Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Воскрешение через спектр

 

Из-за болезни пропустил интересные интеллектуальные тусовки, в том числе «день Спинозы» в Институте философии РАН, да и конференцию федоровцев по проблемам воскрешения отработал не до конца. Но вчера вечером 29 ноября 2007 года удалось побывать в Институте Национальной Стратегии на очередной лекции Виктора Юрьевича Милитарева «Интенционально-деятельностное конституирование вторичных горизонтов обстоятельств». Получилось содержательное заседание, опять узнал немало нового. Давно пора мне приступить к более конкретному анализу сущего во всех трех его горизонтах, намеченных не только Милитаревым, но и другими рационалистическими мыслителями – в горизонтах обстоятельств, деятельности и языка.

Для меня бесспорно, что сущее классифицируется в каждом горизонте и соответственно имеет в базисе произрастающий из кода спектр. Есть спектр обстоятельств, деятельностей и языков. Простейший спектр – числовой ряд, а далее можно говорить о математических спектрах измерений и пространств и прочих идеальных объектов, о спектрах кирпичиков мироздания от струн и элементарных частиц до химических элементов, звезд и галактик, о спектрах биологических организмов и психических типов и интенций. А самое главное – есть спектр людей. Вот он – самый важный и интересный. И воскрешение – через него.

В сущности, те же элементарные частицы или химические элементы и вообще мир – в постоянном воскрешении. Средневековые богословы говорили о непрерывном творении, но точнее говорить о «непрерывном воскрешении». «Порождающие грамматики» сущего, а ещё точнее «порождающие программы» – это и есть код или источник непрерывного воскрешения. Каковы же могут быть «коды» или «порождающие программы» людей, с помощью которых можно воскресить каждого из нас на Страшном Суде. На эту тему я и задал несколько вопросов.

Воскрешение тел – это семечки, «мертвая вода», и уже сейчас можно приступать, если обеспечить финансирование. Тоньше и труднее – «живая вода», воскресение даже не души, а нашего уникального «умопостигаемого характера» (Entwurf в терминологии Мартина Хайдеггера). Присутствовавшие на семинаре Алексей Нилогов и Михаил Бойко предложили свои подходы – первый через переосмысление системы категорий, а второй через трансцендирование «от Ничто». Оба подхода – в струе моих размышлений. Только я при классификации категорий исхожу не из таблицы Аристотеля, считая её вторичной и производной от «таблицы экзистенциалов» (подступ к такой таблице – в трактате Sein und Zeit Хайдеггера), а при освоении Ничто -из «таблицы трансценденций», которую составил при упорядочивании прозрений того же Хайдеггера о художественном творчестве и о Ereignis (кое-какие результаты приведены в моих работах на сайте www.heidegger.ru).

Думается, более строгое проведение горизонтов между сущим с его категориями и бытием с его экзистенциалами и ничто-Ereignis с его трансцендированиями могло бы жестче скрепить каркас эпистемо-онтологической системы Виктора Милитарева. И дать выход к «спектру Entwurf», то есть к спектру порождения-воскрешения людей. Естественно, такое воскрешение, пусть и сопряженное с личной историей жизни-деятельности конкретного человека и окружающими его историческими обстоятельствами и «домом его бытия» (язык, духовно-волевая суть), будет соотнесено с «моментом истины» или со спекральной чистой линией данного человека, в которой содержится вся полнота его судьбы, интеграл его поступков и решений и помыслов – и градуса саможертвенности сущим ради бытия. И по этой линии и этому интегралу, воплощенному и явленному, конечно, в виртуальном и в то же время сверхреальном хард-софтном (телесно-духовном) пространстве «всеобщего воскрешения», он и будет осужден на Страшном Суде.


В избранное