[svoboda] Жаль, не дожил Данте до Хамовнического суда

Жаль, не дожил Данте до Хамовнического суда
Гранатова Анна 19.08.2012
Дело <Пусси Райт>, по которому Хамовнический суд Москвы 17 августа (пятница,
три часа дня, как при распятии Христа!) огласил приговор, оказалось
резонансным. Эстрадные звезды - Пол Маккартни, Мадонна, а также деятели
общественности и культуры высказались в защиту девушек и свободы творчества.
На суде прозвучал уникальный, для российской адвокатуры документ -
коллективное письмо, в котором говорилось о том, что обвиняющая сторона
<пренебрегает Российской Конституцией>. Многие адвокаты и не вспомнят, когда
же они объединялись подобны образом последний раз.
И тем не менее всего треть аудитории русского общественного радио считают
что этот процесс станет историческим, и что он сможет в перспективе
негативно сказаться на имидже нашей страны, (скажем, к моменту проведения
<Олимпиады>- 2014), став еще одной <каплей> к тому подобным показательным
действиям власти, как например, закон о митингах. Но последняя капля, как
известно, переполняет чашу.
Можно понять чувства верующих, которые чувствуют себя <оскорбленными>, хотя
девушки, исполняя панк- молебен, даже соблюли церковные каноны, выступая с
покрытой головой. Однако, возникает вопрос, почему за <хулиганство> (15
суток ареста по закону) дали два года колонии, как при серьезном
преступлении?
Каков <состав> этого преступления? Формально - очень трудно <наскрести>
состав преступления на два года, и не случайно российская адвокатура и
оформила коллективное письмо в защиту девушек. Однако, раз срок дали -
значит какой-то состав преступления есть, по крайней мере, с чьей- то
субъективной точки зрения?
Это <преступление> было усмотрено в несогласии группы <Пусси Райт> с
действующей политикой, и хотя сейчас по всем средствам массовой информации
говорится лишь об <оскорблении чувств> православной паствы, с этим можно
спорить. Ведь были же в панк- молебне обороты вроде <Богородица, прогони
Путина!>, а это уже прямой политический протест.
И этот протест оказался очень неудобен. И РПЦ и Кремлю. Вот в этом у них
интересы совпали, это и стало основой для приговора. Можно спорить,
совершили ли участницы группы <Пусси Райт> такой же яркий исторический
протест, как, скажем, Мартин Лютер, или же они <недотягивают> до его
масштаба, однако, очевидно, что государственная власть, поддержавшая в этом
эпизоде <оскорбленную> РПЦ, проявила себя не самым мудрым образом. Когда
светское государство (а Россия пока таковым является) поддерживает
духовенство, то подобное объединение становится еще страшнее, чем слияние
бизнеса и власти в олигархический конгломерат.
Я не против Церкви как носителя морали и этики, но я против грехов Церкви. А
когда государство объединяется вместе с Церковью в единый симбиоз, в котором
народ приравнивается к бессловесной и необразованной пастве, то это означает
приход в страну средневекового мракобесия, и судопроизводства по законам
инквизиции.
И неудивительно, что все просветители - Вольтер, Дидро, Руссо, Чосер, - были
против церкви. Наука и церковь- понятие несовместные, что бы ни говорили
нынешние толкователи монастырских текстов, поскольку церковь опирается на
<библейские суждения>, а наука - на точные факты. Для тех, кому не интересны
факты реальности, например, вращается ли земля вокруг солнца или же
наоборот, конечно же, удобнее церковная проповедь, построенная на вымысле, и
именно эту <моральную> сказку церковь и предписывает изучать, а не реальный
мир, убивая в людях любознательность, страсть к познанию.
И если мы хотим и дальше погружаться в средневековье, то должны ввести в
школах обязательный курс религоведения, и осуждать акции, подобные <Пусси
<смирение>, отучает человека думать и принимать самостоятельные решения, -
<в Библии все уже сказано, надо лишь найти абсолютную истину>. (И это
<обыдление> народа очень удобно действующей власти!) Церковь лишает человека
интеллекта и воли, решительных поступков и социальной ответственности, - то,
что <Гомо сапиенс> по сути, и делает личностью.
Когда правосудие вершит не государство, а церковь - это и есть
средневековье, в его наихудшем варианте. И если мы хотим и дальше жить при
телеге и лучине, то, конечно же, должны объединить церковь и государство, и
пересмотреть свою историю, чтобы таких, как император Петр Первый,
переливавший церковные колокола на пушки, предать анафеме. Именно император
Петр Первый поднял Россию на новый геополитический уровень, - победил
шведов, выиграл Полтавскую битву и обеспечил выход России к Балтике. Но ведь
он совершил святотатство, приказав из колоколов сделать оружие?!
Сегодня, когда нынешнему Кремлю гордиться нечем, и никаких побед на
геополитическом пространстве наша власть не обнаруживает, а только еле-еле
справляется с тем, чтобы удержать страну от сепаратизации регионов, конечно
же, великие государственники, предшественники нынешних президентов, вызывают
только раздражение. Поэтому очень удобно осуждать всех тех, кто переливает
колокола на пушки как Петр Первый, или хотя бы намекает, (как <Пусси Райт>)
на профессиональную импотенцию наших президентов. А Церковь, конечно же,
рада и содействовать этому.
О сила Правосудия! Свершилась
Казнь лютая над этим морем зла,
Чьим преступленьям вся земля дивилась. (:)
Но, впрочем, поясним нашу историческую аналогию. Я процитировала песнь
девятнадцатую из части <Ад> Божественной Комедии итальянского поэта и
мыслителя Данте Алигьери. Вот что он пишет в ней, в частности про тогдашних:
попов.
Вы истрепали честь свою, как платье.
Вы потеряли совесть, разум, стыд,
Из золота вы сотворили Бога
Как идола язычество творит,
Его законы соблюдая строго
У вас же этих идолов - орда
У нас богов на этом свете много,
Которых вы меняли без стыда. (:)
О, Константин! Нет, не твое крещенье
Зло совершило в давние года,
А то, что власть и власти сокрушенье
Ты смело Папе Первому вручил,
И тем посеял семя прегрешенья.
О чем пишет великий итальянский поэт XIII века? Дело в том, что в конце VIII
века появился подложный документ, который был изготовлен канцелярией Папы
Римского, и получивший у историков название <Дар Константина>. Согласно
этому документу, император Константин перенося свою столицу в Византию,
якобы подарил Папе Сильвестру Первому город Рим и западные страны.
Фальсификация была раскрыта только лишь в XV веке. Во времена жизни Данте
этот документ считался подлинным, и сам Данте считал этот документ законным,
но, одновременно, и в высшей степени аморальным, поскольку Церковь не имела
права принимать светскую власть, и тем самым - обогащаться. Император же не
имел права ставить церковную власть на столь высокий государственный
уровень, что это оборачивалось государственными реформами. (Одна из этих
церковных реформ привела к разрушению Византийской империи).
Именно с момента появления <Дара Константина>, по мнению Данте, церковь из
символа морали, стала источником греха. Именно поэтому в эпизоде <Ада> Данте
Алигьери прописывает образы священнослужителей как грешников, так что <: в
пропасти ужасной, где грешник полыхал огнем, как тук: зарытый в бездне зол,
вниз головой, истерзанный, безгласный, торчащий, словно вбитый в землю кол>.
(перевод с итал. Д.Минаева).
Разве современная русская церковь ушла далеко от этого, и взаимодействуя с
государственными чиновниками высокого уровня, совершенно лишена корысти?
Ты помнишь, что Господь ключи от Рая
Вручая от апостола Петра,
Не требовал награды, повторяя
Одно лишь в этот час <Иди за мной>,
И Петр, в те дни корыстью не страдая,
Не требовал, чтобы Матвей святой
Снабдил деньгами вместо благодати:
Когда же русская церковь бросается защищать действующую власть, призывая
осудить и наказать поющих <Богородица, прогони Путина!>, то ведь это не
спроста? Какой же РПЦ резон в этом? Во всяком случае, мы еще не увидели,
чтобы со стороны Церкви прозвучало осуждение приговора Хамовнического суда.
Наоборот, духовник В.В.Путина, отец Тихон (знаменитый также фильмом
<Византийский урок>), поддержал решение суда. И связь между <Пусси Райт> -
Кремль- Церковь становится очевидна!
Значит, вместе с подобными акциями церковь что-то боится потерять? И
проводит это устрашающее мероприятие - девчонок на два года в колонию, чтоб
другим неповадно было?
Конечно же, панк- молебен <Пусси Райт> выглядит не слишком одухотворенным.
Но все протестные движения отличаются экспрессией и эпатажем. Надо смотреть,
какие цели при этом преследуются. Уже процитированный мной выше Данте
Алигьери тоже сумел не на шутку взбудоражить тогдашних священников, разбив
священную купель
Одну купель мне пару лет назад
Пришлось разбить, заботясь о спасеньи
Тонувшего младенца. Пусть галдят,
Что нечисты мои поползновенья
Давно мне безразличны клевета,
И лживых толкователей сужденья.
Действительно, если бы тогда, случайно оказавшись в храме во время обряда
Крещения, Данте не стал свидетелем того, как младенца во время Крещения
уронили в мраморную купель, и он там стал тонуть, то этот ребенок неминуемо
покинул бы земной мир. С точки зрения Церкви Данте совершил кощунство -
разбил купель, чтобы спасти Человеку жизнь.
Разница в этом эпизоде биографии Данте и истории <Пусси Райт> в том, что в
тюрьму итальянского поэта не посадили, и в колонию не отправили. Значит, уже
в XIII веке в Италии были зачатки гражданского общества? И не случайно,
именно в Италии столько памятников культуры, архитектуры, живописи. На
пустом месте, выжженном инквизицией, культура не возникает.
Иногда, для того, чтобы взбудоражить народ, заставить его задуматься над
происходящим, и чтобы спасти в нашей стране <младенца гражданского
общества>, приходится совершать действия, не приемлемые с точки зрения
церковных канонов. Но при этом, мне хочется воскликнуть вместе с Данте
Алигьери
Неужто наказанью равен грех?
добрый день, Евгений Журавлёв.
19 афгуста, 2012 года, в 9:10 вы написали письммо, которое я полностью
потдерживаю.
я - за!
с уважением - Михаил