Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Технологическая опричнина

Последние громкие заявления Путина о якобы вот-вот начинающемся переходе России на путь «инновационного развития» - не просто предвыборная пиар-имитация (поговорили и забыли и снова ухрюкались в любимую «трубу»), а нечто более худшее – начинающееся выстраивание «технологической опричнины», как назвал создание госкорпораций один из корифеев отечественного реального сектора (моторостроение, авиастороение), депутат Государственной Думы Ярославской области, генеральный директор ОАО НПО "Сатурн" (Рыбинск, Ярославская область), член Правления Российского Союза Промышленников и Предпринимателей сорокадвухлетний Юрий Васильевич Ласточкин в статье Госкорпорации: Опять перестройка (Ведомости, Москва, 01 ноября 2007 года, № 207 /1981/, стр. А4):



«Вопреки накопленному мировому опыту и существующим формам эффективного развития промышленности передовых стран, доказавшим свою состоятельность, апологеты госкорпораций пытаются снова направить Россию по своему, непроторенному пути. Пока не принято окончательных решений, которые, по моему глубокому убеждению, приведут к катастрофе, необходима серьезная, взвешенная дискуссия.

Перелицовка

Сегодня наша страна богата, накоплены колоссальные средства, появилось наконец намерение вкладывать в развитие государства необходимые и достаточные для прорыва деньги. Раскупоривается так тщательно оберегаемый доселе стабфонд. Но есть сомнения в правильности и эффективности использования средств.

Да, в максимально закрытых областях, не зависимых от международного партнерства и по сути своей внутригосударственных, организационно-правовая форма госкорпорации возможна. Никто не ставит под сомнение создание в России госкорпорации в области ядерного машиностроения и ядерных боеприпасов.

Но зачем нужна столь закрытая и непрозрачная структура для высокотехнологичных отраслей гражданской направленности, таких как машиностроение? К тому же чрезмерное увлечение госкорпорациями приведет к неизбежному длительному процессу новой административной реструктуризации, росту коррупции, дублированию госструктур, непониманию со стороны западных партнеров, инвесторов, как и с кем в России все-таки можно сотрудничать.

Очередная перестройка в новой России западным миром уже воспринимается крайне настороженно. В лучшем случае она заставит их выжидать, заморозив существующие проекты. А в худшем - окончательно оттолкнет от России.

Госкорпорации в случае их создания вынуждены будут иметь дело с теми же мировыми лидерами - американскими General Electric, UTC, европейскими Siemens, Rolls Royce, Alstom или японской Mitsubishi Heavy Industries (привожу примеры из близкой мне области машиностроения). А все эти транснациональные компании - акционерные общества, которые живут совершенно по другим законам. И при этом выполняют важнейшие стратегические заказы государства. А у нас главный апологет госкорпораций /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Имеется в виду глава ФГУП «Рособоронэкспорт» и личный друг Владимира Путина -Сергей Чемезов/ открыто заявляет в прессе, что зарубежный опыт нам нужен для того, чтобы сделанные прорывные открытия затем реализовать в серийном производстве уже как собственное ноу-хау. Что он говорит? Весь мир создает наднациональные продукты, наднациональные проекты и вместе делит риски и рынки. А нам предлагают у них научиться, чтобы потом их кинуть и реализовать приобретенное как собственное ноу-хау… И мир что - будет на все это смотреть?

С западными партнерами, лидерами хайтека, можно работать только на равных, открыто, создавая совместные продукты, привлекая их хоть чем-либо, используя их конкуренцию между собой. Не мы им, а они нам крайне необходимы. Для того чтобы с ними сотрудничать, нужно, чтобы интерфейс был одинаковый. Иначе им нужны будут только российские покупатели их изделий: ОГК, ТГК, газонефтедобывающие компании, «Аэрофлот» - чтобы поставлять свои самолеты, свои турбины, свои двигатели. И все.

Путь к катастрофе

Нам, без сомнения, нужны западные партнеры в области авиационных двигателей - военных, гражданских, нам нужны партнеры в создании турбин для генерации, для создания современного парогазового цикла, для создания современных систем транспортировки газа. Сегодня весь мир объявил крестовый поход в поддержку процессов энергосбережения. Мы же к этому процессу не имеем никакого отношения. На Западе стоит задача увеличить КПД двигателей в два раза к существующему, снизить за 5-10 лет эксплуатационные расходы самолетов по топливу на 20%. Мы же в этом процессе просто не участвуем. А это совершенно иные скорости, это совершенно иной расход топлива, это высочайший КПД турбин, это полностью иной интегральный коэффициент. Вот задачи и вызовы, стоящие перед отечественным машиностроением.

При этом на Западе уже давно не шарахаются от понятия частной собственности, частно-государственного партнерства. Они уже доказали и свою состоятельность, и свою патриотичность, и государственность, наконец. А у нас продолжается популистское внедрение в сознание масс представления о том, что все беды от собственников. Но во-первых, это не так, а во-вторых, основные вызовы у нас совершенно иные. К сожалению, сегодня страна не хочет признавать, что у нее нет адекватных ответов на многие вопросы.

К счастью, на многие вызовы времени уже появились ответы, но на многие - все еще нет! И пока мы здесь будем структурироваться и пересаживаться, Запад уйдет в абсолютный отрыв, который для нас окажется полным космосом.

Я считаю, что это путь к катастрофе. В случае потери времени на очередную административную реструктуризацию речь будет идти о практически безвозвратной утрате отдельных функций. В первую очередь это будет утрата функции репродукции отдельных высокотехнологичных сегментов. Когда она прерывается в тех сферах, от которых не зависит стратегия государства, - это одно. Но если будут затронуты важнейшие отрасли и начнется накопление этих утрат, страна вообще уже ничего не сможет. А за этим последует или смена строя, или потеря суверенитета…

Необходим жесткий контроль - действуйте! Необходима промышленная стратегия - принимайте! Необходим прорыв - реализуйте при максимальной государственной поддержке. Еще раз повторю: в России уже имеются все необходимые механизмы и структуры, способные осуществлять как госконтроль, так и направлять развитие промышленности страны в целом. Беда-то не в структурах, а в головах…

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Не только в головах (Путин соображает хорошо), а прежде всего в «классовых» интересах. А интерес у Путина и его клана – держать власть в сказочно богатой всякими ресурсами нашей стране, а для этого надо давить низовую субъектность (национальный капитал) как потенциального конкурента. И вместо раскрепощения частного хайтековского предпринимательства, как происходило в США, Сингапуре, Малайзии, КНР или Ирландии при их прорыве в постиндустриализм, решено часть нефтедолларов направить в неошарашки госкорпораций – не столько для развития, сколько для имитации развития и заботы о будущем страны (на самом деле деньги в основном пойдут на «распил» бесчисленными приближенными). Если бы озаботился технологическим прорывом, то не создавал бы вотчины для «своих», а сделал бы, как Сталин, такую огромную надбавку за ученые степени и звания, чтобы у талантливой молодежи появился хотя бы материальный стимул грызть гранит науки и делать карьеру в ней. Но ничего подобного даже близко нет. Умышленно или по дурости так делается?/

Только форма

Откуда уверенность, что после создания госкорпораций все вдруг изменится как по мановению волшебной палочки? Что, уже существуют спецшколы и колледжи, где обучают управленцев, способных реализовать прорыв? Нет. Или первыми лицами госкорпораций назначаются личности, способные действительно обеспечить необходимый рывок, имеющие историю успехов? Так нет этого. Путем внутрикорпоративных пересадок изыскиваются наиболее лояльные либо близкие и доверенные, будто адепты некого тайного братства.

Нужно совсем иное решение наших проблем. Есть мировые лидеры в области хайтека. Что нужно России? Посмотреть, как они создавались, как они устроены, как управляются, в чем секрет их эффективности. И наконец, какие у них отношения с государством. Анализировать, учиться и внедрять передовые тренды у себя.

Но нам вместо этого нужны госкорпорации. Аргумент сторонников этой формы - контроль над ценообразованием. Но этот аргумент несостоятелен, поскольку на формирование цены влияет не форма собственности, а масштаб производства. Если производить штуки изделий, то какова может быть цена продукта? Эксклюзивный товар дорог. Необходимы усилия государства по созданию этого масштаба и адекватность самого бизнеса в ответе вызовам времени по масштабированию производства, необходимым темпам роста.

Второй аргумент - что госсредства эффективно используются только в госструктуре - тоже не находит абсолютного подтверждения. Примеров неэффективных или уже развалившихся госкомпаний множество.

При этом сидящие в руководящих креслах департаментов, министерств, агентств, штабов, управлений, все провалившие на глазах у всей страны, вдруг дружно кинулись в поддержку госкорпораций. Им крайне выгодно спрятаться за новую идею, чтобы снять с себя ответственность за все то, что провалили… И более того, не принимая сегодня никаких решений относительно собственно продукта, уводя в область формальных экспериментов, они в большей степени чем кто-либо способствуют превращению России в сырьевой придаток.

С тем, что наша промышленность должна быть крупной, конкурентоспособной и размер промышленности должен быть тождественным уровню конкурентоспособности, естественно, никто не спорит. Но при этом промышленность должна состоять из таких же компаний, как и во всем цивилизованном мире, - акционерных обществ. Хочет ли государство иметь в них 100%-ное участие или контрольный пакет, но именно государство, а не какие-то агенты или клевреты. И в любом случае степень общественного контроля над этими большими компаниями должна быть беспрецедентна.

Что бы нам сегодня ни говорили, есть реальная жизнь, есть реальное состояние промышленности, армии, и оно далеко от того, чтобы позволительны были какие-то новые эксперименты. Армия сегодня полностью зависит от отечественной промышленности. Раньше необходимы были денежные вливания. Но сегодня армия финансируется, и реальное проведение ее модернизации зависит от наличия в промышленности репродуктивных функций, от способности промышленности к расширенному воспроизводству. Вот где решение, а не в создании госкорпораций, по сути, в чистом виде технологической опричнины».

Обсуждение на форуме газеты «Ведомости» получилось, на мой взгляд, содержательным:

Intelligent:
Статья правильная, я лично очень рад, что ее написал человек с таким положением, а не просто журналист, которого моментально заклевали бы да еще и поиздевались вдогонку.

Servet:
Солидарен с Вашей оценкой качества и нужности статьи. Впечатлен гражданской смелостью Человека, которому есть, Что терять. Боюсь только, что "клевать" его будут гораздо сильнее, чем просто смелого журналиста. Потому что он сказал то, о чем очень многие руководители нашей промышленности думают, говоря в собственном кругу, но не осмеливаются обсуждать публично. Им есть, Что терять.
Ласточкин действует прям по алгоритму "аля-Черкесов"...:)
Человек отчаялся докричаться до власти посредством бюрократических процедур и прибег к помощи СМИ. Слава Богу, что есть еще такая возможность и такие СМИ, которые позволяют донести до общественного мнения смелые, неприглаженные ЕдРенной политикой точки зрения спецов по ключевым для страны проблемам. Обнадеживает, что и люди еще есть, способные на гражданский поступок. Так, может, еще рассосется?:(

DonSerghio:
Видимо, уже нечего терять. И "клевать" Ласточкина будут не сильнее, а выше. И, наверное, уже заклевали.

ЮВГ:
Автор во всем прав, но надо иметь в виду и другое - как Чемезову сохранить бизнес Рособоронэкспорта. Без консолидации всех, кто ему нужен и интересен, - бизнеса по торговле оружием у него не будет очень скоро. Клиенты уже пищат от качества и слабых ТТХ. Уровень всей отечественной промышленности, управляемой красными директорами и военными, очень низок. Я ничего не имею против военных в промышленности, но не тянут они руководство институтами и посты зам. главного конструктора... Что остается делать? Подгрести под себя максимум и заставить хоть как-то работать на себя. Здесь и начинается полемика. Я, честно говоря, не вижу экономической схемы вытянуть из болота ту часть промышленности, которая работает на оружейный бизнес. Красные директора не управляемы, так и норовят продать все по максимуму и сдать площади в аренду. И их тоже можно понять. Грамотные инженеры разбежались или вот-вот уйдут на пенсию. Технологов, тем более со знанием английского, не найти. Молодежь откровенно слаба в технике, плохо знает английский и не получила Школы, как это было принято в СССР.

Servet:
Понять их не только можно, но и просто необходимо. Какие экономические мотивации им создать, чтобы они больше могли заработать на организации современного производства, а не на разворовывании. Вот созданием подобных мотиваций + стимулированием конкуренции и должно было бы заниматься правительство. В частности, МЭРТ. А вот лично я активной системной (а не отдельные решения) работы правительства в этом направлении не наблюдаю. Схватить более-менее ценное, объединить в госкорпорацию, отдать ее своим людям, предоставить им особые условия - вот и вся премудрость нынешних командиров промышленности на высшем уровне власти.

Speaker:
Чувствуется боль автора за состояние отечественной промышленности. Он как производственник остро ощущает несовершенство управления технологическим рывком. Путин же, являясь апологетом гоуправления, видит решения этого вопроса в тотальном контроле со стороны своих генералов от КГБ и ФСБ. Опыт Советского Союза покоя не даёт: дескать, был тотальный контроль и была сильная армия, хорошо вооружённая, развитая наука. Николай Первый тоже вёл себя крайне жёстко в вопросах госуправления, а вызов в виде Крымской войны не удержал и проиграл. Уровень отечественной промышленности проверяется по уровню производимых в России автомобилей. Тотальное отставание. Бравада по поводу сверхсовременных истребителей недостаточна, чтобы покрыть видимые перекосы в управлении технологическим прорывом. Пока РФ впереди планеты всей по обвинению своих граждан в воровстве и измене Родины, а тем временем вагоны с мазутом с Кириши переваливаются через Таллинн - так выгодней Тимченко /МОЙ КОММЕНТАРИЙ: ещё один друг Путина - ведущий российский нефтетрейдер/. И причём тут громогласные обвинения Эстонии.

Iliys:
Когда кого-то берут на работу, то прежде смотрят его резюме и список удачных проектов. Когда нынешнее государство обещает прорыв в чем-либо, оглядываясь, хочется увидеть нечто, где прорыв уже случился... Только отчего-то ничего особо успешного в активе сегодня у государства нет: ни армии, ни здравоохранения, ни милиции, ни пенсионного обеспечения. Когда крайне неуспешный менеджер /=Путин?/ обещает золотые горы и невероятные успехи, ему, отчего-то, совсем не веришь.

Шаско:
Эка панацея - госкорпорации. Муссолини отдыхает.
Это при нашей-то коррупции и безответственности, бессовестности власть имущих. Воровайка и бездарная растрата средств - гарантированы. При убогих пенсиях, здравоохранении, образовании, дорогах - давай расширим и углубим черную дыру, в которую - эй, ухнем шанс стать нормальной страной.

Для участия в дискуссиях:
"Откуда уверенность, что после создания <подставьте нужное> все вдруг изменится как по мановению волшебной палочки? Что, уже существуют спецшколы и колледжи, где обучают управленцев, способных реализовать прорыв? Нет. Или первыми лицами <подставьте нужное> назначаются личности, способные действительно обеспечить необходимый рывок, имеющие историю успехов? Так нет этого. Путем внутрикорпоративных пересадок изыскиваются наиболее лояльные либо близкие и доверенные, будто адепты некого тайного братства."
Браво! Самое лучшее описание базовых принципов функционирования нашего мира, которое я когда-либо встречал. Ничто не совершенно под луной...

IVAN1:
@А за этим последует или смена строя, или потеря суверенитета@
За этим следует развал страны на мелкие княжества - причем мы идем к этому прямой дорогой, выстраивая экономику да и политику по образцу СССР.
Ну а про сырьевой придаток - так это уже данность.

Провинциал:
Глас вопиющего в пустыне.
Спецшкола КГБ, по всей видимости, формировала в своих учениках стабильное чувство страха, воспринимаемое самим субъектом как чувство уверенности в себе.
Руководствуясь чувством страха, вряд ли возможно принимать сколь-нибудь эффективные решения.
Мотивировка этих решений, внешне похожая на подтверждение стабильного и уверенного состояния, никак не связана с реальностью.
Господин Ласточкин осознал сущность госкорпораций, или, что не есть хорошо, просто типичный технарь-идеалист.
Что впереди?
В первом варианте - его место на баррикадах (сомневаюсь, скорее - на нарах), во втором - при всей своей мощи - легкое недомогание и смена деятельности.
Благодарен "Ведомостям" за то, что они сумели привлечь такого автора.
Даже если эта статья лишь показатель наличия подковернрй борьбы, то это не "битва нанайских мальчиков".
А мнение тяжеловесов как Ласточкин стОит в 1000 раз больше, чем мнение ГэБэшников.

SVN:
Все таки Газпром юридически - ОАО, хотя и с контрольным пакетом у государства. Проводит собрания акционеров, отчитывается перед ними, в Совете директоров есть и независимые директора.
В госкорпорациях, о которых идет речь, вообще нет акционеров, всем будет рулить некие чиновники из правительства (а точнее президентской администрации). Будут действовать по своим законам без всякой публичной отчетности.
==Думаю, что наверху это понимают. И пытаются, консолидируя ресурсы, совершить догоняющий скачок-рывок.==
Это и автор понимает, только утверждает, что для "скачка-рывка" "наверху" выбрали самый неудачный способ, при котором ничего кроме воровства (это уже имхо) не "скакнет".
Вот прочитал Закон о Нанокорпорации. Никакой конкуренции не предусматривается, ничего она не производит. Такой большой мешок с деньгами, которые она будет распределять на развитие и "прорывы-отрывы".

avt49:
В чем проблема - в капиталоемкости? Не вижу я людей (они наверняка есть, но вряд ли их подпустят), которые будут реализовывать внятную государственную политику.

Servet:
Проблема в отсутствии мер, стимулирующих инвестиции в создание новых капиталоемких производств. Плюс повышенные сегодня риски, что созданное на свой страх и риск капиталоемкое производство не будет затем по рейдерским схемам отторгнуто от законопослушного и даже эффективного собственника.
Раскрывать это все детально очень долго будет. Только два примера. Вот призывает власть увеличить перерабатываемость сырья, а барьер на пути реализации этого призыва убрать "забывает" - НДС на ввозимое перерабатывающее оборудование (слава Богу, под давлением лоббистов хоть импортные пошлины с этого оборудования отменили, хоть и временно).
Другое... Тарифы на перевозку. Произвели Вы в центре Сибири что-нибудь интересное. Только собрались это вывести, сразу издержки (за счет тарифа на перевозку) зашкалили. И продукция стала неконкурентной. Про гарантии прав собственности после "разборки" ЮКОСа (намерено не обсуждаю, виновны или нет бывшие его хозяева) и разгула черного рейдерства пояснять, надеюсь, не нужно.
Что касается дельных управленцев, то откуда им взяться при завертикализированной системе принятия решений в стране? Самостоятельные личности с оригинальным мышлением или на дальних подступах отсекаются от власти, или вынуждены маскироваться до лучших времен.
И учтите. Правила игры - это не нечто закостеневшее. Это гибкий (но прозрачный) инструмент в руках государства, который помогает решать важные для общества проблемы. Видим, что нет у нас и не будет в ближайшее время конкурентного оборудования, например, для ЦБП. А потребность в строительстве новых ЦБК есть (иначе с лесом по-хозяйски работать нельзя - отходов будет много). Так освободи импорт такого оборудования от пошлин и НДС. И увеличишь уже сегодня переработку леса. Одновременно создай условия, чтобы и наши производители потихоньку через несколько лет вышли на самостоятельное производство подобного оборудование. После этого возврати пошлины на импорт. Гибкость нужна в регулировании, а не упование на создание универсальных и неизменных правил, а также исключительно на мудрость рынка.
Мы тут с Вами недавно обсуждали недостаточность публикаций, показывающих возможности развития. Вот обсуждаемая статья, на мой взгляд, как раз из этой серии. Ну, наверно, не идеальна, так как акцент в ней делается главным образом не на том, что и как нужно делать, а что делать категорически нельзя. Но тем не менее...

Логик-Т:
<<Никто не ставит под сомнение создание в России госкорпорации в области ядерного машиностроения и ядерных боеприпасов>>
- политкорректная уступка.
Она логически неоправданна по крайней мере для ядерного машиностроения. Ведь здесь важна не форма собственности, а форма контроля. А химия и биология не менее опасны с точки зрения производства мегаубийственно токсичных веществ: для всех них должен быть жесткий контроль оборота даже для частных собственников.
Избежать скандала с полонием (отравление Литвиненко) не помогла государственная монополия...

Bakayaro:
Очень эмоциональное выступление, которое отражает действительно существующие проблемы. Российский чиновник - это коммерсант от бюджета, который добирает свое через административный ресурс. Путин выстроил "вертикаль", которая сплотила вокруг власти политическую и бизнес элиту, но и спровоцировала всевластие чиновников, а теперь и партийных бюрократов. Они будут делать всё, что в их интересах, путая свои интересы с интересами государства. Очевидно, что госкорпорации выгодны "вертикали". И когда "вертикаль" рухнет под тяжестью собственной некомпетентности и разъедающий страну коррупции, тогда накроет всех, включая госкорпрорации. Жаль, что Россия опять пошла каким-то своим обходным путем... непутевая.

Helissen
Статья мне понравилась. Но что толку? Слушать не хотят, а тем более понять. Это я про тех, кто у руля сейчас. Никаких чудес, голова-то им на что? А все одно толку нет. Была сегодня в Ленинке после почти 20-ти летнего перерыва. Впечатления очень и очень грустные. Нет, не развалилось. И посетителей полно. Но как-то все через одно место. Каталог электронный есть, правда в него попали только книги, приобретенные после 2002 года. Те, что есть в электронном каталоге, не всегда можно тут же и заказать. Полы, лестницы и залы отремонтировали, запах исчез, был там знаете ли странноватый запах в прежние времена, но заказ по-прежнему надо ждать два часа, да и сроки приема все также ограничены. Туалет привели в порядок, но краны в раковинах текут, потому как поставили на испанский санфаянс смесители с резиновыми прокладками. В столовой не пахнет, но есть в ней нечего, да и страшно это есть. Зал электронного каталога с кондиционером, а остальные - нет. Переезд зала периодики продолжается почти год, фонды закрыты, а то, что есть в открытом доступе, я и в интернете найду. В общем, вспомогательные процессы как были в загоне, так и остались.

ИванУмный:
Впечатляющая статья. Фамилия автора не на слуху, поэтому не мог дождаться, с середины бросился посмотреть, кто это такой смельчак.
Поглядите, например, нигде в мире для разработки топливных элементов никто не создавал мегакорпораций, а раздают гранты, и немаленькие, обычным Limited. В России 11 компаний, имеющих отношение к этому (одна производит ) , в США - 25 страниц компаний. В результате в следующем году пойдут первые серийные Хонды FC, а у нас - новые Лады.

stranger in the strangeland в ответ Хорсег"у от 09:25 01.11.07:
"Вот если бы ещё назвал уважаемый автор фамилии этих людей и проваленные ими проекты - тогда бы цены не было данной публикации"
Вы знаете, сейчас в России за это предусмотрена ответственность. Но выход есть. На этот день, конкретных результатов не дал ни один из федеральных проектов. А теперь подставьте имена.
Попытаюсь обобщить Ваш комментарий. Госкорпорации в России - это современный аналог феодальных вотчин, жалованных государем своим верным подданным. При практически сохранившихся традициях самодержавной власти в России, в экономике произошёл переход от земельного феодализма к сырьевому. Это приговор всему высокотехнологичному сектору.

Оценки здравые, совпадают с моими (я их высказываю с весны 2000 года, скоро 8 лет). Мы – в беспросветном неофеодальном тупике, когда бал правит новая опричнина. Долгое время Путин вообще пальцем не шевелил, чтобы Россия технологически продвинулась. Наоборот, методично уничтожались прорывные наработки и одно конкурентоспособное отечественное производство за другим (смотри мои заметки за прошлые годы). Однако, когда ситуация стала выглядеть совсем уж неприличной (рост денег есть, а развития нет), Путин решил учредить госкорпорации. За образец взял XVIII-ый век, когда Петр Великий и Екатерина Великая, подражая модернизированному Западу, тоже учреждали нечто подобное для строительства кораблей, добычи руд, выплавки железа и т.п. Но тогда хотя бы подбирали дельных управленцев типа Демидовых и Строгановых, а сейчас – друзей и сослуживцев и соседей по даче и прочих близких. Технологическая опричнина – удачная характеристика. Ясно, что на самодержавии, неофеодализме и опричнине далеко не уедем, а лишь ещё глубже увязнем в деградации, вымирании и распаде.



В избранное