Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-03-01

Особенности адаптации детей в семьях эмигрантов.

По страницам психологической газеты.
урс

по итогам 2014 года
Номинация <<Проект года в психологической практике>>
Реферат проекта
<<Особенности социокультурной адаптации у детей школьного возраста,
воспитывающихся в условиях двуязычия в семьях мигрантов>> (практический
проект)

Авторы:
Бучилова Ирина Анатольевна (Череповец), Алиева Тарлан Икрам кызы
(Череповец)
Цель исследования: изучение особенностей социокультурной адаптации
детей-мигрантов младшего школьного возраста и разработка программы
психолого-педагогической помощи данной категории детей.

Объект исследования: особенности адаптации детей-мигрантов младшего
школьного возраста в новых социокультурных условиях.

Предмет исследования: особенности психолого-педагогической помощи
детям-мигрантам младшего школьного возраста, направленной на обеспечение
социокультурной адаптации.

Гипотезы исследования:

a.. у детей из семей мигрантов младшего школьного возраста могут
отмечаться следующие трудности социокультурной адаптации: низкий уровень
владения русским языком, отсутствие достаточных для социализации знаний об
основах российской культуры, что обусловливает проблемы эмоционального и
коммуникативного развития;
b.. обеспечение психолого-педагогической помощи для данной категории
детей по таким направлениям, как: языковая подготовка, расширение
представлений о российской культуре и истории, преодоление эмоциональных
проблем и развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми будет
способствовать их социокультурной адаптации в новых условиях.
Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие
задачи:

1.. Проанализировать состояние теоретической разработки проблемы
психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей-мигрантов.
2.. Определить уровень социокультурной адаптации детей-мигрантов из
семей азербайджанцев и талышей младшего школьного возраста, обучающихся в
общеобразовательных школах г. Череповца Вологодской области, в ходе
проведения констатирующего эксперимента.
3.. Разработать программу комплексного психолого-педагогического
сопровождения для данной категории детей.
4.. Проанализировать полученный эмпирический материал, проверить
гипотезы исследования и выявить уровень эффективности применения программы
психолого-педагогического сопровождения детей-мигрантов.
Методики диагностики: беседа с родителями детей-мигрантов; методика
Т.С. Комаровой и О.А. Соломенниковой на выявление знаний детей о странах и
культурах; методика Т.А. Фотековой для диагностики устной речи и диктант для
диагностики письма; тест Рене Жиля и методика В.Г. Щур <<Лесенка>> на
изучение общения и самооценки; тест Люшера, Цветовых Тест Отношений (ЦТО;
автор Эткинд), рисунок семьи на выявление эмоционального самочувствия.

В качестве испытуемых в экспериментальном исследовании приняли участие
12 детей-мигрантов младшего школьного возраста из семей азербайджанцев и
талышей, обучающихся в общеобразовательных школах г. Череповца Вологодской
области.

Организационная база исследования. Исследование проводилось в период с
2012 г. по 2014 г. и строилось из ряда этапов.

На первом этапе - проводилось накопление теоретического материала по
теме диссертации; подбирались методики исследования.

На втором этапе - проводилось тестирование по подобранным методикам;
разрабатывалась, а затем проводилась программа психолого-педагогической
помощи детям-мигрантам младшего школьного возраста.

На третьем этапе - обобщались и анализировались полученные результаты
исследования; оформлялась диссертационная работа.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что проведенное
исследование уточняет и расширяет научные представления об особенностях
социокультурной и языковой адаптации детей-мигрантов младшего школьного
возраста из семей азербайджанцев и талышей; определяет диагностические
критерии и основные направления психолого-педагогической работы по ее
осуществлению в условиях образовательных учреждений и консультационных
центров.

Практическая значимость работы. Материалы работы могут представлять
практическую ценность для учителей, специалистов консультационных центров,
работающих с семьями мигрантов.

В таблице 1 представлены результаты диагностики на этапах
констатирующего и контрольного экспериментов. Отметим, что на этапе
контрольного эксперимента участвовало 10 младших школьников из семей
мигрантов, обучающихся в школах Череповца Вологодской области. Двое из них
уехали на Родину.

No
уровни социокультурной адаптации
количество детей - I этап (%)
количество детей - II этап (%)
статистические различия

1
высокий
8,33
50%
? = 2,258, ?<=0,05

2
средний
41,67
30%
? =1,3; не знач.

3
низкий
50%
20%
? =1,457; не знач.

Табл. 1. Статистический анализ различий в уровнях социокультурной
адаптации детей-мигрантов младшего школьного возраста на этапах
констатирующего и контрольного экспериментов (угловое преобразование Фишера)

Сравнение уровней социокультурной адаптации детей-мигрантов младшего
школьного возраста на этапах констатирующего и контрольного экспериментов
показывает эффективность проведенной психолого-педагогической работы.

Итак, проведенное исследование позволило нам сформулировать следующие
выводы:

1.. Социокультурная адаптация детей-мигрантов младшего школьного
возраста - начальный этап их социализации, взаимосвязанный с
индивидуализацией и интеграцией, включающий психолого-педагогический,
социально-психологический (культурный) и языковой и компоненты.
2.. У детей из семей мигрантов младшего школьного возраста
отмечаются следующие трудности социокультурной адаптации: низкий уровень
владения русским языком, отсутствие достаточных для социализации знаний об
основах российской культуры, проблемы эмоционального и коммуникативного
развития.
3.. Адаптационные возможности детей-мигрантов младшего школьного
возраста из семей мигрантов к новым социокультурным условиям зависят от
таких факторов, как: социокультурные характеристики семей, речевой инпут
(среда), а также возраст ребенка, в котором начинается процесс адаптации.
4.. Психолого-педагогическая помощь в образовательных учреждениях
для данной категории детей должна осуществляться по таким направлениям, как:
языковая подготовка, расширение представлений о российской культуре и
истории, преодоление эмоциональных проблем и развитие навыков общения со
сверстниками и взрослыми.

   2015-03-01 00:40:45 (#3229597)

"Живая библиотека".

Всем доброго весеннего времени суток!

Вот и такое происходит в нашей жизни:

7 марта с 15:00 до 20:00 в XII+ будет работать <<Живая библиотека>>, где
<<книгами>> станут представители субкультур, люди, относящиеся к разным
национальностям и религиям, ведущие образ жизни, который противоречиво
воспринимается в обществе, а <<читателями>> -- гости. Вход свободный

<<Живую библиотеку>> придумали в Копенгагене в начале девяностых, чтобы
снизить конфликты из-за различий между людьми. Это возможность проверить
стереотипы и составить мнение без посредников -- СМИ или экспертов.
Посетитель выбирает интересующую <<книгу>> и записывается на общение. В
пятой в Санкт-Петербурге <<Живой библиотеке>> участвуют автостопщик,
трудовой мигрант, православная, ВИЧ-положительный, мусульманка, панк,
вегетарианец, феминистка, человек с ограниченными возможностями, иностранный
студент, полицейский, потребитель легких наркотиков, гомосексуал,
многодетная мать, чиновник и трансгендер.

Акцию совместят с <<Книговоротом>> -- обменом книгами, который курирует
библиотека имени М.Ю. Лермонтова.

Адрес: Санкт-Петербург, набережная Обводного канала, 181 (метро
<<Балтийская>>).

С уважением, Ирина Латкина.

   2015-03-01 00:25:28 (#3229589)

Игры, в которые играет наш мозг.

Всем доброго весеннего настроения!
Закончился, наконец-то, самый тёмный период года. И уже постучалась в нашу
душу весна!
Всем желаю тепла, света и позитива!

Знаем ли мы, в какие игры играет наш мозг?

Чем больше пустяков считаешь везением, тем чаще тебе везёт. Эрих Мария
Ремарк

На многие события в нашей жизни мы реагируем в состоянии автопилота. Мы не
пытаемся усилием воли изменить ситуацию или как минимум свое отношение к
ней.
Именно в этом недоосознанном или полуавтопилотируемом состоянии очень сложно
ощущать чувство свободы и гармонии, именуемое счастьем. И чаще всего мы
становимся
заложниками одной из 9 "ловушек" собственного разума, который, вполне
вероятно, пытается самому себе объяснить, почему все настолько плачевно.
Признание
и развенчание этих ловушек очень важно для реализации нашего права на
счастье.

1. Я был бы счастливее, если бы мне приходилось меньше трудиться

Наш ум часто прибегает к этому аргументу, утверждая, что мы были бы
счастливее, если бы не должны были работать. Мы представляем себе жизнь,
полную развлечений,
и обманываемся, думая, что от этого мы бы стали счастливее. Однако именно
праздность часто является главной причиной скуки и депрессии. Мы -
трудолюбивые,
творческие создания. Мы должны решать задачи и совершенствоваться, чтобы
быть счастливыми. Вложи свою душу в что-то значимое для себя, и ты увидишь,
как
поднялся твой градус счастья!

2. Это не я, это все они

Наш ум пытается заставить нас поверить в то, что причина нашего несчастья -
в других людях: знакомых, супругах, родителях... Мы готовы разбрасывать
обвинения
налево и направо, как малыш разбрасывает игрушки в детском саду. Конечно,
для <танго нужны двое> - как мы обвиняем других, так и они обвиняют нас. Тот
момент, когда мы берем на себя ответственность за свою жизнь, послужит
фундаментом истинного счастья.

3. Для того, чтобы быть счастливым, мне нужно открыть секрет счастья

Секрет в том, что секретов счастья или успеха нет. Сколько бы ни убеждали
нас книги, авторы и наш собственный ум, никаких секретных ключей от двери
Простого
Человеческого Счастья нет. Вы сами создаете картину своего будущего,
формируете стратегию и затем настойчиво и усердно работаете над ее
воплощением. Здесь
нет коротких путей. Принятие этого факта продвинет вас по пути счастья
намного дальше.

4. Если бы у меня было:

Наш мозг пытается внушить нам, что мы были бы счастливее, если бы у нас была
другая работа, другой дом, другая машина... Нет ничего плохого в желании
лучших
вещей и обстоятельств, но это не делает нас автоматически счастливыми. Они
могут временно поднимать настроение, но это все быстро проходит. Тот, кто
хочет
прочного счастья, должен осознать, что бочка желаний бездонна, и ее никогда
не наполнить доверха. А истинное счастье идет изнутри.

5. Я люблю то, что есть, и не хочу изменений

Позволяя себе думать подобным образом, мы создаем все предпосылки для
падения вниз. Жизнь - это путешествие в постоянные изменения. Какие-то из
них мы
контролируем, какие-то - нет. Сопротивление изменениям или попытка взять все
под свой контроль обречены на провал. Изменения неизбежны. Вы должны принять
это и научиться плыть в непрерывном потоке изменений. Способность к
адаптации очень важна для счастья.

6. Если не сегодня, значит - никогда

Наш ум часто впадает в отчаяние и поддается разочарованию за несколько шагов
от успеха. Настойчивость очень важна для достижения счастья. Никогда не
позволяйте
своему уму обмануть вас и принять свое поражение. Вы не знаете, что принесет
вам завтрашний день. Только один день - это может быть все, что нужно для
достижения вашей мечты.

7. Я приму решение, когда точно буду знать, что делать

Чем больше вы думаете, тем скорее вы заходите в тупик. Взвешивание рисков,
анализ возможностей и принятие плана - важные факторы, но ничего не
происходит
до тех пор, пока нет решения и действий. Мы очень редко имеем полную
информацию для принятия решений. Стоп сомнениям! Неудача - не конец света.
Не позволяйте
вашему уму увлечь вас в ловушку тотального анализа всего на свете.

8. Я знаю, что не должен, но:

Наш ум пытается обмануть нас, отрицая последствия наших вредных привычек.
Особенно это касается вопросов здоровья. <Я знаю, что не должна курить, но
это
помогает мне похудеть>. Или: <Я знаю, что не должен этого есть, но если я не
могу наслаждаться жизнью, то зачем вообще жить>. Проблемы со здоровьем -
безусловно,
это вызов счастью. Не позволяйте уму поймать вас в ловушку самооправданий и
снисходительности к своим слабостям.

9. Мечты сбываются у тех, кому везет

Разум рассказывает нам сказки о том, что мы - игрушки в руках судьбы. Это
приводит к мысли, что ничего хорошего в такой жизни произойти не может. То,
что
наш ум расценивает как везение у других, зачастую является результатом
невидимой длительной и кропотливой работы. Поверьте в свою мечту всем
сердцем, и
вы будете удивлены, как часто на этом пути вас поджидает удача.

И еще одна важная вещь, над которой стоит серьезно задуматься. Осознание
этого может полностью изменить вашу жизнь. Именно глубокое осознание того
факта,
что:

Счастье не приходит. Приходит умение его видеть.

Источник:
http://fit4brain.com/1080

   2015-03-01 00:17:19 (#3229585)