Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Юбилейные (10-ые) Фёдоровские Чтения

 

В пятницу 23 ноября 2007 года – третий (предпоследний) день работы Чтений. Собрались в конференц-зале 1-го Гуманитарного комплекса МГУ на Ленинских (Воробьевых) Горах. Удачно вела Анастасия Гачева. Уровень докладов высокий, выступают в основном доктора наук и профессора из различных городов России, Украины, Казахстана, а также из дальнего Зарубежья (Сербия, Германия, США). Получаю массу новой для меня информации. Но не слышал дельных версий Страшного Суда, а о виртуальном пространстве воскрешения и о Вечном Возвращении никто при мне не упоминал. Лев Львович Регельсон сказал, что и он не слышал ничего подобного, хотя некоторые трактовки весьма интересны. Думаю, дело в том, что выступающие слабо знают Священные Писания и допускают отсебятину. А надо следовать откровениям пророков, зафиксированным и в Библии, и в Священном Коране, и в Риг-веде. Сам я конспектирую – но не выступаю, потому что всё существенное для себя написал в тезисах «Воскрешение ради Сотворения». Лев успел изложить свою концепцию роли Святой Троицы в контексте воскрешения мертвых и разъяснить хилиастический смысл «философии общего дела».

Можно констатировать очень отрадный факт – в мыслящей элите нынешнего российского общества уже возникла и с каждым годом усиливается тяга к прикладной эсхатологии. И пока никто в мире не способен столь убедительно ответить на вызов наступившей новой эры, как русская мысль. Причем Николай Фёдорович Фёдоров ещё в позапрошлом веке смог предвидеть приход нынешнего информационного (постиндустриального) общества и предложить конкретные способы его освоения и развития. Вообще Россия выстрадала не только марксизм (восприняв его эсхатологично), но и первой прорвалась к практическому осуществлению вселенского проекта Царствия Небесного. Сегодня налицо имеем группу очень подготовленных миссионеров Правой Веры, есть с кем работать орговикам.

Лев Регельсон стремится найти образ и подобие Богосаможертвоприношения на уровне сегодняшнего субъектника. В связи с этим обсудили проблему шахидства. На мой взгляд, каннибализм и шахидство свойственны также и досубъектным людям, а свойственную субъектнику саможертвенность проанализировал Гегель в «Феноменологии духа», причем не только в диалектике господина и раба, но и в параграфах, посвященных трактовке массовых репрессий и революционного террора. Способность каждый день идти на бой ради жизни и свободы – это и есть отблеск в человеке Богосаможертвоприношения. И сам факт отдачи всего себя общему делу и сплочения в нераздельной Троице Сплота - уже есть входной билет в рай. Воинство небесное Апокалипсиса состоит из сплотников – «Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый» (19: 14-15). И многоипостасность Сплота возможна лишь в любви самопожертвования ради Другого, как изобразил Андрей Рублев в иконе Троицы.

Как свершить на практике этот порыв к Сплоту через саможертвоприношение – надо ещё продумать.


В избранное