Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Информационный Канал Subscribe.Ru

Уважаемые подписчики, высылаю заметку по "прикладной эсхатологии" за четверг
17 июля 2003 года, когда у меня не работала выделенка:


Будда и Христос: попытка естественно-исторического подхода к Царству Небесному


Вчера на Лыткаринском пляже под совершенно безоблачным небом, находясь под впечатлением
опубликованной в международном альманахе «Горизонты» (Минск, 2003, № 1) статьи
Валерия Цепкало о Будде и смерти, обдумывал возможные варианты научно-технического
построения Царства Божьего и соответственно возможные связи между божественным
и человеческим. Утром в разговоре с Юрием Васильевичем Крупновым уточнил нюансы
патристического учения об этих «двух природах» в Иисусе Христе и человеке, а
вечером обсуждал эту тематику с Валерием Вильямовичем Цепкало вплоть до его посадки
на самолет в Шереметьево. Кстати, мы с Цепкало сошлись в том, что создатели патристики
великие Отцы Церкви все же производны от откровений Священного Писания, и поэтому
лучше всего осваивать первозданные святые тексты самостоятельно, прибегая к авторитетам
богословия и философии для прояснения трудных мест.

Рассуждения мои строились в русле правоверной модели «вечного возвращения», которой
в последние дни я посвятил ряд заметок. Вот мы, группа правоверных, вознамерились
перезагрузить (reboot) матрицу сущего и после Конца данного мира сотворить в
Начале обновленного космического цикла собственное идеальное существование. Будем
называть его Царством Божьим или Царством Небесным. Это свое Царство мы, естественно,
программируем на весь цикл, на всю полноту времен.

В поэтапно осуществляемой Программе через сколько-то миллиардов лет после Начала
предусмотрено сотворение человека (Адама). По мере «разархивизации» Программы
наше Царство распускается, как бутон цветка, и наш Сплот Правоверных, являющийся
единым Господом Богом, постепенно «разипостазируется», так что наряду с фундаментальной
«троичностью» актуализируются и конкретизируются другие измерения сущего («Он
усовершенствовал небеса как семь небес» - Коран 2:30), и каждый лепесток цветка
индивидуализируется в становящейся «небесной иерархии». 

В Откровении Святого Иоанна Богослова говорится, что правоверных будет сто сорок
четыре тысячи – «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто
сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откровение 14:1).
Они включают не только живущих в преддверии Конца, но и воскрешенных Сплотом.
Каждый из них как неотъемлемый момент Господа Бога, восседающего на Престоле
( = хайдеггеровский Постав, наш Словострел), переходит в Царство Божье и в нем
имеет свою функцию и свою судьбу. Ключевой вопрос здесь – о гипостазировании
ипостаси.

Ведь небесный прообраз каждого из ста сорока четырех тысяч правоверных должен
воплотиться в земном человеке, и первый земной правоверный – Адам. И никто из
земных людей не станет правоверным и не войдет в Начало обновленного цикла «вечного
возвращения», если не сопряжется в Конце с Ангелом небесным. Как Иисус Христос
сказал фарисею Никодиму – «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится
свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Евангелие от Иоанна 3:3).

Значит ли это, что один из нас покидает Царство Небесное и становится Земным
Адамом? Нет. И дело не в том, что никто из нас не согласится умалить свой небесный
чин. Главное – в высшем замысле Программиста.

Когда согласно написанной и запущенной нынешними правоверными Программе на шестой
день творения пришел черед сотворить Адама, то самозагрузку (boot, bootstrap)
продолжает осуществлять та ипостась Сплота, которая олицетворяет волевое начало
и в русском переводе Торы называется «Всесильный» (Элохим, что буквально означает
«множество высших сил»), в Священном Коране – Аллах (который говорит о Себе чаще
не «Я», а «Мы»), в синодальном переводе Библии – Бог. Он – квинтэссенция Сплота,
гарант Программы. Правоверные же Сплота – Ангелы, добровольно подчиняющиеся Программе
и осознающие примат её самозагрузки. 

Таким образом, непререкаемый авторитет Аллаха подразумевается «по умолчанию»
как нечто само собой разумеющееся, однако Ангелы самобытны и небезразличны к
своему интересу. Слава Богу (Программисту), они способны понимать примат Программы
и покоряться её Высшей Воле. Но не все.

Как неоднократно сообщается в Священном Коране, сотворение Адама вызвало сомнения
среди Ангелов. «И, когда Господь твой сказал ангелам: «Я желаю поставить наместника
на земле», они сказали: «Поставишь ли Ты там такого, который произведет смуту
на ней и прольет кровь? – и мы славим Тебя Твоей славой и превозносим Твою святость».
Он ответил: «Я знаю то, чего вы не занете» (Сура 2 «Аль-Бакара» 2:31). А в Суре
7 «Аль-Араф» говорится: «И сказали Мы ангелам: «Покоритесь Адаму»; и все они
покорились. Но Иблис не покорился; не пожелал он быть одним из покорных. Сказал
Бог: «Что помешало тебе покориться, когда Я повелел тебе?». Он сказал: «Я лучше
его. Ты создал меня из огня, тогда как его Ты создал из глины»! (7:12-13).

Адам – это не один из ста сорока четырех тысяч Правоверных Конца, ставших Ангелами
Начала. Он – воплощение Сплота Правоверных в целом и потому потенциально единосущный
Богу, но сначала – подобосущный Ему:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему /и/ по подобию Нашему, и да
владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, /и над зверями,/
и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по олбразу Божию сотворил его; мужчину
и женщину сотворил их… И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул
в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 1:26-27; 2:7). 

После Грехопадения наших прародителей – «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал
как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей,
и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие 3:22).

Подчеркиваем – душу получил Адам непосредственно от Бога, а не от ангела, так
что число ангелов не убавилось, и оставаясь сначала подобосущным Богу, Адам «как
один из Нас» потенциально способен обрести единосущность и породить правоверных,
каждому из которых в Царстве Небесном соответствует ангел. Это – необходимое,
но недостаточное условие единосущия, превращения Адама в Бога.

Достаточное условие того, чтобы среди потомков Адама появились земные двойники
небесных Ангелов, причем те же сто сорок четыре тысячи земных Правоверных, -
облачение каждой ангельской души в земную оболочку, включение её в круговорот
душ. Тогда ангел может отождествиться с человеком и, воскреснув сначала в земном
телесном облике, войти в Сплот Правоверных и вместе с ним «вынырнуть» в обновленном
космическом цикле, забыв предшествующее существование.

Фактически так и стала развиваться земная фаза сущего. Рождение каждого человека
не сводится к телесно-генетическому воспроизводству и унаследованию-формированию
поведенческо-интеллектуальных схем. Главное – дух, характер, судьба. Это – не
от земли, а от неба. И в человеке главное – не тело и не душа, а ниспосланная
свыше «особость» или «благодать», которую Иммануил Кант называет «умопостигаемый
характер», а Мартин Хайдеггер – «намет» (Entwurf). Материнская утроба – как бы
инкубатор, включаемый воздействием живчика отца земного, но все же главную роль
в рождении каждого человека играет Отец Небесный.

Не будем углубляться в интереснейшую тему классификации наметов, включая чрезвычайно
актуальную для большинства людей проблему нуллификации дарованного каждому ангельского
(= правоверного) достоинства и связанную с ней проблему «второй смерти» или «умирания
в Адаме», а рассмотрим с данной точки зрения судьбы Будды, Мухаммеда и Христа.

Взаимоотношения ангелов и людей весьма многообразны, поскольку каждый ангел может
копироваться, резервироваться, архивироваться и т.п. в матрице сущего. Ангелы
распределены согласно «небесной иерархии», упорядочены в «спектре духов». Рядовых
духов много, они вовлечены в кругооборот земных душ, перепасовывают карму. Ангельские
наметы могут метаболировать и суперпозировать. Ангелы вообще способны вступать
также в непосредственные половые связи с земными женщинами. От падшего ангела
Иблиса (Сатаны) произошли многие джинны, которые паразитируют в инкубаторах и
часто портят человеческий помет. Поскольку наука пока только подбирается (в теории
суперструн и особенно в М-теории) к освоению всех «семи небес» Царства Небесного,
мы пока довольствуемся в основном интуитивными представлениями о «спектре духов»,
хотя уже получили теоретические и экспериментальные инструменты для познания
и изменения «спектра тел (геномов)» и «спектра душ».

Естественно, каждый правоверный на земле сопряжен со своим ангельским прообразом
на небе. Особый случай – Иблис (Сатана), который оборотнически все же проникает
в Сплот Правоверных.

Более или менее известно рождение правоверного пророка Мухаммеда, да будь благословенно
его имя, и затем тесное взаимодействие его с Архангелом Джибрилом (Гавриилом).
Возможно, в День Воскресения он сыграет не менее важную роль, чем при соборном
молении в православном храме на горе Мориа в южной части ал-Харам аш-Шариф в
Иерусалиме («отдаленнейшая мечеть» ал-Масджид ал-Акса) во время своего знаменитого
«ночного путешествия и вознесения» (ал-Исра ва-л-Мирадж) – перед восхождением
под руководством Джибрила через семь небес к Аллаху. Отметим, что Мухаммед достиг
Царства Небесного благодаря собственным молитвам и усилиям как человек, от земли.
Его небесный Ангел-Хранитель отождествился с ним и воскреснет в его облике.

С Буддой сложнее. Хотя, по легенде, зачат он был непорочно, он тоже постигал
небеса с земли и поднимался к небожителям и общался с ними, а боги (= ангелы)
неоднократно посещали его келью на земле. Его главная миссия в человечестве –
указать необходимость преодоления земного существования, сопряженного со страданием
и злом, и прекращения круговорота душ путем прорыва в Нирвану, которая есть погружение
Быть в воду За-Быть. Поставленные им задачи и цели – абсолютно правоверны. Но
Будда, как и Адам, ни в коем случае не есть «реинкарнация» или земное воплощение
какого-либо небесного Ангела или Архангела. Он, как и Адам, содержит в себе весь
Сплот Правоверных. Поэтому он, как и Адам, не будет воскрешен индивидуально.
В грядущее Царство Божье он, как и Адам, войдет как бы растворенный в Сплоте
всех правоверных – в Господе Боге.

Особая экстремальная ипостась Господа Бога – «второй» или «последний Адам», Сын
Человеческий, Иисус Христос. Он – «Агнец, закланный от создания мира» (Откровение
13:8). Он послан с небес на землю через непорочное зачатие Девы Марии. Он провозглашает
– «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Матфей 5:3). Быть «нищими
духом», - правоверно комментирует Свидетель Ли (Уитнесс Ли), - «значит не только
быть смиренными, но и быть опустошенными в своём духе, в глубине своего существа,
не держась за старое, за то, что относится к старому устроению, а освободившись
от этого «груза», чтобы принять новое, принять то, что относится к царству небес»
(Новый Завет: восстановительный перевод. Анахайм: Живой поток, 1998, стр. 29).
Самый блаженный – достигший Нирваны, то есть полностью стеревший память духа
своего, опустошивший его для нового цикла. «Под духом здесь понимается не Дух
Божий, - продолжает Свидетель Ли, - а наш человеческий дух – глубочайшая часть
нашего существа, орган, при помощи которого мы соприкасаемся с Богом и осознаём
всё духовное. Нам нужно быть нищими, т.е. опустошенными, «разгруженными»», в
этой части нашего существа, чтобы осознать царство небес и завладеть им» (Там
же). 

Иисус Христос – это импульс Духа с небес земному человечеству, чтобы в нем родился
Сплот Правоверных (= Церковь Христова), который вслед за Иисусом Христом и во
главе с ним и вместе с ним войдет в Царствие Божье. Он – не просто маяк или светильник
праведных душ, а магнит и побудитель, пастырь и воитель. Он – мотор и репер.
Смертных Он призывает победить смерть, поправ её смертью. Он по воле Отца Небесного
формирует Сплот Да-Быть, призванный Духом победить зло, воскресить мертвых, свершить
Страшный Суд и окунуть Быть в воды За-Быть. «Истинно, истинно говорю тебе, -
отвечает Он фарисею Никодиму, - если кто не родится от воды и Духа, не может
войти в Царствие Божие» (Иоанн 3:5).

«Вода» первична в сущем. Начало Священного Писания гласит – «В начале сотворил
Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий
носился над водою» (Бытие 1:1-2). Конец Священного Писания гласит – «И показал
мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога
и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни…Жаждущий
пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откровение 22:1-2,
17). Свидетель Ли (Уитнесс Ли) правоверно комментирует:

«Вода» выражала центральную идею в служении Иоанна Крестителя: положить конец
людям старого творения. «Дух» выражает центральную идею в служении Иисуса: породить
людей в новом творении. Вместе эти две основные идеи составляют идею возрождения.
Возрождение состоит в том, что людям старого творения со всеми их делами кладётся
конец и порождаются люди в новом творении, имеющие божественную жизнь» (Новый
Завет: восстановительный перевод. Анахайм: Живой поток, 1998, стр. 392).

Сплот Правоверных и есть Иисус Христос в Его Втором Пришествии. Он – вечен, и
Он – заклан от сотворения мира. Он в Конце предстает как Агнец, Который, отрекшись
от старого мира и отряхнув его прах со Своих ног, после победы вершит таинство
зачатия нового мира. «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу» (1
Коринфянам 15:24), ибо «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал
брачный пир для сына своего» (Матфей 22:2). Агнец свершает брачную вечерю со
Сплотом Правоверных, бытийно-духовный пир. «Он, - комментирует Свидетель Ли (Уитнесс
Ли), - будет наградой для побеждающих верующих /= правоверных/. Только победители
будут позваны на него… Поэтому быть званным на брачный обед Христа, с которого
для побеждающих верующих начнется наслаждение тысячелетием, - значит быть блаженным.
Побеждающие верующие, которые будут позваны на брачный обед Агнца, будет также
невестой Агнца» (Новый Завет: восстановительный перевод. Анахайм: Живой поток,
1998, стр. 1413).

Но многие искренне стремящиеся к Богу не попадут в Сплот Правоверных, потому
что будут пассивно-неразумно ждать милости Божьей, не проникнутся необходимостью
активно-мудрой борьбы за Свет Истины. Ведь Царство Небесное - внутри нас, и каждый
из нас сам должен обретать его, не верить застою, не бояться действовать, не
просить энергетики, а самому озаботиться о ней, как о том поведано в Главе 25
Евангелия от Матфея: 

1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники
свои, вышли навстречу жениху. 
2. Из них пять было мудрых и пять неразумных. 
3. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 
4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 
5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 
6. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 
7. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 
8. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники
наши гаснут. 
9. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите
лучше к продающим и купите себе. 
10. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный
пир, и двери затворились; 
11. после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам. 
12. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.

Так что же, в День Воскресения не увидим мы ни Адама, ни Будду? А Иисуса Христа?
Или Он, как Адам и Будда, «растворится» в соборном Сплоте Правоверных? Или только
Мухаммеда увидим судящим с престола?

Разумеется, Иисус Христос воскреснет и будет восседать на престоле Бога и Агнца.
Только не надо предаваться наивному упрощенчеству. В небесных измерениях сущего
– другое восприятие знакомых образов. Нигде не обещал Иисус Христос явиться на
земле снова во плоти. Когда наша душа после смерти попадает в потусторонний мир,
то мы встречаемся с обитателями Царства Небесного. Но каким образом они связаны
с нашими душами – пока преждевременно говорить. Лишь когда Постав вообще и Словострел
особенно позволят нам проникать в надземные сферы, можно будет понять смысл религиозных
откровений.

Например, в Главе 20 Откровения Святого Иоанна Богослова сказано:

4. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных
за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу
его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали
со Христом тысячу лет. 
5. Прочие же из умерших не ожили, доколе не кончится тысяча лет. Это – первое
воскресение. 
6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая
не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать
с Ним тысячу лет.

Смысл здесь вроде бы ясен. Сто сорок четыре тысячи Правоверных, составляющие
Сплот, воскрешены во Христе и перешли в Начало цикла в тысячелетнее Царство Небесное,
а остальные «оживают» после сотворения Адама и умирают в нем. А судит кто? Прежде
всего – Сплот Правоверных, который есть и Бог-Отец, и Бог-Сын, и Бог-Святой Дух.
С одной стороны, «вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого
по делам» (1 Петр 1:17), с другой стороны Иисус Христос «есть определенный от
Бога Судия живых и мертвых» (Деяния 10:42), но судить дано и другим «сидящим
на престолах», то есть каждому Правоверному.

В отличие от Адама, Будды и Мухаммеда, изначально и от века Иисус Христос есть
центральная ось «вечного возвращения», неразрывно сопряженная со Сплотом Правоверных
Дабыть, который призван вечно обновлять Быть в Забыть и через который Дух Святой
животворит сущее и вдохновляет человека. Сказано в Евангелии от Иоанна (Глава
3):

13. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий
на небесах. 
14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,

15. дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 
16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий
верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 
17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен
был чрез Него. 
18. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал
во имя Единородного Сына Божия


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное