Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Завет Иисуса Христа – Обогащайтесь!

 

Бог богат-самодостаточен, он собственник всего сущего, и человек, созданный по образу и подобию Божьему, тоже должен стать экономически-самодостаточным (богатым), чтобы не просто уподобиться Богу, а иметь собственную точку опоры как базис собственной субъектности и способности отобразить-осознать сущее и себя самого и перевернуть-преобразить-досотворить мир и себя, стать богоравным и войти в Царствие Небесное. Об этом постоянно возвещает Иисус Христос, указывая, что обретение богатства человеком есть предусловие кончины мира, то есть осуществления эсхатологической Высшей Цели.

«Когда же сидел Он на горе Елионской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Евангелие от Матфея 24:3).

Иисус Христос разъясняет, что до того придут многие лжехристы и антихристы и многих соблазнят и «во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» (24:12-13). «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (36). И Он выделяет «избранных» и наставляет их – «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (42). Как говорится, «Будь готов!», и избранному надо взнуздать себя - «Всегда готов!». Не спи, не спи, художник-творец-субъектник, бодрствуй – и тогда можешь обрести избранничество. Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь. Но натруженное богатство – не самоцель, а средство саможертвенности ради Бога.

Не будем переписывать главы Евангелий, разъясняющие этот завет Иисуса Христа. Но ныне люди и даже интели редко открывают Священное Писание и вникают в простые, но не принимаемые греховной душой слова Спасителя. Поэтому приведем некоторые из них:

42 Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.
43 Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.
44 Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.
45 Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?
46 Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так;
47 истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.
48 Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой,
49 и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами,-
50 то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает,
51 и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Евангелие от Матфея, Глава 25:

1 Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху.
2 Из них пять было мудрых и пять неразумных.
3 Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла.
4 Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих.
5 И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
6 Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему.
7 Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
8 Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
9 А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
10 Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились;
11 после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам.
12 Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.
13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.
14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:
15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.
16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;
17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.
19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.
20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.
23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,
25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.
26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;
27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;
28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,
29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Мораль проста – кто не работает и не нарабатывает богатство, а зарывает деньги в землю вместо того, чтобы пустить их в оборот и нарастить капитал, тот раб нерадивый и ленивый и обречен на геенну огненную. Обогащайся – или попадешь в ад. И кто не заботится о своем высшем долге и не готовит масло для светильника души, тех не допустят на эсхатологический брачный пир, на Богосаможертвоприношение, на жизнь вечную. Эта мысль снова и снова повторяется в Евангелиях – и вот Евангелие от Луки, Глава 19:

12 Итак сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;
13 призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.
14 Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.
15 И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.
16 Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.
17 И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.
18 Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.
19 Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.
20 Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,
21 ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.
22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;
23 для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?
24 И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.
25 И сказали ему: господин! у него есть десять мин.
26 Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;
27 врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

Неимущие, то есть бедные и нищие, которые не проявили готовности к богатству и не напрягались ради его обретения – обречены. Бедность – это роковой порок. Можно оправдывать свою бедность и слабость насилием и эксплуатацией со стороны сильных, но кто мешает человеку восстать против угнетателей и в борьбе обрести право своё? Трус не играет в богоравенство. Гегель в «Феноменологии духа» показал, что тот, кто не рискует своей жизнью и не имеет силы духа, - раб. «Лишь тот жостоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой» (Гёте). Надо всё сделать, чтобы помочь человеку обрести экономическую самодостаточность (богатство), чтобы уберечь огонёк-росток своей субъектности от более сильного и хищного, но если уж сам не дюж, то не жалуйся на придавливающий гуж. Бедный и нищий – неугоден Богу.

Но только в том случае экономически-самодостаточный (богатый) человек угоден Богу, если богатство не является самоцелью. Подобен Господу Богу и является господином и богачом и субъектником лишь тот человек, который, как подчеркивал Гегель, готов пожертвовать самым главным своим богатством, а именно своей жизнью, - ради свободы. «И только риском жизнью подтверждается свобода, подтверждается, что для самосознания не бытие, не то, как оно непосредственно выступает, не его погруженность в простор жизни есть сущность, а то, что в нем не имеется ничего, что не было бы для него исчезающим моментом, - то, что оно есть только чистое для-себя-бытие. Индивид, который не рисковал жизнью, может быть, конечно, признан личностью, но истины этой признанности как некоторого самостоятельного самосознания он не достиг» (Гегель. Феноменология духа // Гегель. Сочинения. Том IV. Москва, 1959, стр. 102).

Если уж жизнью должен жертвовать, то имением своим и имуществом – тем более. А если жалко, если не саможертвенный – то не избранный, не господин, а жалкий шкурник, для которого уготована геенна огненная, а не Царствие Небесное. Об этом – Евангелие от Луки, предшествующая вышецитированной Глава 18:

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;
20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.
21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.
22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.
23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.
24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?
27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.
28 Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
29 Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия,
30 и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

В известном комментарии Баркли отмечается, что задавший вопрос молодой начальник - хороший человек, но он сердцем и душой чувствовал, что жизнь его несовершенная. Иисус сказал ему, что, если он действительно хочет добиться того, чего он всю жизнь ищет, то он должен продать все свое имение, раздать все бедным и следовать за Ним. Почему Иисус потребовал это именно от него?

Существует одно апокрифическое евангелие, так называемое евангелие от Иудеев, большая часть которого утеряна; в одном сохранившемся отрывке мы находим описание изложенного здесь события, дающего ключ к его пониманию. "Другой богач обратился к Иисусу: "Учитель благий! какие же добрые дела должен я делать, чтобы наследовать жизнь вечную?" Иисус ответил ему: "Человек, повинуйся закону и пророкам". Богач ответил: "Я делал это". И тогда Иисус сказал ему: "Иди, продай свое имение, раздай его нищим и следуй за Мною!" Богач начал почесывать затылок, потому что ему не понравилось такое приказание; тогда Господь сказал ему: "Как же ты говоришь, что исполнял закон и пророков? Ведь в законе сказано: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя", и вот взгляни: вокруг много братьев твоих, сынов Авраама, умирают с голода, а дом Твой полон добра, и ты ничего из него не отдаешь им". И Господь обратился к Симону, ученику Своему, сидевшему рядом с Ним: "Симон, Ионин, удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие".

Вот и трагедия и тайна богатого начальника. Он был эгоистом, шкурником. Будучи богатым, он ничего не давал людям, а поклонялся лишь своему благополучию и богатству и обожествлял комфорт. Именно поэтому Иисус предложил ему раздать все свое состояние. Многие используют свое состояние, чтобы подавать жизненные удобства, блага и облегчение своим собратьям; этот же человек наслаждался плодами своего благополучия. Если богом человека является все его время, его мысли, его энергия и преданность, то именно богатство этого начальника и было его богом. Если он хотел когда-либо наследовать счастье, он должен был, как объяснял Гегель, покончить со всем этим богатством, посвятить свою жизнь другим и отдаться этому служению с тем рвением, с которым он ранее жил для себя.

И далее Иисус сказал, что верблюду легче пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Раввины часто говорили о слоне, пытающемся пройти через игольные уши, как о чем-то абсолютно невозможном. Но метафора Иисуса может иметь один из двух источников.

1. Говорят, что наряду с большими воротами в Иерусалиме, через которые проходило движение, имелась также и калитка, достаточная по высоте и ширине, чтобы через нее мог пройти человек. Эта калитка называлась "игольные уши", чрез которую только с большими трудностями мог пройти верблюд. Христос именно это и имел в виду.

2. По-гречески верблюд называется камелос kamelos. В ту же эпоху в греческом языке гласные звуки произносились неясно, и другое греческое слово камилос kamilos, означающее судовый канат, толстая веревка, - произносилось почти так же. Вероятность подмены тем больше, что долгое е произносилось как i, kamelos звучало как kamilos.
Правильнее было бы: Легче канат протянуть через игольное ушко... Возможно, Иисус сказал, что легче протянуть канат сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Божие.

Но почему Он так выразился? – вопрошает Баркли. Дело в том, что богатство закрепощает человека сущим. Шкурный богатый настолько предан своему богатству, считая его целью и даже самоцелью, что никак не намерен расстаться с ним, ни о чем другом не думает. И нет ему пути в рай. А надо было всего-навсего решиться поставить на кон своё сущее, чтобы обрести истинное своё Бытие. Ибо когда Петр сказал Ему, что он и другие ученики оставили всё и последовали за Ним, Иисус заверил, что каждый человек, оставивший всё сущее ради Царствия Божия, получит намного больше. Субъектники на своем опыте знают, что это правда.

В Комментарии к Новому Завету Уильяма МакДональда тоже отмечается, что молодой богач вел эгоистичную жизнь, а надо не порабощаться богатством сущего, а субъектно быть выше его. Человек доказывает свою субъектность-богоравность, жертвуя сущим ради бытия. Нищий по нерадению достоин ада, а добровольный нищий по сверхрадению – Избранный, которому даровано Царствие Небесное. Но чтобы стать добровольно-нищим, надо сначала добиться своим трудом-радением самодостаточного богатства. Бог поможет своим избранным обрести такой достаток – «Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих» (Второзаконие 28:8).И Бог поможет удалить из жадного, жестокого и склонного к шкурничеству собственника грех Золотого Тельца и заменить его истинной любовью к Господу. Слуга не выше своего Господина, а Иисус оставил Свои небесные богатства, чтобы спасти наши порочные души. И нам тем более неуместно считать богатство самоцелью в мире, где Он был бедным. Но богатство нам нужно как средство Богостроительства и в конечном счете Богосаможертвоприношения. И Иисус Христос взывает к людям, желая спасти их, сделать богоравными – Обогащайтесь!


В избранное