Особенности адаптации детей в семьях эмигрантов.
По страницам психологической газеты.
урс
по итогам 2014 года
Номинация <<Проект года в психологической практике>>
Реферат проекта
<<Особенности социокультурной адаптации у детей школьного возраста,
воспитывающихся в условиях двуязычия в семьях мигрантов>> (практический
проект)
Авторы:
Бучилова Ирина Анатольевна (Череповец), Алиева Тарлан Икрам кызы
(Череповец)
Цель исследования: изучение особенностей социокультурной адаптации
детей-мигрантов младшего школьного возраста и разработка программы
психолого-педагогической помощи данной категории детей.
Объект исследования: особенности адаптации детей-мигрантов младшего
школьного возраста в новых социокультурных условиях.
Предмет исследования: особенности психолого-педагогической помощи
детям-мигрантам младшего школьного возраста, направленной на обеспечение
социокультурной адаптации.
Гипотезы исследования:
a.. у детей из семей мигрантов младшего школьного возраста могут
отмечаться следующие трудности социокультурной адаптации: низкий уровень
владения русским языком, отсутствие достаточных для социализации знаний об
основах российской культуры, что обусловливает проблемы эмоционального и
коммуникативного развития;
b.. обеспечение психолого-педагогической помощи для данной категории
детей по таким направлениям, как: языковая подготовка, расширение
представлений о российской культуре и истории, преодоление эмоциональных
проблем и развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми будет
способствовать их социокультурной адаптации в новых условиях.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие
задачи:
1.. Проанализировать состояние теоретической разработки проблемы
психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей-мигрантов.
2.. Определить уровень социокультурной адаптации детей-мигрантов из
семей азербайджанцев и талышей младшего школьного возраста, обучающихся в
общеобразовательных школах г. Череповца Вологодской области, в ходе
проведения констатирующего эксперимента.
3.. Разработать программу комплексного психолого-педагогического
сопровождения для данной категории детей.
4.. Проанализировать полученный эмпирический материал, проверить
гипотезы исследования и выявить уровень эффективности применения программы
психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов.
Методики диагностики: беседа с родителями детей-мигрантов; методика
Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой на выявление знаний детей о странах и
культурах; методика Т.А. Фотековой для диагностики устной речи и диктант для
диагностики письма; тест Рене Жиля и методика В.Г. Щур <<Лесенка>> на
изучение общения и самооценки; тест Люшера, Цветовых Тест Отношений (ЦТО;
автор Эткинд), рисунок семьи на выявление эмоционального самочувствия.
В качестве испытуемых в экспериментальном исследовании приняли участие
12 детей-мигрантов младшего школьного возраста из семей азербайджанцев и
талышей, обучающихся в общеобразовательных школах г. Череповца Вологодской
области.
Организационная база исследования. Исследование проводилось в период с
2012 г. по 2014 г. и строилось из ряда этапов.
На первом этапе - проводилось накопление теоретического материала по
теме диссертации; подбирались методики исследования.
На втором этапе - проводилось тестирование по подобранным методикам;
разрабатывалась, а затем проводилась программа психолого-педагогической
помощи детям-мигрантам младшего школьного возраста.
На третьем этапе - обобщались и анализировались полученные результаты
исследования; оформлялась диссертационная работа.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное
исследование уточняет и расширяет научные представления об особенностях
социокультурной и языковой адаптации детей-мигрантов младшего школьного
возраста из семей азербайджанцев и талышей; определяет диагностические
критерии и основные направления психолого-педагогической работы по ее
осуществлению в условиях образовательных учреждений и консультационных
центров.
Практическая значимость работы. Материалы работы могут представлять
практическую ценность для учителей, специалистов консультационных центров,
работающих с семьями мигрантов.
В таблице 1 представлены результаты диагностики на этапах
констатирующего и контрольного экспериментов. Отметим, что на этапе
контрольного эксперимента участвовало 10 младших школьников из семей
мигрантов, обучающихся в школах Череповца Вологодской области. Двое из них
уехали на Родину.
No
уровни социокультурной адаптации
количество детей - I этап (%)
количество детей - II этап (%)
статистические различия
1
высокий
8,33
50%
? = 2,258, ?<=0,05
2
средний
41,67
30%
? =1,3; не знач.
3
низкий
50%
20%
? =1,457; не знач.
Табл. 1. Статистический анализ различий в уровнях социокультурной
адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста на этапах
констатирующего и контрольного экспериментов (угловое преобразование Фишера)
Сравнение уровней социокультурной адаптации детей-мигрантов младшего
школьного возраста на этапах констатирующего и контрольного экспериментов
показывает эффективность проведенной психолого-педагогической работы.
Итак, проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие
выводы:
1.. Социокультурная адаптация детей-мигрантов младшего школьного
возраста - начальный этап их социализации, взаимосвязанный с
индивидуализацией и интеграцией, включающий психолого-педагогический,
социально-психологический (культурный) и языковой и компоненты.
2.. У детей из семей мигрантов младшего школьного возраста
отмечаются следующие трудности социокультурной адаптации: низкий уровень
владения русским языком, отсутствие достаточных для социализации знаний об
основах российской культуры, проблемы эмоционального и коммуникативного
развития.
3.. Адаптационные возможности детей-мигрантов младшего школьного
возраста из семей мигрантов к новым социокультурным условиям зависят от
таких факторов, как: социокультурные характеристики семей, речевой инпут
(среда), а также возраст ребенка, в котором начинается процесс адаптации.
4.. Психолого-педагогическая помощь в образовательных учреждениях
для данной категории детей должна осуществляться по таким направлениям, как:
языковая подготовка, расширение представлений о российской культуре и
истории, преодоление эмоциональных проблем и развитие навыков общения со
сверстниками и взрослыми.