Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Уважаемые подписчики, высылаю заметку по "прикладной эсхатологии" за четверг 17 июля 2003 года, когда у меня не работала выделенка: Будда и Христос: попытка естественно-исторического подхода к Царству Небесному Вчера на Лыткаринском пляже под совершенно безоблачным небом, находясь под впечатлением опубликованной в международном альманахе «Горизонты» (Минск, 2003, № 1) статьи Валерия Цепкало о Будде и смерти, обдумывал возможные варианты научно-технического построения Царства Божьего и соответственно возможные связи между божественным и человеческим. Утром в разговоре с Юрием Васильевичем Крупновым уточнил нюансы патристического учения об этих «двух природах» в Иисусе Христе и человеке, а вечером обсуждал эту тематику с Валерием Вильямовичем Цепкало вплоть до его посадки на самолет в Шереметьево. Кстати, мы с Цепкало сошлись в том, что создатели патристики великие Отцы Церкви все же производны от откровений Священного Писания, и поэтому лучше всего осваивать первозданные святые тексты самостоятельно, прибегая к авторитетам богословия и философии для прояснения трудных мест. Рассуждения мои строились в русле правоверной модели «вечного возвращения», которой в последние дни я посвятил ряд заметок. Вот мы, группа правоверных, вознамерились перезагрузить (reboot) матрицу сущего и после Конца данного мира сотворить в Начале обновленного космического цикла собственное идеальное существование. Будем называть его Царством Божьим или Царством Небесным. Это свое Царство мы, естественно, программируем на весь цикл, на всю полноту времен. В поэтапно осуществляемой Программе через сколько-то миллиардов лет после Начала предусмотрено сотворение человека (Адама). По мере «разархивизации» Программы наше Царство распускается, как бутон цветка, и наш Сплот Правоверных, являющийся единым Господом Богом, постепенно «разипостазируется», так что наряду с фундаментальной «троичностью» актуализируются и конкретизируются другие измерения сущего («Он усовершенствовал небеса как семь небес» - Коран 2:30), и каждый лепесток цветка индивидуализируется в становящейся «небесной иерархии». В Откровении Святого Иоанна Богослова говорится, что правоверных будет сто сорок четыре тысячи – «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откровение 14:1). Они включают не только живущих в преддверии Конца, но и воскрешенных Сплотом. Каждый из них как неотъемлемый момент Господа Бога, восседающего на Престоле ( = хайдеггеровский Постав, наш Словострел), переходит в Царство Божье и в нем имеет свою функцию и свою судьбу. Ключевой вопрос здесь – о гипостазировании ипостаси. Ведь небесный прообраз каждого из ста сорока четырех тысяч правоверных должен воплотиться в земном человеке, и первый земной правоверный – Адам. И никто из земных людей не станет правоверным и не войдет в Начало обновленного цикла «вечного возвращения», если не сопряжется в Конце с Ангелом небесным. Как Иисус Христос сказал фарисею Никодиму – «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Евангелие от Иоанна 3:3). Значит ли это, что один из нас покидает Царство Небесное и становится Земным Адамом? Нет. И дело не в том, что никто из нас не согласится умалить свой небесный чин. Главное – в высшем замысле Программиста. Когда согласно написанной и запущенной нынешними правоверными Программе на шестой день творения пришел черед сотворить Адама, то самозагрузку (boot, bootstrap) продолжает осуществлять та ипостась Сплота, которая олицетворяет волевое начало и в русском переводе Торы называется «Всесильный» (Элохим, что буквально означает «множество высших сил»), в Священном Коране – Аллах (который говорит о Себе чаще не «Я», а «Мы»), в синодальном переводе Библии – Бог. Он – квинтэссенция Сплота, гарант Программы. Правоверные же Сплота – Ангелы, добровольно подчиняющиеся Программе и осознающие примат её самозагрузки. Таким образом, непререкаемый авторитет Аллаха подразумевается «по умолчанию» как нечто само собой разумеющееся, однако Ангелы самобытны и небезразличны к своему интересу. Слава Богу (Программисту), они способны понимать примат Программы и покоряться её Высшей Воле. Но не все. Как неоднократно сообщается в Священном Коране, сотворение Адама вызвало сомнения среди Ангелов. «И, когда Господь твой сказал ангелам: «Я желаю поставить наместника на земле», они сказали: «Поставишь ли Ты там такого, который произведет смуту на ней и прольет кровь? – и мы славим Тебя Твоей славой и превозносим Твою святость». Он ответил: «Я знаю то, чего вы не занете» (Сура 2 «Аль-Бакара» 2:31). А в Суре 7 «Аль-Араф» говорится: «И сказали Мы ангелам: «Покоритесь Адаму»; и все они покорились. Но Иблис не покорился; не пожелал он быть одним из покорных. Сказал Бог: «Что помешало тебе покориться, когда Я повелел тебе?». Он сказал: «Я лучше его. Ты создал меня из огня, тогда как его Ты создал из глины»! (7:12-13). Адам – это не один из ста сорока четырех тысяч Правоверных Конца, ставших Ангелами Начала. Он – воплощение Сплота Правоверных в целом и потому потенциально единосущный Богу, но сначала – подобосущный Ему: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему /и/ по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, /и над зверями,/ и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по олбразу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их… И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 1:26-27; 2:7). После Грехопадения наших прародителей – «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно» (Бытие 3:22). Подчеркиваем – душу получил Адам непосредственно от Бога, а не от ангела, так что число ангелов не убавилось, и оставаясь сначала подобосущным Богу, Адам «как один из Нас» потенциально способен обрести единосущность и породить правоверных, каждому из которых в Царстве Небесном соответствует ангел. Это – необходимое, но недостаточное условие единосущия, превращения Адама в Бога. Достаточное условие того, чтобы среди потомков Адама появились земные двойники небесных Ангелов, причем те же сто сорок четыре тысячи земных Правоверных, - облачение каждой ангельской души в земную оболочку, включение её в круговорот душ. Тогда ангел может отождествиться с человеком и, воскреснув сначала в земном телесном облике, войти в Сплот Правоверных и вместе с ним «вынырнуть» в обновленном космическом цикле, забыв предшествующее существование. Фактически так и стала развиваться земная фаза сущего. Рождение каждого человека не сводится к телесно-генетическому воспроизводству и унаследованию-формированию поведенческо-интеллектуальных схем. Главное – дух, характер, судьба. Это – не от земли, а от неба. И в человеке главное – не тело и не душа, а ниспосланная свыше «особость» или «благодать», которую Иммануил Кант называет «умопостигаемый характер», а Мартин Хайдеггер – «намет» (Entwurf). Материнская утроба – как бы инкубатор, включаемый воздействием живчика отца земного, но все же главную роль в рождении каждого человека играет Отец Небесный. Не будем углубляться в интереснейшую тему классификации наметов, включая чрезвычайно актуальную для большинства людей проблему нуллификации дарованного каждому ангельского (= правоверного) достоинства и связанную с ней проблему «второй смерти» или «умирания в Адаме», а рассмотрим с данной точки зрения судьбы Будды, Мухаммеда и Христа. Взаимоотношения ангелов и людей весьма многообразны, поскольку каждый ангел может копироваться, резервироваться, архивироваться и т.п. в матрице сущего. Ангелы распределены согласно «небесной иерархии», упорядочены в «спектре духов». Рядовых духов много, они вовлечены в кругооборот земных душ, перепасовывают карму. Ангельские наметы могут метаболировать и суперпозировать. Ангелы вообще способны вступать также в непосредственные половые связи с земными женщинами. От падшего ангела Иблиса (Сатаны) произошли многие джинны, которые паразитируют в инкубаторах и часто портят человеческий помет. Поскольку наука пока только подбирается (в теории суперструн и особенно в М-теории) к освоению всех «семи небес» Царства Небесного, мы пока довольствуемся в основном интуитивными представлениями о «спектре духов», хотя уже получили теоретические и экспериментальные инструменты для познания и изменения «спектра тел (геномов)» и «спектра душ». Естественно, каждый правоверный на земле сопряжен со своим ангельским прообразом на небе. Особый случай – Иблис (Сатана), который оборотнически все же проникает в Сплот Правоверных. Более или менее известно рождение правоверного пророка Мухаммеда, да будь благословенно его имя, и затем тесное взаимодействие его с Архангелом Джибрилом (Гавриилом). Возможно, в День Воскресения он сыграет не менее важную роль, чем при соборном молении в православном храме на горе Мориа в южной части ал-Харам аш-Шариф в Иерусалиме («отдаленнейшая мечеть» ал-Масджид ал-Акса) во время своего знаменитого «ночного путешествия и вознесения» (ал-Исра ва-л-Мирадж) – перед восхождением под руководством Джибрила через семь небес к Аллаху. Отметим, что Мухаммед достиг Царства Небесного благодаря собственным молитвам и усилиям как человек, от земли. Его небесный Ангел-Хранитель отождествился с ним и воскреснет в его облике. С Буддой сложнее. Хотя, по легенде, зачат он был непорочно, он тоже постигал небеса с земли и поднимался к небожителям и общался с ними, а боги (= ангелы) неоднократно посещали его келью на земле. Его главная миссия в человечестве – указать необходимость преодоления земного существования, сопряженного со страданием и злом, и прекращения круговорота душ путем прорыва в Нирвану, которая есть погружение Быть в воду За-Быть. Поставленные им задачи и цели – абсолютно правоверны. Но Будда, как и Адам, ни в коем случае не есть «реинкарнация» или земное воплощение какого-либо небесного Ангела или Архангела. Он, как и Адам, содержит в себе весь Сплот Правоверных. Поэтому он, как и Адам, не будет воскрешен индивидуально. В грядущее Царство Божье он, как и Адам, войдет как бы растворенный в Сплоте всех правоверных – в Господе Боге. Особая экстремальная ипостась Господа Бога – «второй» или «последний Адам», Сын Человеческий, Иисус Христос. Он – «Агнец, закланный от создания мира» (Откровение 13:8). Он послан с небес на землю через непорочное зачатие Девы Марии. Он провозглашает – «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Матфей 5:3). Быть «нищими духом», - правоверно комментирует Свидетель Ли (Уитнесс Ли), - «значит не только быть смиренными, но и быть опустошенными в своём духе, в глубине своего существа, не держась за старое, за то, что относится к старому устроению, а освободившись от этого «груза», чтобы принять новое, принять то, что относится к царству небес» (Новый Завет: восстановительный перевод. Анахайм: Живой поток, 1998, стр. 29). Самый блаженный – достигший Нирваны, то есть полностью стеревший память духа своего, опустошивший его для нового цикла. «Под духом здесь понимается не Дух Божий, - продолжает Свидетель Ли, - а наш человеческий дух – глубочайшая часть нашего существа, орган, при помощи которого мы соприкасаемся с Богом и осознаём всё духовное. Нам нужно быть нищими, т.е. опустошенными, «разгруженными»», в этой части нашего существа, чтобы осознать царство небес и завладеть им» (Там же). Иисус Христос – это импульс Духа с небес земному человечеству, чтобы в нем родился Сплот Правоверных (= Церковь Христова), который вслед за Иисусом Христом и во главе с ним и вместе с ним войдет в Царствие Божье. Он – не просто маяк или светильник праведных душ, а магнит и побудитель, пастырь и воитель. Он – мотор и репер. Смертных Он призывает победить смерть, поправ её смертью. Он по воле Отца Небесного формирует Сплот Да-Быть, призванный Духом победить зло, воскресить мертвых, свершить Страшный Суд и окунуть Быть в воды За-Быть. «Истинно, истинно говорю тебе, - отвечает Он фарисею Никодиму, - если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоанн 3:5). «Вода» первична в сущем. Начало Священного Писания гласит – «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:1-2). Конец Священного Писания гласит – «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни…Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откровение 22:1-2, 17). Свидетель Ли (Уитнесс Ли) правоверно комментирует: «Вода» выражала центральную идею в служении Иоанна Крестителя: положить конец людям старого творения. «Дух» выражает центральную идею в служении Иисуса: породить людей в новом творении. Вместе эти две основные идеи составляют идею возрождения. Возрождение состоит в том, что людям старого творения со всеми их делами кладётся конец и порождаются люди в новом творении, имеющие божественную жизнь» (Новый Завет: восстановительный перевод. Анахайм: Живой поток, 1998, стр. 392). Сплот Правоверных и есть Иисус Христос в Его Втором Пришествии. Он – вечен, и Он – заклан от сотворения мира. Он в Конце предстает как Агнец, Который, отрекшись от старого мира и отряхнув его прах со Своих ног, после победы вершит таинство зачатия нового мира. «А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу» (1 Коринфянам 15:24), ибо «Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» (Матфей 22:2). Агнец свершает брачную вечерю со Сплотом Правоверных, бытийно-духовный пир. «Он, - комментирует Свидетель Ли (Уитнесс Ли), - будет наградой для побеждающих верующих /= правоверных/. Только победители будут позваны на него… Поэтому быть званным на брачный обед Христа, с которого для побеждающих верующих начнется наслаждение тысячелетием, - значит быть блаженным. Побеждающие верующие, которые будут позваны на брачный обед Агнца, будет также невестой Агнца» (Новый Завет: восстановительный перевод. Анахайм: Живой поток, 1998, стр. 1413). Но многие искренне стремящиеся к Богу не попадут в Сплот Правоверных, потому что будут пассивно-неразумно ждать милости Божьей, не проникнутся необходимостью активно-мудрой борьбы за Свет Истины. Ведь Царство Небесное - внутри нас, и каждый из нас сам должен обретать его, не верить застою, не бояться действовать, не просить энергетики, а самому озаботиться о ней, как о том поведано в Главе 25 Евангелия от Матфея: 1. Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2. Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11. после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! Отвори нам. 12. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Так что же, в День Воскресения не увидим мы ни Адама, ни Будду? А Иисуса Христа? Или Он, как Адам и Будда, «растворится» в соборном Сплоте Правоверных? Или только Мухаммеда увидим судящим с престола? Разумеется, Иисус Христос воскреснет и будет восседать на престоле Бога и Агнца. Только не надо предаваться наивному упрощенчеству. В небесных измерениях сущего – другое восприятие знакомых образов. Нигде не обещал Иисус Христос явиться на земле снова во плоти. Когда наша душа после смерти попадает в потусторонний мир, то мы встречаемся с обитателями Царства Небесного. Но каким образом они связаны с нашими душами – пока преждевременно говорить. Лишь когда Постав вообще и Словострел особенно позволят нам проникать в надземные сферы, можно будет понять смысл религиозных откровений. Например, в Главе 20 Откровения Святого Иоанна Богослова сказано: 4. И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело свое и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. 5. Прочие же из умерших не ожили, доколе не кончится тысяча лет. Это – первое воскресение. 6. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ним смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Смысл здесь вроде бы ясен. Сто сорок четыре тысячи Правоверных, составляющие Сплот, воскрешены во Христе и перешли в Начало цикла в тысячелетнее Царство Небесное, а остальные «оживают» после сотворения Адама и умирают в нем. А судит кто? Прежде всего – Сплот Правоверных, который есть и Бог-Отец, и Бог-Сын, и Бог-Святой Дух. С одной стороны, «вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам» (1 Петр 1:17), с другой стороны Иисус Христос «есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деяния 10:42), но судить дано и другим «сидящим на престолах», то есть каждому Правоверному. В отличие от Адама, Будды и Мухаммеда, изначально и от века Иисус Христос есть центральная ось «вечного возвращения», неразрывно сопряженная со Сплотом Правоверных Дабыть, который призван вечно обновлять Быть в Забыть и через который Дух Святой животворит сущее и вдохновляет человека. Сказано в Евангелии от Иоанна (Глава 3): 13. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. 14. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, 15. дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 16. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. 18. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||