Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

Психологическая помощь студентам с синдромом взрослого ребёнка алкоголика (ВДА)

Приветствую, дорогие друзья!
Алкоголизм широко распространён не только в странах постсоветского
пространства (России, Беларуси, Украины и т.д.), но во многих европейских
странах, например, в Польше, Германии, Финляндии и других. Статистические
данные говорят о том, что в Евросоюзе 42 миллиона граждан злоупотребляют
алкоголем, в таких семьях воспитывается более 7,7 миллионов детей. В
Республике Беларусь 180 тысяч хронических алкоголиков, из них 33 тысячи -
женщины. Дети, воспитывающиеся в алкогольных семьях, по сути дела,
оказываются лишёнными детства, так как алкоголизм родителей влияет не только
на психическое, психологическое и физическое здоровье ребенка, но и
оказывает влияние на развитие всех сфер личности. Одним из последствий этого
является формирование синдрома взрослого ребенка алкоголика (ВРА).

По определению С. Соболевской-Меллибруда (Польша), синдром ВРА - это
комплекс устоявшихся личностных схем (когнитивных, эмоциональных,
поведенческих и интерперсональных) психофизического функционирования,
возникших в детстве в алкогольной семье, которые затрудняют адекватный
непосредственный контакт личности с действительностью и становятся причиной
психологической замкнутости в травматическом прошлом. К проявлениям синдрома
ВРА следует отнести низкую самооценку, неуверенность в собственных силах,
ориентированность на внешние факторы (например, определение собственной
значимости только через оценку других людей), потребность в контролирующем
поведении, низкий уровень автономии, нарушение границ личности, склонность к
переживанию преимущественно негативных эмоций, высокий уровень тревожности,
раздражительность, депрессивные тенденции, появление необоснованных страхов.
Треть ВДА взрослея, сами становятся зависимыми от алкоголя, наркотиков,
тотализатора, как и их родители. Другая треть - уже с юности страдает теми
или иными психосоматическими заболеваниями вследствие такого <<тяжёлого>>
детства. По оценке немецких и польских исследователей, только одной трети
взрослых детей алкоголиков удается выйти из этой ситуации более или менее
сохранными.

На первом этапе реализации проекта сотрудникам Гомельского государственного
университета представилась уникальная возможность участия в Международном
симпозиуме <<Компетентная помощь созависимым - обмен опытом специалистов из
Беларуси, Германии и Польши>>, который проходил летом 2010 г. и зимой 2011
г. в Варшаве. Белорусские психологи получили возможность познакомиться с
опытом организации и осуществления программ профилактики и психотерапии
зависимости и созависимости взрослых детей алкоголиков в Польше и Германии.
Результатом работы стало написание и издание двух совместных
научно-практических пособий по психологической работе с ВДА на трех языках:
немецком, польском и русском, а также создание и распространение
информационного буклета для молодых людей с синдромом ВДА.

Следующим этапом реализации проекта стала разработка модели оказания
психологической помощи и сопровождения молодых ВДА, складывающейся из таких
направлений деятельности как просвещение молодёжи о проблемах зависимости и
созависимости, а также последствиях взросления в условиях алкогольной семьи,
способах их выявления, включая самодиагностику, и преодоления;
индивидуальное консультирование молодых людей с синдромом ВДА, групповые
тренинговые программы, направленные на повышение уровня социальной
адаптированности юношей и девушек, развитие их эмоциональной, мотивационной
и коммуникативной сфер личности. В период осуществления этого этапа было
проведено более 220 индивидуальных консультаций и около 50 групповых
занятий. В рамках психообразовательной программы был создан видеофильм <<Мои
дневники>>, способствующий осознанию проблемы взросления в алкогольной семье
и снятию ареола <<уникальности>> ВДА.

Участниками проекта было проведено масштабное исследование с применением
методов психодиагностики, анкетирования, метода эссе, качественного,
количественного и статистического анализа. Результаты проекта обсуждались на
III Международной научно-практической конференции <<Современные подходы к
продвижению здоровья>>, организованной совместно кафедрой социальной и
педагогической психологи УО <<Гомельский государственный университет имени
Франциска Скорины>> (г. Гомель) и УО <<Гомельский государственный
медицинский университет>>, проходившей 21 октября 2010 г. По итогам
реализации проекта опубликовано более 37 научных работ.

Результатом заключительного этапа теоретических и эмпирических исследований
в рамках проекта стало создание и публикация методического пособия в 2014
г.: Г.В. Гатальская, О.А. Короткевич, Н.Г. Новак. <<Практика психологической
помощи взрослым детям алкоголиков: направления, формы и методы>> - Минск:
Амалфея, 2014. - 196 с. В книге представлен теоретический и методологический
обзор современного состояния проблемы алкогольной зависимости и
созависимости, содержится описание психологических особенностей молодых
людей (взрослых детей алкоголиков (ВДА)), чьё взросление происходило в
алкогольной семье, а также предложены модели оказания им психологической
помощи. Книга адресована психологам и социальным педагогам учебных
учреждений, студентам, обучающимся по специальностям <<Психология>> и
<<Социальная педагогика>>, семейным психологам и психотерапевтам,
психологам-консультантам. Книга будет полезна молодым людям, столкнувшимся с
проблемой алкогольной зависимости в родительской семье.

Кроме этого Новак Н.Г. подготовлена к защите кандидатская диссертация
<<Психологическое благополучие юношей и девушек, переживших ненормативный
кризис родительской семьи>>, основанная на результатах проекта. Диссертация
уже прошла предзащиту и будет защищена в мае 2015 года.

Гатальская Галина Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент
заведующий кафедрой социальной психологии, Белорусский государственный
педагогический университет имени М. Танка

Короткевич Ольга Анатольевна
ассистент кафедры социальной и педагогической психологии, Гомельский
государственный университет имени Ф. Скорины

Новак Наталья Геннадьевна
ассистент кафедры социальной и педагогической психологии, Гомельский
государственный университет имени Ф. Скорины

Редакция <<Психологической газеты''

Ответить   Sun, 22 Mar 2015 20:55:59 +0300 (#3242701)