Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-03-22

Психологическая помощь студентам с синдромом взрослого ребёнка алкоголика (ВДА)

Приветствую, дорогие друзья!
Алкоголизм широко распространён не только в странах постсоветского
пространства (России, Беларуси, Украины и т.д.), но во многих европейских
странах, например, в Польше, Германии, Финляндии и других. Статистические
данные говорят о том, что в Евросоюзе 42 миллиона граждан злоупотребляют
алкоголем, в таких семьях воспитывается более 7,7 миллионов детей. В
Республике Беларусь 180 тысяч хронических алкоголиков, из них 33 тысячи -
женщины. Дети, воспитывающиеся в алкогольных семьях, по сути дела,
оказываются лишёнными детства, так как алкоголизм родителей влияет не только
на психическое, психологическое и физическое здоровье ребенка, но и
оказывает влияние на развитие всех сфер личности. Одним из последствий этого
является формирование синдрома взрослого ребенка алкоголика (ВРА).

По определению С. Соболевской-Меллибруда (Польша), синдром ВРА - это
комплекс устоявшихся личностных схем (когнитивных, эмоциональных,
поведенческих и интерперсональных) психофизического функционирования,
возникших в детстве в алкогольной семье, которые затрудняют адекватный
непосредственный контакт личности с действительностью и становятся причиной
психологической замкнутости в травматическом прошлом. К проявлениям синдрома
ВРА следует отнести низкую самооценку, неуверенность в собственных силах,
ориентированность на внешние факторы (например, определение собственной
значимости только через оценку других людей), потребность в контролирующем
поведении, низкий уровень автономии, нарушение границ личности, склонность к
переживанию преимущественно негативных эмоций, высокий уровень тревожности,
раздражительность, депрессивные тенденции, появление необоснованных страхов.
Треть ВДА взрослея, сами становятся зависимыми от алкоголя, наркотиков,
тотализатора, как и их родители. Другая треть - уже с юности страдает теми
или иными психосоматическими заболеваниями вследствие такого <<тяжёлого>>
детства. По оценке немецких и польских исследователей, только одной трети
взрослых детей алкоголиков удается выйти из этой ситуации более или менее
сохранными.

На первом этапе реализации проекта сотрудникам Гомельского государственного
университета представилась уникальная возможность участия в Международном
симпозиуме <<Компетентная помощь созависимым - обмен опытом специалистов из
Беларуси, Германии и Польши>>, который проходил летом 2010 г. и зимой 2011
г. в Варшаве. Белорусские психологи получили возможность познакомиться с
опытом организации и осуществления программ профилактики и психотерапии
зависимости и созависимости взрослых детей алкоголиков в Польше и Германии.
Результатом работы стало написание и издание двух совместных
научно-практических пособий по психологической работе с ВДА на трех языках:
немецком, польском и русском, а также создание и распространение
информационного буклета для молодых людей с синдромом ВДА.

Следующим этапом реализации проекта стала разработка модели оказания
психологической помощи и сопровождения молодых ВДА, складывающейся из таких
направлений деятельности как просвещение молодёжи о проблемах зависимости и
созависимости, а также последствиях взросления в условиях алкогольной семьи,
способах их выявления, включая самодиагностику, и преодоления;
индивидуальное консультирование молодых людей с синдромом ВДА, групповые
тренинговые программы, направленные на повышение уровня социальной
адаптированности юношей и девушек, развитие их эмоциональной, мотивационной
и коммуникативной сфер личности. В период осуществления этого этапа было
проведено более 220 индивидуальных консультаций и около 50 групповых
занятий. В рамках психообразовательной программы был создан видеофильм <<Мои
дневники>>, способствующий осознанию проблемы взросления в алкогольной семье
и снятию ареола <<уникальности>> ВДА.

Участниками проекта было проведено масштабное исследование с применением
методов психодиагностики, анкетирования, метода эссе, качественного,
количественного и статистического анализа. Результаты проекта обсуждались на
III Международной научно-практической конференции <<Современные подходы к
продвижению здоровья>>, организованной совместно кафедрой социальной и
педагогической психологи УО <<Гомельский государственный университет имени
Франциска Скорины>> (г. Гомель) и УО <<Гомельский государственный
медицинский университет>>, проходившей 21 октября 2010 г. По итогам
реализации проекта опубликовано более 37 научных работ.

Результатом заключительного этапа теоретических и эмпирических исследований
в рамках проекта стало создание и публикация методического пособия в 2014
г.: Г.В. Гатальская, О.А. Короткевич, Н.Г. Новак. <<Практика психологической
помощи взрослым детям алкоголиков: направления, формы и методы>> - Минск:
Амалфея, 2014. - 196 с. В книге представлен теоретический и методологический
обзор современного состояния проблемы алкогольной зависимости и
созависимости, содержится описание психологических особенностей молодых
людей (взрослых детей алкоголиков (ВДА)), чьё взросление происходило в
алкогольной семье, а также предложены модели оказания им психологической
помощи. Книга адресована психологам и социальным педагогам учебных
учреждений, студентам, обучающимся по специальностям <<Психология>> и
<<Социальная педагогика>>, семейным психологам и психотерапевтам,
психологам-консультантам. Книга будет полезна молодым людям, столкнувшимся с
проблемой алкогольной зависимости в родительской семье.

Кроме этого Новак Н.Г. подготовлена к защите кандидатская диссертация
<<Психологическое благополучие юношей и девушек, переживших ненормативный
кризис родительской семьи>>, основанная на результатах проекта. Диссертация
уже прошла предзащиту и будет защищена в мае 2015 года.

Гатальская Галина Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент
заведующий кафедрой социальной психологии, Белорусский государственный
педагогический университет имени М. Танка

Короткевич Ольга Анатольевна
ассистент кафедры социальной и педагогической психологии, Гомельский
государственный университет имени Ф. Скорины

Новак Наталья Геннадьевна
ассистент кафедры социальной и педагогической психологии, Гомельский
государственный университет имени Ф. Скорины

Редакция <<Психологической газеты''

   2015-03-22 20:56:49 (#3242701)

Где искать гармонию взаимоотношений?

Всем доброго времени суток!

Пересылаю письмо одного из подписчиков, - Юрия, почтовый адрес:
quantum***@m*****.ru.

Если у кого-либо из подписчиков возникли проблемы с доставкой писем, просьба
сообщать в личку.

Ниже текст посылаемого письма.
***
Гармония взаимоотношений возможна лишь тогда, когда обе личности
гармоничны.
В противном случае они будут создавать свою гармонию за счёт партнёра.
Возникает вопрос, а что же такое гармоничная личность?
Могу предложить вот такой манифест гармоничной личности.
Мне кажется, что это тот путь, по которому должно идти развитие,
воспитание, образование и самосовершенствование человека.

Манифест гармоничной личности.

Личность каждого человека уникальна и не повторима.
Воспитание, образование, самосовершенствование человека должно
стремиться всегда только к
гармонии.
Гармония личности определяется отношением этой личности к трём
основополагающим вопросам.

1. Кто я.
2. Как я отношусь к миру и как он относится ко мне.
3. Как я отношусь к другим людям и как они относятся ко мне.
И потому как человек отвечает на эти вопросы
можно судить и об интелекте и о
характере человека, да и о его проблемах.

Как я отвечаю себе на эти вопросы.
1. Кто я.
Я считаю себя самодостаточной личностью.
Это значит, что я полностью принимаю себя таким какой я есть.
У меня нет ни положительных черт характера ни отрицательных.
Положительные или отрицательные черты - это всево лишь этикетки,
которые на меня навешивают другие люди, только для того, чтоб не думать.
Если что-то мне в себе не нравится, то я просто избавляюсь от этого,
если что-то мне нравится, то я стараюсь получать от этого
удовольствие.
Есть просто единый и не делимый мир со своими законами и этот мир - Я.
Кому-то законы моего мира могут не нравится, но это уже будут законы
другого мира до которого мне нет дела.
Моя жизнь очень короткая и моя задача заключается в том, чтоб прожить
мою жизнь не изменяя самому себе, не нарушая принципов стабильности
моей системы, т.е. гармонии.
Всё что работает на стабильность - хорошо, всё что мешает развитию
системы - плохо.
Развитие личности - это укрепление стабильности системы
и если система стабильна, то ей не страшны ни какие внешние
воздействия: будь то всякие болезни, различные катаклизмы,
давления со стороны других людей.
Уверен, что личность - это маленькая модель вселенной и она должна
развиваться по тем же законам что и большая вселенная.

2. Как я отношусь к миру и как он относится ко мне.
На этот вопрос можно было бы ответить одним словом - никак.
У мира нет ни положительной ни отрицательной энергии по отношению ко
мне, он нейтрален, он не добрый и не злой, он не агрессивный и не пассивный.
В нём нет никаких внешних сил, которые бы мне мешали или помогали
осуществлять своё предназначение, т.е. жить.
Мир - это огромная машина, которая работает по своим законам,
Ей нет до меня никакого дела и если со мной что-то случается, то это не
потому что я плохой или хороший, а просто по своему незнанию я
оказался в нужном или не нужном месте и получил то, что имею.

3. Как я отношусь к другим людям и как они относятся ко мне.
Повторюсь:
Я - это огромный мир со своими законами и правилами, со своей системой
ценностей.
Я имею права жить по своим законам.
Подчеркну, что эти законы направлены только на развитие
самодостаточности.

Глубоко убеждён, что любой человек такой же сложный и не повторимый
мир и тоже имеет право жить по своим законам и ориентироваться на свои
ценности.
Часто законы и ценности моего мира и мира других людей не совпадают:
то что укрепляет стабильность моего мира, может разрушать
стабильность мира другого человека и наоборот.
и с этим ничего не поделаешь.
Как же в таком случае жить в ладу с собой и другими людьми?
Надо ещё раз прочитать первый пункт данного манифеста и заучить как
дважды два, что другой человек - это действительно другой человек, он
по другому видит ситуацию, живёт по своим, а не по моим правилам, у
него своя правда и она не лучше и не хуже моей, я не должен навязывать
ему своё понимание проблемы так же как и он не должен навязывать мне
своё.
Уверен, что все проблемы в отношениях связаны только с тем, что люди
не разрешают другим думать не в их системы координат.
и пытаются всем навязать свой взгляд на мир, а когда это не
получается, возникают ссоры, вражда, отчуждение, хотя еслиб все
придерживались точки зрения этого манифеста, то жить было бы на много
легче, интересней и приятней.

Люди как атомы хаотично мечутся в мире, сталкиваются разлетаются или
сцепляются либо на долгое либо на короткое время и, к сожалению, не от
нас зависит с кем и когда мы столкнёмся и как долго сможем удержаться
рядом.
Каждый человек хочет быть счастливым и ищет путь к этому,
но на этом пути встречается огромное колличество препятствий: тупиков,
капканов, пропастей и доверять своему сердцу нельзя, так как сердце в данном
случае похоже на маленького и голодного ребёнка оставленого в
незнакомом лесу.
Он от голода, по своему незнанию, тянет в рот первое, что подвернётся:
и красивый мухомор и ядовитую колючку.

А теперь немного статистики. Приведенные данные основываются на итогах
Всероссийской переписи населения 2010 года и обновлениях, сделанных
Федеральной службой государственной статистики, а также по результатам
социологических опросов.
Каждый год в нашей стране заключается около миллиона официальных браков, а
также возникает большое количество гражданских браков. Это значит, что два с
лишним миллиона человек, думая, что нашли свою половинку, пытаются создать
большое и счастливое целое, которое называется <<семья>>. Казалось бы, совет
им
да любовь! Однако не всё так просто.

Каждый год в нашей стране примерно 700 тысяч пар подают заявления на развод.
Основной пик разводов приходится на первые 5 лет жизни семейной пары.
После развода 20% людей, в основном женщины, пытаются покончить жизнь
самоубийством; у 15% людей возникают острые психические заболевания; 40%
людей
впадают в длительную депрессию.
Все эти несчасные люди слушали своё сердце, руководствовались своими
чуствами
позволяли быть естественными.
У Чехова есть гениальный роман о любви, полностью привожу его текст:
Они встретились, полюбили друг друга, поженились и всю жизнь были
несчастными.
Да, не сомненно, краткость - сестра таланта.

Проанализировав причины разводов, можно сделать такие выводы, что основных
причин
расторжения брака всего три:
1. Типологическая несовместимость,
ддругими словами генетическое не совпадение.
2. Психологическая безграмотность,
это то, что было сказано в манифесте.
3. Незнание законов и правил взаимодействия в малой группе, т.е. в семье.

Поговорим о типологической несовместимости. Именно она и есть самая главная
причина того, что
люди встречаются, влюбляются, думают, что вот это моё и на всю жизнь,
а в результате получается такая дикая статистика.

Почему же так получается?
Кратко это можно пояснить так.
Существует 16 различных типов личности. Тип личности - это характер плюс
темперамент. Сюда не включаются внешние данные человека, образование,
социальный статус, возраст и т.д. Поэтому высокий,
голубоглазый, со спортивной фигурой блондин может быть как нежным и
внимательным человеком, так и злобным и эгоистичным. Что-то формируется в
процессе воспитания человека, что-то передаётся по наследству. Одни черты
характера со временем могут меняться, а другие - никогда.
Поэтому очень важно за красивой или невзрачной внешностью увидеть,
действительно ли это твоя половинка или это всего лишь мираж.
Необходимо знать, что для того чтобы ваша семейная жизнь была счастливой,
вам
надо встретить такого человека, тип личности которого полностью совпадает с
вашим, не такой же как и ваш, а генетически совместимый.
Из 16 типов личности только один вам может подойти на 100%; на 80% - два или
три; на 50% - четыре или пять.
Чем меньше будет вероятность совпадения, тем больше будет проблем в семейной
жизни.
Есть такие типы личности, с которыми ни при каких условиях хорошей семьи у
вас
не получится никогда. И это не значит, что эти люди плохие. Они могут быть
добрыми, любящими, интересными, но для семейной жизни именно с вами они не
пригодны.

Необходимо чётко для себя понять: то, что вам нравится, и то, что вам
реально
подходит, - как правило, совершенно разные вещи.
Так что сердце, к сожалению - это плохой советчик.

Юрий.

   2015-03-22 14:50:19 (#3242566)

Re: Реально ли размыть представления о нравственном и безнравственном?

Категорически приветствую, Iraida!

Вы писали среда 18 марта 2015 год!, 7:22:34:

> Реально ли размыть представления о нравственном и безнравственном?

Банальный вопрос:
А что есть нравственное, а что есть безнравственное?
Для одного человека, исходя из его жизненных ценностей и установок,
культурных, религиозных представлений, определенное поведение нравственно, а
для другого- совсем наоборот.
То, что для христианской культурной традиции является нравственной нормой,
для мусульманской или иудейской религиозной традиции может оказаться
совершенно неприемлемым с позиции оценки нравственности.

> Сложно поверить, что кто-то может навязать вам что-то чуждое, не так ли? И
> тем не менее при определенных условиях это вполне возможно.

Очень даже возможно... :-)
Механизмы воздействия/влияния никто еще не отменил.

> Пример 1. Два человека пришли устраиваться на работу, и специалист по
> подбору персонала предлагает выполнить тестовое задание (или задания) на
> время в соревновательной форме. Все правильно и логично, ведь организациям
> всегда хотелось бы, чтоб штат был укомплектован профессионалами. А теперь
> представим, что соревнуются за вакансию мужчина и женщина. Стоит ли
мужчине
> отказаться от такого задания? Будет ли согласие со стороны мужчины на
> соревнование позором?

Рынок, в т. ч. и рынок труда не понимает что есть нравственные нормы. Любой
рынок регулируется совершенно другими правилами/законами, нежели теми, по
которым живет социальное общество.
Здесь необходимо разделять нормы общения в социальной среде и нормы,
правила, на которых базируется рынок.

Ежели ты пришел устраиваться на работу, т. е. продаешь свой опыт, знания и
умения, то совершенно без разницы, мужчина ты или женщина.
Важно(прежде всего, важно для работодателя) то, насколько ты профессионален,
т. е. полезен в определенной области деятельности.
Все остальное, на усмотрение и под ответственность работодателя.
И не вижу ничего безнравственного в соревновании между мужчиной и женщиной
за право получить вакантное место на фирме.
Здесь побеждает сильнейший и это, на мой взгляд справедливо.

> Пример 2. Очередь (магазин, почта, банк), некий мужчина уже близок к
> кассиру/операционисту (заплатить за продукты, оплатить коммунальные услуги
и
> т.д.), но вперед проходит женщина без каких-либо просьб и на замечание
> реагирует хамством. Представили? Вполне естественно, что наглость не
> останется без внимания и будет встречена вполне резонным ответом.
Правильно
> ли поступил мужчина? Наглость была пресечена, подан пример другим людям,
но
> если к ситуации применить, например, изречение <<Мужчины, никогда не
> сражайтесь с женщинами. И победа, и поражение будут для вас позором...>>?
> Получается, что мужчина себя опозорил, но чем? Тем, что выразил свою
> приверженность к порядку? Не кажется ли это вам каким-то искаженным
> представлением о том, что хорошо, а что плохо?

И здесь, по- моему мнению, совершенно не важно, мужчина или женщина проявили
хамство. Хам- это бесполое определение.
А дальше, реакция зависит от многих факторов, в т. ч. числе и от
нравственных установок и жизненных принципов отвечающего/реагирующего на
хамство.
Можно осадить хама и таким образом, что внешне, на слух это будет выглядеть,
как культурный и безобидный ответ, а на деле, каждый услышавший такую
словесную реакцию, без труда сообразит, что хама опустили ниже уровня
городской канализации.
Чего не стоит делать, по - моему мнению, так это агрессией отвечать на
агрессию. В этом случае прежде всего выставляешь себя в совершенно нехорошем
свете.

> Пример 3. Митинг, некоторая группа людей активно противостоит сотрудникам
> полиции, бросает в них камни и пустые бутылки. Естественно, сотрудники
> полиции применяют силу и спецсредства к нарушителям, задерживают их и
> помещают в КПЗ. Все правильно сделали, не так ли? Закон есть закон и
должен
> быть един для всех, но если среди задержанных есть женщина, то что? Часто
> сотрудники полиции делают скидку на то, что среди задержанных есть
женщина,
> и стараются действовать более вежливо, но нарушителей (которыми могут быть
> не только мужчины) от ответственности это не освобождает.

Правильно. Закон един для всех и для мужчин, и для женщин, и для депутатов,
и для инвалидов...
И этому надо учить с малолетства и мужчин, и женщин.

Хорошо это или плохо?..

На этот вопрос каждый находит ответ в соответствии со своими нравственными
установками.

> даже возможно, но как? Ответ прост и смысл его заключен в соотношении
людей,
> для которых личный интерес выше общественного, к людям, которые
общественный
> интерес искренне и без всякого принуждения со стороны общества/государства
> ставят выше личного. Так вот, когда количество людей, преследующих
> исключительно личные интересы, превышает некий предел, то происходит
цепная
> реакция и то, что ранее казалось безнравственным, приобретает статус <<все
хорошо, так и должно быть>>>. Чем-то напоминает теорию разбитых окон, с тем
> лишь различием, что здесь речь идет не об уличной преступности, а о
> нравственном здоровье общества.

Не помню кто сказал:
Революцию задумывают идеалисты, делают прагматики, а ее плодами пользуются
проходимцы.
Существует меньшинство, которое подчиняет себе большинство. И от этого
никуда не отпрыгнешь, ибо общество построено на этом.
Это самое меньшинство будет предпринимать любые усилия, что бы внедрить
именно в культуру большинства те мифы, которые выгодны меньшинству...

По- моему убеждению, есть категория отношений в которой эксперименты с
введением нового чреваты. Эта категория как раз касается нравственности.
Здесь уже есть давно устоявшиеся нормы и понятия, которые менять совсем не
зачем.
Мы уже имеем признанием нравственным однополые браки, выставление своего
тела на всеобщее обозрение и т. д...

p. s: уж извините, но в вопросах нравственных норм я консерватор...
Выбирать путь, по которому двигаться, это дело каждого отдельно взятого
человека...
Ежели человек внутренне готов лечь под предлагаемые ему новые нормы
нравственности, он это сделает. Ежели он не готов и не желает принимать
новые нормы нравственности, его танком не сдвинешь с его нравственных и
жизненных позиций.

Вот как- то так.

   2015-03-22 11:44:11 (#3242496)

Re: Где искать гармонию взаимоотношений?

Категорически приветствую, Iraida!

Интересные суждения. Думаю, что это больной мозоль для многих...
Попытаюсь высказать свои суждения, вопросы по этой теме. Тем более,
отношения между полами нас всех затрагивают в большей или меньшей степени.

Вы писали воскресенье 22 марта 2015 год!, 3:11:11:

> Где искать гармонию взаимоотношений?

А, собственно, что такое гармония?
Может я и ошибаюсь, но, гармония взаимоотношений каждым отдельным человеком
понимается по своему.
В моем понимании, гармония- это соотнесение своего внутреннего "Я" с внешним
"Я", т. е. "Я" внешнего мира.
Отсюда и гармония взаимоотношений. Мое "Я"соотноситься, не противоречит
внутреннему "Я"другого человека, который по отношению ко мне, является
"внешним Я". Ежели мое собственное "Я" не давит на внутреннее "Я" другого
человека, равно, и наоборот, то, отношения между мной и другим человеком
гармоничны.

>Взаимное стремление друг к другу должно проявляться естественным
> образом.

Но, почему- то, это взаимное стремление не всегда проявляется с обеих сторон
. Либо взаимное стремление проявляется не с одинаковой силой у взаимно
стремящихся...
Хочешь или нет, а возникает вопрос:
"Почему я взаимно стремлюсь, а ко мне взаимно не стремятся?"

>Тогда к чему столько разговоров о том, как
> построить идеальную семью, чем привлечь мужчину или как его удержать?..

А ведь и верно, к чему все эти вопросы?
Почему возникают именно такого порядка вопросы?
Не говорит ли сие о том, что человечество так и не знает, не может
окончательно определиться, что такое идеальная семья?
Не свидетельствует ли сие о том, что:
материальное, физическое, т. е. приходящее, человечество ставит в приоритет
к духовному? Продолжается извечный спор, что первично, бытие или сознание;

человечество пытается стыдливо откреститься от объективно действующих
законов Природы, т. е. откреститься от того, что имеет, как и животный мир,
наличие влияния инстинктов и первичных потребностей, оборачивая все это в
красивую обертку "проблема идеальной семьи"? Почему- то мы вбили себе в
голову, что "человек- царь Природы", следовательно, он существует по своим,
ведомым только ему законам...

> Своими вопросами и стремлением найти логичное объяснение всему без
> исключения мы убиваем свое естество, а вместе с ним таинственное
очарование
> чувственности.

Но, по- моему, это вполне естественно, мы пытаемся найти истину своего
существования.
Почему это происходит так, а не этак?
Мы пытаемся удовлетворить потребность высшего порядка, т. е. потребность в
самореализации. Опять же, заняты извечными поисками истины.
Хотя, а стоит ли так уж упорно искать истину?
Станем ли мы счастливее, богаче, умнее, найдя эту самую истину?
Способно ли человечество адекватно распорядиться знанием истины?
Но, это уже тема другого разговора.

> мы сделали для того, чтобы быть счастливыми?

А что есть счастье?
Сделает ли нас понимание этого, счастливее, чем прежде? Или принесет еще
больше сомнений, вопросов и может быть разочарований?

> Каждый одинок в поиске своего счастья,

Вот тут согласен...

> Счастье... Оно не поддается описанию и тем более, изучению. Оно есть и оно
> рядом, так близко, что мы и не догадываемся.

И с этим утверждением согласен.
Затыка в том, что не многие из нас способны это понять, осознать и принять в
себя...

"Все мое благо со мною!"
"Все, что нам необходимо- у нас под рукой. Потеем мы, добывая
излишки!"/Сенека/.

> Когда мы сможем отказаться от поиска объяснений, когда сможем
> бескомпромиссно принять свое сердце, тогда найдем Истину и обретем
счастье.

"Я мыслю, следовательно- я существую".
К счастью или к не счастью, разум дан человечеству для того, что бы мыслить,
а не повиноваться лишь инстинктам, эмоциям и реакциям...

> Когда мы сможем руководствоваться своими чувствами, а не голосом разума,
> необходимость <<выстраивать>> отношения отпадет сама собой. Позвольте себе
> быть естественными, такими как создала нас природа, откройте себя для
> счастья и дайте возможность прекрасному войти в вашу жизнь.

Природа наделила нас сознанием. Чувства, это составная часть нашего
сознания. Как следовать чувствам, не понимая их и не осознавая?Как можно
следовать тому, чего не понимаешь?
Может я и ошибаюсь, но, дедушка З. Фрейд этому утверждению улыбается... ;-)

> Два человека способны понимать без слов, когда они говорят на одном языке.
У
> каждого свой язык, берущий начало из глубины его внутреннего мира.

По- моему, здесь некоторая не состыковка в логике. Либо мужчина и женщина
говорят, каждый на своем языке, тогда, они естественно, не понимают друг
друга. Либо они говорят на одном языке, который берет свое начало из глубины
их внутреннего "Я".

> схожи, и сердца открыты для счастья. Они уважают этот внутренний мир и
> помогают ему расти, находя радость в развитии.

Вот, хорошая ключевая фраза "уважение внутреннего мира".
По- моему мнению, пока мы не осознаем и не научимся уважать внутренний мир
своего партнера, мы не получимне только идеальной семьи(а существует ли
таковая, в принципе?), но не создадим обычной семьи.
Пока не осознаем, и не примем сей факт, как данность, что тот, кто
находиться рядом с нами, мыслит, чувствует не так, как мы, мы не будем
способны нормально сосуществовать друг с другом.
Но, опять же, по моему мнению, прежде всего надо научиться уважать и
создавать собственный внутренний мир...

   2015-03-22 06:53:12 (#3242419)