Александр Борисов
Миф о докторе Менгеле
Рискуя впасть в немилость у протестантов, все же публикую эту статью. В
конце концов, в ней содержится больше вопросов и констатаций, нежели
осуждений.Точнее, осуждения в ней отсутствуют в принципе.
Когда самолеты НАТО бомбили Белград, в России - возмущались: как же так, они
уничтожают жилые кварталы, бомбят сербские храмы, а нас обвиняют в том, что
мы наводим конституционный порядок в Чечне! Неужели им не стыдно? Откуда
столь вопиющие дойные стандарты?
Моджахеды Афганистана из фильма про Рэмбо! Эпические воины, былинные
богатыри, рыцари без страха и упрека, настоящие львы Ислама! А спустя
десятилетие - антиисламская риторика и ракетные удары по Ираку и
Афганистану. Но, несколькими годами ранее - поддержка исламского Косово
против христианского Белграда. Отсутствие последовательности? Конечно.
Политика не терпит сантиментов. Но, явление это, на мой взгляд куда более
фундаментальное и естественное, чем может показаться на первый взгляд.
С исторической точки зрения, наивно было бы призывать тот же Запад
избавиться от политики двойных стандартов, как впрочем и нашу, российскую
власть - примеров из той же серии можно вспомнить сколько угодно. Да,
двойные стандарты давно стали визитной карточкой современного мира. Чтобы
разобраться с этими феноменом, я углублюсь в историю Западного мира, а в
частности - в историю Протестантизма. Оговорюсь сразу - мое повествование,
не претендующее на истину, будет проходить в сугубо субъективном ключе, но
без купюр и эвфемизмов.
Как известно, в эпоху Ренессанса, Католицизм, а в частности, институт Папы
Римского испытывал серьезные проблемы. В XIV веке европейская цивилизация
столкнулась с неслыханными доселе бедствиями, одним из которых, самым
страшным, была эпидемия чумы, унесшая жизни более 20 миллионов населения
Европы. Европа практически обезлюдела. Перестали работать социальные
институты, остановилось судопроизводство - преступников перестали казнить,
ибо просто не видели в этом смысла: все равно все обречены. Родители
отказывались от детей, дети - от родителей.
В воздухе отчетливо витает ощущение конца света. Наступает катастрофа
сознания. Подготовка к Апокалипсису рождает то самое макабрическое сознание,
которое формирует совершенно новый тип мышления. Естественно, колоссальная
смертность изменила отношение человека к Богу и к религии. Происходит
переориентация на тварный мир.
И именно на этой почве и под этим небом, в 1483 году, в Саксонии, рождается
Мартин Лютер.
Само детство Лютера окутано множеством тайн, известно, что его родители были
людьми своего времени, а именно: предельно жестокими и жадными. Истории
известен случай, когда молодой Лютер был сильно избит за орех. Факты, с
одной стороны незначительные, а с другой - имеющие, подчас, принципиальное
значение для понимания генезиса будущего учения Лютера, особенно, в
контексте психоанализа.
По сути, Лютер явил собой, наверное, первый пример создания медийного
образа, ставшего впоследствии своеобразным символом эпохи. Например, Лютер
утверждал, что он - выходец из очень бедной семьи, что впоследствии было
опровергнуто: его отец, Ганс Лютер, оставил после себя большой дом и тысячу
золотых гульденов - огромное состояние, по тем временам. Лютер,
утверждавший, что он - плоть от плоти крестьянин, во время крестьянского
восстания (произошедшего, в том числе, под непосредственным влиянием его
учения) призывал беспощадно убивать восставших.
Из всего вышесказанного, можно резюмировать: воспитание в семье
родителей-извергов, а также беспощадное время, наложили серьезный отпечаток
на душу юноши и привели к тому, чем он и стал.
В 1501 году молодой Лютер поступает в университет в Эрфурте, а в 1505 году,
получив степень магистра, уходит в монастырь. Примечательны подробности его
решения принять монашество: Лютер уходит в монастырь, следуя обету, данному
им - еще один любопытный факт - во время грозы. По преданию, возвращаясь в
свою студенческую келию, Мартин был застигнут грозой и был так напуган, что
дал обет, что если переживет эту страшную бурю, то уйдет в монастырь и будет
служить Богу в качестве монаха.
Завершив учебу, Лютер действительно уходит в монастырь, правда, берет с
собой всего две книги: Вергилия и Плавта - довольно странный набор книг,
также, своего рода, отражение двойственности манеры Лютера. До определенного
момента молодой монах вообще не интересуется Библией и лишь с момента
вступления в августинский орден, увлекается ею и становится ревностным
монахом. Он увлеченно изучает и трактует Библию, а из учения Блаженного
Августина выводит идею предопределенности, ставшей, впоследствии, одной из
характерных черт Лютеранства. Эта идея выражается следующим образом: человек
с самого рождения предопределен либо к спасению, либо к гибели.В дальнейшем,
что логически вытекает из идеи провиденциализма, Лютер отменяет идею
покаяния.
Примечательны послушания, кои принимает на себя Лютер в монастыре: он
убирает нечистоты, побирается, доводит себя до голодных обмороков - по
утверждениям современников, на лице Лютера виднеются одни глаза, "светившие
каким-то дьявольским огнем".
В 1507 году Лютер становится священником и проводит свое первое
богослужение, ознаменованное знаменитым "припадком на хорах" - во время
чтения Евангелия, отрывка об изгнании бесов, Лютер вдруг закричит "не я!",
после чего с ним произошел эпилептический припадок. По словам биографа,
Лютер кричал нечеловеческим языком и бился в конвульсиях, иными словами,
демонстрировал все признаки одержимости.
В 1511 году Лютер совершает поездку в Рим и служит во всех церквах. "Жаль,
что мои родители к этому времени не умерли", - пишет Лютер в своей
биографии, - "если бы они умерли, то я бы своим ревностным служением во всех
римских церквах вызволил бы их из ада".
В своих путешествиях по Риму, у Лютера возникают первые ростки грядущего
бунта. Дальнейшая эволюция Лютера проходит в замке, в так называемом
"варгбургском уединении", в котором он даже снимет с себя одеяние священника
и будет одет как рыцарь. Во время этого уединения, как писал он
впоследствии, его будет постоянно посещать дьявол и так ему надоест, что он
даже запустит в дьявола чернильницей, пятно от которой до сих пор
демонстрируют туристам.
Подобные факты биографии Лютера впоследствии заложат основу Протестантизма:
Бог молчит - с ним нельзя беседовать, а дьявол - он рядом.
Лютер работает над основным мучившим его вопросом - как решить проблемы
бедности. И он приходит к выводу, что каждая община должна нести
ответственность за своих нищих, будучи, при этом, изолированной от других
общин. И не пускать чужих нищих в свою общину.
В 1517 году, 31 октября, Лютер прибивает на дверь собора в Виттенберге свои
знаменитые 95 тезисов, сформулированных им во время затворничества в так
называемой "черной башне" - с этого начинается лютеранство. Лютер борется за
демократизацию церкви, он проповедует идеи о том, что все крещенные равны
перед Богом и через таинство крещения каждый обретает священство.
Но, дело в том, что 95 тезисов - это еще не само лютеранство, это был,
своего рода, обычный теологический спор, который он мог иметь в Сорбонне как
и любой монах, желающий отстоять свою точку зрения; Лютер, же решил донести
свои мысли до общественности таким своеобразным способом.
Подлинное лютеранство начинается с отмены таинств. Лютер разбивает
католическую церковь словами о национальности, об общине, он утверждает, что
каждый член общины может быть священником. Он отменяет иерархию. И в этот же
период Лютер совершает свой главный труд - он переводит Библию на немецкий
язык. Иными словами, из сакрального текста Библия превращается в философский
текст. Теперь каждый, обученный грамоте, может свободно трактовать
библейское учение, не взирая на авторитет отцов церкви.
Следующим революционным шагом стал труд о вавилонском пленении, в котором
Лютер подвергает кардинальной реформе основные положения католицизма. Он
призывает священство прекратить традицию безбрачия, а также признает только
два таинства: крещение и причастие. Были у Лютера даже поползновения в
сторону многоженства, но понимания они не встретили.
С этого момента Церковь теряет сакральность и становится "бытовой". Отныне,
люди приходят в молельный дом, и помолится и поговорить о насущных делах.
Церковь превращается в бытовое явление.
Можно задать вопрос - как же подобное могло быть допущено? Все дело в том,
что успех Лютера был обусловлен тем фактом, что он становится весомым
козырем в борьбе между гвельфами и гебеллинами, между партией папы Римского
и партией германского императора. И посему, неудивительно, что когда
крестьяне, по своему восприняв учение Лютера, устраивают восстания против
господ, Лютер, защищая интересы обласкавшей его партии, призывает к их
беспощадной резне. И в этом тоже заключается основа лютеранства:
двойственность, приспособленчество, дух капитализма.
Мораль лютеранства - зачем истязать себя постами, зачем беспокоится об
исключительной честности, если и так все предопределено? Кстати, Лютер
отрицает пост, как и монашество - еще один примечательный факт биографии его
непростой, а при некотором рассмотрении - патологической личности.
Основное положение Протестантизма можно сформулировать следующим образом:
Бог молчит. Если ты здоров, богат, успешен, у тебя крепкая семья, то даже
если ты добыл все это нечестным путем, каяться не нужно - Бог молчит, а
значит ты обречен на божью любовь (тезис о провиденциализме).
Возвращаясь к началу текста, можно легко себе представить, как протестант
Буш молится Богу, в то время как его самолеты разрушают сербские храмы. Это
не страшно, ибо благополучие твоей общины - превыше всего. Протестант не
должен стыдиться, если дело касается его процветания и не затрагивает
интересы его общины. Ибо протестантизм провозглашает примат благополучия над
благостью.
Логическую цепочку можно продолжить далее - каждому свое. Jedem das seine.
Недаром, Эрих Фром писал, что лютеранство лежит в основе национал-социализма
и близость Гитлера и Лютера для него очевидна. Отошли от божественного
промысла? Получите Гитлера! Да, Третий Рейх - это вершина протестантской
культуры.
Гениальный народ, создатель Лютера - он пересмотрел первую книгу Бытия и
сказал: "плод древа познания сладок и ничего, что за ним стоит Змей - я буду
познавать, а не доверять Отцу своему небесному!" Кто такой дьявол? И сколько
в нём осталось света после падения? Это очень интересно!
Под влиянием протестантизма возникала современная наука. Говорят, в
советских концлагерях на заключенных производили медицинские эксперименты?
Говорят, в Третьем Рейхе, ценой жизни и страданий тысяч военнопленных и
евреев создавались новые лекарства? Говорят, был такой доктор Менгеле?
Полноте - это всего лишь дух протестантизма. Это - Фауст, то, на чем и
строится дух современной науки.
Да, современный мир не только лютеранский, он еще и католический, исламский,
иудейский; но именно лютеранство определило то, что мы называем современным
миром.
Передоговор с дьяволом - основной лейтмотив мифа о докторе Фаусте, а
впоследствии - Фаустусе. Передоговор с дьяволом - что он нам даёт? Жизнь.
Пушкина бы вылечили. И Лизу Болконскую тоже.Фауст - это наука, медицина,
облегчение жизни. Живи, радуйся. Не стремись к смерти, бойся её. Выкинь из
головы всю эту святоотческую чушь. Только не удивляйся, если небольшой
Освенцим наступит. Или Бухенвальд. Издержка производства, не более.
Да, современный мир состоит из тайн. Они оберегают нас от потрясений.
Тайна - это лезвие бритвы, на котором балансирует человечество, где по одну
сторону - постоянный стресс, а по другую - розовые очки либерализма. Люди
думают, что фашизм уничтожен. Фашизм не в идеологическом, но в
онтологическом смысле. Недавно вышедший фильм Карена Шахназарова, "Белый
тигр", неплохо демонстрирует зыбкость бытия, в котором плавают запущенные
однажды идеи. Современный мир - это отныне гиперреальность, в которой
толерантный голубь мира срывает цветок с холма, под которым кроется
имперский свастичный пол, и несет его в синтетическую реальность, излучаемую
комбинаторными моделями в безвоздушное гиперпространство. И это - свойство
реальности, которое глупо осуждать. Можно лишь сожалеть по тем старым добрым
временам, когда существовал божественный глагол, но можно было умереть от
ангины.
А все началось давно, в добром, иерархическом, патриархальном мире,
сотрясаемом эпидемиями, жестокостями и мракобесием. Тогда Лютер занял место
Великого Инквизитора, а чуть позже, люди захотели себе антибиотик против
воспаления легких...