Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Переход от индустриального общества к информационному резко расширяет социально-экономический базис субъектности, порождает и укрепляет новые социальные слои профессионалов и вообще преобразует социально-классовую структуру общества. Какие же социальные слои станут ударной силой нового субъектного порыва?

На этот вопрос пытается ответить двоюродный брат Бориса Немцова и директор по коммуникациям Всероссийского центра изучения общественного мнения Игорь Виленович Эйдман в книге «Прорыв в будущее: Социология Интернет-революции» (Москва: Издательство ОГИ, 2007, 384 стр.). Основные свои идеи он изложил в статье Восстание «умный толпы»: Манифест мировой социальной интернет-революции (Время новостей, Москва, 13 сентября 2007 года, N°166):

«В номере за 30 июля с.г. газета "Время новостей" опубликовала статью социолога, автора книги "Прорыв в будущее. Социология Интернет-революции" Игоря Эйдмана "От Веб 2.0. к Е-обществу 2", которая вызвала большой резонанс в российском интернет-сообществе. Сегодня мы публикуем статью, являющуюся продолжением этой темы.

Революция на пороге

Человечество стоит на пороге мировой социальной интернет-революции. На смену частной собственности, наемному труду, манипулятивной представительной власти идет свободное творчество, общедоступная информация, прямая демократия. Новые информационные технологии в начале ХХI века создали возможности для качественного преображения политической и социально-экономической системы общества. Теперь от социальной активности мирового интернет-сообщества зависит скорость и полнота этих перемен.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Несколько пафосно, но верно, особенно если иметь в виду Интернет-проекты типа разработанных мной универсальной информационно-поисковой системы Панлог и универсального компьютерно-коммуникационного устройства Панбук/

Современные мировые и интегрированные в них национальные правящие элиты собственников-манипуляторов не могут ответить на вызовы времени. Они неэффективны, корыстны, коррумпированы. Их власть представляет собой серьезную угрозу для будущего человечества. Ресурсный и экологический кризис, обостряющееся противостояние цивилизаций, кризис доверия традиционным социальным институтам делают наше будущее непредсказуемым и опасным. Угрожающие вызовы времени может преодолеть только радикальное социально-политическое обновление развитых стран, способное обеспечить новый виток развития мирового творческого процесса.

Еще в середине ХIХ века многие радикальные ученые и публицисты пророчили грядущий крах капитализма. Наиболее развернуто о его неизбежности говорили основоположники марксизма. С высоты прошедших полутора с лишним столетий можно констатировать, что ускоряющееся технологическое развитие, с одной стороны, продлило капитализму жизнь, а с другой, обеспечило неотвратимость его конца. Капитализму все это время удавалось успешно приспосабливаться к техническому прогрессу и развитию производственных отношений. Ухудшения положения пролетариата, как пророчили тогдашние критики капитализма, не происходило, наоборот, уровень жизни наемных рабочих рос. Что не менее важно, совершенствовались технологические инструменты, обеспечивающие собственническим элитам возможность эффективного манипулирования обществом (наиболее характерный пример таких инструментов - телевидение).

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Надстроечная и несколько смазанная картина. Капитализм оседлал научно-технический прогресс и, будучи сам порождением низовой субъектности, в свою очередь питал её. Конечно, верхи капиталистического общества манипулируют досубъектными массами, а что им остается делать, но субъектные не поддаются агитации/

В результате промышленный пролетариат вопреки предсказанию основоположников марксизма не стал могильщиком капитализма, как рабы не были могильщиками рабовладельческого, а зависимые крестьяне - феодального строя. Однако другое марксистское пророчество - о том, что капитализм умрет, когда обострятся противоречия между его производственными отношениями и развивающимися производственными силами, - на новом, непредугаданном классиками витке развития все же получило все шансы сбыться. Как промышленная революция похоронила несоответствующий ее задачам феодализм, информационная революция способна положить конец капиталистическим частнособственническим отношениям. Крупное индустриальное производство не уничтожило капитализм, наоборот, оно стало мотором его развития. Конец капитализму положит развитие интернет-общества, обеспечивающее свободный доступ всех его членов к основным современным средствам производства - информации, инструментам ее получения, обработки, создания, распространения (т.е. прежде всего к компьютеру и Интернету).

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Слишком размытое понятие капитализм выражает способ производства, ставший господствующим благодаря породившему Новое Время и научно-техническую цивилизацию взрыву сверхновой звезды низовой субъектности. Чтобы уничтожить капитализм – надо уничтожить субъектность. Но постиндустриальное (или информационное) общество рождается в новом рывке субъектности, так что лучше говорить не о конце капитализма, а о начале его новой фазы, которую можно назвать сверхкапитализм. При таком подходе понятно, что угнетение человека человеком приобретет лишь новую форму, о чем и говорил Владимир Ильич Ленин в 1903 году, когда разбирал составленный Георгием Валентиновичем Плехановым проект Программы РСДРП - ««Всё» угнетенное «человечество» ещё не знаю, освободим ли мы: напр., угнетение тех, кто слаб характером, теми, кто зело тверд характером» (Замечания на второй проект программы Плеханова // Полное собрание сочинений. Издание 5-ое. Том 6, стр. 232)/

Почему капитализм обречен

Феномен запаздывающих, но сбывающихся пророчеств известен. Зачастую пророчества сбываются гораздо позднее, чем ожидают сами пророки, тогда, когда в них уже мало кто верит. Например, более чем через полвека после намеченного срока сбылось пророчество Троцкого о том, что партийная бюрократия реставрирует в СССР капитализм, чтобы заполучить в частную собственность и передать своим потомкам производственные ресурсы страны. Длительная отсрочка реализации марксистского пророчества о крахе капитализма, банкротство попыток создания альтернативных форм социального устройства вызвали торжество рыночного фундаментализма, уверенность в сакральной силе частнособственнических рыночных отношений.

Крах альтернативных капитализму социальных экспериментов в ХХ веке был предопределен тогдашним уровнем технологического развития экономики. Их организаторы были уверены в том, что бурно развивавшееся в то время крупное индустриальное производство призвано стать могильщиком капитализма и основой для новой формации, идущей за ним вслед. Господство крупной индустрии в экономике диктовало им концепцию построения общества как единой фабрики, завода. Логика была проста: если экономика основана на крупном производстве, то и общество должно управляться как единый большой завод. Отсюда авторитарность, иерархичность управления, жесткое администрирование и регламентация. Как следствие, ограничения свободы самовыражения, творчества, личности, ведущие к творческому и технологическому застою, низкой конкурентоспособности экономики. В результате все попытки организовать альтернативное капитализму общество на базе крупного индустриального и (или) аграрного производства вырождаются в государственно-капиталистическую диктатуру и заканчиваются естественным крахом, реставрацией капитализма.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: По-моему, Игорь Эйдман не отличается широким историческим кругозором и в упор не видит продолжающийся триумф коммунистической идеи в Китае, где коммунистический идеал субъектности для все – «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» - приспособился к вызовам постиндустриализма. Можно считать китайский вариант альтернативой капитализму, а точнее – конвергенцией капитализма и коммунизма. Не так примитивна история, как некоторым кажется/

Развитие современного интернет-общества формирует новую альтернативу капитализму. На смену концепции общества-фабрики пришел образ общества-сети. Такого общества, политическая и экономическая системы которого основываются не на вертикальных иерархических, а на горизонтальных свободно формирующихся социальных коммуникациях.

Технологическое развитие преодолевает господство крупной индустрии и вертикально управляемых корпораций. Новые технологические достижения информационного общества предполагают формирование экономики свободного индивидуального и коллективного сетевого творчества.

Не обязательно быть марксистом, чтобы признать, новое интернет-общество уже не будет капиталистическим, то есть не будет основываться на частной собственности и рыночной экономике. Даже далекий от марксизма представитель американского научного истеблишмента Йокай Бенклер пишет о новом обществе: «Главной характеристикой экономики сетевой информации является гораздо большая роль индивидуального децентрализованного участия, в основе которого лежат широко распределенные нерыночные механизмы, не зависящие от проциентарных (собственнических) стратегий».

Впереди всемирный флэш-моб

Научно-техническая революция во второй половине XX века привела к созданию высоких информационных технологий, которые были использованы правящими элитами для манипуляции обществом (наиболее эффективным инструментом манипуляции оказалось телевидение). В результате дальнейшего их совершенствования появилась угроза полного манипулятивного вырождения демократии через монополизацию высокотехнологичных информационных инструментов правящими элитами. Творческий процесс в силу логики своего развития ответил на эту угрозу созданием Всемирной сети - Интернета, который по самой своей природе демократичен и отвергает любой монополизм.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Страшилки насчет подавления личности при капитализме – абсолютизация тенденции «потребительского общества» для недосубъектных. Даже в разгар потребительства владели исторической инициативой низовые субъектники, которые продолжали держать контрольный пакет общественно-политических акций/

Технологические возможности Интернета создают условия для формирования общества прямой демократии, свободного распространения информации; социальной системы без частной собственности и наемного труда, эксплуатации и манипуляции. Основной целью такого общества станет создание гарантий для свободной творческой самореализации каждого его члена.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Гарантии почти всегда есть, а желания обычно нет – вспомним вышеприведенную мысль Ленина/

Объективные условия для формирования подобного общества сложились в большинстве развитых стран (Европы, Северной Америки, Дальнего Востока). Для реализации этих возможностей необходима мировая социальная интернет-революция, то есть мирное освобождение общества от манипулятивной власти современной буржуазной элиты, радикальная демократизация и рационализация его социальной системы.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Это действительно так, необходимо разблокировать социальные лифты для стремящихся к субъектности там, где сохраняются препоны неофеодализма или монополизма и сильны позиции десубъектизаторов/

Известно, что любые революционные преобразования совершаются при условии формирования контрэлиты, способной бросить идеологический вызов правящей элите и повести за собой общество. Преобразование современного буржуазного мира в интернет-общество также способно осуществиться только при условии появления контрэлиты интернет-революционеров. Она не может сформироваться в старых социально-политических и информационных институтах, контролируемых прежней буржуазной элитой манипуляторов. Единственная и естественная среда, в которой может и должна появиться современная контрэлита, - это интернет-сообщество, находящееся вне зоны тотального контроля правящей элиты. Интернет, и прежде всего социальные сети в нем, открывают возможности как для популяризации альтернативных идей, так и для появления новых популярных лидеров, противостоящих существующей социальной системе. В этой среде и следует ожидать зарождения контрэлиты, способной мобилизовать интернет-сообщество на противостояние системе, обеспечить переход к более справедливому, рациональному и эффективному обществу.

Уже сейчас развитие информационных технологий организует их пользователей в так называемую «умную толпу» (термин Говарда Рейнгольда), формирующуюся с помощью Интернета, мобильной связи и т. п. С помощью информационных технологий люди, составляющие эту «умную толпу» (зачастую разъединенные территориально и социально), объединяются вокруг решения тех или иных конкретных задач (будь то отставка политика-коррупционера, протест против роста цен, войны, несправедливого законодательства и т.п.). Интересы «умной толпы» как более современной и демократичной формы самоорганизации неизбежно войдут в противоречие с властью старых элит, ориентированных на сохранение статус-кво. Задача контрэлиты интернет-революционеров - организовать действия «умной толпы», сделать их целенаправленными и эффективными.

Как известно, в настоящее время в Интернете происходит бурный рост социальных сетей. Сети начинают играть все более значимую роль в общественной жизни многих стран. Одновременно с этим они попадают под все большее влияние корпораций. Социальной и творчески активной части интернет-сообщества для того, чтобы отстоять свободу самовыражения, защитить ее от корпоративной манипуляции, необходимо объединиться в систему социальных сетей типа «Е-общество 2.». Эти сети будут основаны на принципе персонального социального взаимовыгодного взаимодействия (на базе технологий p2p) без корпораций и эксплуатации. Сети «Е-общество 2.», дающие пользователям возможность реализовывать свои социальные и творческие мотивации без манипулятивного посредничества собственнических структур, смогут стать наиболее популярными и со временем вобрать в себя большую часть интернет-сообщества.

Сеть «Е-общество 2.» будет, по сути, виртуальным слепком гражданского общества. В них организуется «умная толпа», способная в любой момент перенести свои действия из виртуальной в физическую реальность. Таким образом, эти сети смогут быть одновременно эффективным инструментом социальной и творческой самореализации, прообразом будущей политической системы, а также альтернативным центром, организующим социальную протестную и созидательную активность интернет-сообщества как в национальном, так и в мировом масштабе. В перспективе в тех или иных странах участников «Е-общества 2.» станет больше, чем тех, кто участвует в традиционных избирательных процедурах. Тогда эта сеть сможет в рамках легальных демократических процедур взять на себя функции реальных органов государственной власти.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Наивное ожидание! Интернет помогает поддерживать связь со сторонниками, однако без сплоченного ядра нескольких единомышленников, лично знающих друг друга, - не организовать даже приличного политического флэш-моба/

Продолжение статьи, опубликованное в газете на следующий день, начинается с главки Контуры образа будущего, или Демократия без манипуляции (Время новостей, Москва, 14 сентября 2007 года, № 167):

«Уже в ближайшее время в большинстве развитых стран свободный доступ в Интернет будет обеспечен для всех членов общества. В этой ситуации роль парламента, органов законодательной власти смогут выполнять все заинтересованные граждане. Используя специализированные интернет-ресурсы (например, сети Е-общества 2.) в режиме реального времени, они получат возможность обсуждать, голосовать и принимать законы, оперативно реагировать на появление той или иной проблемы - то есть выступать в роли депутатов современных парламентов. За порядком и организацией работы смогут следить модераторы, избираемые участниками парламента - всеми пользователями Сети.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Конечно, всеобщее избирательное право очень несовершенно. Являясь одним из плодов Просвещения с его механистической иллюзией равенства людей (эгалитаризма), оно смешивает в одну кучу субъектных и несубъектных, Dasein и Das Man – тогда как именно субъектники задают общественное мнение, а досубъектники следуют ему. Это верно и в Интернет-пространстве – одни задают оценку, другие повинуются ей. Видимо, как в обществе, так и в Интернет-соообществе ради повышения уровня свободы (субъектности) среди недосубъектизированных целесообразны выборы по системе выборщиков, когда узкий круг знающих друг друга людей выбирают из своей среды более компетентного на их взгляд представителя, а из круга этих более компетентных и друг друга знающих по совместным дебатам лиц пусть будет выбран ещё более компетентный круг, и так далее. Происходит как бы промывка электората, и субъектность наращивается ступень за ступенью, как в золотодобывающей драге. Нечто подобное происходит в любом профессиональном сообществе, которое иерархизируется по ученым степеням/

В представительной демократии уровень влияния на политическую жизнь определяется прежде всего обладанием социальными и финансовыми ресурсами. В прямой интернет-демократии возможность участия в принятии политических решений будет определяться только степенью личной заинтересованности, компетентности, убедительности аргументов гражданина, которые определят частоту и эффективность посещений им виртуального парламента. Естественно, меньшинство политически активных граждан, являющихся постоянными посетителями этого интернет-парламента, будет находиться под латентным контролем большинства, члены которого смогут при необходимости воспользоваться своим правом потенциальных интернет-депутатов.

Интернет-демократия не нуждается в посредниках между избирателями и властью. В ней нет места для политических партий, призванных манипулятивными методами мобилизовать активность избирателей для решения социальных задач своих руководителей.

Борьбу политических партий за исполнительную власть в интернет-обществе сможет заменить конкуренция услуг деидеологизированных сообществ профессиональных управленцев, подобных тем, что сегодня работают в экономике. Прямой интернет-парламент, включающий всех членов общества, периодически на альтернативном интернет-конкурсе будет заключать контракт с одной из таких управленческих команд. В контракте будут предусматриваться определенная программа действий, ее предполагаемый результат и соответствующая оплата работы. Причем этот контракт в любой момент сможет быть расторгнут в случае, если за это проголосует большинство членов интернет-парламента.

Тем самым произойдет десакрализация политического управления и превращение выборов исполнительной власти из манипулятивного шоу в покупку потребителями на конкурсной основе необходимой им услуги. Занятие политическим управлением в органах исполнительной власти, таким образом, станет рутинной профессиональной деятельностью.

Экономика без эксплуатации

На смену господству крупных корпораций в интернет-обществе придет повсеместное распространение индивидуальной и групповой творческой трудовой деятельности и рациональный обмен ее результатами через социальные сети в Интернете. В этой связи реализуется давняя идея Элвина Тоффлера - о переходе от бюрократической формы организации труда к адхократической, при которой социальные и производственные структуры создаются временно, для решения конкретных задач, а каждый их участник может свободно взаимодействовать с другими как по вертикали, так и по горизонтали. На этой основе для решения научных, технических, экономических задач могут создаваться временные ассоциации свободных интернет-творцов. Этим ассоциациям в интернет-обществе предстоит вытеснить сложные и авторитарные структуры крупных корпораций.

В интернет-обществе труд будет освобожден от зависимости от капитала. Как известно, власть работодателей над работниками основывается на институте частной собственности на средства производства. Сегодня, когда основным средством производства становится общедоступный компьютер, эта власть должна неизбежно исчезнуть. Свободный работник получает независимость от организации работодателем условий для его работы (где мой компьютер - там мое рабочее место). Кроме того, он получает возможность без посредничества работодателей индивидуально или в рамках адхократических сообществ организовывать распределение труда, производственный процесс и продажу его результатов через Интернет.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Безусловно, и мы ощущаем это уже сейчас, Интернет дает субъектнику массу возможностей избавиться от ига десубъектизаторов/

Конечно, подобный прогноз актуален пока только для развитых стран, в экономике которых доля материального производства перманентно сокращается. Однако со временем развитие интернет-революции и связанное с ней ускорение творческого процесса дойдет и до средне- и даже слаборазвитых стран. Мировая интернет-революция будет завершена с повсеместным распространением автоматизации материального производства и утверждением творческой интеллектуальной деятельности как основы экономической активности населения.

Революция сегодня!

Революции, социальные перемены в новейшее время организовывались партиями, профсоюзами, массовыми движениями. Сегодня, когда практически все традиционные политические институты подчинены и коррумпированы правящими элитами, радикальные социальные перемены могут быть подготовлены только в неподдающемся их тотальному контролю интернет-пространстве. Мировую интернет-революцию организует мультинациональное мультиязыковое сетевое движение (Е-общество 2.), распространяющееся поверх государственных границ и культурных барьеров. Подобная сеть, объединив большие массы активных людей в разных странах мира, могущая мобилизовать их на различные созидательные и протестные действия, представляет собой огромную силу, способную изменить мир.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Надо только всегда держать в уме необходимость лидирующей группы орговиков, без которых никакой проект, в том числе в Интернете, невозможно реализовать. Такая группа Интернет-новаторов организует Интернет-пространство и как «лидеры общественного мнения» навязывает массе юзеров свою волю и свои цели/

Сегодня практически все общественные силы, независимые от манипулятивной собственнической элиты, заинтересованы участвовать в социальных переменах, которые несет интернет-революция. Анти- и альтерглобалисты - потому что эти перемены отстранят от власти глобальные элиты и транснациональные корпорации. Экологисты и "зеленые" - потому что они помогут защитить мировую природу от безжалостной эксплуатации со стороны крупного бизнеса и национальных бюрократий. Демократы - потому что интернет-революция ведет общество к прямой демократии - более высокому уровню воплощения демократических идеалов. Анархисты и либертарианцы - так как она призвана освободить личность от государственного и корпоративного подавления. Социалисты и коммунисты - потому что она уничтожит эксплуатацию наемного труда. За пределами интернет-революции останутся только рыночные фундаменталисты, патриоты-государственники, клерикалы и националисты, то есть защитники институтов, обслуживающих интересы традиционных глобальных и национальных правящих элит.

Таким образом, сетевое движение интернет-революции сможет объединить большую часть социально активного интернет-сообщества. Для участия в нем будет достаточно придерживаться только нескольких общих идеологических принципов: свободы информации, труда и творчества; прямой интернет-демократии; противостояния диктату корпораций, собственников и государственных бюрократий.

Конечно, правящая мировая олигархия собственников-манипуляторов, контролируемые ею корпорации понимают угрозу, которую несет их власти новая реальность. Она пытается максимально ограничить свободу информации в Интернете, скупает социальные сети, преследует радикальных интернет-активистов. Так как информация становится главным товаром в современной экономике, частнособственнические отношения, перестав распространяться на информационные ресурсы, неизбежно со временем потеряют значение и в других сферах экономики и социальной жизни. Поэтому последовательная борьба за свободу информации должна стать первостепенным делом интернет-революции.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Это бесспорный приоритет Интернет-сообщества, реализуемый в универсальной информационно-поисковой системе Панлог/

Вторая задача интернет-революции - формирование новых, более демократических и рациональных форм социальной организации. Эта борьба может вестись по принципу "от частного к общему". Социально непривилегированная часть интернет-сообщества научится солидарно защищать интересы своих членов. Любые злоупотребления собственников, нарушение прав, подавление личности, издевательства над наемными работниками должны встречать организованный в сети массовый протест. Каждый случай социального насилия со стороны национальных властей и международных институтов (репрессии полиции, экологические нарушения, военные авантюры, ограничение свобод и т.д.) также должен встретить отпор. Любого члена сообщества, доказательно пожаловавшегося на злоупотребления со стороны работодателя, должно поддержать все сообщество. Каждый встретившийся с фактами насилия со стороны власти также должен получить поддержку от своих собратьев по Сети. Необходимо оперативное жесткое массовое реагирование и на институциональные изменения, ухудшающие положение непривилегированного большинства, тормозящие развитие общества.

Сеть также способна стать центром выработки альтернативных предложений по различным вопросам общественного развития, решению текущих и глобальных проблем.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Правильно!/

Сеть организует «умные толпы» на сопротивление существующему глобальному социальному порядку, в поддержку альтернативных решений и проектов, выработанных интернет-сообществом. Среди подобных действий могут быть: традиционные массовые акции и флэш-мобы; бойкот реакционных компаний и институтов, их услуг, товаров, СМИ; различные формы гражданского неповиновения и неучастия; публичное разоблачение преступлений бюрократии и корпораций, массовые подачи против них юридических исков и т.д. Реальная социальная активность сообщества будет способствовать виртуальному «голосованию ногами» - массовому переходу пользователей Интернет в сети Е-общества 2. В результате эти сети будут набирать все больший общественный вес, увеличится значимость формируемых в них альтернативных решений и проектов; сети превратятся в реальных конкурентов традиционных органов власти.

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Это тоже правильно, верно/

О мировой социальной Интернет-революции

Разнообразные автономные действия в разных странах мира, формирующие единую мировую интернет-революцию, будут развиваться лавинообразно и со временем приобретут высокую организованность и интенсивность. В конечном итоге они приведут к радикальному социальному преображению глобального общества, отстранению от власти правящей мировой собственнической олигархии, переходу реальных рычагов управления к созданным в Интернете органам прямой демократии.

Мировая социальная интернет-революция начинается!»

При всей справедливости ряда констатаций, не удалось, на мой взгляд, избавиться от Интернет-утопии. Бесспорно, Интернет расширил поле возможностей для прорыва субъектности, восхождения к ней. Но отнюдь не все пользователи Интернета стремятся к субъектности. Наоборот, подавляющему большинству юзеров наплевать на политику и борьбу за свободу, а многим ненавистна демократия как таковая, хотя они увлекаются демократией Интернет-порнографии. Люди разные – одни имеют силы для субъектности, а на порядки больше – не имеют. Поэтому надежды на равенство людей, и в том числе Интернет-пользователей, лучше забыть. Всегда взрослый будет так или иначе угнетать ребенка, в то же время стараясь его субъектизировать, и профессор угнетает студента и мучает его на экзамене, стремясь возвысить его до вершин знания, и властный тиранит слабовольного, и мужчина в половом акте овладевает женщиной. Эгалитаризм хорош в социализации и несовместим с субъектизацией. А ведь для организации людей в Интернете тоже нужна пассионарность и твердость характера и ум и другие редкие качества, так что, как и предсказывал Владимир Ильич Ленин, ситуация угнетатель и угнетаемый, вождь и ведомый, пастырь и паства, - сохранится в любом обозримом будущем.


В избранное