Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2018-09-25

[pc] Похмелье убивает водителей

Доброго здоровья всем читающим!

Похмелье убивает водителей

Похмелье убивает водителей

Похмельное вождение может быть опасным, предупреждают ученые - даже если
алкоголь уже не содержится в крови, его недавнее употребление влияет на
способность

управлять автомобилем и другие навыки. Исследователи надеются, что им со
временем удастся более точно установить, как похмелье воздействует на мозг.

Алкогольные возлияния могут влиять на работу мозга даже на следующий день,
ухудшая память, координацию и даже способность водить автомобиль, выяснили
специалисты

из Университета Бата в Великобритании. Резульаты исследования были
опубликованы в журнале Addiction.

<Согласно нашим данным, похмелье может иметь серьезные последствия для
повседневной деятельности, влияя на рабочие навыки, память и концентрацию>,

- отмечает ведущий автор исследования, профессор психологии Салли Адамс.

Исследователи проанализировали 19 исследований, в которых приняли участие
более 1100 человек. Все работы были посвящены изучению когнитивных
способностей

людей, за сутки перед исследованием основательно выпивших. К моменту самих
исследований уровень алкоголя в крови был ниже 0,02%. Для сравнения, машину

в США разрешено водить с содержанием алкоголя в крови не более 0,08%.

Часть исследований проводилась в лаборатории - участники получали
определенные порции спиртных напитков. Часть - в <естественной среде>, когда
участники

приходили в лабораторию после самостоятельных посиделок в баре.

В целом, те, у кого было похмелье, хуже справлялись с заданиями на
внимательность, память и координацию, чем те, у кого похмелья не было. В
некоторых исследованиях

с помощью симулятора вождения тестировалось, насколько хорошо участники
справляются с управлением автомобилем - те, у кого было похмелье,
справлялись хуже.

%<Многие думают, что садиться за руль наутро после пьянки нормально. Но
результаты исследования показывают, что навык вождения ухудшается, причем
даже

тогда, когда в организме уже нет алкоголя>, - говорит Адамс.

Результаты исследования показывают, что <некоторые вещи, характерные для
алкогольного опьянения, могут происходить и во время похмелья>, поясняют
авторы

работы. Так, если студент в состоянии похмелья посетит лекцию, он мало что
вспомнит, когда она закончится. А водитель во время похмелья может не
среагировать

вовремя на красный свет.

Впрочем, исследователи отмечают, что учтены были не все факторы, способные
повлиять на мыслительные способности испытуемых - например, курение и
недосып.

Ученые рассчитывают, что в ходе дальнейших исследований удастся выявить
более конкретные аспекты влияния похмелья на работу мозга.

А канадские ученые тем временем выяснили, что последствия алкогольного
опьянения влияют на мозг еще долгое время после отрезвления. Исследование, в
котором

говорится об особенностях электрической активности в <похмельном> мозге,
опубликовано в журнале Psychophysiology.

Похмелье влияет на функции мозга, ухудшая его работу в краткосрочной
перспективе, утверждают исследователи.

В их эксперименте приняли участие 62 студента, половина из которых вечером
употребила несколько алкогольных напитков с общим содержанием этилового
спирта

около 60 г. На утро все они должны были пройти несколько тестов в игровой
форме. Участники, употреблявшие накануне алкоголь, справились с заданиями
гораздо

хуже тех, кто провел вечер трезво.

<Очевидно, что когда мы находимся в состоянии опьянения, наши способности
ухудшаются. Однако мало что известно о том, что происходит с ними при
похмелье.

Мы часто шутим о том, что наш мозг при этом работает хуже, но нам было
интересно, что происходит с мозгом на самом деле>, - поясняет Олав
Криголсон, один

из авторов исследования.

Во время решения задач ученые также отслеживали электрическую активность
мозга испытуемых. Как оказалось, мозг выпивавших студентов работал так,
словно

они пережили сотрясение мозга.

<Похмелье не лучшее состояние для того, чтобы учиться чему-то новому или
принимать важные решения. Если планируете веселиться всю ночь, лучше
возьмите

advert

выходной>, - заключает Криголсон.

Возможно, от последствий злоупотребления алкоголем в будущем можно будет
избавиться быстрее - исследователи из Университета Южной Калифорнии и
Медицинской

школы Кека протестировали новый <отрезвляющий> препарат на основе печеночных
ферментов. Правда, пока тесты были проведены только на мышах.

После того, как мыши употребили столько алкоголя, что уснули, исследователи
ввели им препарат. Оказалось, что получившие его мыши приходили в себя на
45%

быстрее, чем те, которые его не получили. При этом концентрация
ацетальдегида, вызывающего при похмелье тошноту и головную боль, была
удивительно низкой.

Исследователи рассчитывают, что подобный препарат не только поможет в борьбе
с похмельем, но будет полезен для предотвращения алкогольного отравления.

Они надеются в течение года приступить к испытаниям на людях.

Оригинал

Газета.Ru - Первая полоса

   2018-09-25 05:15:50 (#3583994)

[pc] Оценки ничего не значат

Доброго здоровья всем читающим!

Оценки ничего не значат

Оценки ничего не значат

Ох как часто нам говорили в школе: <Вот будешь плохо учиться, пойдешь
работать дворником>. И были чертовски не правы.

Мы собрали 11 историй о том, кем стали бывшие двоечники. Оказалось, что
успех в жизни имеет мало общего с цифрами в школьном аттестате.

В школе я был двоечником, а сейчас работаю с ключевыми клиентами в компании
Google. По общей успеваемости я был одним из трех, наверное, худших в классе

и в итоге был вынужден сменить школу. У двух других все тоже хорошо,
насколько я знаю, - успешные, креативные ребята. А худший, насколько я
помню, ученик

из параллельного класса, с которым мы коротали уроки в туалете (нас обоих
часто выгоняли из класса, и надо было где-то переждать до звонка, не
встретив

завуча) - восходящая звезда российского футбола, <русский Моуриньо>, прошел
путь от переводчика до тренера и руководит одной из детских команд <Зенита>.

Главный двоечник в моем классе стал моряком дальнего плавания, за последний
год 2 раза ходил в Латинскую Америку, объездил полмира, учился в Петербурге,

на днях у него родился ребенок. Дети, запомните: оценки - фигня.

Я была абсолютно закоренелой троечницей в обыкновенной средней школе,
стабильно плелась в хвосте по всем предметам (кроме рисования и музыки). А
теперь

я работаю в крупной компании в Мадриде. У меня редкая профессия: я traffic
broker (media buyer). К тому же у меня еще и редкая специализация. Нас во
всей

Европе если и наберется сотня, то хорошо. Преподаю в престижной испанской
высшей школе digital-маркетинга. Вспоминаю училку литературы, которая
прочила

мне будущее уборщицы. Смеюсь.

Наш двоечник работает нейрохирургом. Он бросал монетки в шиньон химички,
обзывал всех печенегами, слушал очень тяжелый металл, прыгал на листе
гипсокартона.

Ближе к 9-му классу он помогал маме в редакции журнала про огород и
посевные. А после школы пошел в медучилище, работал на скорой, потом
поступил в медакадемию.

Успешно закончил ее и теперь уважаемый врач. Продолжает слушать металл и
играет в такой же <тяжелометаллической> группе. Он крутой.

Сейчас я основатель и владелец сети <Циферблат>. Поменял 7 разных школ и
везде был троечником-двоечником. Я не хотел заниматься теми предметами,
которые

мне были неинтересны, в их число вошли все точные науки. Когда выяснилось,
что в 10-м классе можно иметь одну двойку в году, я просто перестал посещать

алгебру. Также я принципиально не соответствовал школьной программе там, где
мне не нравились учителя. Сейчас мои дворовые друзья работают на простых
работах:

менеджеры, мерчандайзеры, водители, сдельные работники и т. п. Ничего
выдающегося нет. Впрочем, как и у большинства хорошистов и отличников.

Мой дядя был жутким двоечником, в частности по химии. Училка его терпеть не
могла, только и делала что давала пинки и пророчила жизнь в нищете с метлой

наперевес. Спустя годы до дяди дошло, что химия - это интереснейший предмет
и его призвание. Тот закончил вуз по соответствующей специальности и защитил

докторскую. А недавно его пригласили выступать на конференции химиков. Во
время выступления дядя заметил врачей и какую-то возню на задних рядах.
Пригляделся,

а там его учительница, которую хватил удар, когда она его узнала.

Хуже всех в параллели окончил 9-й класс. Но без двоек, что-то типа 9 троек.
А после школы - красный диплом в универе, получаю второе высшее, 2,5 года в

крупнейшем агентстве, потом 3 года свой бизнес. Сейчас думаю, как я могу
сделать мир лучше. Свободно владею английским и японским, учусь играть на
скрипке,

занимаюсь йогой, собираю кубики Рубика, увлекаюсь самообразованием и
саморазвитием. Оценки - штука не важная.

Университетские двоечники катаются на машинах, обзавелись своим жильем, у
них семья, дети. А я - выпускник с красным дипломом - пашу все время, денег
хватает

только на аренду комнаты, о развлечениях я вообще молчу. Что-то пошло
неправильно, что-то пошло не так.

С 3

advert

метров определяю, что моя коллекция песочных часов стоит неровно под
витражом. Вижу разницу в высоте вроде как одинаковых стульев в IKEA. Замечаю
все перемены

в макияже, одежде, мимике друзей, знакомых, попутчиков. До 600 метров
определяю расстояние на глаз с точностью в 3 метра. По движущейся мишени
10/10 -

с 300 метров. Семь лет разведшколы, так у нас говорят. И я двоечник.

В моем классе были 3 главных двоечника. Один основал благотворительный фонд
и оказал реальную помощь нескольким сотням нуждающихся. Второй работает
выпускающим

редактором в одной крупной газете. Третий - это я, постоянный автор крупного
журнала, а также спортивный обозреватель.

Ирония судьбы. В плоть до 11-го класса был круглым троечником, чуть ли не
двоечником, экзамены пересдавал по 2 раза. Прошло 7 лет. Вчера принял на
работу

мою бывшую одноклассницу, которая закончила с золотой медалью и красным
дипломом!

Оригинал

AdMe.ru

   2018-09-25 05:10:22 (#3583992)

[pc] Минимализм - лучший стиль жизни

Доброго здоровья всем читающим!

Минимализм - лучший стиль жизни

Минимализм - лучший стиль жизни

В последние время активно развивается движение минималистов, которые
стараются иметь столько вещей, сколько действительно необходимо. Они
считают, что

такой подход делает их счастливее и позволяет освободить место для важных
приоритетов.

Мы все любим вещи. С предвкушением несемся домой с новой коробкой. Гордой
походкой идем по торговому центру с огромным бумажным пакетом. В нем лежит
невероятная,

новая, не имеющая аналогов, разбившая в пух и прах всех конкурентов вещь.
Прибегаем домой. Не снимая обувь, не помыв руки, мы с вожделением достаем
это

из пакета, трясущимися руками вынимаем из коробок... Да! Да, вот оно,
счастье! Теперь у нас есть новый статус, новые возможности, новое Я,
подаренное этой

вещью...

Проблема лишь в том, что радость от покупки длится чуть меньше, чем время,
потраченное мной на написание первого абзаца этой статьи. Вы будете
смеяться,

но я это понял не так давно. Да и вообще, деньги и ощущения, если их
отслеживать вместе, -- вещь довольно сложная. Я более двух лет изучал свои
траты, чтобы

выработать определенную культуру потребления, которая, в свою очередь,
повлияла на мое восприятие жизни в целом. Мне это нравится. С большой
вероятностью

вам это не подойдет. Но я все равно поделюсь.

Хочу добавить, что отслеживать все свои траты есть смысл только для того,
чтобы сделать определенные выводы по процентному соотношению повторяющихся
расходов.

Планировать бюджет и ограничивать себя в расходах, я считаю -- гибельный
путь. Проще изменить свое отношение к потреблению.

Мой дорогой читатель терпеть не может длинные тексты, поэтому для ленивых
жирным выделены основные тезисы. Если хотите -- мои личные правила, которых
я

придерживаюсь уже достаточно давно, а формулирую только сейчас.

Меньше значит лучше

Большинством вещей мы не пользуемся. Не верите? Загляните в шкаф или
кладовку. В один прекрасный момент я выбросил/раздал все, к чему не
прикасался более

трех месяцев. У меня осталось, если пересчитать, около 300 предметов. Они
покрывают все мои потребности. Все. Мои. Потребности. Когда я переезжал, они

поместились в чехол для велосипеда и большую сумку. Это удобно, друг!

Когда это превратится в тыкву?

Мы живем в эпоху агрессивного маркетинга. Вещи устаревают за время, пока вы
стоите в очереди за новейшим продуктом. Покупая что-либо, всегда в уме
прикидывайте,

насколько быстро этот предмет устареет и станет недостаточным для
использования. Новый телефон безнадежно устареет за год. Хороший компьютер
-- за 3-4 года.

Определите для себя границы использования и потребность в замене. Покупайте
только то, что вам действительно необходимо.

Вещь -- это никогда не инвестиция

Я очень сомневаюсь, что мой блог читает хоть один человек, который знает,
как инвестировать в вещи. А если и читает -- эти советы не для него. Не
думаю,

что мой читатель будет вкладывать деньги в антиквариат, картины или даже
сверхдорогое вино. Когда что-то покупаете, знайте: инвестировать в вещи,
которыми

пользуешься, -- глупо. Будьте честными с собой. Покупая любой предмет,
понимайте, что он несет убыток в размере уплаченной за него цены, а
возможно, и станет

постоянной статьей расходов. Окупиться он может только повышением уровня
комфорта от его использования или радостью от покупки.

Предвкушение всегда сильнее радости от покупки Это факт. Работает всегда.
Вожделенная новая рама со временем превращается в просто велосипед. На новый

блестящий комп тоже садится пыль. Все проходит, в общем...

Оценка эффекта

Этот совет я могу уверенно дать каждому. Желанный велосипед стоит 3000 евро.
Ты можешь купить не такой крутой велосипед и на оставшиеся 2000 евро 3 раза

съездить на тренировочные сборы. Как думаешь, что сильнее повлияет на твои
результаты? Любишь фотографировать? Ты можешь потратить 2000 долларов на
новый

фотоаппарат и еще 3000 на оптику. А можешь купить просто неплохую камеру и
на оставшиеся 3500 долларов объездить 10 стран и

advert

сделать фотографии разных городов. Как думаешь, что соберет больше лайков,
друг? Резкость и боке?? Как бы не так!

В качестве вывода

Я свято верю, что у каждого человека есть вещи поважнее, чем созерцание и
вожделение новым, по сути своей ненужным предметом. Я лучше буду жить в
квартире

с минимумом мебели и с лампочкой на проводе вместо люстры, а деньги потрачу
на билет в место, где я еще не был.

Все лучшее создано в условиях ограничений. Почти без всего можно обойтись.
Чем меньше у тебя голова забита глупыми вопросами о цвете посуды и оттенке
нового

шкафчика, тем больше там места для хороших мыслей. А правильные мысли
позволят тебе получить единственную вещь, которой много не бывает, на
которую можно

купить все.

Автор: Александр Глаголев

Фото на превью: etsy.com

   2018-09-25 05:07:51 (#3583991)

[pc] Талант: инструкция по применению

Доброго здоровья всем читающим!

Талант: инструкция по применению

Талант: инструкция по применению

<Не зарывай свой талант в землю> - эти слова являются главным жизненным
принципом для любого человека, открывшего в себе какой-нибудь талант. Но
знаем

ли мы о происхождении этой фразы? Действительно ли в ней идет речь о наших
способностях к рисованию, музыке, танцам и прочим видам творчества, которые

нам ни в коем случае нельзя в себе оставлять без развития? И, наконец, каким
образом талантливый человек может зарыть свой талант? Попробуем разобраться

в этих вопросах, которые на первый взгляд кажутся такими простыми.

Талантливых людей принято называть одаренными. Мы настолько привыкли к этой
формулировке, что уже почти не задумываемся над ее смыслом и просто
употребляем

ее для обозначения некоторой положительной способности, выраженной у
человека более ярко, чем у всех прочих. Но если задуматься, само слово <дар>
говорит

о том, что способность эта не является безусловной принадлежностью человека.
Дар - нечто, полученное нами извне. Без какой-либо нашей заслуги (иначе это

будет награда) и без какой-либо платы (иначе это будет покупка). Просто как
подарок на день рождения. Собственно, подарок это ведь и есть производная
форма

от слова дар. Однако разница между подарком и даром очевидна: подарком может
стать какой-нибудь приятный пустяк - игрушка, коробка конфет, букет ромашек,

то есть любой знак внимания, способный доставить человеку мимолетную
радость. В дар же возможно принести лишь что-то очень важное и значимое.
Например,

московский купец Павел Михайлович Третьяков передал в дар родному городу
свою коллекцию картин и скульптур, которая стала основанием одного из самых
знаменитых

музеев мира - Третьяковской галереи.

Дар - дорогое слово. Но оно становится дорогим вдвойне, если мы говорим, что
в дар получен талант. Ведь талантом в древнем мире называли денежно-весовую

единицу, которая в различных культурах измерялась десятками килограммов
серебра и даже золота.

Получается, что за обыденными словами <одарен талантом> стоят как минимум
две очень важные истины: талант - нечто очень важное и дорогое; он получен
нами

в дар.

Любой талантливый человек это даже не столько знает, сколько чувствует. В
таланте всегда ощущается какая-то метафизика, запредельность, его невозможно

объяснить одной лишь наследственностью и воспитанием. Каждый обладатель
таланта понимает в глубине души, что это именно дар, причем персональный,
именно

ему врученный. А если есть дар, значит, есть и Даритель, перед Которым мы
ответственны за надлежащее употребление дара.

Служенье муз не терпит

В античном мире этот религиозный оттенок талантливости объяснялся следующим
образом: каждому виду творчества покровительствовало особое божество - муза.

Их было девять, и все проявления таланта в людях объяснялись их влиянием.
Чтобы заслужить благосклонность муз, нужно было искренне стремиться к
развитию

в себе определенных способностей, приносить музам жертвы, служить им.
Отголоски такого понимания природы таланта до сих пор можно встретить среди
людей

искусства в виде выражений вроде <она посвятила себя Мельпомене> (музе
трагедии) или знаменитого Пушкинского <:служенье муз не терпит суеты>.

Конечно, сегодняшние <служители Мельпомены> вовсе не являются адептами
древнегреческого культа. Но и относить на все сто процентов подобные
выражения к

области метафоры, наверное, не стоит. Потому что для любого театрального
актера слова <служение сцене> наполнены вполне реальным содержанием и
действительно

выражают идею бескорыстного служения чему-то большему, чем сам человек.
Отношение к своему делу как к культу может проявляться не только у артистов,
музыкантов

и художников, но, например, - у спортсменов или ученых.

Такая <стихийная религиозность> творческих людей обусловлена, прежде всего,
опытом переживания в себе таланта - странного, необъяснимого в категориях
обыденной

жизни дара, который, подобно зерну, брошенному в почву, прорастает в тебе
независимо от твоего желания. С древних времен и до наших дней талант
воспринимался

его обладателями как отзвук иного, высшего мира, как небесный огонь,
воспламеняющий душу неземными переживаниями.

Но когда одаренный человек начинает знакомиться с основами христианской
веры, он почти всегда сталкивается с типичными проблемами, которые, в
сущности,

сводятся к одному вопросу: а можно ли одновременно служить Христу, и,
скажем, искусству? Тем более, что и само нынешнее значение слова <талант>
имеет евангельское

происхождение.

<Жонглер Богоматери>

Выражение <зарыть талант в землю> - прямая цитата из притчи Христа о трех
слугах, каждому из которых хозяин вручил определенное количество серебра
(измеряемое

в талантах). Двое слуг свои таланты преумножили, а третий зарыл в землю - и
был за это наказан.

Вывод напрашивается сам собой: христианство считает пренебрежение талантами
- грехом, а максимальную самореализацию талантливого человека в избранной им

сфере деятельности - добродетелью. Значит, совершенствовать свой талант
можно, нужно и должно именно потому, что это угодно Богу.

Подобным образом рассуждают очень многие люди, жизнь которых связана с
творчеством. Правда, в такой логике есть уязвимое место. Предположим,
человек всю

жизнь играл на скрипке и достиг в своем искусстве потрясающих высот. Однако
при этом был жутким сквернословом, пьяницей и безобразно обращался с
женщинами.

Или же - поэт и писатель, знаменитый на весь мир художник слова,
благополучно совмещал свои творческие изыски с чудовищным высокомерием и
гордостью. Или

- завистливый и жадный человек благодаря своим уникальным способностям стал
олимпийским чемпионом по прыжкам в высоту с шестом. Так неужели их талант
тоже

можно считать добродетелью в христианском смысле этого слова, неужели они
достойны похвалы у Бога, подобно слугам, преумножившим серебро своего
господина?

Очевидно, здесь что-то не так, эта версия хромает на обе ноги и явно
нуждается в пересмотре. Но очень уж соблазнительной кажется талантливым
людям именно

такая трактовка евангельской притчи. Идея оправдания своей жизни плодами
своего творчества, то есть преумноженным талантом, чрезвычайно
распространена

в любой творческой среде, точно так же, как и идея служения своим искусством
неким высшим силам (или Богу, тут уж - кто во что верит). Так, еще в
средневековой

Европе получила широкое распространение легенда о <жонглере Богоматери> -
добром и наивном человеке по имени Барнабе, бродячем артисте, который
прибился

к католическому монастырю и там, по простоте душевной, решил порадовать
Богородицу своим умением. Финал этой истории выразительно описан в новелле
Анатоля

Франса:

<:У алтаря святой Девы Барнабе, вниз головой, подняв ноги кверху,
жонглировал шестью медными шарами и двенадцатью ножами. В честь Божьей
Матери он проделывал

фокусы, за которые его когда-то особенно хвалили. Не поняв, что этот
бесхитростный человек отдает пресвятой Деве все свое искусство и умение,
старцы сочли

это кощунством.

Настоятель знал, что Барнабе чист душою, но он решил, что у бывшего жонглера
помутился разум. Все трое хотели было вывести его из часовни, как вдруг
увидели,

что Пресвятая Дева сошла с амвона и вытирает полою своей голубой одежды пот,
струящийся со лба жонглера>.

Эту легенду часто вспоминают как некий аргумент, доказывающий, что Богу
угодно любое искусство и умение, если только оно доведено до совершенства.
Однако

с православной точки зрения такой аргумент выглядит крайне неубедительно. И
не в том даже дело, что средневековая легенда - сомнительный источник для
столь

важных и глубоких выводов. Достаточно лишь дочитать до конца произведение
Анатоля Франса, и сразу станет понятно, что совсем не жонглерское мастерство

стало причиной благосклонности Богоматери к герою новеллы:

<:как вдруг увидели, что пресвятая Дева сошла с амвона и вытирает полою
своей голубой одежды пот, струящийся со лба жонглера.

Тогда, распростершись на каменных плитах, настоятель возгласил:

- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят!

- Аминь! - целуя землю, ответили старцы>.

Не чудеса жонгляжа оказались приятны Пресвятой Деве в легенде, а сердечная
чистота простеца Барнабе, которую он сумел сохранить не благодаря, а скорее

- вопреки своей тяжелой профессии.

Грехи за стихи?

Но, как уже было сказано, идея служения и оправдания перед Богом своими
талантами очень соблазнительна. И вот, уже в XX веке, замечательный поэт
Борис

Слуцкий пишет:

Грехи прощают за стихи.

Грехи большие -

за стихи большие.

Прощают даже смертные грехи,

когда стихи пишу от всей души я.

А Владимир Высоцкий идет еще дальше и прямо говорит:

:Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть, чем оправдаться перед Ним.

В основе подобного упования на спасительность собственного творчества лежит
все та же евангельская притча о преумноженных талантах, правда, весьма
специфически

понятая.

Поэтому есть смысл еще раз ознакомиться с содержанием этой притчи. Хотя бы
для того, чтобы помнить, из какого контекста пришла в нашу культурную жизнь

поговорка о закопанных и умноженных талантах. А еще - для того, чтобы не
вкладывать в нее тех смыслов, которые абсолютно чужды первоисточнику.

:Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет
Сын Человеческий. Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую

страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять
талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять
талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;
получивший

же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И,
подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит:
господин!

пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.
Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен,
над

многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и
получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот,

advert

другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо,
добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в
радость

господина твоего.

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты
человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и,
убоявшись,

пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему
в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю,

где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я,
придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте
имеющему

десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего
отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там

будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да
слышит! (Мф 25:13-30).

Из евангельского текста действительно можно сделать вполне закономерный
вывод: талант - некий дар, настолько важный, что от результатов обращения с
ним

прямо зависит судьба человека в Вечности. Но в притче нет и намека на
современное значение этого слова. Речь там идет о некоей ценности, которую
нужно

не просто сохранить, но и получить с нее прибыль. Именно отсутствие этой
прибыли будет причиной наказания нерадивых обладателей таланта. А значит, мы
должны

решить для себя как минимум два очень важных вопроса:

Чем в нашей реальной жизни являются таланты из притчи? Что за прибыль мы
должны на них получить?

При этом следует учесть, что притча эта была рассказана Христом Его ученикам
всего за два дня до Распятия. Странно было бы предположить, будто накануне

Своих крестных страданий Господь вдруг решил составить инструкцию по
развитию творческих способностей для особо одаренных людей. Очевидно, речь
идет о

чем-то куда более существенном и актуальном для всех людей вообще, а не
только для представителей творческих профессий. И раз уж поговорка о
закопанных

талантах имеет церковное происхождение, разумно было бы выяснить, какое
толкование этой притчи предлагает сама Церковь.

Блеск и нищета дембеля

Вот как пишет об этом святитель Феофилакт Болгарский:

<Удвояет же данный ему дар тот, кто, получив или дар слова, или богатство,
или власть у царей, или иное какое знание и способность, приносит пользу не

себе только, но старается быть полезным и для других. Напротив, закопавший
талант в землю есть тот, кто думает об одной только своей пользе, а не о
пользе

других; и он осужден будет>.

Под прибылью же все церковные толкователи единодушно понимают здесь - добрые
дела, которые человек совершает при помощи полученного ими таланта. И если

таких дел не будет, то напрасными окажутся все усилия по развитию
полученного дарования. Художник может десятилетиями оттачивать линию и
штрих, музыкант

- годами работать над кантиленой и звуком, писатель - над ритмом и
выразительностью слога, спортсмен будет ценой неимоверных усилий прибавлять
к своему

результату сотые доли секунды, граммы или сантиметры. Но все эти труды в
духовном отношении могут оказаться абсолютно бесплодными, если только их
целью

не будет польза ближнему. С православной точки зрения самый лучший способ
похоронить свой талант - это усиленно развивать его ради себя, ради
собственных

амбиций, творческих исканий и даже, как ни странно, - ради служения чему-то
высшему. Потому что адресовано такое квазирелигиозное служение может быть
лишь

все тем же - Мельпомене, Терпсихоре и прочим музам, но - никак не Христу,
способы служения Которому описаны в Евангелии предельно ясно и доходчиво:
так

как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф
25:40). Все, что мы делаем ближнему, - делаем Богу. Любой человек, с которым

нас свела жизнь, - нерукотворная икона Христа, живой Его образ, который
христиане почитают даже в самом опустившемся бродяге и пьянице. А для того
чтобы

помогать нуждающимся людям Христа ради, совсем не обязательно иметь какие-то
выдающиеся способности, достаточно искреннего сострадания или хотя бы
неравнодушного

отношения к чужой беде.

Это ни в коем случае не означает, будто православие и творчество
несовместимы. История человечества знает множество художников и ученых,
писателей и музыкантов,

которые исповедовали православную веру и достигли выдающихся результатов в
избранном деле. Однако ни одному христианину и в голову не придет мысль,
будто

оправдаться перед Богом можно плодами своего творчества.

На Страшном суде Господь не спросит у человека, сколько он написал картин
или романов, за какое время пробежал стометровку, каких героев сыграл на
сцене,

скольких противников победил техническим нокаутом. Каждому из нас предстоит
дать отчет в куда более простых вещах: накормил ли ты голодного, напоил ли

жаждущего, помог ли бездомному, больному, несчастному? В христианстве любой
талант сам по себе еще не является основанием для какой-либо оценки жизни
человека

с точки зрения вечности. Он всего лишь - та самая мера серебра из притчи,
которую каждый из нас получает от Бога при рождении. Определит же нашу
судьбу

не само серебро, а та прибыль, которую мы можем с него получить, то есть -
дела милосердия, которые мы способны совершить при помощи дарованного нам
таланта.

Если этих дел не будет, то даже самые упорные занятия искусством, спортом,
наукой окажутся для нас бесполезными и станут отнюдь не преумножением
таланта,

не <передачей серебра торгующим> с целью прибыли, а всего лишь бессмысленной
полировкой полученных в дар монет. Сами же мы тогда уподобимся вовсе не
добрым

рабам, заслужившим похвалу своего господина, а всего лишь - старослужащему
солдату, который, готовясь к <дембелю>, невесть с какой целью натирает до
зеркального

блеска латунную бляху на форменном ремне.

История об утопленном таланте

Христианство, конечно же, не призывает к пренебрежению талантами. Напротив,
само евангельское название - талант, - говорит о том, что любой Божий дар
драгоценен,

важен и радостен для человека. Но все же спасительным является не сам дар,
сколь бы сильно мы его в себе ни развили, а правильный способ пользования
этим

даром - служение ближним с его помощью. О неправильном же способе святитель
Феофилакт пишет:

<Даже если увидишь даровитого и стремительного человека, но дарования свои
употребляющего во зло, для своих выгод, на обманы и на предметы чувственные,

считай его тем, кто закопал талант свой в землю, то есть в земные предметы>.

Правда, иногда единственной возможностью преумножить свой дар становится как
раз: зарывание таланта в землю, сознательный отказ от его реализации.
Пояснять

этот парадокс абстрактными рассуждениями можно долго и подробно, но лучше
сделать это на конкретном примере из жизни.

Однажды, тридцать пять лет назад, один советский спортсмен навсегда оставил
занятия спортом. Казалось бы, ничем не примечательная история, таких в
спортивном

мире - тысячи. Но это - лишь на первый взгляд. Потому что речь идет
(приготовьтесь считать!) об 11-кратном рекордсмене мира, 17-кратном чемпионе
мира,

13-кратном чемпионе Европы, 7-кратном чемпионе СССР. Спортсменов с таким
<послужным списком> во всей истории спортивных состязаний можно перечесть по
пальцам.

И вот на пике своей формы, в зените славы и карьеры он вдруг уходит из
большого спорта, чтобы через несколько лет открыть в Москве маленькую
мастерскую

по пошиву обуви. Этот человек в полном смысле этого слова закопал свой
талант в землю, вернее - утопил его в ледяной и грязной воде Ереванского
озера.

Но упрекнуть его за это вряд ли повернется язык даже у самых горячих
болельщиков.

:В тот день, 16-го сентября 1976 года, в Ереване сорвался в воду троллейбус,
проезжавший по дамбе. Девяносто два пассажира оказались заживо погребены на

десятиметровой глубине. Все они были обречены на неминуемую гибель, если бы
не одно обстоятельство: именно в это время вдоль озера совершал
тренировочную

пробежку многократный чемпион мира по подводному плаванию Шаварш Карапетян.
Впоследствии эксперты признают: никто на свете просто физически не смог бы

сделать того, что сделал тогда Шаварш. Нырнув в замутненную падением
троллейбуса воду, он разбил ногами заднее стекло, и стал вытаскивать
потерявших сознание

пассажиров. Более двадцати минут в ледяной воде. Двадцать спасенных жизней.
На самом деле он вытащил из троллейбуса больше людей, но не всех удалось
спасти.

Когда Шаварш очередной раз выныривал на поверхность, столпившиеся на дамбе
прохожие видели, что все его тело истерзано осколками разбитого окна.

Потом, на вопрос - что же было тогда самым страшным? - Шаварш ответил: <Я
точно знал, что, несмотря на всю мою подготовку, меня хватит лишь на
определенное

количество погружений. Там на дне видимость была нулевая, поэтому я на ощупь
хватал человека в охапку и плыл с ним наверх. Один раз я вынырнул и увидал,

что в руках у меня: кожаная подушка от сиденья. Я смотрел на нее и понимал,
что цена моей ошибке - чья-то жизнь. Эта подушка потом не раз снилась мне по

ночам>.

Такой подвиг стоил ему тяжелейшей двусторонней пневмонии, осложненной общим
заражением крови - в озеро сбрасывались городские канализационные стоки.
Врачи

с огромным трудом спасли ему жизнь, но о возвращении в спорт не могло быть и
речи: Шаварш Карапетян стал инвалидом.

Он навсегда погубил свой выдающийся талант пловца. Но дар любви к людям,
столь же щедро отпущенный ему Господом, он преумножил за эти страшные
двадцать

минут многократно.

Где твой троллейбус?

Для неверующего человека вся эта история - чистая случайность, невероятное
стечение обстоятельств. С христианской же точки зрения все выглядит
совершенно

иначе: Господь дал Шаваршу Карапетяну удивительный, очень редкий талант,
который тот развил упорными тренировками и стал самым быстрым подводным
пловцом

в мире. Но не для оваций, золотых медалей и громких титулов все это было.
Много лет Бог готовил Шаварша к роковой минуте, когда у него на глазах уйдет

под воду троллейбус, набитый людьми*. Ради этой минуты он получил свой дар,
ради нее годами оттачивал его до совершенства. Однако там, на дамбе, самый

последний выбор был все же за ним. Шаварш мог остаться на берегу, чтобы
сохранить здоровье и не подводить свою команду, чтобы дать стране новые
рекорды

и научиться плавать под водой еще быстрее. А мог сделать то, что сделал.
Талант подводного пловца он получил от Бога, но решение броситься в грязную
ледяную

воду на выручку погибающим людям принадлежало только ему одному. Оно и
оказалось той самой прибылью к полученному таланту.

Подвиг Шаварша Карапетяна, конечно, уникален, как и его дар. Но ведь не
случайно в Евангелии сказано, что талант дается :каждому по его силе. Любой
человек

обладает множеством пускай небольших, но самых настоящих, талантов. Все наши
способности, как и сама наша жизнь, являются в этом смысле - даром Божьим,

которым мы вольны распоряжаться по своему усмотрению. И у каждого из нас
тоже бывают свои маленькие <троллейбусы на дамбе>. Нужно лишь научиться
замечать

их в потоке ежедневных событий и не проходить мимо чужой беды и страдания.
Для этого совсем не обязательно быть чемпионом мира, достаточно просто
попытаться

выйти за пределы своего эгоизма и сделать для другого человека хотя бы то,
на что ты вполне способен. И совсем не важно, будет ли это старик, которому

ты уступил место в метро, неизвестный больной, которому перельют сданную
тобой кровь, или твоя собственная жена, которой ты улыбнулся и сказал
<прости>

во время семейной ссоры. Важно то, что евангельские таланты умножаются одним
только способом: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших,

то сделали Мне. Без этой деятельной любви к ближнему даже самые выдающиеся
наши таланты так и останутся перед Богом жалкой кучкой дареного серебра,
зарытого

нами

advert

в землю без всякой прибыли.

* Ни в коем случае не следует понимать это в том смысле, будто Бог <утопил
троллейбус> специально для реализации подвига Шаварша. Любой подвиг почти
всегда

- оборотная сторона чьей-то халатности, разгильдяйства или даже подлости. По
воспоминаниям уцелевших пассажиров, авария произошла из-за какого-то
негодяя,

затеявшего драку с водителем. Этот человек точно так же много лет шел к этой
минуте, он тоже, как и Шаварш, был абсолютно свободен в своем решении. Там,

на дамбе Ереванского озера, эти два человека свободно осуществили свой
нравственный выбор: один - для убийства 72 человек, другой - ради их
спасения. Но

один из них употребил эту свободу в соответствии с волей Божьей, другой -
вопреки. И если бы хулиган сдержал себя, троллейбус проследовал бы далее по
маршруту,

а Шаварш спокойно продолжил тренировку, так и не узнав, какое страшное
испытание обошло его стороной. - Ред.

Оригинал

ФОМА он-лайн

   2018-09-25 04:59:36 (#3583986)