Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-03-11

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ВОСПИТАНИЯ

Здравствуйте, друзья!
Эта работа доступна для скачивания в свободном доступе, но при её
использовании необходимо помнить об авторских правах.

УДК 159.922

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕМЬЕ И ОСОБЕННОСТЯХ ВОСПИТАНИЯ
У РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ ИЗ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ

(C) 2013 г. И.В. Савенкова

Савенкова Ирина Витальевна - Savenkova Irina Vitalyevna -
кандидат психологических наук, Candidate of Psychology Sciences,
доцент, Associate Professor,
кафедра психологии развития Department of Developmental
Psychology
и возрастной психологии, and Age Psychology,
Южный федеральный университет, Southern Federal University,
пр. М. Нагибина, 13, г. Ростов-на-Дону, 344038. M. Nagibina Ave., 13,
Rostov-on-Don, 344038.
E-mail: Ira.zn***@m*****.ru. E-mail: Ira.zn***@m*****.ru.

Представлено первое в отечественной психологии эмпирическое исследование,
посвященное анализу комплекса проблем, связанных с особенностями
доверительного общения подростков, состоящих на учете в детских комнатах
милиции. Приведенные данные позволят полнее осмыслить особенности
доверительного общения подростков-делинквентов, связанные со спецификой их
взаимоотношений с родителями.

Ключевые слова: подростки, делинквенты, семья, взаимоотношения, доверие,
родители.

The article considers the study of the first in Russian psychology empirical
research devoted to the analysis of complex problems associated with the
peculiarities of confidential communication adolescents registered in the
children's rooms of the militsia (police). The author conducted the
empirical research which allows better understanding the specifics of
communication between delinquent teenagers associated with the specificity
of their relationship with the parents.

Keywords: adolescents, delinquent teenagers, family, relationships, trust,
parents.

Подростковый возраст - это период формирования личности, отрезок жизни,
характеризующийся тем, что подростку необходимо общение со сверстниками. Они
для него не только модель будущей жизни, но и сама жизнь. Подростковая
группа, играя важную роль в формировании личности отдельных ее членов, может
стать главным регулятором поведения подростка [1].
Однако, к сожалению, не все подростковые группы носят социально приемлемый
характер. В настоящее время, по различным оценкам, от 30 до 50 %
подростковых образований антисоциальны. Общение со сверстниками в таких
группах для многих подростков выступает не как самостоятельная потребность,
а как средство компенсации неудовлетворённости своим положением, средство
самоутверждения. Подростки-правонарушители фактически игнорируются
сверстниками, они выпали из круга нормального подросткового общения, что
создает особые трудности в развитии их личности [2].
Исследование подростковых групп и делинквентных особенно сопряжено с
<<непроницаемостью>> для посторонних этих социальных образований. В силу
этого тема мало изучена. Существует относительно небольшое число
исследований в области подростковых групп, в том числе с девиантными и
делинквентными проявлениями её участников [3 - 8].
Несмотря на то, что подростковый возраст является сензитивным для
доверительного общения со сверстниками, у подростков-делинквентов не
формируется способность к доверительному общению как со сверстниками, так и
со взрослыми, включая родителей. Доверительное общение со сверстниками у
подростков-делинквентов сводится просто к болтовне, с родителями - носит
утилитарный, прагматический характер. Деформации доверительного общения с
окружающими людьми происходят в силу того, что основные условия
возникновения доверия в межличностном общении <<расщепляются>> и доверие не
выступает как целостное явление. Те, кто для подростка-делинквента значим,
для него не безопасны, да и сама значимость другого понимается им как
средство для достижения своих целей. Те, кто безопасны (это прежде всего
мать), те не значимы. Круг доверительного общения подростков-делинквентов
узок, содержит небольшое количество людей. Подростки-делинквенты по
сравнению с просоциально направленными подростками, очень избирательны в
доверительном общении. Выраженность других формально-динамических
характеристик доверительного общения (глубины и широты), наоборот, является
очень невысокой. Их доверительное общение характеризуется отсутствием
глубины самораскрытия и незначительной широтой обсуждаемых по содержанию
тем. Доказано, что деформации доверительного общения
подростков-делинквентов, как правило, связаны с отсутствием к ним
авансированного доверия со стороны родителей, в результате чего у них не
формируется адекватный для этого возраста уровень доверия к себе [5, 7].
Нами были обследованы подростки, находящиеся в Центре временной изоляции
несовершеннолетних правонарушителей, а также подростки из средних
общеобразовательных школ, имеющие приводы в милицию, в количестве 50 чел.
(36 мальчиков и 14 девочек) в возрасте от 12 до 15 лет. В качестве
контрольной группы выступили подростки, не имеющие приводов в милицию,
учащиеся средних общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону, общей
численностью также 50 чел. (36 мальчиков и 14 девочек).
Проведенное эмпирическое исследование позволяет полнее осмыслить особенности
доверительного общения подростков-делинквентов, связанные со спецификой их
взаимоотношений с родителями, сверстниками и самими собой. Нами выявлено,
что доверительное общение с родителями либо отсутствует вообще, либо носит
формальный, утилитарный и прагматический характер. Следовательно, можно
предположить, что представления о семье и типе семейного воспитания у
делинквентных подростков также будут отличаться от таковых у просоциально
ориентированных подростков.
С целью проверки выдвинутого предположения нами были использованы методика
<<Моя семья>>, которая позволяет выделить типы взаимоотношений в семье:
благоприятный, менее благоприятный и удовлетворительный [9], и методика
<<ADOR>> (Подростки о родителях), которая позволяет выявить представления
подростков об особенностях детско-родительских отношений (субъективная
оценка подростком стиля родительского воспитания) [10].
Большинство авторов сходятся во мнении, что основные причины делинквентности
лежат в семье, в особенностях семейных отношений и типах семейного
воспитания. В этой связи важно изучить представления делинквентных
подростков о стратегиях семейного воспитания и типах семейных
взаимоотношений.
Опросник <<Моя семья>> позволяет выделить представления подростков о типах
взаимоотношений в семье, определить степень выраженности различных факторов
в семейном воспитании подростков из разных групп. Согласно условию методики,
выделяются следующие факторы:
1. Гибкость/строгость воспитательных установок
2. Воспитание самостоятельности, инициативы.
3. Отношение к школе, учителям
4. Гибкость/жестокость методов воспитания.
5. Взаимоотношения в семье: теплые или недружеские.
6. Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел
7. Общность интересов.
Результаты опроса показали, что подростки-делинквенты и подростки из
контрольной группы по-разному оценивают типы взаимоотношений в своей семье
(табл. 1).

Таблица 1
Соотношение делинквентов и подростков контрольной группы с разными
субъективными представлениями о типе взаимоотношений в семье, %

Тип взаимоотношений Контрольная группа Подростки-делинквенты
Благополучный 32 5
Менее благополучный 62,6 20
Удовлетворительный 5,4 50
Неблагоприятный - 25

Как видно из таблицы, подростки из контрольной группы склонны более
позитивно оценивать свою семью. Они воспринимают взаимоотношения в семье в
большей мере как благополучные и менее благополучные. Только 5,4 % оценивают
их как удовлетворительные.
Подростки-делинквенты склонны воспринимать взаимоотношения в семье как
удовлетворительные, менее благополучные и неблагополучные. Только 5 %
респондентов считает, что у них благополучная семья.
На основе проведенного опроса также были выделены различия в представлениях
подростков обеих групп о факторах семейного воспитания.
Практически они существуют по всем факторам, имеющимся в методике:
воспитание самостоятельности, инициативы; гибкость/жесткость методов
воспитания; взаимоотношения в семье: теплые и недружественные; взаимопомощь
в семье, наличие или отсутствие общих дел; общность интересов и по типу
взаимоотношений в семье. Подростки-делинквенты оценивают все названные
факторы более отрицательно, чем подростки из контрольной группы. Значимых
различий не найдено только по факторам гибкость и строгость воспитательных
установок и отношение к школе, учителям.
Таким образом, результаты показали, что большинство подростков из группы
делинквентов оценивают взаимоотношения в семье как менее благополучные, чем
их законопослушные сверстники. Они также считают, что в семье им
недостаточно предоставляется самостоятельности, инициативы, характерны
жесткие меры воспитания и недружественные отношения, отсутствие общих дел,
общих интересов и взаимопомощи.
Одна из гипотез нашего исследования заключается в том, что способность к
доверительным отношениям и доверительному общению формируется в семье, и ее
основанием является наличие доверия к детям со стороны взрослых членов семьи
и прежде всего родителей. Поэтому переживания подростка связаны с наличием
или отсутствием доверительного общения с ними. Для подтверждения данного
предположения нами было изучено, как сам подросток субъективно воспринимает
отношение к нему родителей. Использовалась методика <<ADOR>> (<<Подростки о
родителях>>), позволяющая выявить представления подростков об особенностях
детско-родительских отношений (субъективная оценка подростком стиля
родительского воспитания).
С целью проверки, насколько взаимосвязаны тип взаимоотношений в семье с
особенностями воспитательных установок родителей нами использовался
коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Методика <<ADOR>> позволяет
сравнить между собой группы подростков [7], чьи представления различаются по
уровню показателей позитивного и негативного отношения (шкалы POZ/HOS),
директивности и автономии (DIR/AUT), непоследовательности в воспитании
(шкала NED) (рис. 1).

Балл Балл

Наименование шкалы Наименование шкалы
а б
Рис. 1. Представления подростков о стратегиях родительского воспитания:
а - воспитывающихся в семье; б - делинквентов

В контрольной группе самые высокие показатели у шкалы позитивного отношения
к подростку (POZ). Причем это относится как к матери, так и к отцу, оба
родителя позитивно относятся к ребенку и проявляют безусловное принятие,
доброжелательность. Согласно условию методики, позитивное отношение матери
характеризуется психологическим принятием, здесь на первый план выходит
доверие и подчиняемость. У отцов в этом случае доминирует уверенность в себе
и отсутствие жестокости, авторитатности, что исключает воспитание
посредством силового давления. Как видно из рис. 1а, и у отца и у матери
самые низкие показатели негативного отношения к подростку.
Согласно полученной кривой, позитивные и доверительные отношения с
родителями не исключают в некоторых случаях директивности и автономии. Это
может означать, что как мать, так и отец могут предоставлять ребенку
определенную свободу, но в некоторых случаях проявлять строгость и контроль.
Однако, учитывая, судя по графику, низкие значения шкалы
непоследовательности, этот контроль и строгость не бывают завышенными и
несправедливыми по мнению подростков.
Самый низкий показатель наблюдается по шкале негативного отношения, т.е.
подростки уверены в безусловном позитивном принятии и проявлениях любви со
стороны как отца, так и матери.
У подростков из группы делинквентов наблюдается совсем иная картина (рис.
1б). Если в контрольной группе представления о воспитательных установках
отца и матери почти совпадают, то делинквенты приписывают матери очень
высокий уровень позитивного принятия и одновременно почти такую же
директивность. По условию методики, это означает, что мать сильно претендует
на власть над ребенком и осуществляет жесткий контроль за его поведением.
При этом обращает на себя внимание противоречивость подростков-делинквентов
в отношении воспитательных установок матери, так как, несмотря на высокий
уровень оценки директивности в ее требованиях, она все-таки позволяет
довольно высокий, хотя и ниже уровень автономии.
Что касается оценки отца, то здесь все шкалы не носят ярко выраженного
характера, что, на наш взгляд, свидетельствует о незначительном влиянии отца
на жизнь подростка и минимальное участие в процессе воспитания. Показатели
всех шкал у отца значимо ниже, нежели у матери. Это не касается только шкалы
непоследовательности в воспитании, где показатели отца и матери практически
совпадают. По условию методики это означает непоследовательную
воспитательную практику с враждебной непримиримостью у отцов и недоверием у
матерей. По остальным позициям подростки-делинквенты выделяют у отцов
негативное отношение, директивность. Автономия и позитивное отношение
получили самые низкие показатели в этой группе испытуемых.
Поскольку представления подростков об особенностях детско-родительских
отношений, в особенности в группе делинквентов, носят довольно
противоречивый и непоследовательный характер, нами был проведен факторный
анализ (табл. 2, 3, рис. 2а, б).
Проанализируем факторную матрицу, полученную на основе данных подростков из
контрольной группы (табл. 2, рис. 2а).

Таблица 2
Матрица повернутых компонент (контрольная группа)

Фактор Компонента
1 2 3
Позитивность 0,904 0,096 0,011
Враждебность -0,872 0,201 0,106
Директивность 0,158 0,818 0,323
Рефлексия 0,248 -0,677 0,301
Непоследовательность -0,611 0,612 0,021
Дистанция 0,045 -0,186 0,866
Автономность 0,190 -0,298 -0,826


а б
Рис. 2. Повернутые компоненты:
а - контрольная группа; б - делинквенты

Как видим, подростки из контрольной группы выделяют два фактора, наиболее
близко расположенных друг к другу: директивность и непоследовательность,
позитивность и автономность (метод выделения: анализ методом главных
компонент; метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера; вращение
сошлось за 5 итераций). Это может означать только одно, что подростки, в
семье которых, по их оценке, благоприятные взаимоотношения, выделяют две
основных установки родителей: позитивность и автономность, т.е. родители
относятся к ним позитивно, принимают их и в то же время дают им достаточное
количество свободы, не ставят в зависимое положение, позволяют быть
автономными. Подростки, относящие себя к менее благополучным семьям,
выделяют другие родительские установки - директивность и
непоследовательность.
Остальные факторы находятся между собой на значительном расстоянии и не
группируются в единое целое.
Таблица 3
Матрица повернутых компонент
(делинквенты)

Фактор Компонента
1 2 3
Позитивность 0,896 0,057 -0,219
Враждебность -0,892 -0,121 -0,154
Рефлексия 0,880 0,313 0,059
Автономность 0,074 0,937 -0,278
Непоследовательность -0,261 -0,927 -0,184
Дистанция 0,282 -0,118 0,817
Директивность -0,452 0,058 0,754

Теперь проанализируем факторную матрицу и рисунок, полученные на основе
результатов оценки подростков-делинквентов (табл. 3, рис. 2б). В их ответах
наблюдается иная картина. Ими выделяются также два основных фактора:
рефлексия и позитивность, директивность и враждебность, свидетельствующие о
том, что подростки-делинквенты, считающие, что их семейные отношения более
или менее благоприятные, связывают между собой факторы позитивности и
рефлексии. То есть их родители относятся к ним позитивно и переживают по
поводу их неблагополучия. Другая группа подростков-делинквентов считает, что
их отношения с родителями носят враждебный характер, что родители
предъявляют к ним директивность и враждебность. Довольно близко к этим
факторам стоит фактор дистанции. Подростки придерживаются ее в своих
негативных отношениях с родителями.
Все полученные данные свидетельствуют о том, что подростки-делинквенты не
имеют доверия к родителям, и родители тоже не доверяют им. Таким образом,
предположение о способности к доверительному общению, формируемой из того,
насколько родители способны делегировать или авансировать доверие своим
детям, подтвердилось.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1999. 621 с.
2. Гилинский Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль. Избранные
статьи. СПб., 2004. 322 с.
3. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма,
проституции, самоубийств и других <<отклонений>>. СПб, 2004. 520 с.
4. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося)
поведения: учеб. пособие. СПб., 1993.
5. Савенкова И.В. Особенности доверительного общения
подростков-делинквентов: дис. ... канд. психол наук. Ростов н/Д, 2010. 189
с.
6. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. СПб, 2000. 350
с.
7. Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов
н/Д, 1997. 250 с.
8. Скрипкина Т.П. Психологические особенности проявления доверия на основе
интеграции внутренних ценностей на этапе ранней юности // Проблемы
формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. М.,
1987.
9. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание
детей через кинетические рисунки. М., 2006.
10. Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромицина Е.Е. Тест: подростки о
родителях. М., 1995.

Поступила в редакцию 21 октября
2013 г.

   2015-03-11 23:50:22 (#3236469)

Развивающее занятие цикла "Умные сказки"

Здравствуйте, друзья!
В помощь психологам, работающим с детьми дошколного возраста.

Развивающее занятие из цикла <<Умные сказки>>
для детей 6-7 лет

Составитель: Рязанова О.В., педагог-психолог
МБДОУ детского сада комбинированного вида
No12 <<Звёздный>> г. Тамбова

Тема занятия: <<Как дотронуться до радуги?>>

Цель: развитие у детей способности познавать мир природы и человека с
помощью художественных образов и исследовательской деятельности.
Задачи:
1) развивать познавательный интерес и эмоционально-ценностное отношение
к радуге, как к удивительному явлению природы;
2) организовать исследовательскую деятельность детей по выявлению и
осознанию причин образования радуги в природе, по созданию ее в
искусственных условиях;
3) развивать кругозор, мышление, активную речь (анализ-рассуждение в
процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений); воображение,
творчество;
4) продолжать развивать умение различать настроение персонажей сказки по
художественному описанию, обозначать эмоции с помощью графической
пиктограммы, цвета, мимики и пантомимики;
5) формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование:
1) для выкладывания <<радуги>> на ковре: кусочки ткани, шарфики, ленты,
полоски бумаги, крупные пуговицы, мозаика, детали строительного материала,
конструктор ЛЕГО, цветной рис, карандаши (все предметы окрашены в цвета
радуги);
2) <<кубик настроений>> для каждого ребенка (на грани каждого кубика
нарисована мордочка лягушонка, выражающая разные эмоции: грусть, радость,
восторг, страх, удивление, гнев); цветные полоски семи цветов радуги на
каждого ребенка;
3) для психогимнастического этюда аудиозапись венгерской народной песни;
4) для опыта: миска с водой, зеркальце, стеклянная призма, белый лист
бумаги, фонарик.

Предварительная работа: рассматривание картин: А. Саврасов <<Радуга>>; А.
Куинджи <<Радуга>>; чтение стихов и рассказов: С.Я. Маршак
<<Радуга-дуга>>, Э. Шим <<Радуга>>, рисование радуги, исследовательская
деятельность на темы <<Преломление и отражение света>>, <<Цвета спектра, их
последовательность>>.

Ход занятия.
I. Ритуал приветствия.
Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы,
формирование чувства близости с другими детьми.
Психолог приветствует детей и предлагает отправиться в очередное путешествие
в Страну разноцветных сказок:

Давай с тобой обнимемся
И над землей поднимемся.
Тепло сердец соединим,
И станем солнышком одним.
Скорость света набирая,
По Вселенной мы летим,
На планету Цветных сказок
Поскорей попасть хотим.
Встать в круг, обнимая друг друга за плечи.
Поднять руки вверх и встать на носочки.
Прижать ладони к сердцу.
Взяться за руки.
Двигаться по кругу, взявшись за руки...

II. Основная часть.
1. Игра <<Построим радугу>>
Цель: <<вхождение в сказку>>, закрепление знаний о расположении цветов
спектра в радуге, развитие творческой инициативы в создании образа радуги с
помощью различных изобразительно-выразительных средств; формирование навыков
сотрудничества, взаимопомощи.
Психолог загадывает детям загадку: <<Цветное коромысло над рекой повисло>>.
Угадайте, что это? (Радуга).
- Как вы думаете, какого цвета будет сегодня наша сказка? (Разноцветная,
радужная, семицветная...).
- Чтобы начать наше путешествие по сказке, нам необходимо построить
мостик-радугу. Каков порядок расположения цветов (ступенек) в радуге?
Назовите подсказку - предложения, где первая буква в каждом слове
соответствует первой букве в названии цвета радуги.
Дети могут назвать знакомые предложения: <<Каждый охотник желает знать,
где сидит фазан>>. <<Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки>>. <<Как
однажды Жак - звонарь головою сшиб фонарь>>.
Психолог предлагает детям договориться, выбрать изобразительные материалы и
построить радужный мост (выложить на ковре).
По мостику-радуге дети <<попадают в сказку>> - садятся в круг на ковер,
каждый получает <<кубик-настроение>> и конверт с цветными полосками.
2. Путешествие по сказке Олега Игорьина <<Лягушонок и ангелочек>>.
Психолог предлагает детям внимательно послушать сказку про лягушонка
(авторское название сказки на данном занятии не озвучивается).
- Однажды, одним летним днем, маленькие дождевые капельки летели с неба на
землю, падали в теплую лужу - кап! - кап! - и растворялись в ней. Кап! -
Кап! Кап! - Кап!
Из лужи вдруг показались чьи-то большие глаза, затем большой рот, и
прозвучало:
- Ква - ква! - Это был зеленый лягушонок, который только что родился в
теплой мокрой луже.
- Ква - ква! - еще раз радостно квакнул лягушонок и замигал глазками.
- Ква - ква! - из воды показались еще чьи-то зеленые глазки и большой рот.
Это был второй лягушонок.
- Ква - ква! Ква - ква! - из воды появился третий, четвертый и еще множество
зеленых лягушат.
Все они были братьями и сестрами и появились одновременно в большой теплой
луже, которая была их домом.
- Ква - ква! - Кап! - Кап! - Ква - ква! - Кап! - Кап! - громко звучало в
теплой луже.
И еще неизвестно, сколько бы это продолжалось, если бы не подул ветерок и не
прогнал тучу на небе, из которой капельки падали в лужу.
Вместо тучи на небе появилось желтое солнышко, и заблестела разноцветная
радуга. Это было так красиво, что маленькие лягушата открыли свои большие
ротики от изумления и уже не могли квакать. Вся лужа утихла и замерла.
Работа с кубиком настроений.
Психолог
- Найдите на кубике и покажите мордочку лягушонка с выражением той эмоции,
когда он впервые увидел радугу. Какая это эмоция? (Удивление).
- Почему удивились лягушата? (Они никогда не видели радугу).
- Как вы считаете, на ступеньке (полоске) какого цвета радуги, живет
удивление? Выложите перед собой эту полоску. Объясните, почему вы выбрали
этот цвет.
Психолог:
- Ой! Посмотрите! - закричал один маленький лягушонок. - Посмотрите!
Красивая радуга вдруг оказалась в их луже. Лягушата стали смотреть на
радугу в луже. Они даже попробовали дотронуться до нее, но по воде пошли
только круги. Это было всего лишь отражение той блестящей радуги, которая
была на небе.
- Ах, какая она красивая, - сказал лягушонок, тот, кто первый ее увидел, и
заквакал, - ква - ква!
- Ах, какая она красивая, - повторили за ним другие лягушата и тоже
заквакали. - Ква - ква! Ква - ква!
- Найдите на кубике и покажите мордочку лягушонка с выражением эмоции,
когда он увидел радугу в луже и рассмотрел ее. Какая это эмоция? (Радость,
восторг).
- Что так обрадовало и восхитило лягушат?
- Что чувствуете вы, когда смотрите на радугу?
- На что похоже слово ра-ду-га? (Радость, радостная дуга, райская дуга, на
улыбку...)
- Можно ли назвать радугу улыбкой неба?
- Как вы считаете, на ступеньке какого цвета радуги, живет
радость (восторг)? Выложите перед собой эту полоску. Объясните, почему вы
выбрали этот цвет.
Психогимнастика. Этюд: <<После дождя>> (М. Чистякова)
Цель: развитие умений изображать эмоции с помощью мимики и пантомимики,
снятие мышечного напряжения, создание возможностей для самовыражения.
Психолог:
- Представьте себе жаркое лето. Только прошел теплый дождь. Из-за тучи
выглянуло солнце. На небе заиграла разноцветными бликами яркая радуга.
Давайте превратимся в маленьких лягушат и порадуемся вместе с ними.
(Под мелодию венгерской народной песни дети сначала осторожно ступают, ходят
вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Поднимают голову вверх и
с улыбкой смотрят на радугу. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так
сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело).
Психолог:
- Вот бы побывать на самой вершине настоящей радуги, - сказал лягушонок.
- Ква - ква!- Ква - ква! Ква - ква! - продолжали квакать его братья и
сестры, но никто из них не хотел побывать на самой вершине настоящей радуги
- им хватало и той радуги, которая была в теплой луже.
- Мама! Мама! - позвал лягушонок свою маму. - Посмотри, какая красивая
радуга!
- Ква! - Ква! - ответила мама-лягушка. - Какая красивая радуга!
- Мама, а ты хотела бы побывать на самой вершине настоящей радуги? - спросил
ее лягушонок.
- Ах! Зачем мне побывать на самой вершине настоящей радуги? - сказала
мама-лягушка, - Когда у меня есть ты, самый лучший и самый красивый на всем
свете!
- Ква! - Ква! - ответил ей лягушонок и был рад, что у него самая лучшая и
самая хорошая мама.
Психолог:
- Почему братья и сестры и мама лягушонка не захотели побывать на вершине
радуги? (Они не хотели покидать теплую лужу. Мама знала, что радуга
находится высоко в небе, а лягушки не умеют летать. Возможно, они боялись
высоты...).
- Покажите мордочку лягушонка с выражением страха.
- Как вы считаете, на ступеньке какого цвета радуги, живет страх?
Выложите перед собой полоску такого цвета. Объясните, почему вы выбрали
этот цвет.
Психолог:
- Но тут вдруг появилась прекрасная воздушная бабочка. Она кружилась
над теплой лужей и размахивала своими большими красивыми крылышками, которые
были раскрашены теми же цветами, что и радуга: желтым и красным, голубым и
зеленым, оранжевым и синим, фиолетовым.
- Я лечу к радуге, - сказала прекрасная бабочка, - если хочешь увидеть свою
мечту, иди за мной! И еще немного попорхав, она полетела к радуге.
Скок - скок, скок - скок, лягушонок поскакал за ней. Но бабочка летела
быстро, и лягушонок еле поспевал за ней.
- Бабочка! - крикнул ей лягушонок. - Лети немного помедленнее! Я не успеваю
за тобой! Ква! - Ква!
Но бабочка лишь слегка покружилась над ним, а затем полетела дальше, и
вскоре совсем исчезла из вида.
Лягушонок огорчился: куда теперь идти, он не знал.
<<Куда теперь идти?>> - подумал маленький лягушонок.
Психолог:
- Почему лягушонок не успел за бабочкой и потерял ее из виду? (Он не умел
быстро прыгать, бегать, не умел летать...).
- Что почувствовал лягушонок, когда остался один? (Огорчение. Ему стало
грустно...)
- Найдите на кубике и покажите мордочку лягушонка с выражением грусти и
печали.
- Как вы считаете, на ступеньке какого цвета радуги, живет грусть?
Выложите перед собой такую полоску. Объясните, почему вы выбрали этот цвет.
- Посмотрите, у каждого из вас получилась своя радуга настроения. У
нашего настроения много граней, как цветов у радуги. Каждый из нас красив
по-своему.
Прием <<Фантастическая аналогия>>.
Цель: активизация творческой активности, развитие мышления, воображения.
Психолог:
- Лягушонок загрустил? Как нам помочь ему? (Осуществить мечту - добраться до
радуги...)
- Давайте придумаем различные сказочные варианты, как он может подняться на
вершину радуги?
Дети могут давать различные варианты ответов, например: на ковре-самолете,
построить лестницу до радуги, с помощью волшебной палочки, лягушонка с
помощью прутика поднимут в небо птицы, как лягушку-путешественницу и т.д.
Критика исключается, поощряется большое количество самых фантастических
идей.
Познавательно-исследовательская деятельность <<Как дотронуться до радуги?>>
Цель: создание радуги в искусственных условиях, развитие у детей
потребности и способности находить решение проблемы, используя
трансформационные возможности предлагаемой предметно-пространственной среды
и ранее полученных знаний.
Психолог:
- Вы нашли интересные сказочные варианты того, как помочь лягушонку
добраться до вершины радуги. Можно ли ими воспользоваться в реальной жизни?
Почему?
- Можно ли дотронуться до радуги в реальной жизни? Почему?
- Давайте вспомним, когда и почему образуется радуга? (Вспомнить вместе с
детьми результаты предыдущих опытов с солнечным лучом и призмой).
- Радуга обычно появляется после дождя, когда светит солнце, и где-то еще
идет дождь. "Солнце вешнее с дождем строят радугу вдвоем" - С. Маршак. Когда
солнечные лучи проходят сквозь капли воды - маленькие призмы, белый цвет
преломляется и разлагается на цвета спектра от красного до фиолетового.
Таким образом, радуга в природе состоит из солнечного света и капелек воды.
- Чтобы увидеть радугу, обязательно дожидаться дождя? Можем ли мы сделать
радугу сами? Каким образом? Что нам для этого нужно? (Вода и солнечный
свет).
Психолог помогает детям организовать опыт с водой и светом.
Миску с водой - это <<лужа лягушонка>> ставят на солнечный свет.
Опытным путем приходят к тому, что луч света, попадая в воду, не
преломляется. Находят предмет, который может помочь отразить и преломить
свет (зеркало). В миску кладут зеркало в разных положениях, пока не найдут
нужный угол наклона, чтобы поймать луч солнца так, что бы он отразился от
зеркальца на белую стену или лист бумаги. В воде свет преломится и
разобьется на цвета спектра. На стене (на листе) отразится маленькая радуга,
ее можно потрогать рукой. (Солнечный луч можно заменить фонариком, когда
пасмурно или темно).
Психолог:
- Мы осуществили мечту лягушонка. Вот какая красивая радуга у нас
получилась. Чтобы увидеть радугу, не обязательно дожидаться дождя. Какие
предметы мы подарим лягушонку, чтобы он смог сделать радугу в своей луже
самостоятельно, любоваться ей, когда ему грустно? (Зеркало, фонарик, лист
белой бумаги).
III. Заключительная часть
Выход из сказки.
Психолог:
- А теперь нам пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с лягушонком и
вернемся назад по нашей волшебной радуге.
Игра <<Радуга>> (К. Фоппель).
Цель: релаксация, укрепление уверенности в себе, развитие зрительной
визуализации образа.
Дети ложатся на ковер и закрывают глаза.
Психолог:
- Сосредоточьте внимание. Дышите спокойно и глубоко... Теперь, когда вы
расслабились, представьте, что мы видим радугу после того, как небо освежило
землю дождем. Прежде всего, дождь прибивает к земле и смывает всю пыль.
Воздух свеж и прозрачен, и полосы радуги показывают нам как бы красоту в
чистом виде. Сейчас мы воспользуемся цветами радуги для того, чтобы наш дух
стал свежим и незамутненным, свободным от всего неприятного: от всех забот,
волнений и нерадостных мыслей.
- Сначала представьте себе, что вся комната наполнена красным воздухом.
Вдохните этот сияющий красный воздух, окружающий нас. Если хотите, вы можете
даже дотронуться до этого чудесного красного сияния или почувствовать его
чудный аромат (роза, арбуз, клубника) - 15 секунд.
А теперь представьте себе, что вся комната наполнена оранжевым воздухом. Вы
можете вдыхать этот цвет, дотрагиваться до него... Вам не кажется, что
оранжевый воздух пахнет апельсинами? (15 секунд).
- Теперь воздух вокруг нас стал желтым! Наслаждайтесь светящимся желтым
воздухом. Вы как будто купаетесь в лучах солнца! Вдыхайте это желтое сияние,
прикасайтесь к нему... (15 секунд).
- Цвет окружающего нас воздуха снова изменился... Теперь он излучает зеленый
свет. Это цвет первых весенних листьев. Мы как будто окунулись в весну!
Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат... (15 секунд).
- Чудеса продолжаются! Воздух вдруг заиграл всеми оттенками голубого цвета.
Прикоснитесь к цвету бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей
голубизной! Расправьте руки как крылья и медленно парите в голубом
пространстве.. (15 секунд).
- Смотрите, воздух вокруг нас постепенно сгущается, и его цвет от голубого
плавно переходит в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать взгляд!
Синий воздух кажется более плотным, его хочется раздвигать руками, как
воду... (15 секунд).
- И, наконец, воздух в нашей комнате окрасился в фиолетовый цвет.
Прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его глубину. Вдыхайте цвет
вечерней прохлады... (15 секунд).
- А теперь представьте себе, как вы выходите из последнего цвета радуги.
Мысленно отряхните остатки цветов и откройте глаза.
Рефлексия:
- Для кого сегодняшнее путешествие прошло не напрасно?
- Какие ваши знания и умения пригодились в путешествии?
- Кто узнал что-то новое, чему-то научился?
- Что хотели бы узнать еще?
- Что в путешествии было самым интересным?
- Какой цвет радуги сейчас для вас самый приятный? Почему? Выберите полоску
этого цвета и подарите мне.
- Спасибо. До свидания.

Литература

1. Белкин И. К. Что такое радуга? - Квант,1984, No 12.
2. Гин С. И. Мир фантазии. - М., Вита-Пресс, 2001.
3. Игорьин Олег. Лягушонок и ангелочек. - http://www.proza.ru/.
4. Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Познаю себя. Методические
рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного
возраста. - М., Баласс, 2004.
5. Майер В. В., Майер Р. В. <<Искусственная радуга>>. - Квант, 1988, No
6.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М., Генезис, 1998.
7. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., Просвещение, 1990.

   2015-03-11 22:55:25 (#3236443)

Обсудим ситуацию.

Категорически приветствую, уважаемые коллеги!

Предлагаю обсудить следующий кейс и дать некоторые рекомендации:

Демонстративно прогуливает занятия, огрызается, не слушает родителей. Семья
полная. В семье чуть больше года родилась девочка. Мама не работает.
Мальчику 14 лет с плохой школьной успеваемостью.

Best regards.
dmitriy v goshev
dvgosh***@m*****.ru skype: dmitriy4144

   2015-03-11 14:43:58 (#3236126)

Как заставить работать лень?

Весеннее, тёплое здравствуйте!

Как заставить работать лень?

Кому не знакомо состояние лени? Состояние, из которого не так просто
выбраться. Казалось бы, это непобедимая всепожирающая трясина не знает
поражения. Но! Все же кое-какие маленькие секреты борьбы с ленью существуют.

А с другой стороны... Надо ли с ленью бороться? Ну, бывает лень иногда,
потом все равно приходится себя преодолевать и за что-то браться.

Да, приходится. Да, преодолеваем. Но часто именно из-за лени упускаем
везучие моменты. И в нужном месте оказываемся в ненужное время. Лень делает
нас <<слепыми>> к мелочам, к нюансам. От этого любая деятельность
превращается в каторгу, в тяжелую рутину. Можно многие годы нарабатывать
репутацию и в момент минутной слабости разрушить ее, как карточный домик. Да
вы и сами сможете найти сотни примеров, когда лень не только перечеркивает
настоящее, но даже и будущее.


Как же избавиться от сладких оков лени? Оказывается, не все так безнадежно и
печально! Приемы борьбы с <<ленивым>> состоянием действительно существуют.

Основная группа приемов борьбы с ленью связана с мотивацией: придумай
стимул, возжелай его. Если стимул на чаше весов окажется <<весомее>>, то
дело тронется с <<мертвой точки>>.

Приемы эти отличны - спору нет! Но как быть, если лень всеподавляющая? Когда
даже мыслями шевелить лень? Ведь именно такая лень опаснее всего!

Это легко сказать: придумайте мотивацию! А если не придумывается? Что тогда?
Пропадать? Оказывается, что есть секрет и в этом случае. И нет необходимости
бороться с ленью. Напротив, лень начнет работать в вашу пользу!

Этот маленький секрет выведан у друзей, практикующих новый код НЛП.
Наверное, нет в русском языке трех букв волшебнее, чем <<Н>> - <<Л>> -
<<П>>. Техники этой современной психологической науки на грани чуда и у
многих вызывают восхищение, как когда-то восхищали (да и до сих пор
восхищают) приемы гипноза.

И все же, каким образом лень вдруг начнет работать?

Дело в том, что при лени проще всего входить в состояние, когда активируются
альфа-частоты мозга. В таком состоянии мозг податлив, можно прекрасно
провести сеанс самовнушения. Есть еще одна замечательная деталь - при
активации альфа-частот субъективное время словно притормаживает. Возможно,
вы знаете об особенности так называемых <<быстрых снов>> - когда за секунды
во сне проживается целый ворох событий. То есть за время лени на
альфа-частотах мозга можно успеть отойти от состояния лени (если оно вызвано
стрессом или переутомлением) естественным путем.

Итак, начинаю открывать свои маленькие секреты о том, как лень сделать
полезной.

Во-первых, не стоит бороться с этим состоянием! Лучше будет, если вы сумеете
его направить в нужном направлении.

Лень? Погрузитесь в это состояние. Пусть оно обволакивает, затягивает,
расслабляет. Ведь именно такое состояние нам и нужно для того, чтобы
перевести мозг в режим альфа-частот. Нужно лишь закрыть глаза и немного
пофантазировать.

Представьте, будто вы сидите в небольшой лодке, которая медленно (лениво)
уносит вас по течению в волшебную страну. На берегах вы наблюдаете
прекрасные ландшафты. По пути вам встречаются двенадцать отдельно растущих
деревьев. Деревья следуют друг за другом, сопровождая ваш путь. Медленно
провожаем взглядом одно дерево... другое... третье...

Лодочка вас доставляет к волшебному водопаду. Вы сходите на берег, подходите
к водопаду и... набрав полную грудь воздуха... входите в водопад!

Волшебная волна смывает лень, усталость, недуги, печаль. Со струящейся
свежестью в тело вливается бодрость, юность, энергия. Прочувствуйте, как
тело клокочет от переизбытка сил, энергии, вдохновения!

А теперь скорей в лодочку! Уверенные взмахи веслами! По ускорению! Вот одно
дерево, другое, третье... А вот то самое дерево, которое вас встречает у
порога в действительную реальность...

Откройте глаза, и вы удивитесь, как вас переполняют силы, энергия и
вдохновение!

Кто-то сказал: <<Гениальное в простом!>> Выполните эту простую технику, и вы
поймете, что для борьбы с ленью не нужен лом или знания рукопашных приемов.
Нужно просто-напросто с нею подружиться.

   2015-03-11 00:07:48 (#3235799)

Почему генеративный коучинг лучше расстановок по Хелленгеру?

Всем весеннее здравствуйте!

Вот какую статью увидела на просторах Интернет. Кто из коллег встречался с
этой методикой?

Почему генеративный коучинг лучше расстановок по Хелленгеру?

Africa Studio , Shutterstock.com

В наше время на рынке психологических услуг множество различных предложений.
Некоторые из них поражают своей нелепостью и глупостью, есть и вполне
добротные. А есть и такие, про которые можно сказать, как в анекдоте:
<<Зарплата у меня хорошая, но маленькая>>.

К такому виду услуг я могу отнести расстановки по Хеллингеру - метод
хороший, но мало помогает. Я очень долго сам проводил расстановки, пожалуй,
еще их провожу, бывал на расстановках многих мастеров, и мне есть чем
поделиться.

Расстановки по Хеллингеру подкупают и привлекают клиентов глубиной и
свежестью чувств, масштабностью переживаний, но этим, на мой взгляд, дело и
заканчивается. Конечно, в каких-то отдельных случаях подобные переживания
способны вызвать в психике человека положительные изменения, приводящие к
изменениям в его жизни, но чаще всего расстановки превращаются в слезливые
игрища, без которых многие участники уже не могут жить.


Часто можно увидеть, как в течение нескольких лет клиент приходит к
<<мастеру>> на расстановку с одним и тем же запросом. Проводится
расстановка, в которой многие, как обычно, рыдают, и звучит неизменное
<<мастера>>: <<Примирись с мамой ...>> или << ... с папой>>, или <<прими это
...>> Проходит несколько недель, и тот же клиент за немалые деньги идет к
этому или другому <<мастеру>> <<примиряться>> с мамой или папой. Эти
<<примирения>> могут длиться годами, оставляя клиента с его жизненными
проблемами, но в надежде изменить морфогенетическое поле своей семьи.

Самое печальное в этой истории то, что причина жизненных затруднений
человека или его болезни находится не в отношениях с мамой или с папой, не в
трагедиях бабушек или дедушек, а совсем в другом месте. Например, в
отсутствии определенных навыков социального поведения, которые успешно
формируются на обычных терапевтических сессиях. Но если человек уверовал в
расстановки и полюбил сам процесс, то он надолго останавливается в своем
развитии: отказывается изучать себя и свои проблемы с других точек зрения,
отказывается от творческого отношения к себе и своей жизни.

Несколько лет назад я заинтересовался генеративным коучингом, прошел
обучение у Стивена Гиллигена и стал применять этот метод в своей жизни и в
терапевтических сессиях с клиентами. На сегодняшний день этот подход
представляется мне наиболее интересным и эффективным в современной
психологии. В чем же суть этого метода?

В ходе терапевтической сессии клиент получает доступ к своему творческому
состоянию и своим не использованным до этого ресурсам. В этом состоянии
человек может успешно двигаться к намеченной цели, создавая новое и желанное
в своей жизни. Поэтому метод и называется генеративным коучингом -
генерируется, создаётся новое, новое в жизни, новое в себе.

В ходе многочисленных сессий я отметил, что для позитивных изменений в жизни
клиента совсем не обязательно примиряться с мамой или папой, просить за
кого-то прощения и прочее, как в расстановках. При желании через это можно
просто переступить. В психике человека достаточно ресурсов для существенных
изменений своей жизни, родовая система - это только один из многочисленных
наших ресурсов. И, как правило, этот ресурс бывает часто подпорчен.

Также я отметил, что такая всё-таки важная тема, как примирение и
гармонизация отношений с родителями, в генеративном коучинге решается
гораздо проще и быстрее, чем в расстановках. Главное в том, что любой
клиент, освоив генеративный коучинг, может решать свои разнообразные
жизненные задачи самостоятельно, открывая в себе всё новые и новые ресурсы
для творческого проживания своей жизни. Ведь для решения новых жизненных
задач требуются и новые ресурсы, а ресурсов родовой системы и
морфогенетического поля, увы, может оказаться недостаточно.

Надеюсь, что среди поклонников расстановок уже возникло любопытство к
генеративному коучингу.

   2015-03-11 00:00:59 (#3235798)