Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

ИГОРЬ СИКОРСКИЙ О ПРАВОВЕРНОМ СМЫСЛЕ МОЛИТВЫ "ОТЧЕ НАШ"


Родившийся в Киеве великий русский и американский  авиаконструктор Игорь Иванович
Сикорский (1889-1972) в своём сокровенном произведении  «Размышления о Молитве
Господней» ((http://www.sikorskyarchives.com/lord.html), посвященном Елизавете
Сикорской и опубликованном недавно Интернет-журналом «Русский переплет» в переводе
Филиппа Кокоши, понимает ключевую христианскую молитву «Отче наш» с точки зрения
взаимопринадлежности и взаимонеобходимости Бога и человека, а не просто, как
обычно принято, с точки зрения рабско-объектной пассивности-покорности человека
Божьей воле. Другими словами, Игорь Иванович, будучи субъектным человеком, вполне
правоверно понимает эту квинтэссенцию веры Иисуса Христа:

«ОТЧЕ НАШ, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое;
да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей
день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас
в искушение, но избавь нас от лукавого: ибо Твое есть Царство и сила и слава
во веки. Аминь (Матфей 6:9-13)».

По словам И.И. Сикорского, «Молитва Господня не только заключает в себе все,
о чем человек должен просить Создателя, но и косвенно проливает свет на некоторые
тайны относительно значения нашей жизни, также как и нашего отношения к Богу
и вселенной. Помимо того, что эта молитва является основной для чтения в церкви
и дома, Молитва Господня имеет особенное предназначение для каждого отдельного
человека и должна произносится наедине с собой. Стих, предшествующий тексту Молитвы,
гласит (Матфей 6:6): “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив
дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне…”

Современная электроинженерия, поясняет ученый, разработала способ передачи нескольких
сообщений разного содержания в одно и то же время по одному кабелю. «Подобным
способом Основатель Христианства, помимо красоты и точности речи, обладал замечательной
способностью в одном предложении выразить очень многое, когда это было необходимо».

«В отношении Молитвы Господней, я — фундаменталист, готовый воспринять каждое
слово и предложение в их прямом и полном значении, - говорит Игорь Иванович.
- Историческое свидетельство не подвергает сомнению личность Автора Молитвы.
Даже если представить, что по какой-то причине Молитва не была бы записана в
подлинном Евангелии, но попала бы к людям из какого-нибудь неясного и ненадежного
источника, я уверен, что многие чуткие и мыслящие христиане безошибочно узнали
бы Автора по ее чрезвычайной духовной ценности и силе. Поэтому, наше восприятие
Молитвы, как человеческого или сверхчеловеческого происхождения, попросту следует
из того, как мы воспринимаем ее Автора. И мы правы как понимая каждое слово и
каждое предложение Молитвы в наиболее прямом и точном значении, так и стараясь
глубже вникнуть в скрытый в этих словах смысл».

В Молитве Господней мы видим, продолжает И.И. Сикорский, что слова и предложения
подобраны таким способом, что их первоначальное значение сохраняется, на какие
бы языки они ни были переведены. Такие слова, как отец, царство, воля, хлеб,
искушение, земля и т. д. во всех языках мира сохраняют неизменное значение в
разные исторические периоды. Однако некоторые понятия, а конкретно “небеса” и
“зло”, олицетворяют предметы, насчет которых существует большое количество мнений
и идей. Но это противоречие подчеркивается не использованием каких-либо специфических
слов или выражений, а глубоко таинственным и загадочным характером предметов,
обозначенных вышеуказанными понятиями.

В Молитве Господней, подчеркивает ученый, - «красивая симметрия законченной математической
формулы несомненно налицо». Какое бы значение мы не вкладывали в числа, известно,
что 3 и 7 чаще других упоминаются во многих религиях мира. Композиция Молитвы
Господней по сути построена на этих числах. Кроме обращения, Молитва состоит
из семи предложений, которые в свою очередь составляют две отдельные молитвы
по три предложения каждая, и заключение. Три предложения второй части Молитвы
отражают нашу земную жизнь, в то время как остальная часть Молитвы главным образом
связана с высшим уровнем неземной жизни. Писатели прошлых лет назвали бы это
высшим порядком вечности. Это весьма схоже с современными понятиями, только теперь
мы расцениваем вечность не как бесконечную смену столетий, но как жизнь на более
высоком ее уровне, вне границ времени.

Далее Игорь Иванович Сикорский приступает к постижению глубинного смысла слов
и предложений «этой величайшей из молитв». Так, слова “Отче наш” определяют и
объясняют отношения между Богом и человеком, сравнивая их с отношениями между
членами семьи.

Однако необходимо отметить, что не все люди вправе называться детьми Бога. В
Евангелии от Иоанна есть место, где Христос, обращаясь к своим противникам, сказал:
“Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца
от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины” (Иоанн 8:44). Так Он ответил
на их уверения, что “мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога” (Иоанн
8:41).

«Это высказывание весьма интересно, - отмечает Игорь Иванович, - поэтому ему
нужно уделить побольше внимания. Значит, некоторые люди вправе считаться детьми
Бога, в то время как другие - нет. Несомненно, что помимо этих двух групп людей
есть и третья группа, к которой можно отнести большую часть человечества. В качестве
примера можно привести Притчу о блудном сыне. Юноша, будучи совершенно свободен
и получив свою долю наследства, “пошел в дальнюю сторону и там расточил имение
свое, живя распутно” (Лука 16:13). Логичный вывод этой притчи состоит в том,
что, хотя юноша и жил грешно, он не стал сыном дьявола, даже алкоголиком или
картежником, в чьей компании он тратил свое время и деньги. Он навсегда остался
сыном своего отца, и, покинув дом, только лишил себя его духовной поддержки и
сочувствия. В конце концов, впав в отчаяние и беду, осознал свою ошибку, вернулся
в родной дом и был встречен отцом, который очень сильно обрадовался и сказал
второму своему сыну: “Брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся” (Лук.
16:32).

Возникает следующий основной вопрос - может ли быть так, что человек возденет
руки к Богу и произнесет “Отче наш”, надеясь и веря, — и все же Молитва не дойдет
до Бога? А все потому, что этот человек может оказаться не вправе обращаться
к Богу: “Отче наш”? И существует ли какое-то правило или кто может решить, имеет
ли право данный человек обращаться к Богу, как к Отцу: “Отче наш”? Этот вопрос
связан с духовными отношениями между Богом и каждым человеком. Юноша в притче
или женщина, уличенная в грехе, и даже разбойник на кресте, на совести которого
возможно были кражи и убийства - все они были прощены Им даже без устного осуждения.
Все они заблудившиеся дети Бога, но никак не дьявола.

Но если это так, то кто тогда те несчастные, к которым Иисус Христос обращается
с ужасными словами “Отец ваш диавол…”  Здесь Игорь Иванович Сикорский  кратко
выделяет свои личные мысли по этому вопросу:

«Среди различных грехов и ошибок, отделяющих человека от Бога, можно выделить
две основные группы: одна из них включает слабости человека, и вторая - гордые,
самолюбивые силы зла. Последняя группа является наиболее серьезной и опасной.
Ее можно узнать главным образом по преднамеренной ненависти к Христу и стремлению
к оскорблению и поношению его божественной власти. “Всякий грех и хула простятся
человекам, а хула на Духа не простится человекам” (Матфей 12:31). Это предупреждение
адресовано группе фарисеев, считавших, что Он изгоняет бесов силами зла. Также
со словами “Отец ваш диавол”, помянутыми ранее, обратился Иисус Христос к людям,
сказавшим ему: “Не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?”
(Иоанн 8:48). Потому самая большая опасность для человека связана с намеренной
ненавистью, оскорблением и осмеянием божественной силы Христа и его личности.
Становится ясно, что такой человек никогда не станет произносить Молитву Господню.
Таким образом, автор искренне уверен, что нет власти, которая давала бы право
человеку произносить Молитву или же лишала бы его такого права, да и нет в этом
никакой необходимости. Любой человек, искренне и с любовью верящий во Христа,
может “затворить дверь и молиться Отцу, который в тайне” со счастливой и смелой
надеждой, что его духовное послание достигнет своей высшей цели».

К сожалению, Игорь Иванович не подвергает рассмотрению формулу «сущий на небесах»,
которая свидетельствует о весьма для нас существенном. Во-первых, формула «сущий
на небесах» свидетельствует о том, что «Отче наш» – это не просто некое абстрактное
Быть, хотя Он есть Быть как нечто само собой разумеющееся, но Он есть сущий и
тем самым сопряжен с каждым сущим в мире, прежде всего с человеком как Дабыть,
и сопричастен этому каждому сущему в единстве всего сущего. Во-вторых, Он укоренен
в более высоких измерениях сущего («на небесах»), чем мы, смертные, обитающие
всего лишь в четырехмерном пространственно-временном мире на нашей Земле, красота
которой порождена бессмертной надземной волей и выражает её.

Следующая фраза – «Да святится имя Твое». «Я полагаю, - говорит Игорь Иванович
Сикорский, - что хотя она тесно связана с земной жизнью, но все же больше с конечной
целью и будущим иным порядком Бытия. Видимо, что фраза заключает в себе глубокий
смысл. Имея право обращаться к Создателю Вселенной “Отче”, человек может возомнить
о себе более, чем ему дозволено. Эта же короткая фраза, которую человек произносит
с благоговением, любовью и по своей воле -  как бы присягая перед этой жизнью
и вечностью - возвращает его на свое место. Это место гораздо проще и скромнее,
нежели небеса, где живут высшие бестелесные существа и - самое главное - Тот,
кому человек хочет засвидетельствовать свое почтение, произнося Молитву Господню».

И вот тут мы подходим к деликатному вопросу о «высших бестелесных существах».
Кто они – более высокие формы жизни, эволюционно развившиеся из мирового сущего
ещё до появления земного человечества, или пришельцы из неких иномирий, или просто
свита Господня? С правоверных позиций, основанных на модели «вечного возвращения»,
- эти «высшие бестелесные /точнее «надтелесные»/  существа» (ангелы, боги и т.п.)
есть нынешние земные правоверные, которые к концу космического цикла составят
Воинство Господне и в начале цикла предстанут как «сыны Божии», способные общаться
с новорожденным человечеством даже телесно (Бытие 6:1-4). Момент этот настолько
принципиален, что я приведу соответствующий текст Священного Писания целиком:

«1. Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2. тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их
себе в жены, какую кто избрал.

/в русском переводе «Торы» это место звучит так: «а сыны тех, кто обладал могуществом,
увидели человеческих дочерей, что красивы они, и брали себе жен, каких выбирали»;
другими словами, «сыны Божии» по своему генетическо-воспроизводственному аппарату
и поведенческим устремлениям вполне совместимы с земными людьми, то есть в земном
своем существовании принадлежат к одному с ними «роду человеческому»/

3. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками
[сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии
стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле
славные люди.
5. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все
мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6. и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от
человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал
их.
8. Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога] /в русском переводе «Торы»
сказано проще – «Ноах же понравился Богу»/».

Как видим, Отче наш не так далек от людей, как иногда представляется, и ему присущи
те же скорби и эмоции, что и нам, его порождениям. Правоверная концепция «вечного
возвращения» совершенно логично объясняет подобную близость небожителей и людей
и позволяет рационально истолковать известные античные мифы о приключениях «богов»
или «сыновей Божиих» на земле, среди родственных им сущих. «Мертв» ныне Бог или
удалился от дел или ждёт Второго Пришествия и что сделалось с его «детьми Небесными»
– это другой вопрос. А вот Игорь Иванович Сикорский не выделяет нашу Землю как
нечто уникальное, он фактически распыляет её в бескрайней Вселенной:

«Основываясь на своей логике и интуиции, - говорит он, - я твердо верю, что люди,
живущие на этой земле, ни в коем случае не являются единственными или высшими
сознательными существами, произносящими фразу такого рода /«Да святится имя Твое»/.
В то время как система планет, подобная Солнечной - редкое явление, все же ввиду
наличия огромного количества звезд во вселенной едва ли можно сомневаться в том,
что, по крайней мере, некоторые из них образуют планетарные системы, и вполне
вероятно, что могут быть другие населенные миры помимо нашей земли. В силу того,
что религия расценивается не как творение воображения человека, но как высшая
действительность, определяемая Божественной Силой, естественно можно смело предположить,
что другие разумные существа, духовно просвещенные тем же самым Божьим Провидением
и умственно развитые, согласно тем же самым основным законам Вселенной, выразят
подобным способом свое почтение их Создателю».

Считаю это допущение - излишним. Более того, оно перечеркивает все откровения,
дарованные человечеству, все Священные Писания. Если мы не одни во Вселенной
– все наши земные человеческие религии предстают как детские фантазии. К счастью,
сам факт продолжения существования наблюдаемой нами Вселенной означает, что мы
одни, ибо если бы где-то появились мыслящие существа раньше нас, то они уже успели
бы исполнить свой высший бытийный долг – переформатировать-перезагрузить диск-матрицу
испорченного сущего, обрушить нынешние Небеса, уничтожить обветшалый космос и
воссотворить Царствие Божие.

Можно согласиться со следующими словами гениального авиаконструктора:

«Религиозные учения всех времен утверждают, что помимо материальной жизни есть
еще и высшая жизнь, представители которой считаются бестелесными, бессмертными,
свободными от всех ограничений и потребностей, связанных с нашей земной жизнью,
неподдающимися силе земного тяготения, способными к появлению везде, где они
хотят, или мчащимися со скоростью, превышающей скорость молнии. Эти высшие существа,
в действительность которых можно только верить, так как их существование ни доказано,
ни опровергнуто, - не молятся о пришествии Царства Божьего, так как сами его
населяют».

Увы, сверхуважаемый Игорь Иванович Сикорский все-таки не доверяет прямым свидетельствам
Священного Писания о богоизбранности и единственности во Вселенной именно земного
человеческого Дабыть, когда, поддаваясь неизбежно ограниченным естественно-научным
представлениям своего времени, дает повод допускать существование других «человечеств»
на других небесных телах:

«Но ощущая и воочию видя великолепие, слаженность и величественность Божественной
Вселенной на том уровне мироощущения, который мы себе не можем представить, они,
конечно, также выражают свое почтение и преданность Создателю, и вероятнее всего,
их слова по-человечески звучали бы именно как “Да святится имя Твое”. Произнося
Молитву Господню, мы мысленно соединяемся со всеми сотнями миллионов Христиан
Земли и даже со всем человечеством, потому что всем людям необходимо то, что
упоминается в Молитве Господней, даже если многие этого не осознают. Но слова
“Да святится имя Твое” образно стирают границы нашей маленькой планеты. Произнося
их, мы ощущаем себя частью огромного сообщества разумных существ различных форм,
которые населяют Вселенную и схожих друг с другом тем, что они также выражают
почтение и преклонение перед мощью и силой их Создателя и Отца».

Оставшиеся два предложения первой части Молитвы - Да приидет Царствие Твое; да
будет воля Твоя, и на земле, как на небе - упомянуты вместе, потому что они находятся
в тесной взаимосвязи, отражая одну и ту же идею и перекликаясь друг с другом.
«Фактически, самый простой, и одновременно самый правильный способ объяснить,
что такое царство, это представить его в виде огромного сообщества, в котором
каждый исполняет волю Царя».

Это – несколько поверхностное суждение. Царствие Божие – эсхатологично, а не
политично. Оно – в начале космического цикла, то есть после конца, а не перед
концом. Чтобы “придти”, справедливо отмечает И.И. Сикорский, объект должен:

Еще не быть в том месте, о котором мы говорим;
Уже существовать там, откуда он должен прийти.

Царствие Божие действительно уже существует в грядущем начале нашего цикла и
не существует там, где мы ныне есть, - в его конце.

Дальнейшее подтверждение этой мысли мы находим в словах “Да будет воля твоя,
и на земле, как на небе”. Хотя добрые люди, живущие по заповедям Божьим, всегда
существовали на земле, все же их было и всегда будет относительно мало. Вообще,
жизнь на земле была и будет смесью добра и зла. Поэтому, говорит Игорь Сикорский,
я уверен, что фраза “как на небе” находится в тексте молитвы для того, чтобы
предостеречь нас от принятия этих двух фундаментальных фраз как чего-то, что
может быть достигнуто в сердце одного или многих людей, в ходе развития современного
исторического процесса. «Принимая правду такой, какая она есть, и признавая основные
факты человеческой природы и истории, мы должны придти к несколько мрачному заключению,
что социально-политические улучшения в человеческом обществе, на которые можно
надеяться в будущем, всегда будут являться лишь результатом временного компромисса
в борьбы между добром и злом на Земле. Последние три слова “как на небе” введены,
чтобы определить основной смысл фраз. Царство Божье может существовать и существует
в сердцах немногих высоконравственных и богобоязненных людей, но Молитва Господня
позволяет и вдохновляет нас молиться не только об этом, но и о бесконечно более
высоких и счастливых целях».

Есть люди по своей натуре мирные, милосердные и идеалисты, которые часто воздевают
руки к небесам и вопиют в физической или нравственной агонии: “Боже, для чего
ты оставил нас”? «Их вопль и молитвы адресованы Силам Небесным, которые, если
судить по окружающей действительности, представляются безразличными к их страданиям,
так же как и к тем нескольким подавленным мужчинам и женщинам с Царством Божьим
в своих разбитых сердцах, которые смотрели, как жизнь медленно покидает измученное
тело Иисуса Христа, которые слышали хохот и насмешки торжествующего зла. Таково
Царство Божье на земле; и ужасное моральное крушение человечества, свидетелями
которого мы являемся, позволяет нам сделать заключение, что так называемый прогресс
человечества на современном уровне жизни и в будущем не дает надежд на какие-либо
успехи в духовной сфере. Более того, в критические моменты сама искра Царства
Божьего в сердце человека может стать источником страданий. Христос велел, чтобы
каждый из его последователей нес предназначенный ему крест. Здесь подразумевается
нечто большее, чем смиренно претерпевать жизненные испытания. Крест - не только
тяжелая ноша, но и орудие пытки и смерти для того, кто его несет. Смиренное несение
креста дает возможность осознать, что небольшое пламя божественного света в сердце
человека неспособно победить агрессивные силы зла в мире».

Игорь Сикорский, как и Лев Карсавин и другие русские богословы, останавливается
перед проблемой зла. Теодиция невозможна в мире, где Бог отстранен от человека
и от страдания. Как сказал Иван Карамазов - “От высшей гармонии совершенно отказываюсь.
Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который
бил себя кулачонком в грудь и молился… Не стоит, потому что слезки его остались
неискупленными…И если страдания детей пошли на пополнение той суммы страданий,
которая необходима была для покупки истины, то я утверждаю заранее, что вся истина
не стоит такой цены. … Не Бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше
возвращаю”  (Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Часть Вторая. Книга Pro и Contra.
IV).

Мне кажется, Игорь Сикорский попытался решить эту проблему не столько традиционно,
сколько правоверно.

Обычно фундаменталисты доказывают, отмечает он, что все страдания, выпавшие на
долю человечества - последствия первородного греха Адама и Евы. До этого люди
и животные жили в раю, где не было страданий, насилия и смерти. И именно человек,
согрешив, погубил и сам себя, и живых существ, его окружающих. Однако, ученый
делает здесь излишнее и потому не совсем верное допущение,    человек не ответственен
за то, что насилие и смерть стали обычным явлением в природе. «Они имели место
еще за сотни миллионов лет до появления человека. Поэтому, вопреки традиционным
представлениям, человек не причина физического зла в природе, но, скорее всего,
одна из его жертв».

На самом деле зла нет, пока оно не познано. Как показал Мартин Хайдеггер, животные
не умирают, а околевают. Смерть и зло – специфика падшего человека. Да, Сикорский
прав, что иногда «пессимизм и горечь могут возникать от земных представлений
о Царстве Божьем в сердцах людей, от мирского идеализма и сентиментализма, которые
могут быть внешне похожи на Божественное пламя, но не обладают и частицей его
силы». Истинное же Божественное пламя, горящее в сердце человека, не только многократно
увеличивает способность понимать значение и тайны жизни, но и всегда является
источником великого утешения и мужества. «Несмотря на торжество зла, люди понимают
глубокое значение и важность вечной жизни. Божественное пламя дает понять каждому:
Бог совсем рядом, Он не остается безразличным к нашим бедам и страданиям, потому
что видит все; более того, теперь мы понимаем, что Бог всегда поддержит нас в
тяжелую минуту; как правило, незримо и неосязаемо, но духовно мы ощутим Его присутствие».

«Какова же причина страдания невинных и триумфа зла?» - задает вопрос Игорь Иванович.
Объяснение есть. «Цепь событий, которые были начаты Голгофой, увенчалась высшей
славой Воскресения, которое в свою очередь принесло самое большое духовное и
интеллектуальное возрождение, когда-либо случавшееся на Земле. Но даже эти огромные
видимые результаты должны рассматриваться как вспомогательные, потому что истинные
цели служения Христа - утверждение высшей жизни на небесах, а не временной на
земле».

Далее Игорь Иванович истолковывает соотношение между «землей» и «небесами» вполне
в том духе, который я называю «правоверным». «Глубоко утешающие идеи о значении
и исходе горестного процесса земной жизни косвенно указаны в Молитве Господней,
- указывает он. - Если мы предположим, что текст Молитвы звучал бы так: “Да приидет
Царствие твое, Да будет воля Твоя на земле”, то мы получаем логически осмысленное
и законченное предложение, но с совсем иным значением. Тогда необходимо было
бы подвести базис идей Священного Писания или других весомых свидетельств - что
же может являться смыслом будущего Царства Божьего на земле, пришествие которого
является целью нашей молитвы».

«Текст, - разъясняет И.И. Сикорский, - предполагает несколько иное значение.
Он не упоминает о зле и несправедливости на земле, в нем не предлагается способов
борьбы с этими пороками и нет обещаний покончить с ними; они полностью игнорируются
как не заслуживающие внимания, как исчезающие в течение времени. Молитва Господня
наставляет нас желать Царства Божьего ”как на небе” и молиться за его пришествие.
Последние три слова в принципе выражают саму цель Молитвы и ее предназначение».

Известно, что традиционная доктрина Христианства, сравнивая небеса такие, какими
их видит верующий человек, с небесами астронома, не находит между ними ничего
общего. В этом случае религиозная доктрина полностью повторяет представления
ранних Христиан, которые верили, что земля - центр вселенной, а солнце и звезды
всего лишь ее, земли, придатки. Такая вселенная в их понимании была небольшим
по космическим масштабам пространством, созданным Богом за шесть дней четыре
тысячи лет назад. Уже изначально, считали они, вселенная была неправильной, потому
она будет сокрушена, а ее место займет новая.

Как отмечает Игорь Сикорский, современный человек думает иначе. «Вселенная, образовавшаяся,
вероятно, несколько миллирадов лет назад из небольшого сгустка энергии, скорее
всего останется такой, какой была, еще на протяжении миллионов лет. Многое во
вселенной выше нашего понимания и восприятия. Во Вселенной нам открылись такие
образцы красоты и инженерной точности, что даже самые высшие достижения человечества
не идут ни в какое сравнение с ними… Я привожу эти факты в связи с моей уверенностью
в том, что понятия “вселенная” и “небеса” должны расцениваться как близкие, но
не идентичные друг другу. Надо признать, что это может повлечь пересмотр нескольких
традиционных представлений о данном предмете. Я также должен предупредить, что
это не должно восприниматься в более прямом смысле, чем разумно допустимо. В
телескоп мы не увидим небеса верующего человека, но мы видим огромную материальную
конструкцию некой таинственной структуры, значение и цель которой вне нашего
понимания, но которая, несомненно, была создана Господом и функционирует согласно
Его Воле. И хотя то, что мы видим - это явления материального характера, тем
не менее, в некоторых случаях внутреннее убеждение заставляет меня верить, что
это также тень явлений более высокого порядка, которые происходят согласно определенной
Воле, как на Небе. Хотя я искренне верю, что это так, все же моя собственная
попытка интерпретировать это Творение не является в полной степени исчерпывающей,
и я привожу ее здесь, будучи уверен, что другие достигнут большего в толковании
этого вопроса».

Механизмы небесных явлений уже немного проливают свет на то, что происходит в
той вселенной - не материальной - которая выше нашего понимания, где притяжение
или гравитация заменены доброй волей и любовью в их самом высоком значении. «Мы
можем представить себе множества умных и могущественных существ - представителей
высшего уровня жизни, живущих в своем мире совершенно свободно, но, тем не менее,
в абсолютной гармонии, когда с Творцом их объединяет сила доброты и любви. Именно
в этот мир позвал нас Иисус Христос, открыв для нас дверь Своим словом, делами
и жертвой. Слова “Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как
на небе” — это просьба о том, чтобы жизнь в полной гармонии по воле Божьей, которая,
как мы знаем из Молитвы, уже существует во вселенной, сошла на землю и покрыла
ее своей благодатью. Тогда лучшие представители человечества поднимутся до уровня
высшей жизни».

Зачем допускать существование каких-то сверчеловеческих существ, когда проще
признать, что Господь Бог и Его ангелы – тот же Сын Человеческий (Вечный Адам
=Иисус Христос) и правоверные земляне, которые после конечного  перепрграммирования-перезагрузки
 Вселенной вернулись в начальный рай Царствия Небесного.

Естественно, не все люди попадут в это Царствие, но лишь правоверные. «Здесь,
- указывает Игорь Сикорский, - можно провести некоторую параллель с трагическими
судьбами тех несчастных людей, которые не развили в себе, несмотря на Высшее
руководство, необходимые качества, в итоге их души не готовы к будущему вечному
пребыванию в Царстве Божием. Насколько я помню, Толстой сказал: “Грех - не то,
что человек сделал, но то, чем он стал”. Тогда же Достоевский назвал дьявола
“страшным и умным духом самоуничтожения и небытия”. Мне кажется недопустимым
считать ад местом, которое создано Богом и населено всяческими демонами для того,
чтобы целенаправленно и бесконечно мучить множество грешников. Тем не менее,
с уверенностью можно утверждать, что у счастливой и безмятежной жизни на небесах
есть и альтернатива, которая более чем ужасна. Это внешняя тьма, которая олицетворяет
саморазрушение и близость к ужасной смерти. В этом случае самоуничтожение не
означает самоубийство. Ощущение и понимание того, что ты постепенно исчезаешь
в бесконечной тьме и твоя душа и личность погибает навеки, становится невыносимо
мучительным, когда ты знаешь, что существует слава вечной жизни, и это чувство
несравненно ужаснее, чем то, которое испытывает узник, приговоренный к смерти.
Последний понимает, что его потеря — это всего несколько десятков лет земной
жизни и для него существует надежда обрести вечную жизнь после смерти, в то время
как первый понимает огромность потери и полное отсутствие всякой надежды».

Вопрос о вечных муках очень серьезный и спорный, признает Игорь Иванович. «Само
понятие можно истолковать по-разному - или как духовную смерть, или как вечную
агонию. Отдельные выдержки из Священного Писания поддерживают и ту, и другую
точку зрения, наиболее ревностные христиане по-прежнему настаивают на том, что
ад - место бесконечных пыток и страданий. И еще не так давно авторитетные и сведущие
в этой области люди, знатоки Священного Писания, использовали библейские тексты
для того, чтобы защищать абсурдные научные доктрины, оправдывать сжигание на
костре за грехи, оспаривать применение разного рода вакцин, строго осуждать попытки
облегчить страдания женщин во время родов и т.д. Доказывая и другие подобного
рода факты, они использовали Священное Писание подобно тому, как адвокат использует
вещественные доказательства, доказывая очевидность чего-либо в суде. Реальный
внутренний религиозный смысл этого следует искать не основываясь на юридических
и правовых истинах, а скорее на духе самого Евангелия в целом. Вселенная, которая
наполнена добром, счастьем и бескорыстием, полностью соответствует духу идей,
проповедуемых в Евангелии. Вселенная, в которой боль причинялась бы намеренно
и бесконечно расширялась - означает полное отрицание идей Евангелия». Соответственно
Игорь Сикорский справедливо признает – «И хотя заключения можно делать только
с крайней осторожностью, все-таки логично, что идеи Создателя отражаются в Его
творениях, так же, как и среди людей идеи художника или архитектора узнаются
в его произведениях».

«В некоторых основных характеристиках материальной Вселенной по аналогии можно
найти ответ на вопрос, сформулированный ранее - какова будет судьба человечества
после конца Бытия. Вопрос этот можно сформулировать и иначе: следует ли согласиться
с тем, что по приговору Божьего суда часть людей будет вечно блаженствовать,
а оставшиеся люди будут с сопоставимой силой вечно мучаться и страдать? Или следует
принять, что бесконечная мудрость, совершенство и любовь Бога повлекут за собой
адекватную полноту и силу счастья Его созданий и будут неизмеримо большими, чем
общая сумма горя и агонии, связанных с процессом развития цивилизации, и в особенности
с последствиями свободного волеизъявления людей, потому что свобода воли может
рассматриваться, как такая же неотъемлемая часть божественного плана, как электричество
или тяготение?».

«Математика, - отвечает Игорь Сикорский, - практически не различает положительное
и отрицательное. Любое число, и даже бесконечность, может быть взято со знаком
плюс или минус. В своем воображении человек может ощущать себя как бы центром,
от которого тянутся в противоположные стороны отрицательная и положительная бесконечности.
Неуместно применять понятие “бесконечность” в отношении материальной вселенной.
Как нам известно, космос, материя и энергия, свет и так далее - все имеет начало
и конец. Однако большинство объектов вселенной достигает таких размеров, что
с земной точки зрения они кажутся бесконечными. И вот, анализируя основные характеристики
материальной вселенной, мы можем сделать любопытный вывод. Рассматривая противоборство
света и тьмы, можно считать, что свет олицетворяет жизнь, добро и счастье, а
тьма - зло, агонию и смерть. Легко заметить, что содержание этих понятий совсем
разное. Мощность искусственного света, созданного человеком, как правило, очень
невелика. Мощность же солнечного света во много тысяч раз больше. Мало того,
есть звезды, которые излучают свет еще более сильный, чем солнечный. Таким образом,
во вселенной существует свет, который бесконечно сильнее любого, созданного человеком.
Справедливо было бы его назвать “чрезвычайно или бесконечно мощный свет”.

С темнотой все обстоит иначе. Выражение “безбрежная тьма” не имеет смысла. Есть
лишь полная темнота. Спустившись в шахту или тоннель глубиной несколько сот футов,
человек оказывается в такой же полной темноте, как “внешняя тьма”. Поэтому, в
противоположность математике, человек вовсе не в центре, он на самом дне. Он
видит и ощущает условия, которые с практической точки зрения напоминают темноту
настолько полно, насколько она существует. Это еще находится в пределах его возможностей.
Но свет может быть чрезвычайно или несравнимо сильнее, чем что-либо произведенное
или наблюдаемое человеком…  Люди превосходят в своих достижениях все самое низкое
и незначительное во Вселенной, но все высшее и значимое им пока недоступно и
стоит очень далеко от высших достижений человеческого прогресса».

«Все вышеприведенные факты, касающиеся материальной вселенной, созданной Богом,
позволяют нам принять высшую точку зрения, которая уверенно отбрасывает идею
о преднамеренно причиняемом вечном страдании. Проводя параллели с духовным миром
и божественными законами, которым подчинена вселенная, мы можем вывести некоторые
заключения. Христианское сознание, вдохновляемое не только буквой, но и духом
Евангелия, отказывается поверить в то, что мучения Христа на Голгофе явились
причиной еще больших страданий всех обитателей Земли. Я искренне верю, что мучения
Иисуса Христа выше всего возможного во вселенной. И в этом таинственное значение
этого события может простираться гораздо дальше судеб человечества. Так же как
темнота и холод, которые могут достигаться на земле, являются практически максимально
возможными, в то время как свет и тепло — это всего лишь крохи того, что существует
в материальной вселенной Бога, то же касается вселенной высшей вечной жизни.
Зло, страдания и агония на земле, возможно, так же огромны, как и во всей вселенной.
Но счастье и добро в божественной небесной вселенной, несомненно, бесконечно
выше, лучше и больше, чем любое удовлетворение или счастье на Земле».

С этими мыслями Игоря Сикорского можно согласиться, хотя они отнюдь не решают
проблему смерти и зла. Лишь когда прочувствуешь бездну Богосаможертвоприношения,
явленную человечеству на Голгофе, - можно приблизиться к тайне «перезагрузки»
сущего, к тайне познания Добра и Зла.

«Постепенно наша Земля движется по длинной дороге времени навстречу какому-то
событию абсолютной важности, - предчувствует Игорь Иванович. - Сейчас мы живем
в прохладном состоянии компромисса, наша жизнь - это смешение добра и зла, правды
и лжи. Мы еще не подвержены действию всепроницающих и всепоглощающих лучей духовного
света, исходящего от Высшего Источника. Только небольшая часть этих лучей попадает
на землю, проникая в нашу практически полную тьму через своего рода экран. И
людям кое-что известно об этом свете, но его воздействию на них препятствует
этот экран. Таким образом, у человека появляется возможность развиваться духовно
в направлении добра и истины - или же в прямо противоположном направлении. Точно
такие же условия - а именно, недостаток божественного света в сердце человека
- могут привести к тому, что в душе может поселиться некий злой дух, источающий
ненависть к Богу. В течение некоторого времени все живые существа должны находиться
под этим экраном. Причины этому еще не совсем нам понятны, но экран этот необходим
для свободы волеизъявления человека».

Как только проникнемся правоверной истиной «вечного возвращения» и неизбежностью
наступления Царства Божьего после конца текущего «космического цикла», станут
понятнее наши зачастую недоосознанные духовные устремления, ощущения промежуточности
нынешней земной нашей жизни. «Большая часть человечества принимает такое существование
как более или менее нормальное, и кажется, что оно удовлетворено сомнительными
и крайне ненадежными достижениями человеческого прогресса, но, тем не менее,
подсознательно люди желают установления другого, лучшего порядка на земле. Другая
же часть людей, находящаяся на более низком духовном и интеллектуальном уровне
развития, призывает человечество полностью забыть про высшую жизнь и концентрировать
усилия и надежды только на созидании материальных ценностей нашей земной жизни.
И не всегда осознают они, какую огромную опасность это влечет для пренебрегаемой
ими будущей жизни. Даже и в этой жизни такие тенденции никогда ничего не приносили
кроме великих беспорядков, несправедливости и страданий.

Лучшие представители человечества во все времена считали такое существование
как временное изгнание. Они понимали, что их отделяет этот самый экран от вечного
источника жизни и духовного света. И они верили и молились, ожидая великое событие,
кардинальное изменение условий, которые принесут с собой свет и уничтожат духовную
тьму. Учение Основателя Христианства раскрыло и объяснило это событие, его значение
и цель как нельзя лучше. Стало ясно, что огромная тайна связана с человеческой
жизнью в земном мире и особенно с судьбами людей после этого величайшего события,
которое завершит настоящий исторический процесс. Стало ясно и то, что человечество
безгранично обязано Иисусу Христу за это событие и возможность обрести вечную
жизнь.

Нет сомнения в том, что первая часть Молитвы Господней в основном связана с этим
последним событием, которое положит конец нашей эре компромиссов, страданий и
смерти, и даст начало новой эры света, полной гармонии, доброй воли, счастья
и вечной жизни. Самый странный и наиболее обнадеживающий аспект Молитвы заключается
в том, что она рассматривает человека, произносящего ее, как уже находящегося
на пути к этой счастливой вечной жизни. Конечно, своими согрешениями и глупостью
мы можем испортить наше великое наследие, так же как с легкостью можем разрушить
любое земное сооружение, но Молитва ясно указывает на предложенную нам вечную
возможность; это уже наше, вместе с необыкновенным правом обращаться к Творцу,
Царю и Создателю Вселенной этими простыми словами “Отче Наш”».

Выраженные идеи, поясняет Игорь Иванович Сикорский, предполагают гораздо более
широкое значение, и могут быть лучше поняты в свете наших знаний о Вселенной.
«Мы уже упоминали о том, что если мы возьмем вступительные слова, вторую и третью
фразы первой части Молитвы в их прямом значении, то станет ясно, что земля еще
не является частью Царствия Божьего, и что она еще лишена Его присутствия, и
что Воля Божья еще не проявляется на этой земле в таком же размере и форме, как
в уже существующем Царствии Небесном. Если не менять логического значения этой
части Молитвы, то эти заключения несомненны. Это гораздо легче понять, если значение
предложений анализируется, используя современные знания о Вселенной и о значении
нашей планеты. Если бы вселенная равнялась по территории Соединенным Штатам,
Земля, взятая в том же масштабе, по размерам была бы как маленькая стеклянная
пробирка объемом примерно в один кубический дюйм. Для нашего случая этот масштаб
самый подходящий, хотя в действительной пропорции земля была бы еще меньше. Какой-нибудь
Великий Ученый поместил внутрь этой пробирки надлежащие материалы, обеспечил
необходимые условия, закрыл пробирку и оставил ее на некоторое время в лаборатории,
пока не произойдет ожидаемая реакция. Само собой разумеется, что Ученый в это
время находится не внутри пробирки, а наблюдает за всем, что происходит внутри,
со стороны. Для протекания многих химических, а также биологических процессов,
требуется создать необходимые условия, поместить материалы и оставить их до окончания
реакции. Проводя такую аналогию, мы можем предложить далее, что, в соответствии
со Своим Желанием, Великий Ученый может и изменить ход реакции в пробирке. В
общем, Его воля уже проявилась в том, что Он начал проводить данный эксперимент.
Он подождет, когда произойдет реакция в соответствии с Его законами, пока все
важные элементы не кристаллизуются и не очистятся от вредных и ненужных примесей.
Когда это произойдет, Великий Ученый откроет пробирку, извлечет ценные кристаллы
и уничтожит ненужные продукты реакции».

Человек ощущает признательность своему Творцу и Учителю, Который особым образом
указал ему путь с Земли, планеты, которая в конечном счете исчезнет со всем своим
содержимым в недрах сверкающей необъятной Вселенной. Это наиболее важное и глубокое
значение первой части Молитвы, которая главным образом посвящена концу процесса
земной жизни и тому, что ожидает человечество в Царстве Божьем. Явно контрастируя
с этим аспектом, вторая часть Молитвы связана с насущными проблемами земной жизни.
В хлебе мы нуждаемся именно “на сей день”, и даже не на завтрашний. Это справедливо
и для остальных фраз этой части Молитвы. Каждая из них раскрывает различные аспекты
нашего земного существования и все материальные и духовные потребности настоящей
жизни.

Первое предложение второй части Молитвы «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»
может подразумевать не только пищу, но и дом, одежду, здоровье, - в общем, все,
что необходимо человеку для нормальной жизни. «Нельзя усомниться в том, - говорит
Игорь Иванович, - что эта фраза призывает, и даже настаивает на том, чтобы человек
сам зарабатывал средства на удовлетворение материальных нужд его самого и его
семьи. Человек может просить о помощи во всех разумных нуждах его земной жизни,
но его молитвы не будут эффективны без стремления этого человека самому вложить
все усилия в работу и сделать то, что он может сделать сам. Человек, который,
потратив немало сил, сам вспахал поле и засеял его, может молиться об урожае,
надеясь на помощь от Бога, и никто не может доказать, что эти молитвы не имеют
силы. Но если лентяй молится о том, чтобы его поле само вдруг чудесным образом
было вспахано и засеяно, его молитвы практически безнадежны. В тоже время, если
человек болен или физически неспособен сам осуществить что-либо, то его молитвы
могут принести результат».

Можно также предположить, что та строка Молитвы, в которой упоминается “хлеб
наш насущный”, затрагивает и наши духовные, и умственные потребности. А они также
очень важны для нормального развития человека как личности. Основатель Христианства
часто сравнивал духовные желания и нужды человека с голодом и жаждой, а  Свои
дары - с “хлебом” или “водой”. «Поэтому, хотя относительно материальных нужд
Молитва полностью законна, но человек должен сам стремиться к тому, чтобы развиваться
и духовно, и умственно. И, конечно же, он имеет право просить о помощи у Бога
там, где уже истощены человеческие возможности».

Мне только кажется уместным здесь уточнить, что Молитва, вообще любое обращение
к Богу, - это прежде обращение не к чему-то внешнему, а к своему «богоподобному»
человеческому в самом себе, к Царству Божьему внутри нас.

Что касается фразы «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»,
то человек должен жить в мире со всеми людьми, даже со своими врагами, но не
с врагами Бога. От нас требуется простить зло, нам причиненное. Что же касается
прощения зла, причиненного другому человеку, это уже не в нашей власти.

«Интересно заметить, - продолжает Игорь Иванович, - что высшая христианская добродетель
- любовь - ни разу не упомянута в Молитве. В Евангелии наиболее часто встречается
такое правило - люби своего врага. Однако в основном это правило людьми не выполняется;
даже Сам Христос не всегда соблюдал его, если говорить о любви в ее современном
значении. Хотя земная жизнь Иисуса Христа была ярчайшим примером смирения, кротости
и всепрощения - вспомним, как Он на Голгофе молился о солдатах, распявших Его
на кресте - у нас нет оснований говорить, например, что Христос уважал и любил
первосвященников, настоящих своих врагов. И все-таки здесь нет места противоречию.
Мне кажется, что любовь в том смысле, в каком она была упомянута в Евангелии,
несколько отличается от современного понятия любви. В настоящее время любовь
- это чувство и поэтому не может полностью подчиняться силе воли. Любовь в том
евангельском значении означала в первую очередь количество доброты, проявленной
одним человеком другому. В первую очередь это внутренний акт доброй воли, несомненно
требуемый Христом от Его учеников, и конечно же, Им самим осуществляемый.  Основная
цель фразы — дать человеку понять, что от него требуется не только хорошее отношение
к своим товарищам, но и лишить себя своих самых худших качеств. Это способствует
так называемому процессу очищения нашей духовной атмосферы, - процессу, который
большинство людей воспринимает довольно легкомысленно, хотя он имеет очень большое
значение».

«И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» - говорится далее в Молитве.
О безграничной любви и доброй воле Создателя Молитвы ко всему человечеству уже
давно известно, но я полагаю, говорит Игорь Иванович Сикорский, что надо подчеркнуть
то, что Спаситель видел души людей насквозь, а значит и знал не понаслышке о
греховности человека. «Беспомощность людей перед лицом искушения и слабости,
одолевающие человека, подверженного искушению из-за определенных слабых черт
его характера, принимаются Автором Молитвы как сами собой разумеющимися. Молитва
не рассчитана на то, чтобы придать человеку храбрости и силы для сопротивления
искушению. Человек просит лишь о том, чтобы его миновала эта опасность. Другими
словами, как это ни странно звучит для многих современных людей, Молитва учит
нас просить у Бога не храбрости и силы, чтобы выиграть бой, а молиться о том,
чтобы этого боя избежать. Из трех суждений второй части Молитвы, это является
наиболее загадочным, и, по моему мнению, затрагивает наиболее важные, равно как
и наиболее драматичные стороны земного существования. Причина и источник величайших
трагедий в жизни людей восходит к таинственным факторам, обсуждаемым в этих одиннадцати
словах, как ни к чему другому. Это во многом противоречит нынешним материалистическим
представлениям о жизни и истории, но тем не менее, наиболее близко к истине».

Можно сказать проще: нас предупредили об опасности, проинформировали, что одни
мы не справимся с абсолютным злом, с сатаной, и только Господь может нам помочь.
Конечно же, человек должен прилагать значительные усилия, чтобы побороть искушение,
но эти его усилия будут бесполезны, если он не призовет на помощь Бога.

На вопрос о том, что есть зло, люди обычно отвечают: азартные игры, спиртное
и преступность. С этим нельзя спорить, но ответ указывает лишь на конкретные
проявления зла. «Любой человек согласится с тем, - отмечает Игорь Сикорский,
-  что пьяницы, игроки и преступники не имеют никакой ценности для Бога и представляют
собой опасность для нормальных людей, но немногие признают, что в общем-то и
дьяволу они тоже не нужны, потому что в этом случае зло исходит из другого направления.
В самом тяжелом столкновении между добром и злом, а именно в событиях, завершившихся
Голгофой, ни алкоголики, ни картежники, ни преступники, как мы знаем, участия
не приняли. Главной причиной трагедии была ненависть к Иисусу Христу, взращенная
в основном в сердцах посещающих храм и читающих священные книги пуритан и эгоистичных
консерваторов. Обе эти группы считали причины ненавидеть Христа справедливыми,
так как они видели в Нем своего главного врага. Ошибочно считать действия врагов
Христа следствиями их уязвленного самолюбия и эгоизма. Причиной трагедии стал
всплеск идеализма и патриотизма, однако, быстро подавленный грязным и извращенным
фарисейским идеологизмом».

Игорь Иванович Сикорский выдвигает далее существенные соображения насчет еврейского
богоизбраннического мессианизма, которые актуальны сегодня применительно к революционному
интернационалистскому коммунизму и к нынешнему мондиалистскому неоимпериалистическому
глобализму. «Многие евреи, - напоминает он, - тогда мечтали о приходе Мессии,
который не только освободит их нацию, но и приведет к господству над всем миром.
Это подтверждается нижеприведенным историческим документом: “Что же наиболее
подбивало их на восстание против Рима, так это древнее предсказание, сохранившееся
в их (евреев) священных текстах, и гласящее, что примерно в это время один из
их народа станет истинным правителем земли, ими населенной…” Те же самые идеи
использует дьявол, искушающий Христа в пустыне: “И сказал Ему диавол: Тебе дам
власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу,
даю ее” (Лука 4:5-6). Христос же отверг и осудил это предложение. Он понимал,
что это не определенная Богом судьба, а всего лишь злое искушение. Христос разочаровал
тех, кто бунтовал против Римского господства, представив Собой совершенно другой
образ Мессии-Спасителя, вызвав у людей всплеск недоумения и даже некоторого разочарования
в преддверии приближавшегося восстания. Автор убежден в том, что безразличие
и безучастность Иисуса Христа к этому конфликту, связанному с идеологией, была
главной причиной народного гнева против Него, который завершился воплями: “Да
будет распят!... Кровь Его на нас и на детях наших” (Матфей 27:23-25). Такое
же идеологическое направление имело и восстание 67-71 г. от Рождества Христова,
которое повлекло за собой разрушение Иерусалима и множество других бедствий».

Этот случай, указывает И.И. Сикорский, - не исключение. «Подобные причины имели
и другие ужасные события в истории человечества. Истинные цели, ради которых
даже сравнительно благочестивые и добрые люди готовы пренебречь заповедями Христа
и сделаться беспощадными убийцами и лгунами, никак не связаны с личным желанием
наживы, а скорее всего, имеют идеологические корни. Действительные причины чудовищной
лжи и массовых убийств следует искать именно в зле, которое приносит порочная
идеология, а не в грехе или преступлении какого-то человека».

Однако есть и множество других случаев, когда конкретные люди сражались с разных
видов искушениями, терзающими их изнутри, и, осознавая весь ужас происходящего,
взывали о помощи к Богу. Зло следует признать не только как опасность для людей
в отдельности, но и для целых народов.

Далее Игорь Иванович пытается выяснить, что является собственно злом и каковы
его наиболее опасные проявления. В Евангелии есть следующее сильное и яркое выражение:
“Он (диавол) был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем
истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи” (Иоанн 8:44).
Но ведь сатана – непременный спутник Господа, падший правоверный. Значит, сущему
присуще грехопадение, и всемогущество Бога и верных Ему в том, чтобы, зная Добро
и Зло и неустранимость Зла и Ничто, не искушаться Злом, а противостоять уничтожению
Добра, обуздывать  власть Сатаны. Коммунизм стремился к Добру, но не устоял перед
искушением Зла. И христианство, и буддизм, и ислам, тоже искренне стремясь к
Добру, в какие-то моменты извращались в Зло. Лишь переформатирование-перезагрузка
матрицы извратившегося сущего устранит на время Диавола от дел, и в начале обновленного
цикла «вечного возвращения» установится на тысячу лет «скиния Бога с человеками»,
«и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля,
ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откровение 21:3-4).

Вся история человечества вымощена благими намерениями, ведущими в ад, в том числе
история коммунизма или новоявленного мондиализма. Для многих русских людей из
поколения Игоря Сикорского именно в коммунизме персонифицировалось мировое зло,
хотя это не совсем так, ибо Русская Революция вдохновлялась порывом к субъектности
простых людей и отсталых обществ - «в белом венчике из роз впереди Иисус Христос».
Другое дело, что в нищей стране не успела сложиться «критическая масса» экономически
самодостаточных и потому политически-субъектных граждан, чтобы предотвратить
неизбежные искушения Зла, и практическая реализация почти святой коммунистической
идеи повела в ад репрессий и подавления. Современный русский писатель Иван Лукаш,
цитирует Игорь Сикорский,  пораженный ужасами безбожного коммунистического режима,
пишет:

“Дьявол - убийца, разрушитель души и мысли, змей, жалящий жизнь... О, я понимаю
и вижу: дьявол захватил и мою Россию, и весь мир... Дьявол - земная грязь, отравляющая
душу, искажающая ее ложью... во имя развращения плоти уничтожающая вечное Слово
и вечную Мысль... Дьявол - вдохновение, сокрушающее все необъятностью мертвой
материи… Я понимаю, что материя всегда борется с мыслью, что большое количество
пережженного шлака может затушить любой огонь, но мне не понятна эта толпа, эти
служащие материи, кем бы они ни были - профессора, лжепророки, революционеры
- все они, как слепые мыши, хотят одного: заменить вечную жизнь вечной смертью…”

Как бы то ни было, проявления зла реальны. «Человечество, - полагает Игорь Сикорский,
- не понимает всю ценность той защиты от таинственных сил зла, которую ему предлагает
Христос. В этом отношении человека можно сравнить с ребенком, искусанным бешеной
собакой и не понимающим, какая опасность грозит его жизни, и что спасти его может
прививка, которую сделает мудрый и добрый Доктор. Автор уверен, что анализируемое
предложение Молитвы Господней главным образом указывает на загадочное дьявольское
влияние, которое иногда может проявиться под видом добра. В целом трагический
опыт нашего времени заставляет поверить в то, что интеллект человека неспособен
и бессилен бороться со злом, в то время как высшие научные и инженерные достижения
человека невольно превращаются в пособников этого самого зла. Это еще раз подтверждает
идею Владимира Соловьева о том, что люди не могут долго сопротивляться смертельному
яду духовных темных сил, не заручившись поддержкой свыше. И совершенно очевидно,
что необходимость такой поддержки, другими словами, Божественного руководства
и защиты, выражена в просьбе: “И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого”».

Наконец, Игорь Иванович Сикорский рассматривает заключительные слова Молитвы
Господней: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь». В искушении
Иисуса Христа выражены «все основные противоречия, которые определяют трагедии
и судьбы человечества в этой жизни; разногласия, которые простираются до высшего
уровня жизни».

Искушая Иисуса Христа в пустыне, дьявол утверждал, что ему принадлежат все царства
земные, их сила и слава. Однако Христос не стал дискутировать по этому вопросу,
а лишь велел нам по окончании чтения Молитвы говорить в адрес Господа следующее:
“Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки веков…” «Анализ этих крайне важных
вопросов открывает точку зрения, которая не дает убедительное объяснение до тех
пор, пока Земля считается центром вселенной», - не очень убедительно считает
Игорь Сикорский. «Все противоречия исчезают, - уверяет он, - и значение великой
Молитвы становится понятным, когда мы начинаем использовать идеи современной
науки при изучении вселенной, созданной Богом. Земля, оккупированная враждебными
силами, в сравнении с вселенной очень мала, чтобы породить какую-либо значительную
силу, способную вступить в противоборство с Богом. Образно говоря, ее можно сравнить
с крысиной норой, находящейся где-то под полом маленькой избушки, стоящей одиноко
в глухом лесу, каким-то образом временно изолированной карантином от обширного
царства. Но Великий Царь, находясь в Своем огромном прекрасном дворце, прекрасно
знает обо всем, что происходит вокруг, и об этом тоже. Некоторое время Он не
уделяет этой проблеме внимания, но когда придет время, Он прикажет поднять пол
и разрушить эту нору и уничтожить паразитов. В соответствии с этим, будущее для
любого человека это либо одиночество и постепенное разрушение, или же свободная
вечная жизнь в свете и великолепии небес».

Повторим, что проще объяснить такое отношение «Отче нашего» к своим земным детям
из модели Круга Времени, а не из модели Бесконечного Пространства. Ведь сам Игорь
Иванович в Заключении своих размышлений о «величайшей из молитв» признает – «Слова
обращения являются смелым утверждением, что все мы являемся детьми Бога». И «как
это ни странно, - продолжает он, - именно от воли человека зависит будущее пришествие
Царства Божьего на землю».

Человек в этой Молитве в самом деле предстает как соучастник жизни Господа, как
сотворец Царства. «Важность и достоинство этого прошения о цели существования
земной жизни, посылаемого человеком Царю Вселенной, редко нами осознаются».

«Произнося эти смелые и важные слова, человек становится выше всех нужд, амбиций,
оскорблений, произвола - всех очевидных проявлений зла, - справедливо и по-правоверному
констатирует Игорь Иванович Сикорский. - Он вдруг находит решение всем вопросам,
его терзавшим, понимает, что процесс его жизни на земле имеет достойную цель.
Человек начинает соотносить свои желания и стремления относительно конечной,
вечной цели всего процесса создания человечества с Божьей волей. Молясь о приходе
Царства справедливости, добра и вечной жизни человек надеется на то, что и ему
найдется там достойное место; или же он испытает жестокое разочарование - молиться
о приходе Царства Божьего, если человек осужден никогда не увидеть его света».


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное