Потребность в труде.
Ещё один теплый привет!
Потребность в труде
Пожилой человек, ушедший на пенсию, вместо, казалось бы, заслуженного покоя
продолжает приходить на работу и интересоваться у бывших сотрудников <<как
дела?>>. Ощущая какое то опустошение, он долгое время не знает, чем занять
внезапно освободившееся время, и если этот период затянется, здоровью
пенсионера может быть нанесен непоправимый ущерб. Это не отдельные случаи, а
частое явление, психологическая причина которого - потребность в труде.
Эта потребность может быть столь велика, что удовлетворение ее поддерживает
на долгое время физически слабеющего человека, а невозможность удовлетворить
ее приводит не только к быстрому одряхлению, но нередко и к преждевременной
смерти.
Труд - это оглобли. Лошадь их тянет, но и они ее поддерживают.
Однако неверно думать, что потребность в труде - это удел только старого,
долгую жизнь трудившегося человека. Эта потребность может (тут сразу же надо
сказать - и должна!) формироваться и проявляться в детстве и юности.
- Поразительно высокая работоспособность у Ивана Ивановича, - как то сказал
мне один сослуживец о профессоре, которого мы оба знали. - Давно бы пора ему
на заслуженный отдых, а он все лекции и доклады читает, учеников учит, не
только статьи, но и книги пишет. Кончил два факультета, защитил две
докторские, а все продолжает учиться. Откуда силы берутся!
- Плохо вы его знаете, - возразил я ему. - Сил у него очень мало, и
работоспособность очень невысокая. Он тяжело болен, у него часто бывают
осложнения, он быстро устает, очень плохо спит. У него высокая потребность в
труде, таким его воспитала мать - замечательный педагог. Он просто не может
сидеть без дела, а все, за что берется, обязательно доводит до конца и как
можно лучше. Вы видели, чтобы он не выполнил служебного задания или чьей
либо просьбы?
Но не вы один не видите различия между работопотребностью и
работоспособностью как свойствами личности.
А различать их надо!
Потребность трудиться - свойство личности человека, и формирует его труд -
творческий, нелегкий, но посильный и обязательно доводимый, как говорится,
до победного конца.
Вы можете подумать, что я забыл добавить в конце предыдущей фразы слово
<<интересный>>. Но дело в том, что творческий, нелегкий, но посильный труд
обязательно будет интересным.
Трудовая экспертиза
<<А буде которые служилые люди учнут Государю бити челом, что им за
старостью, или за увечьем, или за болезнью на Государеву службу идти
немочно... и тех челобитчиков на Москве и в городах осматривати... А буде
которые служилые люди учнут бити челом Государю ... и скажутся стары или
увечны, или больны, а по осмотру на Государеве службе им быти мочно: и таких
на Государеву службу высылати самих...>>
Так было записано в 1649 г. в <<Соборном уложении царя Алексея
Михайловича>>. Это был первый документ из ряда последовательно сменявшихся
до существующего сейчас, на основании которых проводилась и проводится
военная трудовая экспертиза.
<<Экспертус>> по латыни - <<опытный>>. А экспертиза - это система
мероприятий, осуществляющаяся опытными специалистами по установлению
соответствия человека и его работы и улучшения этого соответствия.
Петр I в написанном 20 февраля 1705 г. указе коротко и четко сформулировал
требования к рекрутам созданной им регулярной армии. Они должны быть:
<<Добрые, человечные, не старые, не увечные и не дураки>>.
Одной из наиболее давно осуществляемых форм трудовой экспертизы является
психологический отбор кандидатов для определенной деятельности.
Пространственное представление
На современной обувной фабрике раскрой кож наиболее экономно и точно
производит электронная машина. Раньше же эту работу делал
узкоспециализированный закройщик, от которого требовалось высокоразвитое
пространственное представление.
Раскроите квадрат на такие куски:
Проверьте эту свою способность на очень упрощенной модели такой работы.
Не всем удается быстро и без ошибок раскроить ряд заранее нарисованных
квадратов на куски заданной формы, изображенные на рисунке. Проверьте себя и
своих товарищей и определите, кто сколько времени затратит на выполнение
этого задания.
Решение подобных задач требует достаточно хорошо развитого пространственного
представления и конструктивного мышления. Такая способность очень нужна и
инженеру, и рабочему, и конструктору.
Эти способности необходимы и для решения такой задачи. Попробуйте возможно
быстрее записать на листке бумаги, со сколькими кирпичами соприкасается
каждый из кирпичей, отмеченный на рисунке номером.
Со сколькими кирпичами соприкасается каждый из пронумерованных?
Проверьте себя, решая эту задачу <<в свободном темпе>>. Возможно, вы
обнаружите ранее сделанные ошибки, вызванные <<дефицитом времени>>.
Эти задачи служат одним из тестов для определения технических способностей.