Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

Память в нашей жизни.

Всех тепло приветствую!
Память. Такое понятное и одновременно непонятное слово. Она есть у каждого
человека, и мы ежедневно бесчисленное множество раз обращаемся к ней. Вы
только на секунду попробуйте представить себе, что ее вдруг не стало бы.
Даже вообразить это сложно.
Но что вы можете сказать о своей памяти? Хорошая она у вас или плохая?
Хорошая -- по сравнению с кем? Хуже, чем у кого? А каковы ее резервы вы
знаете? Резервы именно вашей памяти, той которая все время с вами, но про
которую вы практически ничего не знаете и о которой вспоминаете, только
когда она вас подводит.

Для поддержания (и развития) физического здоровья -- здоровья тела -- мы
совершаем массу операций: делаем гимнастику, едим витамины, проделываем
различные гигиенические процедуры. Мы заинтересованы, чтобы наше тело
подольше оставалось здоровым и жизнеспособным. Но мы же люди, и у нас есть
не только тело, но и наш разум.
Возможен ли он при отсутствии памяти. Конечно же нет. Он не только тесно
связан с памятью, но и зависит от нее. Что же мы делаем для поддержания
нашей памяти, а значит, и разума в жизнеспособном состоянии? Чаще всего --
ничего. А потом обвиняем ее, свою память, в плохой работе, а не себя в
безразличном к ней отношении.

Пробовали ли вы найти с ней общий язык? Когда вы в последний раз проявляли
заботу о ней? И после всего этого вы еще обижаетесь на то, то она работает
не совсем так, как бы вам хотелось (... вот бы запоминать все быстро и
надолго...), а иногда даже подводит. Чем чаще мы обращаемся к своей памяти,
чем чаще ее "задействуем", тем лучше она работает (как и любой орган нашего
тела).
Память надо тормошить и подбадривать. Ведь если ее оставить наедине с самой
собой, она начнет постепенно умирать, как при отсутствии тренировок
постепенно умирает, например, навык игры на фортепиано. И если не
спохватиться вовремя, то его можно окончательно утратить.

К сожалению, чаще всего получается именно так. Мы не вступаем с памятью в
диалог и не только не стараемся ей помочь, но зачастую даже мешаем ей. В
результате -- после того, как память однажды нас подведет, мы начинаем
меньше ей доверять. А чем меньше доверяем, тем реже ею пользуемся (без ручки
и записной книжки уже не можем и шагу шагнуть). Реже пользуемся -- и память
работает все хуже и хуже. И тогда мы доверяем ей еще меньше. Как выбраться
из этого порочного крута?

На самом деле винить себя за попадание в этот замкнутый круг не стоит. Ведь
вас вряд ли когда-нибудь учили, как правильно запоминать, как увеличить
объем запоминаемой информации, как развивать свою память. (Гимнастику или
зарядку для тела делал, наверное, каждый. А зарядку для памяти?)

Заботиться о памяти и развивать ее нас не приучали с детства. В силу
определенных причин у нас сложилось отношение к памяти, как к чему-то само
собой разумеющемуся, не требующему специального ухода и тренировок... И
только в экстремальных ситуациях (например, во время экзаменов) да в
старости, когда она ослабевает, мы начинаем задумываться, а не существует ли
специальных средств, облегчающих процесс запоминания и увеличивающих
вероятность правильного вспоминания.

Еще один парадокс заключается в том, что даже в школах и вузах, где
успешность учебы во многом определяется способностью запоминать, даже там
этому не обучают, а лишь ограничиваются репликами: "У него хорошая память,
поэтому учеба дается ему легко". Или же наоборот: "Он так плохо учится,
потому что у него плохая память". То есть причина плохой учебы видна, но
никаких контрмер не предпринимается, так как считается, что такова
изначальная данность, изменить которую невозможно.

Нас учат истории, географии, физике и многим другим наукам, но совсем не
учат, как все это запоминать. А, по-моему, было бы совсем неплохо, если бы
уже в начальной школе учили способам эффективного запоминания различного
рода информации. Я надеюсь, эта книга поможет вам в какой-то степени
компенсировать последствия такого положения дел.

Ответить   Tue, 31 Mar 2015 00:06:12 +0300 (#3248061)