Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Сущность деятельности в трактовке Бориса Эльконина Пытаюсь по-хайдеггериански взглянуть на популярную ныне деятельностную концепцию в изучении человека, хотя понимаю, что легко скатиться в объяснение одного непонятного чем-то не менее непонятным. Надеюсь всё же, что сопоставления Хайдеггера с другими человековедами помогают высвечивать немаловажные аспекты психологии и социологии. В одной из предшествующих заметок сопоставлял, например, взгляды Георгия Петровича Щедровицкого (далее ГП) с системой Жака Деррида, во многом исходящей от Хайдеггера. А в моём понимании человека ключевую роль играет атрибут субъектности как главный в «Тезисах
о Фейербахе» Маркса и как социальная ипостась учения о Dasein Хайдеггера.
Современная социо-культурная ситуация, именуемая «постиндустриальной», «третьей волной» и т.д., также связана с изменением строения производительного акта. Похоже, что основным вопросом становится не производство товара, а производство услуги – формы обращения, адресации товара потребителю (появление профессии маркетолога – тому свидетельство). Вопрос уже не в том, чтобы сделать некую вещь, а в том, чтобы «сделать» соответствующую потребность и стремление.
Потребность перестает разуметься сама собою, и «производство потребностей» из плана глубокого основания производства переходит в план актуальный – не просто проявленный, а прямо-таки агрессивно доминирующий. Обращение (коммуникация) уже не сопровождает действие, а сама становится действием, причем резким и результативным действием с психикой и сознанием, направленным на актуализацию потребности. В подобном действии как бы предположено, что люди не знают, чего хотят, и надо сделать, чтобы они
это (т.е. себя) поняли. Аффективно-потребностная сфера становится сферой результатов, а не предпосылок.
|
В избранное | ||