. Этот назревший пересмотр недавно блестяще исполнил священник Борис Никитич Кирьянов в книге «Полное изложение истины о Тысячелетнем царстве Господа на Земле» (Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. – 302 с. – Серия «Античное христианство. Исследования»). Я очень признателен Юрию Васильевичу Крупнову, который обратил мое внимание на этот вдохновенный труд. Как отмечается в Аннотации, «это богословско-историческое исследование одного из важнейших положений Божественного домостроительства нашего Спасения, которое, к сожалению, доныне остается «предметом пререкания» (Лука 2:34), - День Господень, Тысячелетнее царство Господа на Земле после конца этого мира (epi taes gaes – молитва Господня: Матфей 6:10)». «Благоверному читателю, - говорится далее в Аннотации к книге священника Бориса Кирьянова, - предоставляется возможность самому рассмотреть в достаточной полноте все имеющиеся в церковной православной литературе свидетельства, высказывания об этом и самые корни этого вопроса, уходящие в глубину Ветхого Завета. Настоящее «Изложение» является, собственно, первым в нашем православном богословии всеобъемлющим усилием для рассмотрения критически назревшего вопроса со всеми его многовековыми наслоениями и завалами в условиях мирового отступничества, особенно западного. Пришло время! – эсхатология стала действительностью наших дней». «То, что раньше происходило за века, - отмечает автор, - теперь будет происходить за десятилетие, за годы. И мы видим уже ныне на наших глазах, как за 15 лет этой «перестройки» в нашей величайшей стране с сильнейшей властью сотворено такое разрушение, которого никто из людей заранее не мог представить себе, - и Россию не узнать… «Так беззаконие опустошит всю землю, и злодейство ниспровергнет престолы сильных» (Премудрость Соломона 5:24! + Римлянам 3:16!)» (с. 248). Борис Никитич Кирьянов (родился в 1924 году) работал в Ленинградской епархии архивариусом, в начале хрущевской оттепели занялся общественной деятельностью, участвовал в стихийных собраниях молодежи и в чтениях стихов на площади Маяковского, был арестован по статье 58-10 (антисоветская агитация) и в 1959 году осужден на четыре года лагерей. Сейчас проживает в Кисловодске. Известный патриот Владимир Сергеевич Бушин в статье «В гости к Епейкину» (газета «Завтра» 10 октября 2000 года) рассказывает о письме к нему 76-летнего «священника за штатом» Бориса Никитича Кирьянова из Кисловодска, «бывшего узника сибирских лагерей за антихрущевскую пропаганду», со следующим приглашением: «Дорогой Владимир Сергеевич, приезжайте сейчас, в сентябре, сюда в Кисловодск хотя бы на неделю-две. Жилье и питание устроим хорошее, расход будет только на дорогу». Очень убедительно показывается в книге эсхатологическая недостаточность макариевской версии православной догматики. «Формально митрополит Макарий, - говорит Борис Кирьянов, - опровергает «хилиазм», но по существу он выступает против истины Тысячелетнего царства Господа на Земле и Апостольского предания об этом» (с. 127). Не буду вдаваться в подробности аргументов и контраргументов, а поставлю проблему «рационализации эсхатологии» в свете рациональной модели «вечного возвращения», которую применительно к библейской Священной Истории наметил Герман Гункель. Сейчас к этой модели все больше приближается христианско-богословская мысль. Из сборника «Христианство и наука. Рождественские чтения 2001: Сборник докладов конференции» (Москва, 2001) процитирую современного немецкого богослова Юргена Мольтмана: «Совсем неверно, что христианская вера заменяет архаическую циклическую интерпретацию времени современной линейной» (с. 117). В модели Круга Времени попробуем найти место Тысячелетнего царства Господа на Земле, а также Первого воскресения и Воскресения Судного Дня. Обратимся к ключевой по данному вопросу Главе 20 Откровения Святого Иоанна Богослова и истолкуем её с позиций здравого смысла в рамках самотворной модели «вечного возвращения», согласно которой Бог Начала есть «вывернутый» Адам Конца: «1. И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. 2. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, 3. и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время». Напрашивающееся истолкование – Сатана устраняется на тысячу лет в период от Творения до Грехопадения, а «малое время» его злодейств - от Грехопадения до Страшного Суда, то есть время истории нынешнего земного человечества. «4. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. 5. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это – первое воскресение. 6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». Истолкование очевидно (и тоже относится к «прошлому» периоду от Творения до Грехопадения) - правоверные человечества будут воскрешены в грядущем «первом воскресении» и перейдут вместе с Сыном Человеческим Иисусом Христом, который как Вечный (= Второй, Новый) Адам и есть Бог, из данного космического цикла в «следующий» тождественный ему цикл «вечного возвращения» в виде «ангелов», неподвластных предстоящей всем нам «второй смерти». «7. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской». Опять истолкование очевидно – здесь изображается продолжающаяся после обольщения Грехопадения история человечества, его непрестанная брань. «8. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный». Здесь возвещено о начавшейся мондиалистской глобализации (сатанинские силы вышли «на широту земли») и о нынешней осадной ситуации нашего «стана», нашего Сплота. «9. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; 10. а Диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучаться день и ночь во веки веков». Будем надеяться. В «огне с неба» я усматриваю намек на то, что может развиться из придуманного мной квантово-механического устройства Панком, которое я называю также Словострел и которое может прицельно-адресно воздействовать также и на генетический аппарат, а насчет технического обустройства «озера огненного» для бесов - можно пофантазировать всласть, наука позволяет. «11. И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места». Истолкование – благодаря хайдеггеровскому Поставу, этой квинтэссенции научно-технического могущества Адама, можно в ближайшем будущем выбить скрепы мира и обрушить небеса, дабы переформатировать диск-матрицу сущего, обновить Быть в Забыть, начать новый счастливый цикл Рая. Но перед этим – предстоит разобраться со всеми душами, а не только правоверными: «12. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих перед Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». С книгами понятно, а намек на то, что из себя представляет «Книга Жизни», - дает мой Панлог. Могут спросить, а как предстоит разбираться с оставшимися в живых? Ведь многим выпадет понести суровое наказание ещё при их жизни. Но ведь только что было сказано, что над правоверными «смерть вторая» не властна, а неправоверных положено судить и их души как-то утилизовать в новом космическом цикле. «13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим». После Страшного Суда, сопряженного с концом данного космического цикла и «убеганием неба и земли» от лица Сидящего на престоле, начинается новый цикл, проходящий через огненную купель Большого Взрыва, через корчи бренного преходящего сущего. «Топливом» служит неправоверное, обреченное на смерть и ад: «14. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. 15. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Далее в Главе 21 Откровения Святой Иоанн Богослов обращается к Началу грядущего цикла, абсолютно тождественному Началу цикла нынешнего или Раю земному до Грехопадения, обозревает Тысячелетнее Царство Господа правоверных на нашей родной Земле и как бы подытоживает суть Круга Времени в целом: «1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. 2. И я, Иоанн, увидел Святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. 3. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. 4. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. 5. И сказал Сидящий на престоле: се, творю всё новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. 6. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. 7. Побеждающий наследует всё, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. 8. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая». По-моему, здесь толкований не требуется, поскольку более или менее ясно, о чем идет речь. Разумеется, из Откровения Святого Иоанна Богослова вытекает, что не может быть правоверным тот, кто лишь взывает «Господи, помилуй мя!» и палец о палец не ударяет для торжества Правого Дела. Лишь Побеждающий наследует мир, может быть Сыном. Эсхатология должна быть, как справедливо указывает священник Борис Никитич Кирьянов, практической задачей и долгом правоверных. Лет сто назад, напомню, школярно-догматические еврейские ортодоксы иждивенчески уповали, что вот приедет Мессия и всех рассудит, и вернет евреям Землю Обетованную, и т.п. А по-настоящему правоверные евреи засучили рукава, взяли в руки лопаты, заточки и автоматы и создали цветущее государство Израиль. Никто за нас не переформатирует диск-матрицу сущего, никто не вернет на возлюбленную зеленую Землю наш утраченный Рай. Весь мир насилья и зла нам предстоит разрушить до основанья, а затем, заранее сотворив Программу (Слово) Быть сущего и угнав в Добыть обветшалые небеса и земли, построить из ничего Забыть наш новый мир, из никем стать всем – стать Дабыть.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||