[svoboda] Все торгуют собой

Привет всем!
Известный актер - о коррупции и губительном комфорте в искусстве
<Одни даже представления не имеют о других! А называемся мы одной страной, одним
народом и говорим, что ищем общую идею>.
В конце декабря жюри Международной премии Станиславского (а это одна из самых
престижных мировых театральных наград) единогласно присудило её Сергею Юрскому.
Этот блистательный актёр награждён <За выдающийся вклад в развитие российского
театра>.
Вечный переходный период
<
Аргументы и Факты
АиФ
Сейчас по-прежнему не спадает острота спора: что лучше - Советский Союз,
когда не было свободы, но все более-менее сыты, или сегодняшняя система - свобода
есть, но голодные люди на улицах:
Досье
Сергей Юрский родился в 1935 г. в Ленинграде. Актёр, режиссёр, сценарист. Народный
артист РСФСР. Сыграл в картинах <Республика ШКИД>, <Золотой телёнок>,
<Фурцева> и др. Жена - актриса Наталья Тенякова. Дочь - актриса Дарья Юрская.
С.Ю.: - А тогда не было?! Неправда, что в советское время все ходили с набитыми
животами. Голод-ные люди есть всегда и везде. Социализм? Это была другая
жизнь. Хотел бы я вернуться туда, в прошлое? Совершенно пустой разговор! Социализм
кончился. Был бы у нас капитализм, можно было бы его обсуждать. Но он
ещё не начался. Как и социализм тогда тоже не начался. Поэтому мы постоянно живём
в переходный период.
Когда мне жилось более комфортно, спрашиваете? Комфорт - самое вредное, что может
быть для человека искусства. <Комфортно> - это значит, ты занимаешься
не искусством, а, скажем, торговлей. Например, торговлей собой. В буквальном
смысле слова. Сегодня обёртка, упаковка важны. Как обернуть, чтобы продать
подороже, а сил и средств затратить поменьше? Искусство к этому отношения не
имеет. Искусство - поиск того, что называется истиной на данный момент. Но
сейчас торговые отношения пришли и в искусство. Теперь надо непрерывно набивать
зал. Причём набивать сразу и всё время. Лучше, чтобы был бесконечный сериал.
Это то, что называется словом <комфортно>.
Сергей Юрский и его дочь Даша на кухне. 1982 г. Источник фото: russianlook.com
Аргументы и Факты
АиФ
потенциал национального развития. У государства украдены миллиарды.
При этом у фигурантки громкого дела Васильевой хватает наглости заявить, что
она недовольна: лишили кухарки!
С.Ю.: - Я скажу на это, что мы живём с ними совсем в разных мирах. И одни даже
представления не имеют о других! А называемся мы одной страной, одним народом
и говорим, что ищем общую идею. Выход, спрашиваете? Должны появиться люди, группы
людей, которые поймут, что у нас один народ, одна Россия, которые поверят
в это и попробуют сделать так, чтобы люди друг друга разглядели.
Страшные вещи порой показывает телевидение: нищие семьи, живущие в абсолютно
нечеловеческих условиях. И ещё идут обсуждения - надо ли им помогать или не
надо? Надо прибавить 15% к зарплате учителю или не надо? Люди живут в состоянии
постоянного унижения. И материнский капитал - это обман: <Не тратьте эти
деньги на это, не тратьте на то>. Вы хотите помочь - ну дайте эти деньги уже,
и всё! В моей семье есть второй ребёнок. Мы можем прожить и без этого материнского
капитала, потому что все трудящиеся люди. Но оскорбительно, что капитал вроде
бы есть, но до него не добраться.
<
Аргументы и Факты
АиФ
образования намерено закрыть многие гуманитарные вузы. Мол, дают
низкий уровень подготовки...
С.Ю.: - Пока существуют договорённости, семейственная поддержка, дружеские связи
- всё то, что развилось сегодня в совершенно немыслимых масштабах, я убеждён,
ничего не изменится. Закрыты будут не те вузы, которые <заплошели>, а те, которые
не нашли поддер-ж-ки. Образование - главная дыра в нашей нынешней системе.
Тут надо не заплату ставить, а заново шить весь кафтан! То, что сейчас происходит
в этой сфере, страшно. <Любые дипломы в любое время>... Это отражает
нынешнюю ситуацию - коррупция, дичайшее взяточничество в области преподавания,
в сфере профессионального, профессорского, учительского корпусов. Катастрофа
порождена, с одной стороны, нищенскими зарплатами. С другой стороны, когда человек
имеет возможность преподавать там-сям, числиться в десяти местах и заниматься
откровенной халтурой, он тоже участвует в процессе разложения общества. Нынешней
государственной идеей наряду с другими должно стать образование. Сейчас
ведь всё подменилось. Происходит уничтожение лучшего путём победы более ловкого.
Вот где страшное торжество денег!
Театр им. Моссовета <Полонез> реж. Сергей Юрский 2010 г. Источник фото: russianlook.com
Аргументы и Факты
АиФ
Вы не боитесь говорить правду. Это не мешает в жизни?
С.Ю.: - Я несколько даже удивлён вопросом! Вы тоже затрагиваете серьёзные темы,
самые серьёзные, я бы так сказал. Вам не страшно такие темы поднимать?
<
Аргументы и Факты
АиФ
С.Ю.: - Бояться? Чего? Что посадят в тюрьму?
<
Аргументы и Факты
АиФ
С.Ю.: - Вот это и есть победа денег! <А вдруг кому-то из моих работодателей эти
слова покажутся лишними?> Или для нашего цеха частый разговор, который вводит
меня в бешенство: <Раз откажешься, два откажешься - на третий раз не позовут>.
И потому иногда брови поднимаются: как этот человек, а ты его знаешь давно,
в это дело влез? Если случайно - ладно, если по идеологии - значит, ты его плохо
знал. Если работать по принципу <раз откажешься, два откажешься>, то наша
творческая профессия попадает в состояние рабовла-дельческого общества. Одни
хотят побольше рабов, чтобы платить меньше, а другие хотят застраховаться
на всю оставшуюся жизнь сериальностью своего существования.
Сергей Юрский в своей гримерной. Театр им. Моссовета. 2005 г. Источник фото:
russianlook.com
Кровообмен сцены и зала
<
Аргументы и Факты
АиФ
С.Ю.: - ...кровообмен сцены и зала. То, что создаётся в спектакле во время действия.
Я видел не так давно <Лето одного года> моего родного питерского БДТ на гастролях
в Москве. Увидел моего старинного друга
Олега Басилашвили,
подругу
Алису Фрейндлих.
Вот это был театр в моём понимании! Но это абсолютная редкость, в том числе и
в БДТ. Действие абсолютно завораживает. Я живу только таким театром, занимаюсь
только таким театром, и ценен только такой театр. Могу ещё привести пример
- московский РАМТ.
крылья выросли. А в вашу жизнь это шоу привнесло что-то новое?
С.Ю.: - Я был приглашён как эксперт по цирку. Увидел совершенно замечательные,
небывалые номера, а потом встретил молодого человека с фамилией, знакомой
мне с детства, - Папазов. Папазовы - люди, с которыми я жил вместе в цирке в
военные и послевоенные годы. И дедушка этого артиста был моим самым близким
другом детства... И он тоже появился на этой <Минуте славы>. После многих лет
мы обнялись. А выступал его внук, Максим Папазов, блистательный продолжатель
династии. Он приехал с гастролей в Лас-Вегасе. В свои молодые годы достиг признанного
высочайшего профессионализма. Встречи с такими людьми, конечно, поднимают
настроение. Русский народ очень талантливый.
мой skype ikar505
С уважением
Валерий.