[pc] Человек - царь или убийца?
![](http://mediasubs.ru/author/avatar/21674913.png)
Доброго здоровья всем читающим!
Человек - царь или убийца?
Человек - царь или убийца
Христианство - религия, говорящая о бессмертии человека. А бессмертны ли
другие живые существа, населяющие нашу планету? Есть ли у животных души? И
должен
ли человек-христианин заботиться лишь о спасении своей души, забывая о
<<меньших братьях>>?
Загубленная душа
Месяца два назад решил я приобрести щенка или котенка: думал, займу им сына
- у нас с женой появится больше свободного времени. Приехав на выходные к
матери
в поселок Мызино, узнал, что неподалеку в деревне Каменка одна хозяйка
раздает новорожденных котят бесплатно, не раздумывая сел на свой <<Урал>> и
помчался
туда.
- Эх, - покачала головой хозяйка, приехал бы вчера, я б тебе на выбор
пятерых предложила. А теперь только один остался: хотела внучке подарить, да
она
отказалась...
Мы прошли в маленькую комнату, и в углу, в куче тряпья, я увидел кошачье
семейство.
- Ну-ка, отойди, - отшвырнула бабка кошку и, взяв котенка за шкирку,
плюхнула его в мой вещмешок. - Только поторопись, сейчас наверняка Сонька
взбесится,
- добавила она, кивнув на насторожившуюся <<мамашу>>.
- Правда? - улыбнулся я. - Тогда вы ее подержите.
Выйдя во двор, я погрузил поклажу в коляску и покатил восвояси. Но когда
въехал на холм и обернулся, чтоб окинуть взглядом красоту полей, увидел, что
мотоцикл
стремительно догоняет старухина кошка.
<<Все-таки вырвалась, - подумал я, и меня охватил азарт. - Ну, держись!>>
И я поддал газу, подняв позади себя столб пыли...
Увидев, как мой Пашка взвизгнул от восторга, вытащив из вещмешка живую
игрушку, я просиял от радости... Теперь он часами возился с котенком, а мы с
Ниной
могли спокойно заняться огородом и, искупавшись в озере, полежать под
ветвистым дубом, глядя на убегающие вдаль облака.
Выходные кончились, мы поехали домой, в город. Дорога шла через Каменку. Но
километров за шесть до нее мы заметили впереди небольшой бугорок.
Приблизившись,
я заглушил мотор. На краю дороги, уткнувшись мордой в пыль, лежала бабкина
Сонька. По ее шерсти ползали муравьи и мухи.
Я все рассказал жене, и мы решили закопать бедное животное. Взяв лопату, я
отошел от дороги к оврагу, и вскоре яма была готова. Бросив туда труп, я
засыпал
его землей, и мы поехали дальше. Проезжая мимо Каменки, решили на минуту
заскочить к хозяйке, чтобы сообщить ей о кошке.
- Да пес с ней, - махнула рукой бабка, - чумных держать - спасу нет. Я,
когда четверых ее пострелят стала в корзину класть, она, паразитка, меня так
за
палец тяпнула, что до сих пор болит.
- Почуяла, что другим отдаете?
- Что топить несу. Да кому они нужны? И ведь дверь снаружи заперла, так она
мне, гадина, всю обшивку изодрала... Потом целую ночь где-то шлялась, а
наутро
явилась вся в грязи, в тине и шасть по половикам! Стирки после нее было -
чуть Богу душу не отдала.
Мы вернулись домой, жизнь пошла своим чередом - работа, друзья-приятели, по
вечерам уроки с сыном. Только было как-то не по себе. Такая тоска нахлынула
- хоть волком вой! Однажды после получки зашел в <<Рюмочную>>, хотя до этого
почти не пил.
<<С ума спятил? - уговаривал я сам себя. - Из-за облезлой твари?>>
Как-то, возвращаясь с работы, специально завернул в книжный магазин -
полистать учебник зоологии и вычитал: поступками животных руководят
инстинкты. <<Значит,
она мчалась за котенком неосознанно, - заключил я. - Мы ведь тоже
испытываем, чувство голода или жажды совершенно непроизвольно>>. Это меня
немного успокоило.
Но однажды увидел, как жена ласкает только что вымытого Павлика, целует его,
расчесывая мокрые волосы, как глаза ее сияют бесконечным счастьем, - и у
меня
снова защемило в груди.
Бедная Соня тоже носила под сердцем своих малышей... Они родились
беспомощные, голодные, неумело тыкались мордочками в ее соски. И она по
очереди заботливо
их облизывала, согревала своим теплом, оберегала их сон... Она не понимала и
не хотела понимать, почему ее котята не имели права жить. Даже чувствуя, что
ничего не в силах изменить, она отчаянно вцепилась в руку своей хозяйки,
взявшей на себя роль судьи... Она грызла запертую дверь, слыша удаляющийся
жалобный
писк своих детенышей. Ночью звала их, бегая взад-вперед по берегу; и, даже
несмотря на при родное отвращение к воде, кинулась в нее - спасать. А
вернувшись
домой изнемогшая и опустошенная, бросилась в угол к своему последнему
детенышу. Когда же и его отняли, она бежала за ним до тех пор, пока не
отказало сердце...
Все это так ясно предстало перед моими глазами, что я до сих пор не пойму,
как я мог такое сотворить. Но одно могу сказать совершенно точно: вернуть
душевное
спокойствие мне поможет только забота о нашей двухмесячной кошечке, которая
сладко посапывает сейчас, свернувшись клубочком, и надежда на то, что
Господь
со временем подарит ей малюток, и я смогу сделать все, чтобы она ощутила то,
что не успела почувствовать ее несчастная мать. А иначе что толку, что
однажды,
остановившись в поле по пути в Мызино, я просил у загубленной мною души
прощения? Ведь в ответ я услышал только завывание ветра...
Владимир Кузин, г. Владимир
Их бессмертие в нашем бессмертии
Священник Виталий ГОЛОВАТЕНКО, настоятель храма во имя Poждeствa Пресвятой
Богородиицы при Санкт-Петербургской консерватории
Болит рука, болит голова, болит сердце... И мы невольно стараемся унять эту
боль, потому что она мешает нам трудиться, отдыхать, радоваться. Мы
торопимся
прогнать боль как нечто чуждое. Это нормально и естественно для человека. Но
есть у боли и другая сторона: если какой-то орган болит, значит он жив. И
если ещё болит моя душа, значит, она тоже еще не умерла!
Удивительно, как Бог дает нам возможность
advert
преображать зло в несомненное добро. Так, душевная боль может вызвать
чувство сострадания, соболезнования к другому (любопытно, что слово
<<соболезнование>>
переводится на греческий как sym-patheia, то есть симпатия). Но такое
преображение не происходит автоматически: Творец уважает нашу свободу. От
своей боли
можно ведь и озлобиться, замкнуться, а можно откликнуться на чужую боль,
пусть даже боль животного...
Любой человек, имеющий животное, может многое рассказать о своем любимце,
например, о том, с какой искренней и неподдельной радостью встречает он
вернувшегося
домой хозяина, задолго чувствуя его приближение. Часто можно услышать фразу,
что домашние животные преданнее, чем многие люди, ведь они не разлюбят, не
предадут, не уйдут к другому... Животное привязано к человеку не за что-то,
а просто так. А чем платит человек за такую преданность и любовь к себе?
Беззащитность и безответность. Эти две характеристики животного мира по
отношению к миру человеческому для меня всегда были определяющими. Как бы ни
был
силен и хитер любой хищник, человек, имея оружие, изобретая все более
совершенные способы поимки и убийства, всегда окажется сильнее, хитрее и
коварнее.
А значит, зверь всегда беззащитен перед жестоким <<царем природы>>. И как бы
животное ни защищалось от жестокости человека, как бы ему ни хотелось
постоять
за себя и своих детенышей, с той же силой и хитростью зверь человеку
ответить не может. Все равно это будет не честный поединок равных, а подлое
убийство
или позорное избиение более сильным менее сильного.
А действительно, лежит ли на человеке ответственность за <<братьев наших
меньших>>? Или это всего лишь красивая метафора, которой мы обязаны
поэтическому
таланту Есенина? Мы привыкли, что христианство говорит в основном о
человеке, о его преображении, спасении, а животный мир, вроде бы, оставляет
в стороне.
На первый взгляд, это как бы не входит в сферу интересов Церкви. Но так ли
это на самом деле?
Уже в первых строках Библии, после рассказа о сотворении мира и его
обитателей, дана исчерпывающая характеристика отношений человека и животных.
<<И сказал
Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да
владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над
зверями,] и
над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по
Далее происходит еще более поразительное событие, которое, к сожалению,
остается практически незамеченным и непонятым современным читателем
Священного
Писания. Бог приводит к человеку всех живых существ и предлагает назвать их.
Почему же Творец всего Сам не дал имена Своим <<произведениям>>? Дело в том,
что наречение имени - это символ обладания и господства над тем, чему ты
даешь имя. Не столько внешнего, сколько внутреннего - проникновения в саму
суть
этой вещи, знание всех ее тайн как со-творец, как господин, владыка и царь.
Первые читатели Библии прекрасно знали, что означает наречение имени, и это
место красноречивее всех слов говорило им о том, что человек - это
действительно царь природы.
Итак, именно человек был поставлен Богом владыкой, царем над всем земным
тварным миром. И до тех пор, пока человек оставался в послушании своему
Создателю,
он жил в согласии и взаимопонимании с врученной ему природой. Но люди,
впервые реализовав свою свободу против воли Бога, захотев быть равными Ему,
добровольно
отпали от Него, и вся природа также лишилась благодати богообщения. Грех и
вина царя и владыки заразил всех его невинных поданных. Но почему?
Нарушил-то
запрет человек, причем же здесь вся природа? Где справедливость?
Почти все церковные авторы, говоря на эту тему, отмечали, что человек -
существо уникальное. Из всех живых существ, которым Господь дал жизнь,
только человек
соединяет в себе две природы -- нетварную, Божественную, и сотворенную. С
одной стороны, он взят, как говорит Библия, <<из праха земного>>. Но, с
другой,
Бог <<вдунул в лицо его дыхание жизни>>. Это дыхание называется Духом
Святым, неотмирной частичкой человека, которая соединяет его с Творцом.
Поэтому Божий
замысел о человеке был особый: с помощью этой нетварной частички в себе
постепенно идя к Богу, в итоге обожить, привести к стопам Господа весь
тварный
мир, всю природу.
Но после того, как человек пошел против Творца, на свете не осталось ни
одного сотворенного существа, способного привести этот Божий замысел в
исполнение,
и природа остается как бы отученной от Господа. Безвинно. Точнее, по вине
человека. Ведь из-за него прозвучали слова Господа, почему-то не страшные
для
нас, но страшные для всех остальных живых существ: <<проклята земля за
тебя...>> (Бытие, глава 3, стих 7).
Можно ли преодолеть это <<проклятие>>, эту отлученность всей природы от
Бога? Две тысячи лет назад к людям пришел Спаситель - Бог, ставший человеком
и преодолевший
пропасть тысячелетнего отчуждения людей от Бога. А природа, животные?
Изменились ли их отношения с Творцом? Да. И об этом однозначно
свидетельствуют и
Новый Завет и история Церкви.
В жизнеописаниях многих святых можно увидеть поразительную связь человека и
животного, восстановление той первоначальной гармонии их отношений, которые
были до грехопадения: дикие животные - медведи, львы - приходят к
отшельникам и едят из их рук! Природа чувствует в таком человеке что-то
особенное, отличающее
его от других присущее в Раю первым людям полное устремление к Богу всеми
силами своей души...
Преподобный Серафим кормит медведя. Литография неизвестного художника
1860-1880 гг. Именно о таких отношениях человека с животными писал апостол
Павел:
<<Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь
покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и
сама тварь
освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем,
что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне>> (Послание к Римлянам,
глава
8, стихи 19-23). Твари (творения - славянск.), врученные нам Богом, с
надеждой смотрят на нас, ожидая спасения от зла, причиненного им нашим
прародителем
и продолжающегося до сих пор. Именно от <<сынов Божиих>>, то есть от всех
нас зависит их судьба.
В Библии не сказано ни слова о посмертной судьбе животных. У Клайва Льюиса
есть мысль о том, что душа животного бессмертна в той степени, в какой ее
обессмертит
своей любовью человек, что <<животные обретают бессмертие не сами по себе, а
в бессмертии хозяев>>. Я думаю, это очень верная мысль. Христианство от
начала
до конца - свидетельство любви. Только она переходит с человеком в вечность.
Но если это так, разве может исчезнуть моя любовь к моему любимому питомцу?
Ведь и после его смерти я продолжаю его любить. Если душа человека
бессмертна, то бессмертна и его любовь к кому бы то ни было!
Именно так и надо понимать слова апостола о надежде твари на освобождение
<<от рабства тлению>>. Ведь любовь - это, прежде всего, ответственность. Как
царь
отвечает за свой народ, так и человек отвечает за животных и всю тварную при
роду, которые Господь дал ему во владение. Животные освобождаются от
<<рабства
тлению>>, только когда человек царствует действительно с любовью и
ответственностью.
advert
Тогда природа реализуется в иерархии бытия, выполняет свое назначение. А об
этом назначении мы уже говорили - служба человеку. Именно в этом смысл
существования
всего тварного мира.
И последнее. Нужно ли человеку просить прощения у каждого невинно
пострадавшего животного? Безусловно, душа у животных живая, но она лишена
того <<дыхания
нас, откликнуться, простить... Я бы посоветовал просить прощения у Бога.
Ведь если
Он дал нам власть над природой и животным миром, то именно к Нему мы и
должны нести свои переживания, а иногда даже и слезы, что не можем
реализовать эту
власть, выполнить свое царское предназначение. А нужно всего лишь позвать
Его на помощь. Жаль только, что часто мы этого просто не хотим, нам кажется,
что это так трудно - искать Бога. А нужно всего лишь позвать, а искать не
нужно, ведь 2000 лет назад Он уже Сам нас нашел...
Оригинал