Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

Как мы воспринимаем мир?

Доброго времени суток, уважаемые друзья!

Как мы воспринимаем мир и как помочь другому нас понять?

Как научиться понимать друг друга? Способов много, причем самых разных. Есть
больше ориентированные на то, чтобы улучшить собственною
<<воспринимаемость>> информации, есть рассчитанные на то, как получше
донести свою мысль до собеседника.
То есть каждый способ предполагает владение сразу обеими сторонами процесса,
но акцент ставится на чем-то одном. Ну, так часто бывает на практике. Хотя
на самом деле донести можно, только понимая особенности восприятия данного
конкретного человека. Как иначе <<подобрать к нему ключик>>?
Один из самых <<коротких>> путей эффективной передачи информации - учет
модальностей восприятия. Своей и собеседника.
Три основных пути восприятия мира:
- через зрение (визуальный тип восприятия);
- слух (аудиальный тип);
- ощущения, прикосновения, запахи и пр. (кинестетический тип).
Как правило, один из этих способов преобладает. Другие же очень часто
<<приглушены>>, в той или иной мере <<отстают>>. Это аналогия, но внешне
ситуация выглядит примерно так.
Бывает, какая-то модальность, или канал восприятия, настолько блокирован,
что человек почти не воспринимает информацию, выраженную <<не теми>>
словами.
С другой стороны, как воспринимаем, так и выражаемся. Одно и то же можно
воспринять и выразить по-разному.
<<Визуалист>>: ясно вижу, ситуация ясна.
<<Аудиальщик>>: улавливаю, гармоничное решение.
<<Кинестетик>>: нащупал решение.
Да и любой лучше поймет <<свой язык>>, адресованный к его ведущей
модальности.
Но вначале эту модальность нужно определить. Начните с собственного ведущего
канала восприятия. Заодно и потренируетесь. И для работы с другими нужно
знать, как вы сами воспринимаете и выражаетесь. По которому из сенсорных
каналов передаете информацию.

Итак, как вы лучше воспринимаете - наблюдая, слушая, делая? А как говорите?

Визуальный тип использует выражения типа: смотри; вижу; представь; вот
видишь; усмотреть; очевидно...
Аудиальный тип акцентирует <<свой>> сенсорный канал: я вас внимательно
слушаю; тональность; ставить акцент...
Кинестетический тип: схватываю; нащупал; верным путем...
Можно сказать, каждый говорит на своем языке. Который может восприниматься
другим, а может - нет. Как тут друг друга понять? Использовать так
называемый метод вербальной подстройки. Точнее, ее разновидность - модальную
подстройку.
Чтобы лучше, эффективнее донести информацию, нужно передавать ее по тому
каналу, который преобладает у собеседника. Попробуйте определить его по
речи. Каких образов в ней больше: зрительных, слуховых, осязательных? Все ли
собеседнику <<ясно>> и <<зримо>> (визуальный), <<хорошо сказано>>,
<<понятно>> (аудиальный), или он <<улавливает суть>> (кинестетический)?
Может, он <<не видит всей картины>> (визуальный), <<уперся>> во что-то
(кинестетический)? Или может быть, ваше предложение <<не находит отклика>>,
<<не звучит>> (аудиальный)? Может быть, ваши способы восприятия мира
попросту не совпадают? Причем совсем. Редко бывает, что человек воспринимает
мир по единственному каналу. Чаще один преобладает, два других
вспомогательные, второстепенные.
Но бывают, что какой-то из каналов почти блокирован. Или просто сильно
<<отстает>> от других по значимости. А у вас, к примеру, именно данный канал
- ведущий, и именно по нему вы транслируете основную информацию. Стоит ли
удивляться, что вас не понимают? И не тупит собеседник, а просто не
воспринимает информацию, подаваемую в таком виде.
Вы вроде бы <<ясно>> объясняете, а вас <<не слышат>>? Почти в прямом смысле
не слышат, потому как вы передаете зрительные образы. <<Показываете>>, а вас
пытаются <<слушать>>. А до вас <<не доходит ответный отклик>>? Или вы
пытайтесь <<осветить>> проблему, а собеседнику куда привычней <<раскладывать
по полочкам>>.
Вначале это нужно осознать. Что это и есть причина затруднений. Затем
определить ведущую модальность собеседника. Их может быть одна или две. И...
подстраиваемся, стараемся перейти на модальность, привычную для <<получателя
информации>>.
Используйте слова и выражения, которые он воспримет. С визуалами используйте
зрительные образы; с аудиалами - звуковые; с кинестетиками - осязательные,
двигательные.

Допустим, ваш партнер - выраженный кинестетик? Который, так сказать, <<не
врубается?>> Постарайтесь специально для него <<разложить>>, <<донести>>,
<<верно подать>>. Чтобы было <<весомо>>, прямо-таки <<осязаемо>>.
Попрактикуйтесь заранее в определении модальностей. Это делается просто в
повседневном общении, при каждом удобном случае. И постепенно пробуйте
переходить на разные модальности. Ненавязчиво, незаметно для окружающих...
Кстати, это и должно быть для них незаметно. Единственное явное проявление -
возросшее взаимопонимание.

Трудности возникают, как правило у людей, утративших зрение во взрослом
возрасте, если у них преобладал визуальный тип восприятия. За примером
далеко ходить не нужно. Я - один из представителей этого типа. Проявлялся
ярко он еще в школе. Будучи чрезвычайно подвижным ребёнком, естественно, не
любила долго и усердно готовить домашнее задание. Хватало одной небольшой
переменки, чтобы прочитать параграф или его часть, а затем на уроке
вызваться отвечать по желанию. Да и без желания тоже, выходила и слово в
слово могла воспроизвести прочитанный текст. Вплоть до того, что могла
закрыть глаза и ясно представить прочитанный текст, вплоть до переноса слов
в строке.
Память такая не долговечна. Долговечней она становилась в том случае, если
материал, требуемый запоминания, записывала. Так, к примеру, если была
заготовлена шпора по тому или иному вопросу - значит этот материал
откладывался капитально в закромах.
Вот таким образом, никогда не напрягаясь в учебе, удавалось учиться без
троек.
Любая местность, где побываю однажды, откладывалась, даже в лесу хорошо
ориентировалась.
С потерей зрения, возникают проблемы. Долгое время не могла воспринимать
информацию на слух. Да и сегодня лучше воспринимаю информацию наощупь, чем
на слух.
Знаю, что преподаватели брайля в своей практике запрещают рельефные буквы
читать глазами. Но именно восприятие брайлевских букв глазами, и позволило
запомнить их написание. На сколько мне известно, большинство людей,
изучающих систему брайля во взрослом возрасте, запоминают написание буквы
по цифровым значениям написания точки. В моей голове этого нет. В ней
возникает зрительный образ буквы, которая под пальцем.
На мой взгляд, визуальное восприятие лучше позволяет адаптироваться к
окружающей среде в случае потери зрения. Так как лучше развито объёмное
пространственное представление окружающей обстановки.
Кто не согласен с моим утверждением, пожалуйста, буду рада выслушать ваши
доводы и обоснования.

Успехов в практике!

---С уважением, Ираида.

Ответить   Sat, 14 Mar 2015 22:12:03 +0300 (#3238080)